Классный час на тему "Ледовое побоище - День воинской славы России"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Ульяненко Вадим Александрович

План проведения классного часа  "Ледовое побоище - День воинской славы России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_provedeniya_klassnyy_chasa_.doc264.5 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерство обороны Российской Федерации»

Внеклассное мероприятие

Классный час на тему:

«Ледовое побоище – День воинской славы России»

                      Выполнил: старший воспитатель (начальник 2 курса) Ульяненко В.А.

                                               

                                                 Обсуждено на педагогическом совещании курса

                                                                          Протокол № 7  «28» марта 2014 года

Тверь

2014

Цели классного часа:

  • прививать  интерес  к   истории;
  • раскрыть сущность полководческого таланта Александра  Невского; объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем;  
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение к исторической личности.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для размышления детей о роли личности в истории;
  • формировать представление обучающихся о полководческом  таланте Александра Невского.

Развивающие:

  • способствовать развитию речи, памяти, логического мышления;
  • развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь

детям осознать их значимость в достижении общей цели;

  • создать условия для развития самостоятельности и практической

активности обучающихся.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности,

бережного отношения к историческому наследию России;

  • создать условия для воспитания культуры речевого общения,

потребности нести людям добро.

  1. Подготовительный этап.

Материально-техническое оснащение:

  • компьютер, интерактивная доска, проектор.

Тип урока:

Комбинированное занятие  с использованием ИКТ.

Форма проведения:

  • беседа;
  • интерактивная викторина;
  • проблемное (совместное) обучение.

  1. Ход проведения классного часа

  1. Вступительная часть

Слайд №1.

Объявляю тему занятия – «Ледовое побоище – День воинской славы России».

       Дни воинской славы России  - это памятные победные дни   в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России, и памятные даты в истории Отечества, связанные с важными историческими событиями в жизни государства и общества.

   Перечень этих дней утверждён Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России».   День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год) стоит первым в этом перечне.

    Хочу сразу оговориться, что в XIII веке немцами называли не жителей государств, которые располагались на территории современной Германии, а иностранцев, которые не умели (не могли, отсюда и немцы) разговаривать на русском языке.

           

Слайд № 2.

      Перед тем как перейти непосредственно к занятию, я хочу, чтобы вы услышали слова великого русского поэта, которые я выбрал эпиграфом к своему занятию.

Эпиграф

«…Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

А.С. Пушкин

Кто-нибудь знает чьи это слова?

Кто-нибудь хотел переменить своё Отечество?

Слайд № 3.

  Объявляю цели занятия:

  • объяснить суворовцам, что главным творцом победы новгородцев в битве на  Чудском озере был  Александр Невский;
  • дать суворовцам новые знания о роли личности Александра Невского в истории.

Слайд № 4.

    Перед тем как приступить к изложению материала я хочу предупредить вас о том, что в конце занятия будет проведён интерактивный опрос. Поэтому будьте внимательны, особенно к именам, названиям и датам.

Роль личности в истории.

     Я хочу, чтобы к концу занятия все вы поняли, как велика роль Александра Невского как полководца и политического деятеля.

      Безусловно, главным творцом победы новгородцев в битве на  Чудском озере был Александр Невский. Его тактические задумки спасли жизнь множеству дружинников.

Слайд № 5.

Почему Александра Ярославича называют Невским?

Считается, что своё прозвище «Невский», Александр получил после битвы со шведами на реке Неве в 1240 году. 

Слайд № 6.

Анимационный фильм «История Государства Российского» Н.М. Карамзина о Ледовом побоище.

      Сейчас с помощью анимационного фильма из серии «История Государства Российского» Н.М. Карамзина о Ледовом побоище мы рассмотрим ситуацию, которая сложилась к 1240 году на северо-западных границах Руси, а также что произошло после Невской битвы до Ледового побоища.

Слайд № 7.

Анимационная карта Ледового побоища.

     Итак, мы с вами убедились, что именно полководческий талант Александра Невского позволил одержать победу в Ледовом побоище. На момент этого сражения построение ливонских рыцарей (так называемая «Свинья») было самым прогрессивным. Им не могла противостоять ни одна европейская армия. Поэтому Александр Невский  максимально использовал особенности местности в построении своего войска. А гениальное решение о создании резерва, который ударил в тыл рыцарскому воинству, позже использовал ещё один великий русский полководец Дмитрий Донской в Куликовской битве.    

Слайд № 8.

    Отрывок из художественного фильма «Александр Невский» режиссёра Сергея Эйзенштейна, снятого в 1938 году.  В этом отрывке показан как раз тот момент, когда полки Александра Невского наносят удар по флангам рыцарского клина. В 1942 году, в год семисотлетия Ледового побоища, был выпущен плакат со словами: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков».

Слайд № 9.

Историческое значение битвы на Чудском озере:

  • Рыцари Ливонского ордена были изгнаны из русских земель.
  • Северо-западные земли Руси отстояли свою независимость и свободу.
  • Русское государство  миновала угроза полного порабощения.

