«Активизация познавательной деятельности посредством внеурочной работы на примере игры КВН для учащихся 8х классов»
методическая разработка (8 класс) на тему

Шунаева Татьяна Александровна

Математика даёт учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, трудового обучения и др.).

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения учащихся средних общеобразовательных школ. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой. На основе знаний по математике у учащихся формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. При изучении смежных дисциплин раскрывается практическое применение получаемых учащимися математических знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, представлений о математическом моделировании как обобщенном методе познания мира.

В курсе алгебры 7-9 классов последовательность расположения тем обеспечивает своевременную подготовку к изучению физики. Например, при изучении равноускоренного движения используются сведения о линейной функции, при изучении электричества – сведения о прямой и обратной пропорциональной зависимости. При изучении физики целенаправленно применяются понятия пропорции, вектора, производной, функций, графиков и др. Знания о процентах и умения решать уравнения используются в курсе химии. Таким образом, начиная изучать новый предмет, ученики уже имеют необходимый математический аппарат для решения задач из смежных дисциплин.

Однако существует и обратная связь. Привлечение знаний о масштабе и географических координатах из курса физической географии позволяет на уроках математики наполнить конкретным содержанием абстрактные математические понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentatsiya_rabota.zip1.2 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 391

 КРАСНОСЕЛЬСКИЙ РАЙОН

«Активизация познавательной деятельности посредством внеурочной работы на примере игры КВН для учащихся 8х классов»

учитель математики

Шунаева Т.А.

Санкт – Петербург

 2014г

       Математика даёт учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности человека, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, трудового обучения и др.).

        С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения учащихся средних общеобразовательных школ. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

          Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой. На основе знаний по математике у учащихся формируются общепредметные расчетно-измерительные умения. При изучении смежных дисциплин раскрывается практическое применение получаемых учащимися математических знаний и умений, что способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, представлений о математическом моделировании как обобщенном методе познания мира.

В курсе алгебры 7-9 классов последовательность расположения тем обеспечивает своевременную подготовку к изучению физики. Например, при изучении равноускоренного движения используются сведения о линейной функции, при изучении электричества – сведения о прямой и обратной пропорциональной зависимости. При изучении физики целенаправленно применяются понятия пропорции, вектора, производной, функций, графиков и др. Знания о процентах и умения решать уравнения используются в курсе химии. Таким образом, начиная изучать новый предмет, ученики уже имеют необходимый математический аппарат для решения задач из смежных дисциплин.

Однако существует и обратная связь. Привлечение знаний о масштабе и географических координатах из курса физической географии позволяет на уроках математики наполнить конкретным содержанием абстрактные математические понятия.

Цели игры:

1. Формирование интереса к математике, показать необходимость знаний по математике в других науках.
2. Развитие внимания, сообразительности, находчивости.
3. Воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний; формирование дружеских отношений, умения работать командой.

План проведения игры:

1.Приветствие команд:

а) эмблема;
б) название команды;
в) девиз.

2.Разминка для команд.

3.Задания и конкурсы командам.

4.Подведение итогов

5.Провозглашение мест

  1. РАЗМИНКА

1.Кто больше знает великих математиков?

  1. 2.Кто больше знает пословиц с числами?

1. Весна да осень - на дню погод восемь.

2. Сам не дерусь, семерых не боюсь.

3. Одним махом семерых убивахом.

4. За семью морями.

5. Лук от семи недуг.

6. Семеро с ложкой - один с плошкой.

7. Шестое чувство.

8. Пятое колесо в телеге. Лишний, ненужный в каком-либо деле человек.

9. Как свои пять пальцев. Знать очень хорошо, досконально, основательно.

10. Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

11. Без четырех углов изба не рубится.

12. Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня.

13. Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.

14. Хвастуну цена - три копейки.

15. Хромать на обе ноги.

16. Уплетать за обе щеки.

17. Убить двух зайцев.

18. Скупой платит дважды.

19. Сидеть меж двух стульев.

20. Палка о двух концах.

21. От горшка два вершка.

22. Одна голова - хорошо, а две - лучше.

23. Ни два, ни полтора.

24. Не может связать двух слов.

