Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 11класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
рабочая программа по обж (11 класс)

Сураева Мария Николаевна

                                                          Пояснительная записка.

  Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

-Федеральном компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004,№1312;

-Учебный план МБОУ «Горхонская СОШ №73» на 2018-2019 уч. год.

Актуальность предлагаемой программы состоит в том, чтобы обеспечить учащихся специальными знаниями, сформировать умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных, умело действовать в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социально- политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных ситуациях, в том числе с оружием в руках защищать своё отечество. Программа направлена на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооружённых силах РФ, выполнению конституционного долга по защите отечества, патриотическое (военно- патриотическое воспитание) старшеклассников. В соответствии с Федеральном законом « О воинской обязанности и военной службе» и письмом Министерства общего и профессионального образования Российской  Федерации от 14. 07. 98 г. № 1133/ 14- 12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 11 класса введен раздел « Основы военной службы».

     Программа рассчитана на обучение основам безопасности жизнедеятельности учащихся 11 класса МБОУ «Горхонская СОШ №73».  Программа рассчитана на 35 часов в год. Программа учитывает базовые знания, сформированные учащимися соответствии их жизненного опыта. Данная программа включает  национально региональный компонент 

Цель:

- воспитание у учащихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью, как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, ответственного отношения к использованию долга перед Отечеством и несение военной службы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Администрация МО «Заиграевский район»

                         Управление образования администрации МО «Заиграевский район»

                               МБОУ « Горхонская средняя общеобразовательная школа №73»

Утверждаю:                              Согласовано: заместитель         Программа рассмотрена                Директор МБОУ                      директора по УВР  МБОУ         и одобрена на заседании  МО

«Горхонская СОШ № 73»      «Горхонская СОШ № 73»    МБОУ «Горхонская СОШ № 73»      

                 _______                          _______                                             _________

Приказ № ___                         «___»_____ 2018 г.                    Протокол № ____

«__»______2018 г.                                                                           «___»_____ 2018 г.  

Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

для учащихся 11класса

учителя основ безопасности жизнедеятельности

Сураевой Марии Николаевны

                                                2018 – 2019 учебный год                

                                                         

                                                          Пояснительная записка.

  Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

-Федеральном компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, № 1089;

-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004,№1312;

-Учебный план МБОУ «Горхонская СОШ №73» на 2018-2019 уч. год.

Актуальность предлагаемой программы состоит в том, чтобы обеспечить учащихся специальными знаниями, сформировать умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе самых неблагоприятных, умело действовать в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социально- политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных ситуациях, в том числе с оружием в руках защищать своё отечество. Программа направлена на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооружённых силах РФ, выполнению конституционного долга по защите отечества, патриотическое (военно- патриотическое воспитание) старшеклассников. В соответствии с Федеральном законом « О воинской обязанности и военной службе» и письмом Министерства общего и профессионального образования Российской  Федерации от 14. 07. 98 г. № 1133/ 14- 12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 11 класса введен раздел « Основы военной службы».

     Программа рассчитана на обучение основам безопасности жизнедеятельности учащихся 11 класса МБОУ «Горхонская СОШ №73».  Программа рассчитана на 35 часов в год. Программа учитывает базовые знания, сформированные учащимися соответствии их жизненного опыта. Данная программа включает  национально региональный компонент  

Цель:

- воспитание у учащихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственного отношения к личному здоровью, как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, ответственного отношения к использованию долга перед Отечеством и несение военной службы.  

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

Задачи обучения:

- формирование умений для освоения знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- актуализация представлений, об основных мероприятиях гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;

- изучение правил поведения во время инфекционных заболеваний;

- изучение правил поведения во время несения военной службы; воинская обязанность, медицинские знания;

- изучение основ военной службы РФ.

Задачи воспитания:

- воспитание у учащихся ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства;

- освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни.

Задачи развития:

- развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях и чрезвычайных ситуаций природного, и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни; Конституционного долга и обязанности гражданина Росси по защите Отечества;

- освоение знаний: о безопасном поведении человека; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства.

