Ценностные ориентации младшего школьника, обучающегося по программе VIIIвида
статья на тему

Ковалева Галина Ивановна

Материал будет полезен учителям и воспитателям, работающим с детьми, обучающимися по программе VIII вида. Статья содержит теоретические аспекты ценностных ориентаций, методики, направленные на изучение различных сфер жизнедеятельности детей, качественный и количественный анализ данных. Также предлагаются формы работы с классным коллективом, направленные на эффективное  формирование нравственных ценностных ориентаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ковалева Галина Ивановна

ОКСОУ Дмитриевская с(к)о школа-интернат V вида

Воспитатель

Ценностные ориентации младшего школьника, обучающегося по программе VIII вида.

Ценностные ориентации - одна из ведущих характеристик личности человека. К ценностям, в первую очередь, следует отнести здоровье человека, его близких и окружающих, сохранение природного мира, гармонию человека с природным и социальным миром, красоту природы, активную, деятельную жизнь. Они играют решающую роль в саморегуляции, самоопределении, самореализации личности, определяют цели и средства деятельности, а также способность человека к рефлексии.

Все это играет существенную роль в становлении личности человека, является основой для выбора образа жизни, профессионального и жизненного пути.

 

 Как отмечают психологи становление у школьников ценностных ориентаций начинается в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности.  

       Продуктивность учащихся младших классов напрямую зависит от того, какие жизненные ценности у них преобладают.  От этого зависит окружение ребёнка, его будущие ориентиры на дальнейшую взрослую жизнь.

 Ценностные ориентации выполняют ряд функций. Это экспрессивная функция, способствующая самоутверждению и самовыражению индивида. Человек стремится передать принятые ценности другим, достичь признания, успеха; адаптивная, выражающая способность личности удовлетворять свои основные потребности теми способами и посредством тех ценностей, которыми располагает данное общество; защиты личности - ценностные ориентации выступают своего рода "фильтрами", пропускающими лишь ту информацию, которая не требует перестройки всей системы личности; познавательная, направленная на объекты и поиск информации, необходимой для поддержания внутренней целостности личности; координации внутренней психической жизни, гармонизации психических процессов.

 

Итак, ценностные ориентации, играя важную роль в формировании нравственной активности, обеспечивают общую направленность поведения личности, социально значимый выбор ею целей, ценностей, способов регуляции поведения.

 Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности. Это значит, что у личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал ребенок, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

 

Педагогу принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Педагог всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Очень важным фактором формирования ценностных ориентаций, представлений, ценностей и идеалов является воспитание.

С целью выявления особенностей формирования ценностных ориентаций в младшем школьном возрасте мною был проведен ряд методик, направленных на изучении различных сфер жизнедеятельности детей 3 «Б» класса  ОКСОУ Дмитриевской с(к)о школы-интерната V вида. Дети обучаются по программе VIII вида.

В классе - 8 человек.   Из них 2 детей – женского пола, 6 детей – мужского пола.

 Средний возраст детей – 9,5 лет. В исследовании принимали участие 6 человек.

 

 Перед проведением исследования, опираясь на данные наблюдений и личных дел учащихся, мы установили ряд общих для исследуемых детей особенностей, среди которых можно выделить следующие:

 1) неуверенность в себе, неумение вступить в контакт, как с взрослыми, так и со сверстниками в силу стеснительности и пассивности;

 2) недоверие к миру, скептическое отношение ко всему;

 3) отсутствие смысла жизни;

 4) низкий интеллект;

 5) высокий уровень тревожности.

 6) повышенная раздражительность, вспыльчивость, утомляемость;

Использованные  методики адаптированы на младший школьный возраст.

В их основе лежит беседа в форме диалога по тексту, заключающему какую-либо педагогическую ситуацию. Школьниками высказываются мнения, их рассуждения, при этом обнаруживается их понимание ситуации и отношение к ней.

В данной работе мы использовали:

1. Вопросы:

 Идёт контрольная работа. Твой одноклассник не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?

 Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?

 Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?

 Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?

2. Социометрическая методика изучения ценностей.

Понятия:

Когда ты вырастешь, ты будешь…

1. Красивым.

2. Богатым.

3. Очень умным.

4.  Всегда помогать людям.

5. Пойдешь воевать.

6. У тебя будет много друзей.

Детям предлагается расположить варианты в порядке значимости для них.

Количественный анализ полученных данных

На основе ответов составим таблицу.

  1. Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?
  2. Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?
  3. Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?
  4. Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю?

Панков А

Панкова Р

Номоконов Д

Бобкова м

Николенко Р

Ятколенко И

1

Да,  дам списать Просто так.