Слайд № 10.

      Отрывок из художественного фильма «Александр Невский» со знаменитыми словами Александра Невского. Эти слова написаны на плакате, мимо которого вы каждый день ходите. Эти слова вдохновляли советских воинов во время Велико Отечественной войны.

Слайд № 11.

       С 1280 г. начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. В 1724 году Петр I основал в Петербурге Александро-Невскую лавру и повелел перевезти туда останки князя.

Слайд № 12.

       В 1725 году императрица Екатерина II  учредила орден Александра Невского - одну из высших наград России, существовавших до 1917 года. Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.

       

Слайд № 13.

        Решение проблемы в рамках использования проблемного (совместного) обучения.

Постановка проблемы о реальном месте битвы.

  • В реальности, исследователи не знают, где была битва. Новгородские источники говоря о месте битвы, указывают на Вороний камень. Но только где находится этот самый Вороний камень, исследователи спорят по сей день.
  • Во-первых, если битва действительно произошла на льду озера, то часть доспехов и оружия могла утонуть.  Но тогда почему современные археологи  не смогли их найти на дне озера.
  • Во-вторых, мечи, щиты, шлемы, кольчуги имели высокую стоимость в XIII веке — и не удивительно, что то, что не утонуло, было прибрано.
  • В-третьих, около места, где произошла битва, не обнаружено не одного захоронения воинов.

Слайд № 14.

Решение проблемы.

Слайды № 15-23.

    Интерактивный тест к классному часу «Ледовое побоище - День воинской славы России» для проверки качества усвоения материала занятия.

Слайд № 24.

     Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидел умных заинтересованных детей. Спасибо.

  1. Анализ результативности

      Развитие интереса к данной тематике реализовалось через решение поставленных задач.

В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей обучающихся, комфортность и активность их участия в классном часе. Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения комбинированного классного часа  с использованием ИКТ,  следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты воспитателем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

  1. Список используемой литературы и источников.

Литература:

  1. Герасимова В.А. Классные часы и беседы о российской истории:

7-11 класс. - М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64с.

  1. Детская энциклопедия. №1- 2009г.: ЗАО «Аргументы и факты».
  2. Я познаю мир: История России: Энциклопедия / А.М. Голицын; Художник М.А. Матросов, О.А. Васильев.-М.: ООО «Издательство Астрель»
  3. Андреев А. Тевтонский орден. Крах крестового нашествия на Русь
  4. Бегунов Ю. Александр Невский. М., 2009.
  5. Богданов А. П. Александр Невский, Вече, Москва, 2009.
  6. Борисов Н. С. Русские полководцы XIII - XVI веков. «Просвещение». М., 1993.
  7. Кирпичников А.Н. Ледовое побоище 1242 года. Новое осмысление. // Вопросы истории. 1994
  8. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей, Москва, 2006.
  9. «Ледовое побоище 1242 года». Сборник статей комплексной экспедиции по уточнению места ледового побоища под редакцией

 Г. Н. Караева, Наука, Москва, 1966.

  1.  Пашуто В. Т. Александр Невский М., 1974.
    Соловьев С. М. Об истории древней России, 1993.
  2.  Шаскольский И. П. Борьба Руси против крестоносной агрессии на берегах Балтики в ХП-ХШ веках. «Наука». Л. 1978.

                    2.Электронные источники:

Самоанализ.

Вид работы: классный час

Тема: «Ледовое побоище – День воинской славы России»

Цели классного часа:

  • прививать  интерес  к   истории;
  • раскрыть сущность полководческого таланта Александра  Невского; объяснить, почему Александр Невский стал национальным героем;  
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение к исторической личности.

Задачи:

Образовательные:

  • создать условия для размышления детей о роли личности в истории;
  • формировать представление обучающихся о полководческом  таланте Александра Невского.

Развивающие:

  • способствовать развитию речи, памяти, логического мышления;
  • развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь

детям осознать их значимость в достижении общей цели;

  • создать условия для развития самостоятельности и практической

активности обучающихся.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности,

бережного отношения к историческому наследию России;

  • создать условия для воспитания культуры речевого общения,

потребности нести людям добро.

Методики и технологии:

- технология личностно-ориентированного подхода;

- игровые технологии;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технология проблемного обучения.

Актуальность выбранной темы:  необходимость патриотического воспитания  создаёт условия для размышления детей о человеческих ценностях.   Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес обучающихся. Использованный материал подбирался с учётом возрастных  особенностей взвода. Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке  положительных эмоций.

Предполагаемый результат

  • У детей развивается речь, память, логическое мышление, коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
  •  Дети осознали свою значимость в достижении общей цели.
  • Созданы условия для развития самостоятельности и практической активности детей.

 

Методы:

 - словесные: рассказ, беседа, наглядность, как обычная, так и компьютерная;

 - игровые;

 - наглядные;

 - самостоятельная работа;

 - проблемное (совместное) обучение.

  Я считаю, что цели занятия достигнуты.