Задачи валеологические:

- ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства;

- использование кабинета, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражительность;

- Благоприятный психологический климат на уроке, учёт возрастных особенностей учащихся при работе на уроке;

- наблюдение за осанкой учащихся при посадке;

- использование различных наглядных средств, компьютера, DVD, в соответствии с требованиями САНПиН;

- оздоровительные моменты на уроке – физкультминутки, гимнастика для глаз, массаж активных точек;

- соответствие урока основным нормам САНПиН

  Роль учебного предмета в формировании ключевых компетенций.

По окончании изучения курса основ безопасности жизнедеятельности овладеть следующими компонентами:

Ключевые:

1.Природоведческая и здоровье сберегающая компетенция- позволяют приобретать опыт ориентации в природной среде (в лесу, поле, водоёмах).

- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождём, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными и насекомыми;

- позитивно относится к своему здоровью, владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки ,самоконтроля;

- знать и применять правила для автономного выживания в природных условиях, заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи и т.д.

2. Ценностно- смысловая компетенция:

Связана с ценностными ориентирами учащихся, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для поступков и действий, принимать решения.

Данная компетенция обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

3.Учебно- познавательная компетенция:

- дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами добывания знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях.

4.Иформационная компетенция:

- умение пользоваться различными источниками информации и ориентироваться в информационном пространстве.

5. Коммуникативная компетенция:

- навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, развития умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передачи информации.

6. Социально- трудовая компетенция:

- владеть опытом в сферах гражданско – общественной и социально- трудовой деятельности, в сферах профессионального самоопределения.

7. Компетенция личностного совершенствования:

- направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самоопределения, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Овладение способами деятельности в современных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуре поведения. К данным компетентностям относятся- правила личной гигиены, забота о собственном здоровье. Внутренняя экологическая культура и качества связанные с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Предметные (т.е. обучаемый владеет всеми знаниями и умениями, предусмотренными курсом). Предметные компетенции указаны в разделе « Требования к уровню подготовки учеников».

Организация образовательного процесса.

Для реализации данной программы используется следующие технологии:

  1. Групповые технологии;
  2. Логические опорные конспекты;
  3. Игровые технологии (тренинги);
  4. Проектная деятельность;
  5. Технология личностно- ориентированного обучения;
  6. Информационные технологии (ИТ)

Фомы контроля:

Контроль- неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида- ( предварительный, текущий, итоговый).

- Предварительный- исходное состояние познавательной деятельности, индивидуальный уровень каждого ученика.

- Текущий- необходим для диагностирования хода учебного процесса, выявлении динамики последнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов с запланированными. Способствует своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышение общей продуктивности учебного труда.

- Итоговый- конечный результат определённого блока ( раздела, четверть, полугодие, год). В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. Установлены критерии оценки при 5-ти бальной системе.

                                                                 УМК.

Данная программа базируется на учебном комплексе, в которые входят:

учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс: учебник М.П. Фролов и др.; под редакцией Ю.Л. Воробьёва – 3-е издание Москва, Дрофа; Астрель, 2018 г

- Методические пособия для учителя.

                                 Требования к уровню подготовки учащихся.

 Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которые должны достигать все учащиеся, окончившие курс основ безопасности жизнедеятельности 11 класса и достижения которых являются обязательным условием положительной аттестации ученика. Эти требования структурированы по трём компонентам: «Знать». «Уметь», «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Знания и умения.

В результате изучения учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 11 классе ученик должен:

Знать:

-  основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;

- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

- основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

- предназначение и задачи гражданской обороны, организацию гражданской обороны в учебном заведении;

- основные моменты истории военной службы;

- основы Российского законодательства об обороне государства, о воинской обязанности и военной службе граждан;

- состав и предназначение Вооружённых Сил Российской Федерации;

- организацию воинского учёта;

- особенности военной службы;

- правовые основы службы; - требования, предъявляемые к морально-этическим, психологическим и профессиональным качествам призывника

Уметь:

- перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;

-  перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание Всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации;

- объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

-  назвать способы ориентирования на местности, подачи сигналов бедствия и другие приёмы обеспечения безопасности в случае автономного существования в природных условиях;

- показать порядок использования индивидуальных средств защиты;

- объяснять основы воинской обязанности, суть и значение воинской дисциплины;

- оказать первую медицинскую помощь при ранениях, травмах, экстренная помощь;

- оказание помощи тонущему.

