Программа внеурочной деятельности по ОБЖ «Весёлый светофор» для учащихся 1 - 4 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
рабочая программа по обж

Сураева Мария Николаевна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

- Закон «Об образовании» с учетом примерного положения о классном руководстве, его деятельности, закрепляющего права и обязанности.

 - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);

- Учебный план МБОУ «Горхонская СОШ № 73

    Актуальность предлагаемой программы  состоит в том, что наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения  дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. В списках причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твёрдо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов  социальной катастрофы.                                                                                                            Данная программа опирается на минимальный запас знаний Правил дорожного движения и умений их выполнять, полученных в дошкольных образовательных учреждениях, семье.

Программа внеурочной деятельности по ОБЖ  «Весёлый светофор» является подготовкой к участию учащихся в школьном и районном конкурсах по ПДД, ДДТТ, выступления агитбригад; участие в конкурсе «Безопасное колесо», игр, соревнований.

Программа адресована учащимся 1 -4 классов МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73»                                                                                                                                                                                                                                                             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация МО «Заиграевский район»

Управление образования  администрации МО «Заиграевский район»

МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73»

Утверждаю                                                                               Согласовано                                                                             Директор                                                                                   Заместитель директора по ВР                                            МБОУ «Горхонская СОШ № 73»                                           МБОУ «Горхонская СОШ № 73»                                                                                        Н.П. Максимова__________                                                   М.Н. Сураева ___________            Приказ №___________                                                            от «___» _________20___г.                                                        от  «___» __________ 20___г.                                                                                

       

Программа

дополнительного образования

«Весёлый светофор»

для учащихся 1 - 4 класса

учителя основ безопасности жизнедеятельности

Сураевой Марии Николаевны

2018 – 2019 учебный год

Пояснительная записка

Обоснование актуальности программы.                                                                                            

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

- Закон «Об образовании» с учетом примерного положения о классном руководстве, его деятельности, закрепляющего права и обязанности.

 - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015);

- Учебный план МБОУ «Горхонская СОШ № 73

    Актуальность предлагаемой программы  состоит в том, что наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения  дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. В списках причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твёрдо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов  социальной катастрофы.                                                                                                            Данная программа опирается на минимальный запас знаний Правил дорожного движения и умений их выполнять, полученных в дошкольных образовательных учреждениях, семье.

Программа дополнительного образования «Весёлый светофор» является подготовкой к участию учащихся в школьном и районном конкурсах по ПДД, ДДТТ, выступления агитбригад; участие в конкурсе «Безопасное колесо», игр, соревнований.

Программа адресована учащимся 1 -4 классов МБОУ «Горхонская средняя общеобразовательная школа № 73»                                                                                                                                                                                                                                                            

   Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Формировать представление школьников о безопасности дорожного движения при передвижение по улица и дорогам. Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

При изучении этого курса решаются следующие  задачи:

- освоение знаний  по правилам  дорожного движения;  помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения РФ  для пешеходов и велосипедистов;                                                                                                                                               - развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;                                        -способствовать развитию у учащихся таких умений как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость;                                                                                                  - воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге, культуру поведения  в транспорте и дорожную этику.                                                                                                                                                                                                        

Формы организации  занятий: 

  • занятие-диспут,
  • занятие-праздник,
  • интегрированное занятие,
  • устный журнал,
  • конкурсы, викторины
  • тематические игры

Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, повысить учебную мотивацию детей и, главное, воспитать грамотного знатока дорожных знаков и правил дорожного движения Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к ПДД.

    Для современного ребенка необходимо создавать условия, гарантирующие ему открытие целостной картины мира, развитие мотивации к безопасности  жизнедеятельности, соблюдение ПДД.

Роль кружка в формировании ключевых компетенции.

      По окончании изучения курса учащиеся должны владеть следующими компетенциями:                                          1. Здоровье сберегающие компетенции позволяют                                                                                                                       - Знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: аварии, травмы и.т.д. - позитивно относиться к своему здоровью, владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки, самоконтроля;               - уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи и т.д.                                                                                                                                                                                     2. Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:                                                                                - формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;                                                                                                                                            - владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок.                                                                                                                    3. Учебно-познавательные компетенции – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами  добывания знаний непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях.                                      

   4.  Коммуникативные компетенции – навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, развития умений выходить из  положения в условиях дефицита языковых средств.                                                                                                                                                                                5. Компетенции личного самосовершенствования – направлены на освоение  способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной  саморегуляции и самоподдержки.  Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры поведения. К данным компетентностям относятся – правила дорожного движения, забота о собственном здоровье.

