Классный час для учащихся 7 класса "Правильно ли мы говорим?"
классный час (7 класс) по теме

Мастеркова Елена Владимировна

Ничего так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека, как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры.   Классный час  посвящен культуре речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_pravilno_li_my_govorim.rar1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ»

для учащихся 7 класса

Цели мероприятия: 1) повторить некоторые правила использования в речи различных слов и выражений;

                                     2) развивать умение правильно и красиво говорить;

                                     3) воспитывать интерес  к изучению родного языка.

Оборудование: компьютерная презентация.

Учитель: Ничего так убедительно не свидетельствует о культурном уровне человека как его речь. Из разговора с людьми мы не только узнаем об их мыслях, чувствах, но и можем получить представление об их общем развитии, грамотности, об уровне речевой культуры. Сегодня наш классный час мы посвящаем культуре речи и называется он:

«ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ ГОВОРИМ?» (1 слайд)

1-й ведущий:  Ребята, как вы понимаете /думаете/, что же такое культура речи? (- это умение говорить и писать правильно; - это способность излагать свои мысли просто, доступно, логично, точно, кратко и т.д.)(2 слайд)

2 ведущий: А всегда ли мы выражаем свои мысли ясно, точно, правильно? Сегодня мы все будем участниками разговора о культуре речи. Перед вами выступят ребята, покажут сценки из нашей жизни. Может быть, кто-то узнает себя, своих одноклассников. Будьте внимательны к тому, о чём вам расскажут ребята. Если с чем-то не согласны, высказывайте свое мнение. Будьте участниками нашего разговора о культуре речи.

1-й ведущий: Говорить правильно, красиво - это значит не только соблюдать правила произношения, но и умело строить предложение, подбирать нужные по смыслу слова, в логической последовательности излагать свои мысли.

2 ведущий: Иначе у вас может появиться болезнь, которой болен наш герой Петя.

Сценка. На сцену выходит доктор в белом халате. Он предлагает Пете стул, и сам усаживается напротив.

Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?

Петя: Захворнул  я малость; доктор. Только и делов-то, что в роте пухнет и в горлу дерет.

Доктор: Во рту говоришь? Сейчас посмотрим (ставит градусник). А в каком классе учишься, молодой человек?

Петя: В 7 «вы».

Доктор: В 7 «вы»? Не знаю такого класса. А дружно ли вы живете в классе?

Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело.

Доктор: Жутко весело. Гм... А учитесь как?

Петя: Порядочек! Железно! Круто! Классно! Особенно девчонки жмут. Их учительница в пух и прах хвалит.

Доктор: Порядочек... Железно... Классно... Круто (берет термометр) Откройте рот. (Петя открывает рот, высовывает язык) Я так и знал. У тебя серьезно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я дам тебе хороший рецепт. Вот он. (3 слайд).

1 ведущий: 1) Какую болезнь обнаружил доктор у Пети?

2 ведущий: 2) Какой дал рецепт? Согласны ли вы с диагнозом доктора?

(4 слайд)

1-й ведущий: Ясность и точность мысли нарушаются при неправильном выборе слов или неудачном их сочетании. Нелепо звучат сочетания слов «ужасно дружно», «жутко весело», которые употребил Петя. Слова «ужасно», «страшно», «жутко» обозначают тяжелые, гнетущие чувства, и их нельзя использовать для оценки положительных явлений.

2-й ведущий: Чтобы речь была правильной, грамотной, правильно произносите слова.(5 слайд)

Ребята по очереди произносят слова. 

1-й ведущий (медленно): Ну вот, отсюда, значит, следует, знаете ли... вывод! Что необходимо, понимаете ли, обращаться, так сказать, за помощью ну... того, значит, за справками, ну вот к этому, к самому... к словарю.

2-й ведущий: Беда в том, что из 30 сказанных слов, достаточно было сказать: Необходимо обращаться за помощью и за справками к словарю». Остальные слова - лишние, слова - паразиты: ну, вот, понимаете, так сказать, значит.(6 слайд)

1-й ведущий: Ребята, посмотрите, а не встречались ли вы с героями следующей сценки. Она называется «Прочь с дороги».

Сценка.

Комната, в ней стол, стулья. Девочка читает. Мать шьёт.

Юля: Мама, сколько время? Ой! Я покушаю и побегу в школу.

Мать: Что за спешка?

Юля: Да наш класс сегодня собирает и сдаёт... как это?...макулатуру.

Мать: Обед на плите.

Юля: Суп? Ладно. А мясо я разрежу: себе возьму меньшую половинку, а тебе оставлю большую половинку. Хорошо?

Юля: А теперь попью. Мама, у нас есть холодный кипяток?

Что мне одеть? Я  одену свитер. Хорошо?

 Мать: Возьми пальто, ещё холодно.

Юля: Хорошо, одену пальто.

Мать: Не могу понять, почему Юля, да и другие ребята не следят за своей речью. Кажется, и книги читают, и в школе по русскому языку хорошие отметки получают, а говорить правильно по-русски не умеют.

  Появляются ВРЕМЯ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПОЛОВИНА, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ, КУШАТЬ, КАК ЭТО  

ВРЕМЯ: Вы слышали, что со мной  сделали? Во-первых, мой родительный падеж –« времени», а во вторых, вопрос «Сколько времени?» требует продолжения, например: «Сколько времени я вас жду?», а в том смысле, как спросила Юля, надо сказать «Который час?».(7 слайд) Видите, как со мной небрежно обращаются?

