Программа внеурочной работы по ОБЖ «Дорожные знаки» для учащихся 4 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
рабочая программа

Сураева Мария Николаевна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

- Закон «Об образовании» с учетом примерного положения о классном руководстве, его деятельности, закрепляющего права и обязанности.

 - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);

- Учебный план МБОУ «Горхонская СОШ № 73

    Актуальность предлагаемой программы  состоит в том, что наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения  дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. В списках причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твёрдо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов  социальной катастрофы.  Данная программа опирается на минимальный запас знаний Правил дорожного движения  и умений их выполнять, полученных в дошкольных образовательных учреждениях, семье.

Программа внеурочной работы по ОБЖ  «Дорожные знаки» является подготовкой к участию учащихся в школьном и районном конкурсах по ПДД, ДДТТ, выступления агитбригад; участие в конкурсе «Безопасное колесо», игр, соревнований.

Программа адресована учащимся 4 класса МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73»                                                                

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования  администрации МО «Заиграевский район»

МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73»

Утверждаю                                                                               Согласовано                                                                             Директор                                                                                   Заместитель директора по ВР                                            МБОУ «Горхонская СОШ № 73»                                          МБОУ «Горхонская СОШ № 73»                                                                                        Н.П. Максимова__________                                                   М.Н. Сураева ___________            Приказ №___________                                                            от «___» _________20___г.                                                        от  «___» __________ 20___г.                                                                                

       

Программа

внеурочной работы по ОБЖ

«Дорожные знаки»

для учащихся 4 класса

учителя основ безопасности жизнедеятельности

Сураевой Марии Николаевны

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

- Закон «Об образовании» с учетом примерного положения о классном руководстве, его деятельности, закрепляющего права и обязанности.

 - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);

- Учебный план МБОУ «Горхонская СОШ № 73

    Актуальность предлагаемой программы  состоит в том, что наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения  дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. В списках причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твёрдо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов  социальной катастрофы.  Данная программа опирается на минимальный запас знаний Правил дорожного движения  и умений их выполнять, полученных в дошкольных образовательных учреждениях, семье.

Программа внеурочной работы по ОБЖ  «Дорожные знаки» является подготовкой к участию учащихся в школьном и районном конкурсах по ПДД, ДДТТ, выступления агитбригад; участие в конкурсе «Безопасное колесо», игр, соревнований.

Программа адресована учащимся 4 класса МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73»                                                                                                                                                                                                                                                            

   Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых знаний о дорожных знаках. Формировать представление школьников о безопасности дорожного движения при передвижение по улицам и дорогам. Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

При изучении этого курса решаются следующие  задачи:

- освоение знаний  по правилам  дорожного движения;  помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения РФ  для пешеходов и велосипедистов;                                                                                                                                               - развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;                                        -способствовать развитию у учащихся таких умений как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость;                                                                                                  - воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге, культуру поведения  в транспорте и дорожную этику.                                                                                                                                                                                                        

Формы организации  занятий: 

  • занятие-диспут,
  • занятие-праздник,
  • интегрированное занятие,
  • устный журнал,
  • конкурсы, викторины
  • тематические игры

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного знатока дорожных знаков и правил дорожного движения Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к ПДД.

    Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к безопасности  жизнедеятельности, соблюдение ПДД.

Роль кружка в формировании ключевых компетенции.

      По окончании изучения курса учащиеся должны владеть следующими компетенциями:                                          1. Здоровье сберегающие компетенции позволяют                                                                                                                       - Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: аварии, травмы и.т.д. - позитивно относиться к своему здоровью, владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки, самоконтроля;               - уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи и т.д.                                                                                                                                                                                     2. Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:                                                                                - формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;                                                                                                                                            - владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок.                                                                                                                    3. Учебно-познавательные компетенции – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами  добывания знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях.                                      

   4.  Коммуникативные компетенции – навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, развития умений выходить из  положения в условиях дефицита языковых средств.                                                                                                                                                                                5. Компетенции личного самосовершенствования – направлены на освоение  способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной  саморегуляции и самоподдержки.  Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры поведения. К данным компетентностям относятся – правила дорожного движения, забота о собственном здоровье.