Я бы не дала, потому что он у меня в тетрадке ещё что-то сделает.

Я бы не дал, он плохо поступает  потому что сам ничего не знает, а у других просит.        

Я бы не дала списать, потому что списывать нельзя. Надо самому думать. Он будет списывать, ничего не будет знать.

Нет, пусть получит «два» или «кол».

Не дала бы. Учительница могла увидеть. Потом нельзя обманывать старших.

2

Конечно, спишу, так быстрее.

Я всегда могу выполнить работу сама.

Нет, я лучше еще немного сам подумаю. А не получится – спишу.        

Откажусь, списывать - нехорошо.

Спишу, но так, чтобы учительница не заметила, а то ругать будет.

Я поступлю глупо, если спишу, потому что на следующей контрольной работе я все равно ничего знать не буду.

3

Я бы разорвал тетрадку или вырвал лист . И они ничего не узнают.

У меня нет двоек, я хорошо учусь. А, если бы вдруг появилась, вырвала бы лист. Стыдно получать двойки.

Я бы сказал, только надо еще хорошую оценку получить и показать их вместе.

Я бы рассказала, мама меня за двойку простит.

Я бы стер двойку и написал тройку. Сказал бы, что учительница сама исправила, а то меня папка побьет.        

Я бы сразу не сказала. Не люблю, когда меня наказывают.

4

Да расскажу, пусть его накажут, а мне смешно будет

Да, я все расскажу про него. А то все мальчишки станут окна бить.

Обманывать учительницу нельзя. Нужно сознаться. Или я ей все расскажу.

Я ничего не скажу, нехорошо подводить товарища, меня мама так учила.

Назову. Это не хороший человек. Нельзя разбивать окна.

При всем классе я бы не назвала его фамилию, но потом бы я все рассказала

Качественный анализ полученных данных.

С первых дней обучения школьники узнают о таких правилах: нельзя списывать у другого, пользоваться подсказкой и давать списывать. Из приведенных ответов и обоснований мы видим, что в большинство детей в младших классах осуждают как тех, кто списывает, так и тех, кто дает списывать. В их оценках в той или иной форме выступает, прежде всего, отношение взрослых к такому поведению. Младшие школьники не выделяют также такого эстетического аспекта - как тенденция присваивания чужого труда. Эту ситуацию дети рассматривали с точки зрения результативности процесса обучения. Авторитет учителя в данном случае определяющий.

Отношения с одноклассниками не имеют для младшего школьника большого значения. Взаимопомощь и сочувствие не свойственны ребенку младшего школьного возраста. Такие моральные понятия, как взаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими школьниками, они не переросли у них в убеждения. Для них все еще важен авторитет взрослого, а не отношения с одноклассниками.

Известно, что школьников всегда пугает перспектива получения плохой оценки. Двойка - это стыд перед учителем и товарищами, удар по самооценке, по самолюбию. Для младших детей мотив «боязнь быть наказанным» оказался легче осознаваемым в силу того, что он им более знаком по опыту. Они знают, что, значит быть наказанным за плохую отметку. В связи с этим такое мощное чувство, как страх, пока еще доминирует у них над другими, в нравственном отношении более высокими.

По второй методике сводные данные таковы:

Когда ты вырастешь, ты будешь…

Панков А

Панкова Р

Номоконов Д

Бобкова М

Николенко Р

Ятколенко И

Пойду воевать.

Богатой

Богатым.

Красивой

Богатым.

Красивой

Богатым.

Очень умной

Всегда помогать людям.

Очень умной

Красивым.

У меня будет много друзей.

У меня будет много друзей.

Красивой

У меня будет много друзей.

Богатой

У меня будет много друзей.

Богатой

Очень умным.

У меня будет много друзей.

Очень умным.

У меня будет много друзей.

Пойду воевать

Очень умной

Всегда помогать людям.

Всегда помогать людям.

Красивым.

Всегда помогать людям.

Всегда помогать людям.

Всегда помогать людям.

 Красивым.

Пойду воевать

Пойду воевать

Пойду воевать

Очень умным.

Пойду воевать.

  • Для ребенка имеют значение те ценности, которые направлены на него самого, на его успех и благополучие: обладание умом, богатством, властью, красотой. Ценности, направленные на других людей: дружба, взаимопомощь, альтруизм - для ребенка являются менее значимыми.
  • Материальные ценности имеют для младшего школьника большее значение, чем альтруизм и принесение пользы другим людям.

Проведенные нами исследования подтвердили, что:

 - Дети судят о действиях людей по их следствиях, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений.