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: Нет, имена существительные, уж если кому тяжело, так это нам, именам прилагательным. С нами совсем не считаются, присоединяют, не думая, к любому существительному, пользуясь нашей дружбой с вами. Вот и получается «холодный кипяток». Ведь если кипяток остыл, он перестал быть кипятком, а стал кипяченой водой. И говорить «холодный кипяток» так же нелепо, как «сладкая соль».(8 слайд)

ПОЛОВИНА: Да, имена прилагательные, вы совершенно правы. Вы же знаете, что я одна из двух равных частей какого-нибудь целого, и разве не смешно слышать, когда говорят: «большая половина, меньшая половина и даже третья половина». Очевидно, меня путают с существительным ЧАСТЬ, про которую можно сказать и большая, и меньшая, и третья часть. Ох, как тяжело!(9 слайд)

ОДЕТЬ, НАДЕТЬ (спутанные вместе)

НАДЕТЬ: Да, уважаемая ПОЛОВИНА, мы вас очень хорошо понимаем и сочувствуем вам, так как нас так часто путают, что мы скоро сами не сможем разобраться, где должен стоять я - НАДЕТЬ, а где мой брат - ОДЕТЬ.

 ОДЕТЬ: Одеть можно КОГО - ТО, одушевлённый предмет. Одеть ребенка. НАДЕТЬ НА ЧТО - ТО или НА КОГО - ТО: надеть кольцо на палец, надеть пальто.(10 слайд)

Вместе: А нас путают и путают. Помогите нам распутаться!

КУШАТЬ: Вы два брата, очень похожи, поэтому вас и путают. А меня литературный язык не допускает в 1-е лицо. Вместо « я кушаю, мы кушаем», говорят: « я ем, мы едим». И даже в 3-м лице меня употребляют ограниченно. Лишь о ребёнке можно сказать: ОН КУШАЕТ, в остальных случаях  - ОН ЕСТ. Вот в вежливой форме при приглашении к еде мною пользоваться не запрещено.(11 слайд)

 КАК ЭТО?: Конечно, вы все можете обижаться, что вас употребляют неправильно. Но что сказать обо мне? Меня  совершенно замучили: прибавляют без всякого смысла к любому слову. Зачем? Не знаю!(12 слайд)

1-й ведущий: Некоторые ребята следят за своей речью только в школе. Но стоит им выйти из класса, как появляются ненужные словечки. А иногда и грубые выражения.

2-й ведущий: Когда ребята писали сочинение о весне, то лучшая работа была у Сережи. Всем она понравилась. Прочти нам, Серёжа, своё сочинение.

 Сережа: Пришла весна. Всё просыпается после зимнего сна. Весенний воздух свеж и пахуч. Весело звенят птичьи голоса. Подул тёплый ветерок, и солнце ласково засветило на голубом небе. Побежали прозрачные ручейки по дорожкам и оврагам. Весне радуются все: и люди, и птицы, и животные.

  Серёжа уходит, но быстро возвращается. Шапка сбита набок, в руках расстёгнутый портфель.

1-й ведущий:

Интересно было слушать сочинение Серёжи о весне. Но вот кончились уроки, и во дворе вы Серёжу не узнаете.

Сережа (размахивая портфелем). Эй, Мишка, оглох ты что ли? Вали сюда!

Появляется Мишка

Миша: Ну как сочинение?

Сережа: Классно! На пять! Ну что. Мишка, махнем в кино? Там, говорят, фильм клёвый...

2-й ведущий: Что же ты, Серёжа, так странно заговорил?

Серёжа: А у меня два языка - один для занятий в школе, а другой для приятелей. Покеда! Мы отчаливаем!

2-й ведущий: Правильно ли поступил Серёжа? Не видели ли вы среди таких знакомых такого Серёжу?

1-й ведущий: Неприятно слышать, когда ребята называют друг друга Мишка, Ванька, Танька. О тех, кто не уважает своих друзей, говорится в стихотворении М.Червинского «Как его зовут?»

2 ведущий: Спасибо, здравствуйте, простите

Произносить он не привык.

1 ведущий: Простого слова ИЗВИНИТЕ

Не одолел его язык,

2 ведущий: Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

1 ведущий: Своих друзей зовёт он только:

Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

2-й ведущий: Вы не встречали таких ребят? Какая речь вредит человеку, становится его врагом?

1 ведущий:  Небрежная, засорённая пустыми, бессмысленными словами, злая, жестокая,

оскорбительная, невежливая, неуважительная, неграмотная речь.

1-й ведущий: Ребята, русский язык необыкновенно красив и богат. М Горький говорил:

«Язык - инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть».

2-й ведущий: «Великим, могучим, правдивым и свободным» назвал наш русский язык И.С.Тургенев. Он призывал беречь чистоту языка, как святыню.

1-й ведущий: Язык свободный, мудрый и простой

 Нам поколения в наследство подарили.

2-й ведущий: Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой

Его в своих твореньях сохранили.

1-й ведущий: Язык писателей нам служит образцом,

 Он мудростью народною отмечен.

2-й ведущий: Овладевайте же литературным языком.

 Боритесь за культуру речи!(13 слайд)

(В оставшееся время переключаем на 14, 15 и 16 слайды, решаем лингвистические задачи)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность. Классный час для учащихся 5 - 7 классов.

Классный час для учащихся 5 - 7 классов "Толерантность"....

«Диагностика особенностей классного коллектива и учащихся как составная часть деятельности классного руководителя»

Эта исследовательская работа о диагностической деятельности классного руководителя. Может использоваться классными руководителями в работе....

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Классный час для учащихся 7 классов "Как не допустить конфликт в классном коллективе"

В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов....