" Посвящение в химики"
методическая разработка на тему

Володина Татьяна Валериевна

Внеклассное мероприятие для 8 класса  проводится в нашей школе в рамках недели естественных наук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл " Посвящение в химики"25.6 КБ

Предварительный просмотр:

Посвящение в химики

(внеклассное мероприятие для  восьмиклассников)

Цель:  развитие познавательного интереса учащихся к новому изучаемому предмету  

 Оборудование и реактивы:  роданид калия или аммония,  растворимая соль трехвалентного железа, свежеприготовленный раствор фторида натрия,

Структура мероприятия:

1.Организационный момент.

2. Вводное слово учителя.  

3. Демонстрация опытов  

4. Состязания команд

 5. Подведение итогов и награждение.

6.  Посвящение в химики

7. Фейерверк в честь химиков.

 

 Оргмомент

Добрый день, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас на празднике  «Посвящение   в химики».

Вводное слово учителя.

Химия – наука, умеющая творить чудеса. И как всякая наука, она требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.

Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.

Конечно же, вам хочется увидеть чудеса? Это возможно! Любители химии вам помогут. Сегодня моими помощниками будут учащиеся 9 класса. Например, вам хочется газированной водички? Неплохо бы, да?

Опыт « Газированная вода»

Возьмем химический стакан с белыми камешками (карбонат кальция) и прильём прозрачной бесцветной жидкости (раствор соляной кислоты). Пожалуйста, газированная вода готова. Но мы вас не угостим ею, т.к. пить, есть, пробовать вещества на вкус в химическом кабинете строго запрещено.

Опыт « Получение молока»

Наверное, кто-то из вас любит молоко! Мы, химики, можем его получить из простой воды (демонстрация опыта).

Опыт «Вулкан» на столе.

 В тигель насыпать холмиком кристаллический дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием. Вершину холмика смочить спиртом. Поджечь спирт горящей лучинкой.

Опыт «Скрытое письмо».

 На листе плотной бумаги заранее надо написать слова « Хочу стать химиком!». При помощи кисточки слова «хочу» и «химиком» пропитать разбавленным раствором сульфата меди, слово «стать»- разбавленным раствором хлорида железа ( III) и просушить. Наполнить пульверизатор раствором гексацианоферрата (II) калия.

Опыт «Кровь без раны».

 Для проведения опыта используют 100 мл хлорида железа (III) с массовой долей 3% и 100 мл роданида калия KSCN с массовой долей 3%. Для демонстрации опыта используют тупой нож (можно использовать детскую посудку). Вызывают кого-нибудь из зрителей на сцену. Ваткой промывают его ладонь раствором хлорида железа («йод»), а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони: на бумагу обильно течет «кровь». «Кровь» с ладони смывают ватой, смоченной раствором фторида натрия. 

«Оперирую без боли, правда, будет много крови. При каждой операции нужна стерилизация. Йодом смочим мы обильно, чтобы все было стерильно. Не вертитесь, пациент, нож подайте, ассистент. Посмотрите: прямо струйкой кровь течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку – от пореза нет следа!» (Необходимые реактивы: роданид калия или аммония и растворимая соль трехвалентного железа, свежеприготовленный раствор фторида натрия. Опыт проводится поэтапно, каждый раз с проговариванием слов стихотворения:

Опыт «Фараонова змея»

Это самый простой и безопасный способ получения глюконатной змеи - для этого достаточно поднести к пламени таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Можно положить таблетку глюканата кальция на таблетку сухого спирта и поджечь его. Из таблетки выползет светло-серая "змея" с белыми пятнами, объем которой намного превышает объем исходного вещества - она может достигнуть длины 10-15 см.

Опыт « Натрий с водой»

Приготовим чашку с дистиллированной водой и добавим к воде несколько капель индикатора фенолфталеина: фенолфталеин изменит окраску, когда в растворе появится щелочь. Скальпелем осторожно отрежем небольшой кусочек натрия. Сразу же опускаем натрий в воду. Металл бурно взаимодействует с водой. Выделяется газообразный водород. Фенолфталеин становится малиновым: в растворе образовалась щелочь - едкий натр.

          Вот какие чудеса может творить химия! Но чудеса – это для непосвященных людей. А в химии эти чудеса как  называются? Конечно, химические превращения или химические реакции.

Вы знаете, ребята, я могу  вас удивить своими экстрасенсорными способностями. Загадайте, пожалуйста, химический элемент. Его порядковый номер умножьте на 2, прибавьте к этому произведению 5. Теперь всю сумму умножьте на пять. По очереди говорите мне ответ, а я скажу вам порядковый номер вашего загаданного элемента. 

(Разгадка: От предложенного ответа необходимо отбросить последнюю цифру и вычесть от оставшегося числа 2. Получится порядковый номер задуманного элемента в таблице Д.И.Менделеева).

Состязание команд

Участвуют 3 команды по 5 человек, которым предстоит раскрыть перед нами все свои способности.

А оценивать способности и умения  учащихся  будет  справедливое жюри, которое мы сейчас представим вам.  

1задание. Придумать название и девиз команды

2 задание. Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения ( за каждый правильный ответ-1балл ):

  1. Не все то аурум, что блестит.

(Не все то золото, что блестит).

  1. Белый, как карбонат кальция.

(Белый как мел).

  1. Куй феррум, пока горячо.

(Куй железо, пока горячо).

  1. За купрумный грош удавился

(за медный грош удавился)

  1.  Слово - аргентум, а молчание - аурум.

(Слово - серебро, а молчание - золото).

  1. Стойкий станнумный солдатик.

(Стойкий оловянный солдатик).

  1. С тех пор много Н2О утекло.

(С тех пор много воды утекло).