- Младшие школьники не выделяют такого эстетического аспекта - как тенденция присваивания чужого труда. Эту ситуацию дети рассматривали с точки зрения результативности процесса обучения.

- Такие моральные понятия, как взаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими школьниками, они не переросли у них в убеждения. Для них все еще важен авторитет учителя, а не отношения с одноклассниками.

- Такое мощное чувство, как страх, пока еще доминирует у них над другими, в нравственном отношении более высокими.

Анализируя нравственный опыт младшего школьника, мы видим, что хотя он и не велик, в нем нередко уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны.

Все вышесказанное, подводит нас к выделению необходимости в разработке средств и методов, способных изменить ситуацию к лучшему.

Эффективным для формирования нравственных ценностных ориентаций будет использование следующих форм работы с классным коллективом:

1.  тематические классные часы по нравственной тематике;

2.  дискуссии по нравственной тематике;

3.   организация циклов бесед «Уроки нравственности», «Человеческие ценности»;

4.  ролевые игры

5.  мультипликационные и кинопремьеры по нравственной тематике;

7.  знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.

В своей работе я использую такие формы, методы и приемы работы с младшими школьниками: общение, размышления, беседы, упражнения, игры, выставки рисунков.

Например, цели проведения беседы «Добрым быть совсем не просто»: способствовать формированию убеждений о доброте как ценностном качестве человека; развитию умений совершать добрые дела, анализировать ситуации; воспитанию доброжелательных отношений. Детям в ходе беседы предлагается отвечать на вопросы: «Что значит добрый человек?», «Что такое отзывчивость?», приводить свои примеры. Содержание литературных произведений, пословиц и поговорок способствует тому, что младшие школьники будут учиться видеть проявление ценностных качеств.

Выставка рисунков  «С чем ассоциируется качество доброта» направлен на выявление правильности усвоения школьниками понятия «доброта», понимания его смысла на основе рисунков. Учащимся для обсуждения предлагаются вопросы: «Как вы представляете доброту?», «Какого цвета, по-вашему, доброта?», «С каким овощем, фруктом или блюдом ассоциируется доброта?». При этом, ребята свои мысли и образы должны представить в рисунках. В итоге важно прийти к выводу, что от доброты люди испытывают только радостные и светлые чувства, которые можно получить в ответ на добрый поступок.

Игры-упражнения в добрых поступках можно проводить с целью расширения представлений младших школьников о добрых поступках, воспитания доброжелательных отношений в классе. После обсуждения и анализа пословиц о доброте и ситуаций проявления этого ценностного качества следует обобщить понятие «добрый поступок», что необходимо проявлять добрые чувства по отношению к другим. Нужно замечать: кому и где нужна помощь, и тогда окружающие тоже будут относиться к тебе доброжелательно.

Для того чтобы учащиеся ярче видели и подчеркивали качества и достоинства других людей, для формирования доброжелательных отношений в классе проводились  тренинговые упражнения. Например «Волшебные очки». Воспитатель объясняет, что у него есть волшебные очки, в которых можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, что человек иногда прячет от всех. Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих одноклассников.

Также ценностному восприятию окружающей действительности способствует выставка рисунков. Например, можно предложить такую тему: «Больше всего я ценю…». Учащимся предлагается нарисовать то, что они ценят больше всего, без чего не могут жить. Так делается вывод, что является самым ценным для детей в данном возрасте.

На мой взгляд, система предложенных занятий будет способствовать эффективному усвоению младшими школьниками понятий и представлений о человеческих ценностях; развитию умения видеть ценность в предметах, действиях, в отношениях человека к окружающему миру; умения рассуждать, обобщать, делать выбор в пользу нравственных ценностей. Таким образом, огромное значение для ребёнка имеет систематическая внутренняя работа по формированию ценностных ориентаций. Основной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная ориентация младших школьников

Данное занятие было разработано для обучающихся 1-х классов. Может проводится как в урочное, так и внеурочное время, психологом или учителем....

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Цель исследования: выявить особенности формирования ценностных ориентаций у младших школьников.выявить....

Ценностные ориентации современного школьника

Исследование педагога - психолога на тему "Ценностные ориентации современного школьника"...

Доклад на школьном методическом объединении воспитателей по теме: «Методы и приёмы профессиональной ориентации младших школьников в воспитательном процессе»

Профориентационная работа в школе, непосредственное участие школьников в общественно полезной деятельности, производительном труде помогают им изучить свои интересы, склонности и выбрать самостоятельн...

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ

Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии человека, его ценностных ориентаций, поступках людей. Особую зн...

Доклад « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»

При изучении регионального компонента географического образования  учитель  должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, та...