Условия реализации программы

Реализация целей  невозможна без использования ресурсов: учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий, Интернет, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

             Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

 Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).

Ученик должен «уметь»:

искать:

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

оценивать ситуацию и правила

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания о ПДД, использовать практический опыт взрослых, суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

В результате реализации программы учащиеся 4 класса получат возможность научиться:

- Основным понятиям и терминам из Правил дорожного движения Российской Федерации;

- Правилам перехода проезжей части на площадях и перекрёстках;

- анализировать последствия опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей;

-  понимать разные категории дорожных знаков и понимать разметку проезжей части улиц и дорог;

- понимать правила оказания первой помощи;

- правильному поведению при  опасной ситуации на дорогах, особенно, в темное время суток и во время неблагоприятных погодных условий.                                                                                                     Уметь:

- Правильно вести себя,  оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;

- Самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;

- Иметь представление о культуре поведения на улице, о взаимоотношениях водителя и пешехода; об ответственности за нарушение правил дорожного движения;

- Уметь «читать» сигналы светофора;

      В результате изучения курса «Дорожные знаки» обучающийся должны сформировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность. Уметь использовать полученные знания в жизни. Применять способы  создания простейших планов  действий, ориентироваться на местности, пользоваться дополнительной литературой, владеть культурой  языка безопасности.

Учебно-тематический план.

Название раздела

Количество часов

1

Раздел 1. Дорожные знаки.

11 ч.

2

Раздел 2. Оказание первой медицинской помощи.

итого

Содержание курса.

   Включает в себя теорию и практику безопасного поведения  человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях  на дороге и прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учётом своих возможностей.

Программа предполагает как групповые так и индивидуальные занятия, а также проведение массовых мероприятий.

Тематическое планирование

№ урока

Название раздела, тема урока.

Кол-во часов

Дата проведения

Календарные

сроки

Фактические сроки

1

Дорожные знаки.

Предупреждающие знаки.

1 ч.

2

Знаки приоритета.

1 ч.

3

Запрещающие знаки.

1ч.

4

Предписывающие знаки.

1ч.

5

Знаки особых предписаний.

1ч.

6

Информационные знаки.

1ч.

7

Знаки сервиса.

1ч.

8

Знаки дополнительной информации.

1ч.

9

Игра «Знатоки дорожной азбуки»

1 ч

10

Викторина «Азбука  города».

1 ч.

11

Творческая работа (рисуем знаки, сочиняем стихи)

1ч.

12

Раздел 2. Оказание первой медицинской помощи.

- тепловой и солнечный удар

1 ч.

13

Виды кровотечений:                                         - капиллярное                                                      - венозное                                                         - артериальное (виды перевязок, наложение жгута)

1 ч.

14

Перелом конечностей (закрытый, открытый, фиксация конечностей)

1 ч.

15

Травма головы, позвоночника, спины.

1 ч.

16

Ушибы и растяжения

1 ч.

17

Аптечка автомобильная.

1 ч.

18

Викторина по пройденному материалу «Первая помощь»

1 ч.

19

Семейная игра по ПДД «За безопасность движения всей семьёй».

1 ч.

20

Итоговая игра – викторина по ПДД.

1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Организация контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

 Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельс...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА)

Выступление на III Московской областной научно-методической конференции "Педагог - исследователь", ноябрь 2011 г....

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя основ безопасности жизнедеятельности МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» Соловьева Петра Владимировича

laquo;Использование методов обучения для повышения мотивации обучающихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» Метод обучения - это система регулятивных принципов и прави...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...

Программа внеурочной деятельности по ОБЖ «Весёлый светофор» для учащихся 1 - 4 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе следующих документов:- Закон «Об образовании» с учетом примерного положения о классном руководстве, его деятельности, закрепляющ...