  1. Феррумный характер

(железный характер)

3 задание. Участники команд должны найти элементы с указанными   номерами в таблице и записать в пустые клеточки под цифрами первые буквы их названий (команда, которая ответит первая получит 3 балла, следующая – 2 балла, последняя – 1 балл)

19

13

22

18

3

39

79

85

52

50

44

к

а

т

а

л

и

з

а

т

о

р

46

45

63

74

86

18

щ

63

28

39

63

п

р

е

в

р

а

щ

е

н

и

е

20

76

99

9

100

49

30

53

63

28

43

к

о

э

ф

ф

и

ц

и

е

н

т

4 задание. О каком элементе идет речь? (Можно выбрать несколько понравившихся вопросов )

Командам по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ-1балл

1.Какой элемент не имеет постоянной прописки в ПС?         (Водород)

2.Какой элемент всегда рад? (Радон)

3.Какой неметалл является лесом?         (Бор)

4.Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)

5.Какой элемент вращается вокруг Солнца?        (Уран)

6.Какой элемент является настоящим гигантом?        (Титан)

7.Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества рождать? (Водород, Углерод, Кислород)

8.Какие химические элементы легко превратить в веселое зрелище?        (Цирконий)

9.В состав названия, какого металла входит дерево? (Никель)

10.Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?(Платина)

11.Часть какого химического элемента является настольной игрой?        (Золото)

12.Какие химические элементы состоят из различных рек? (Индий, Радон, Нильсборий)

13.В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы?        (Бром, Хром)

14.Какой химический элемент имеет прямое отношение к табуну лошадей?        (Цирконий)

15.Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания и кипячения воды?(Титан)

16.Название какого химического элемента начинается портовым сооружением для защиты судов от морских волн? (Молибден)

17.Какие два химических элемента отличаются между собой всего лишь небольшой чертой         (Галий – Талий)

18.Название какого металла несет в себе волшебника?        (Магний)

19.Название какого металла имеет кость скелета животного или человека?        (Серебро)

20. Какие химические элементы состоят из троек?(Натрий, Итрий)

21.Какой газ утверждает, что он- это не он?        (Неон)

22.Какой химический элемент можно получить из электронной лампы, если отколоть от нее небольшой кусочек?        (Диод-Иод)

23.Какие элементы являются музыкальными?        (Водород, Серебро, Кадмий и др.)

24.Какой химический элемент входит в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер?        (ЗаБор)

25.Какой химический элемент, хотя и частично может присутствовать на футбольном или хоккейном матче?        (Гольмий)

5 задание. Отгадать кроссворд. Время – 2мин (За правильно отгаданные  слова команда получает  баллы)

1

6

4

7

3

2

5

По вертикали:

  1. Вещество, которое участвует в хим. реакции, но сами при этом не расходуются. ( катализатор)

6. Великий русский ученый, автор закона сохранения массы. (Ломоносов)

7.  Наука о веществах, их свойствах и превращениях. (Химия)

По горизонтали:

  1. Химическая посуда, предназначенная для проведения химического эксперимента. (пробирка)
  2. Число молекул в химических уравнениях. (коэффициент)
  3. Химически неделимая частица элемента, которая является носителем его свойств. (атом)
  4. То, из чего состоят все физические тела. (вещество)

Подведение итогов и награждение.

Попросим наше строгое, но справедливое жюри подвести итоги состязаний команд.

Мы думаем, что все вы  достойны, быть юными химиками. Желаем вам огромного успеха в изучении этой самой интересной и важной науки!

Посвящение в химики

Ученики вслух читают вместе с учителем клятву.

Я, юный химик, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь:

Горячо любить уроки химии и никогда их не прогуливать.

Помнить химические свойства любого вещества на Земле.

Знать все 110 элементов Периодической системы наизусть.

Порошкообразные вещества не просыпать. Жидкие не проливать.

Газообразные не выпускать наружу.

 Жить, учится, и химичить, как завещал великий Менделеев.

А если я нарушу свою клятву, то пусть меня покарает суровая рука химиков.

Клянусь! Клянусь! Клянусь!

В заключении ФЕЙЕРВЕРК

 Для опыта необходимо смешать равные количества перманганата калия, порошка железа и древесного угля. Насыпать смесь в металлический наперсток и внести его в пламя спиртовки.

Поздравляем всех со званием юного химика! Спасибо за работу!

Проявление надписи «Успех», «Удача», « 5+» и т.п.(заранее на фильтровальной бумаге нанести надписи раствором соли кобальта). Нагреть над пламенем спиртовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики"

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" для 8 класса...

КВН "Посвящение в химики"

Внеклассная работа по химии – важнейшее звено учебно-воспитательной работы в нашей школе. Её содержание всегда связано с изучаемым курсом химии Особенностью этой формы работы является проведение мероп...

Внеклассное мероприятие для учеников 8 класса "Посвящение в химики"

В научно – познавательной форме показать привлекательность данного предмета и направить деятельность учащихся на сознательное изучение химии в дальнейшем....

Сценарий химического вечера "Посвящение в химики"

Предлагаю сценарий химического вечера "Посвящение в химики". Данное мероприятие провела в рамках недели биологии и химии. Участвовали 7 -1 0 классы. Мероприятие прошло очень живо и интересно. Химическ...

Внеклассное мероприятие"Посвящение в химики"

Данное мероприятие предлагаю проводить в четвертой четверти, когда пройдены темы: составление формул по валентности, классификация основных неорганических соединений, типы химических реакций....

Посвящение в химики

для учащихся 8-го класса...

Командная игра"Посвящение в химики"

Командная игра "Посвящение  в химики" для учащихся 8 классов.В нашей школе она проводится ежегодно во время декады естественных наук....