25. На два фронта.

26. На два слова.

27. Между двух огней.

28. Лентяй дважды работает.

29. Кто скоро помог, тот дважды помог.

30. Как две капли воды.

31. Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.

32. Два сапога - пара.

33. Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.

34. Трус умирает сто раз, а герой - один раз.

35. Руки поборют одного, знанье - тысячу.

36. Раз солгал - навек лгуном стал.

37. Одному ехать - и дорога длинна.

38. У ежа одна сила - колючки.

39. От одного слова да навек ссора.

40. Одной рукой и узла не завяжешь.

41. Одно сегодня лучше двух завтра.

42. На одном месте и камень мхом зарастает.

43. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

44. Одна пчела лучше, чем рой мух.

45. Одна мудрая голова ста голов стоит.

46. Одна нога тут, другая - там.

47. Одна голова на плечах.

48. Один пашет, а семеро руками машут.

49. Одна рука узла не вяжет.

50. Один в море - не рыбак.

51. Один в поле не воин.

52. Один раз не в счет.

53. Одна правда на свете живет.

54. Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

55. Одно дерево срубишь - десять посади.

56. Одна пчела немного меду натаскает.

57. Одна весна на Родине лучше, чем сто весен на чужбине.

58. Один - задириха, другой - неуступиха.

59. Даром ничего не дается.

60. Ничего не ново под луной.

61. Ничего не возникает из ничего.

62. Сводить к нулю, свести к нулю.

63. Абсолютный нуль, круглый ноль.

64. Ноль внимания.

65. Ноль без палочки.

3.Два тысячелетия тому назад в древнем мире была выведена знаменитая формула единого архитектурного целого, включающая три компоненты: польза – красота – … Назовите третью компоненту, которая рассчитывалась математиками.
(Ответ: Прочность)

Задания командам

  ( математика + экология)

Задача.

Вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник “Геометрия 7-9” и сколько, чтобы издать тираж учебника?На 1000 м2 нужно

вырубить                                         деревьев.

Решение.

Размеры одной страницы учебника 14см на 21 см, т.е. площадь равна

В учебнике 384 страниц или 192 листа, значит площадь всех листов учебника  

На 1000 м2 нужно вырубить                                 деревьев, т.е. в 2,5 раза больше. Значит на производство одного учебника требуется                                                         

На весь тираж в 100000 экземпляров требуется:

                                                                                                              леса, а это примерно 14 га

Ответ: 14 га

В какой профессии может использоваться данная задача?

Встречались ли вы ранее с такой задачей, если да, то где?

(Математика + медицина)

Задача 1.

Определение правильность осанки.

Измерьте расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами спереди (характеризует ширину плеч);

Измерьте расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами сзади (характеризует величину дуги спины);

Воспользовавшись формулой:

%

где А — показатель состояния осанки, оцените состояние осанки по следующей таблице:

проценты

состояние осанки

100 % – 110 %

          норма

меньше 90 % и более 125 %

  есть нарушения

Задача 2.

                   Определение пропорциональности своего телосложения.

Измерьте свой рост или рост своего друга стоя;

Измерьте свой рост или рост своего друга сидя;

Воспользовавшись формулой:

где А — показатель пропорциональности телосложения, оцените пропорциональность физического развития по следующей таблице:

проценты

Пропорциональность физического развития

87 – 92 %

пропорциональное физическое развитие

меньше 87 %

относительно малая длина ног

более 92 %

большая длина ног

МММаММатттттттт

(Математика + Биология)

Тема: «Этот удивительно симметричный мир»

Симметрия  (от греческого symmetria – соразмерность), в широком смысле – инвариантность (неизменность) структуры, свойств, формы материального объекта относительно его преобразований.

Назовите предметы обладающие симметрией в биологии.

см. слайд 8

(Математика+Русский язык)

Задание 1. Составьте правильно предложение

1.В овощном магазине купили 8 (кг) (яблоки) и 900 (г) (помидоры).

В овощном магазине купили 8 килограммов яблок и 900 граммов помидоров.

2.В магазине большой выбор (носки), (чулки), (ботинки) и модельных (туфли).