Условия реализации программы

Реализация целей  невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий, Интернет, электронных презентаций.

Учет возрастных и психологических особенностей детей.

             Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.

 Ожидаемые результаты (ключевые и общепредметные компетенции).

Ученик должен «уметь»:

искать:

консультироваться у учителя;

получать информацию;

думать:

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

уметь противостоять неуверенности и сложности;

оценивать ситуацию и правила

сотрудничать:

уметь работать в группе;

принимать решения;

улаживать разногласия и конфликты;

договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

адаптироваться:

использовать новые технологии информации и коммуникации;

стойко противостоять трудностям; находить новые решения.

Из этого следует, что обучающиеся должны проявить способность мобилизовать полученные ранее знания о ПДД, использовать практический опыт взрослых, суметь организовать взаимосвязь прошлых и настоящих знаний в решении конкретной ситуации, т. е. пользоваться приобретенными ранее компетенциями. Знания, полученные таким образом, оказываются более прочными и качественными.

В результате реализации программы учащиеся 1 - 4 класса получат возможность научиться:

- Основным понятиям и терминам из Правил дорожного движения Российской Федерации;

- Правила перехода проезжей части на площадях и перекрёстках;

- Правила посадки  в общественный транспорт и высадки из него;

- Правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;

- Знать о последствиях опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей;

-  Знать дорожные знаки и понимать разметку проезжей части улиц и дорог;

-  Знать основные правила безопасного поведения пассажиров при пользовании различными видами транспорта;

- Знать типичные опасные ситуации на дорогах, особенно, в темное время суток и во время неблагоприятных погодных условий.                                                                                                     Уметь:

- Правильно вести себя,  оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;

- Пользоваться общественным транспортом;

- Самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;

- Уметь анализировать причины возникновения опасных ситуаций на дорогах;

- Иметь представление о культуре поведения на улице, о взаимоотношениях водителя и пешехода; об ответственности за нарушение правил дорожного движения;

- Уметь «читать» сигналы светофора;

      В результате изучения курса «Весёлый светофор» обучающийся должны сформировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность. Уметь использовать полученные знания в жизни. Применять способы  создания простейших планов  действий, ориентироваться на местности, пользоваться дополнительной литературой, владеть культурой  языка безопасности.

Учебно-тематический план.

Название раздела

Количество часов

1

Правила безопасности на дороге.                                                                                                        

20 ч.

итого

20 ч.

Содержание курса.

   Включает в себя теорию и практику безопасного поведения  человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях  на дороге и прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учётом своих возможностей.

Программа предполагает как групповые так и индивидуальные занятия, а также проведение массовых мероприятий.

Тематическое планирование

№ урока

Название раздела, тема урока.

Кол-во часов

Дата проведения

Календарные

сроки

Фактические сроки

1-2

Правила безопасности на дороге.                                                                                                        История возникновения правил дорожного движения.

2 ч.

3

Правила поведения на улице.

1 ч.

4

Скрытые опасности на дороге

1 ч

5

Виды транспортных средств и дорожное движение.

1 ч.

6

Безопасная дорога домой

1 ч.

7-8

Правила дорожного движения знай как таблицу умножения (игры детей «можно», «нельзя»)

2ч.

9-10

Правила безопасности для пассажиров общественном  транспорте (трамвай, автобус, троллейбус, электропоезд)

2ч.

11

Правила для пешеходов. Игра «Юный пешеход»            

1ч.

12

Дорожная разметка

1 ч

13

Светофор.

1 ч.

14

Регулировщик.

1 ч

15

Правила для водителей личного транспорта.

1 ч.

16

Правила для водителей общественного транспорта.

1 ч.

17

Правила для велосипедистов. «Я и мой железный конь»

1 ч.

18

Правила безопасности для пассажиров с личным транспортом (мотоцикл, мопед, легковой автомобиль)

1 ч

19

Акция «Детское кресло» (Выход в поселок)- правила, листовки

1 ч

20

Творческая работа «ПДД»

1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой и поисково- исследовательской деятельности учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности

«Основы безопасности жизнедеятельности» представляют собой междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания в...

Доклад: "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности"

Игры являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение иговой деятельности на уроках ОБЖ является важным методическим средством для развития торческих  способност...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя основ безопасности жизнедеятельности МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» Соловьева Петра Владимировича

laquo;Использование методов обучения для повышения мотивации обучающихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» Метод обучения - это система регулятивных принципов и прави...

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...

Программа внеурочной работы по ОБЖ «Дорожные знаки» для учащихся 4 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе следующих документов:- Закон «Об образовании» с учетом примерного положения о классном руководстве, его деятельности, закрепляющ...