   

Приобретённые знания и умения учащихся должны использовать в практической и в повседневной жизни для:

- ведение здорового образа жизни;

- действие в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- пользоваться бытовыми приборами;

- использование по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

- пользование бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

- соблюдение мер пожарной безопасности дома и на природе;

- соблюдение норм безопасного поведения на водоёмах в любое время года;

- соблюдение мер профилактики инфекционных заболеваний;

- оказание первой медицинской помощи в неотложных состояниях;

- вызов служб экстренной помощи;

- подготовка себя к профессиональной деятельности, в том числе и к военной службе.                        В результате изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен знать основные понятия, понимать вопросы природоохранной деятельности, военной службы, медицинской деятельности, уметь использовать полученные знания в жизни. Применять способы создания простейших планов действий, ориентироваться на местности, пользоваться дополнительной литературой, владеть культурой языка безопасности. По окончании курса учащийся должны знать и понимать- ответственности за личную безопасность, безопасность общества и государства; ответственно относится к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности; ответственно относиться к  сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства; ответственно относится к военной службе. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены учащихся положены объективность и единый подход. При 5-ти бальной оценки для всех установлены обще дидактические критерии.

                                         Учебно- тематический план.

Программа составлена на основе программы для образовательного учреждения: основы безопасности жизнедеятельности 11 класса. Рекомендуемая департаментом образовательных программ и  стандартов общего образования РФ.

   

 

Названия раздела

Количество часов

1

Раздел 1. Основы военной службы.  

23

2

Радел 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

                                            Содержания курса.

Раздел 1- Основы воинской службы.

Глава 1- История военной службы

Глава 2 Воинская обязанность.

Глава 3 Особенности военной службы.

Глава 4 Правовые основы службы.

Глава 5. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина  Вооруженных сил России.

Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Глава 6 Основы здорового образа жизни.

Глава 7 Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.

11 класс ОБЖ

Тематическое планирование.

Название раздела, тема урока.

Кол-во часов

Календарные сроки        

Фактические сроки

 1

Раздел 1. Основы военной службы.

Глава 1 История военной службы. 

Войны в истории человечества и России. Военная  служба- особый вид государственной службы.

1 ч.

2

Исполнение обязанностей военной службы. Организация обороны Российской Федерации.

Вводная диагностика.

1 ч.

3

Глава 2 Воинская обязанность

Основные сведения о воинской обязанности. Организация воинского учета и его предназначение.

1 ч.

4

Обязательная подготовка граждан к военной службе.

5

Добровольная подготовка граждан к военной службе.

1 ч.

6

Освидетельствование граждан при постановке на воинский учет.

1 ч.

7

Организация прохождения профессионального психологического отбора при первоначальной постановке на воинский учет. Психологическая классификация воинских должностей.

1 ч.

8

Организация призыва на военную службу.

1 ч.

9

Ответственность граждан по вопросам призыва. Прохождение военной службы по призыву. Тест «Воинская обязанность».

1 ч.

10

Глава 3 Особенности военной службы.

Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ- закон воинской жизни.

1 ч.

11

Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России

1 ч.

12

Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.

1 ч.

13

Воинские звания военнослужащих ВС Российской Федерации. Военная форма одежды.

1 ч.

14

Глава 4 Правовые основы военной службы.

Социальная защита военнослужащих. Статус военнослужащего. Правовая защита военнослужащих и членов их семей.

1 ч.

15

Прохождение военной службы по контракту. Прохождение службу военнослужащими- женщинами

1 ч.

 16

Права и ответственность военнослужащих. Увольнение с военной службы.

Тест «Особенности ВС и правовые основы»

1 ч.