В магазине большой выбор носков, чулок, ботинок и модельных туфель.

3.Яна купила 1 (кг) (груши) и 500 (г) (вафли).

Яна купила 1 килограмм груш и 500 граммов вафель.

4.В магазине купили 5 (кг) (макароны) и 600 (г) (томаты).

В магазине купили 5 килограммов макарон и 600граммов томатов.

Задание 2.Среднеарифметическое.

Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувства юмора, попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают.

Итак, среднеарифметическое:

  1. портфеля и рюкзака – это … (ранец);
  2. женщины и рыбы это … (русалка);
  3. мужчины и коня – это …(кентавр);
  4. кобылы и осла – это … (мул);
  5. змеи и ящерица – это … (амфисбена, или двуходка);
  6. носка и чулка – это … (гольф);
  7. кола и пятерки – это … (тройка);
  8. ежа и змеи – это … (колючая проволока);
  9. велосипеда и мотоцикла – это … (мопед)
  10. апельсина и лимона – это… (Греипфрукт)
  11. холодильника и вентилятора – это… (кондиционер)
  12. человека обезьяны – это …(питекантроп, древнейший человек)

                                              (Математика + История)

слайд 9

«Сумма углов треугольника»

ХОД РАБОТЫ

На листе бумаги проведите произвольно луч АВ – одну из сторон угла.

Проделайте с транспортиром следующее: наложите его так, чтобы центр его совпал с началом луча АВ, а сам луч прошёл через нулевое деление шкалы.

На шкале отыщите чёрточку, которая обозначает 450 и около неё поставьте точку С.

При помощи линейки и простого карандаша проведите луч АС – вторую сторону угла.

Соедините точки С и В отрезком. В итоге у вас получился треугольник АВС.

При помощи транспортира измерьте углы ∠С и ∠В.  Результаты измерения занесите в тетрадь.

Ответьте на вопросы и выполните задание:

Что можно сказать о сумме углов полученного треугольника? Вывод запишите.

Запишите свойство углов треугольника : (Сумма углов треугольника равна 1800. Формулой это записывается следующим образом ∠А + ∠В + ∠С=1800.)

Историзм в математической задаче  имеет место тогда, когда к условию задачи добавляется исторический факт (включенный в текст задачи или дополнительно).

ВОПРОС: Вспомните знаменитый ответ Фалеса египетским жрецам о том, как измерить высоту египетских пирамид: «Когда тень от моей палки будет равна самой палке, тень от пирамиды будет равна самой пирамиде». Но это лишь один раз в день. А как можно сделать это измерение в любое время дня?

 

На ней измерьте примерный угол наклона её по отношению к земле.

Давайте с вами вспомним, в каких профессиях необходимы эти знания.

(Архитектор). Эта профессия появилась несколько тысячелетий назад, когда ещё египтяне строили свои пирамиды. Ведь в этих самых пирамидах углы основания рассчитаны до градуса, иначе они не простояли бы столько времени. Современные небоскрёбы проектируются на компьютерах и углы рассчитываются уже не до градуса, а до секунды.

          На этом примере  показано, как математические знания появляются из практических нужд человека и затем используются людьми для решения практических задач.

(Математика+Геодезия)

Есть профессия, в которой необходимы знания по математике — Маркше́йдер (нем.Markscheider(Маркшайдер); отMark— отметка, граница +Scheider — отделитель) , ведь ему приходится вычислять размеры участков, форма которых не всегда прямоугольная.

Задача. Вычислить площадь участка не правильной формы слайд 10

 

Для вычисления площади фигуры сложной формы разбейте ее на несколько стандартных фигур, вычислите площадь каждой из них и сложите результаты.В геометрической задаче это легко сделать, но в повседневной жизни вам, скорее всего, придется разбить фигуру сложной формы на множество стандартных фигур. Слайд 11-12-13

  • Начните с поиска прямых углов и параллельных линий. Они послужат в качестве основ для стандартных фигур.

 

Используйте альтернативные методы.Например, к фигуре сложной формы пририсуйте «воображаемую» фигуру, которая превратит фигуру сложной формы в стандартную фигуру. Найдите площадь такой стандартной фигуры, а затем вычтите из нее площадь «воображаемой» фигуры. Вы найдете площадь фигуры сложной формы.

(Математика+Физика)

Задача. Через какое время тело, брошенное вверх со скоростью 20 м/с, достигнет высоты 15 м? Может ли оно достичь 25 м?

Решение. Тело, брошенное вертикально вверх со скоростью v движется по закону S=vt-gt2/2. Принимая приближенно g=10 м/с2, имеем  формулу S=vt-5t2. Подставляя известные данные, получаем квадратное уравнение:

5t2 - 20t+15 = 0.

Решая данное уравнение, получаем ответ t=1с, t=3с.

Для ответа на второй вопрос вместо S подставим значение 25м. Полученное квадратное уравнение

5t2 - 20t+25 = 0

не имеет корней, а, следовательно, нет такого значения времени t, при котором тело достигло бы высоты 25 м.

       Решение данной задачи на уроке физики невозможно без умений решать квадратные уравнения, но и решение этой задачи на уроке математики требует от учеников знания основных физических формул, умений анализировать процессы, описанные в задаче. В частности, при решении первой части задачи, получилось два ответа. Почему? Ответ окажется очень простым, если вспомнить, что тело, брошенное вверх, достигнув определенной высоты, начинает падать. Поэтому тело оказывается на высоте 15м дважды: первый раз, когда оно движется вверх, и второй раз – когда оно падает.

Задачи подобного рода представляют большую ценность, поскольку позволяют продемонстрировать значимость математического материала для изучения других наук.

(Математика+Литература)

                    Нередко на уроках математики учителя используют дидактические стихи и загадки, которые несут с собой различные функции: контроля, обучающие, мировоззренческую. Например, сказка, в которой главный герой убеждается в необходимости изучения той или иной темы или математики вообще, может способствовать формированию мировоззрения. Стихи-загадки, или сказки-вопросы позволяют проконтролировать знания учеников по изучаемой теме.

1. Я — тире в грамматике,

А кто я в математике? (Минус)

2. Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (цифры)

3. Не похож я на пятак,

Не похож на рублик.

Круглый я, да не дурак,

С дыркой, но не бублик. (ноль)

4. Мы — весёлые отметки

И встречаемся нередко

У прилежных в дневнике.

Кто их часто получает,

Никогда не заскучает. (пятерка)

5. Шея длинная такая,

Хвост крючком. И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А её лентяи — нет! (двойка)

6. Нет углов у меня,

И похож на блюдо я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо. (круг)

7. Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня... Что это, кто отгадает? (квадрат)

Использование на уроках математики материала из художественных произведений, имеющего отношение к предмету, цитат известных людей о необходимости изучения математики позволяет внести в урок элементы занимательности и продемонстрировать связь математики с таким важным школьным предметом, как литература.

Какие вы знаете высказывания знаменитых людей?

Математика — это язык, на котором написана книг априроды.Галилео Галилей

Есть в математике нечто, вызывающее человеческий восторг Ф. Хаусдорф

Математика – самая надежная форма пророчества. В. Швебель

Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам. Роджер Бэкон

Математика – царица наук, арифметика – царица математики. К.Ф. Гаусс

Подобно тому как все искусства тяготеют к музыке, все науки стремятся к математике. Д. Сантаяна

Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит. М.В. Ломоносов

Математика — это единственный совершенный метод водить самого себя за нос. Альберт Эйнштейн

Математика есть лучшее и даже единственное введение в изучении природы. Д.И. Писарев

В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии.Н.Е. Жуковский

Толстой Л.Н.

 Живой человеческий характер Толстой представлял в виде дроби, в числителе которой были нравственные качества личности, а в знаменателе – ее самооценка. Чем выше знаменатель, тем меньше дробь, и наоборот. Чтобы становиться совершеннее, нравственно чище, человек должен постоянно увеличивать, наращивать числитель и всячески укорачивать знаменатель.

Задача Л. Н. Толстого

          Как известно, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой организовал в своем имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей и сам преподавал в ней. Для учащихся он написал и издал «Азбуку», в которой есть раздел «Арифметика», откуда и взята эта задача.

         «Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели?»