17

Глава 5 Военнослужащий- защитник своего Отечества. Честь и достоинство воина Вооруженных сил России

Военнослужащий- патриот, с честью и достоинством несущий звание защитник Отечества.

1 ч.

18

Военннослужащий- специалист, в совершенстве владеющим оружием и военной техникой. Виды воинской деятельности.

1 ч.

19

Требования, предъявляемые к морально-этическим, психологическим и профессиональным качествам призывника.

1 ч.

20

Взаимоотношения в воинском коллективе

1 ч.

21

Воинская дисциплина. Ее суть и значение. Офицер Российской армии. Требования, предъявляемые к офицеру военной службе.

1 ч.

22

Военные образовательные учреждения профессионального образования.

1 ч.

23

Международная миротворческая деятельность Вооруженных сил РФ.

Тест «Военнослужащий- защитник своего Отечества»

1 ч.

24

Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Глава 6 Основы здорового образа жизни

Правила личной гигиены и здоровье. Нравственность и здоровье. Формирование правильного взаимоотношения полов.

1 ч.

25

Заболевания, передаваемые половым путем.

1 ч.

26

Психологическое состояние человека и причины самоубийств.

1 ч.

27

Семья в современном обществе. Законодательство о семье.

1 ч.

28

Глава 7 Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.

Первая помощь при сердечной недостаточности, инсульт. Первая помощь при ранениях

1 ч.

29

Первая помощь при травмах. Ушибах, растяжение связок, вывихи.

1 ч.

30

Экстренная реанимационная помощь при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания

1 ч.

31

Тест «Основы ЗОЖ. Основы медицинских знаний, первая помощь»

1 ч.

32

Альтернативная гражданская служба

1 ч.

33

Терроризм- угроза обществу

1 ч.

34

Прикладная физическая подготовка. Оказание помощи тонущему..

1 ч.

35

Итоговый  тест за год «Основы безопасности жизнедеятельности»

1 ч.

Контрольно- измерительные материалы.

- тесты;

- контрольные работы (материалы прилагаются).

Материально- техническое обеспечение:

Для успешной реализации программы целесообразно использовать следующее оборудование, соответствующее требованиям и норм САНПиНа.

  1. Таблицы демонстрационные:

- Средства индивидуальной защиты – 1 шт.

- Химическая безопасность, Хлор – 1 шт.

- Правила пользования огнетушителем.

2. Диски

- Сам себе МЧС.

3. Противогазы – ГП-5 – 15 шт.

Список литературы:

Литература для учителя:

  1. учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс: учебник М.П. Фролов и др.; под редакцией Ю.Л. Воробьёва – 3-е издание Москва, Дрофа; Астрель, 2018 г

  1. Смирнов А.Т., О.Б. Хренников- Основы безопасности жизнедеятельности учебник для учащихся 11класса общеобразовательных учреждений под. ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение» - 3-е издание- М.: Просвещения 2010 г.
  2. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности под общей редакцией А.Т. Смирнова Просвещение 2001 г.
  3. Справочник, энциклопедии.
  4. СМИ- газеты, журналы.
  5. А.В. Клюев, А.П. Савин – Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты для контроля 10- 11 классы. Легион Ростов – на дону 2012 г.      

Литература для учащихся:

  1. учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 11 класс: учебник М.П. Фролов и др.; под редакцией Ю.Л. Воробьёва – 3-е издание Москва, Дрофа; Астрель, 2018 г
  2. Энциклопедии, СМИ – газеты, журналы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов школы № 169 является локальным и индивидуальным документом образовательного учреждения. Она показывает как ...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...

Программа внеурочной работы по ОБЖ «Дорожные знаки» для учащихся 4 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе следующих документов:- Закон «Об образовании» с учетом примерного положения о классном руководстве, его деятельности, закрепляющ...

Программа внеурочной деятельности по ОБЖ «Весёлый светофор» для учащихся 1 - 4 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе следующих документов:- Закон «Об образовании» с учетом примерного положения о классном руководстве, его деятельности, закрепляющ...