Решение:

Пусть x – число косцов в артели, а y – размер участка, скашиваемого одним косцом в один день. Площадь большого луга: xy/2+xy/4 = 3xy/4. Площадь малого луга: y+xy/4 = (xy+4y)/4. Но первый луг больше второго в 2 раза, значит: 3xy/4: (xy+4y)/4 =2 или 3xy/(xy+4y)=2.     3x/(x+4) = 2    3x = 2x+8       x = 8        Ответ: было 8 косцов

(Математика +География)

  На чертеже изображён график изменения температуры воздуха в течение суток. Слайд 14

1) Определить по данному графику: наиболее низкую температуру воздуха за сутки; наиболее высокую температуру за сутки; время суток, в течение которого температура воздуха была выше 0°; ниже 0°.

2) Составить по графику таблицу изменения температуры воздуха в течение суток (через 2 часа).

   Ежедневные наблюдения за температурой воздуха в течение недели ноября дали следующую таблицу средних показаний термометра; по Цельсию:

слайд 15

1) Изобразить, ход изменения температуры по данным таблицы в виде графика.

2) Определить по графику наибольшую и наименьшую температуру воздуха за первую неделю ноябри.

Подведение итогов.


№ п/п

Конкурс

Баллы

Классы

1.

Приветствие:
эмблема;
название команды;
девиз.

5 макс.
2
1
2

2.

Разминка команд

(по 1 б. за прав. отв.)

3.

 математика + экология

(по 1 б. за прав. отв.)

5.

Математика + медицина

(по 1 б. за прав. отв.)

6.

Математика + Биология

(по 1 б. за прав. отв.)

7.

Математика+Русский язык

(по 1 б. за прав. отв.)

8.

Математика + История

(по 1 б. за прав. отв.)

9.

Математика+Геодезия

(по 1 б. за прав. отв.)

10.

Математика+Физика

(по 1 б. за прав. отв.)

11.

Математика+Литература

(по 1 б. за прав. отв.)

12.

Математика +География

(по 1 б. за прав. отв.)

ИТОГО:

Провозглашение мест:

Место

Класс

I

II

III

IV

Список литературы


1. Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей - М.,2006.

2. Межпредметные связи в учебном процессе. / Под. ред. Дмитриев С.Д. -Киров - Йошкар-Ола: Кировский гос. пед. ин-т, 1978- с.80.

3. BestReferat_ru - Банк рефератов, дипломы, курсовые работы, сочинения, доклады.mht

4. Лошкарева Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования учебно-воспитательного процесса - Вып.5. - М.: МГПИ им.В.И.Ленина, 1981.; Лошкарева Н.А. О понятии и видах межпредметных связей // педагогика. - М., 1972. - №6 - С.48-56.

5. Черкес-Заде Н.М. Межпредметные связи как условие совершенствования учебного процесса: Дис.канд.пед.наук. — М.,1968.

6.БакиеваА., Саитова Р.А. «Математика в художественной литературе».

7.С. Хаимов. Основы высшей геодезии. / М.: «Недра», 1984.

8.Иванов А. И., О взаимосвязи школьных курсов физики и математики при изучении величин, - «Физика в школе», 1997, №7, стр. 48.

9.Кожекина Т. В., Взаимосвязь обучения физике и математике в одиннадцатилетней школе, - «Физика в школе», 1987, №5, стр. 65.

10. Тамашев Б.И., Некоторые вопросы связи между школьными курсами физики и математики, - «Физика в школе», 1982, №2, стр. 54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся

Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...

Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся

Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ФГОС В 5 КЛАССЕ.

Цель, задачи, место в учебном плане, таблица тематического распределения часов, опыт работы с разделом поэтического перевода стихотворения, итоги....

«Активизация познавательной деятельности во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида»

Некоторые виды работы, способствующих активизации познавательной деятельности обучающихся во внеурочное время...

Активизация познавательной деятельности через исследовательскую работу учащихся

Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения учащимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому н...

Программа внеурочной работы по ОБЖ «Дорожные знаки» для учащихся 4 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе следующих документов:- Закон «Об образовании» с учетом примерного положения о классном руководстве, его деятельности, закрепляющ...