Социальный проект "Мой город и Я"
методическая разработка на тему

Чучадеева Светлана Павловна

Социальный проет "Мой город и Я"-это технология гражданско-патриотического воспитания учащихся основной школы МКС(К)ОУ школы-интерната IV вида №2 города Нижнего Новгорода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждено»

Директор МКСК)ОУ  школы-интерната   IV вида № 2

 Осенчугова  В.А.

Социальный проект

«Мой город и Я»

 

Выполнила:

старший воспитатель

Чучадеева С.П.

Нижний Новгород

2012 г

Обоснование проекта.

        Социальный проект «Мой город и Я» является составной частью программы по гражданскому – патриотическому воспитанию «Я - россиянин».

        Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

         Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события не происходили в государстве, какие бы противоречия не возникали среди людей, живущих в стране, единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству.

        Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере гражданско-патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического воспитания  всё чаще определяется  как одна из приоритетных задач в современной молодёжной политике. Это означает,  что исключительно важно, каким будет  человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль Гражданина и роль Патриота.

       Чтобы любить большую Родину, надо привить это чувство  человеку к своей малой Родине, к тому месту, где он родился, жил и приносил пользу, оставил свой след в памяти потомков.  

       Путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далёкому”, от любви к родителям и родному дому,   городу до любви  к родной стороне. Постепенно, у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности, ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство (чувство “родительского дома”) ложится в основу любви к Родине, отсюда знакомство с семьей,  с городом, в котором живет, учится человек, улицами, достопримечательностями, людьми, живущими в нём - это “звенья” в цепи институтов воспитания любви к Родине.

     Цель:

  • Создание условий для реализации мероприятий гражданско-патриотической направленности;
  • Организация и вовлечение детей и подростков в  активную  деятельность по реализации   мероприятий гражданско-патриотической направленности

     Задачи:

  • Воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, к её истории.
  • Формировать у учащихся духовность, потребность изучать историю и культуру своей страны.
  • Знакомить учащихся с историей родного края.
  • Активизировать творческий потенциал учащихся, дать возможность проявить свои таланты, способности.
  • Развивать у учащихся чувство коллективизма, способствовать выработке активной жизненной позиции.
  • Развивать сохранные анализаторы (двигательные, слуховые, тактильные), ориентировку в пространстве, координацию движений, мимику.
  • Коррекция межличностных отношений, речи, эмоциональной сферы.

Предполагаемые результаты:

  • Углубление знаний  участников проекта о своём родном крае, городе;
  • Воспитание   патриотов своего Отечества;
  • Приобщение детей    к культурным традициям  и ценностям  своего народа;
  • Приобретение социального опыта;    
  • Тиражирование опыта реализации проекта.

    Работа по этому разделу имеет ряд особенностей:

  • Увеличение объема знаний  о городе, Нижегородском краем, воспитание у учащихся чувства привязанности   и  чувство любви к своему родному городу.
  • Информация о городе, крае должна вызывать у учащихся некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира.  

       В отличие от других знаний, знания в данной области обязательно должны быть:

  • эмоциогенными, то есть окрашены чувством, порождать эмоции, влиять на формирующееся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему;
  • информативными, то есть нести в себе информацию о разных сторонах социальной действительности, помогать ученику ориентироваться в окружающем мире, знакомить с общими представлениями о природных и общественных явлениях;
  • регуляторными, то есть иметь побудительную силу к совершению поступков в деятельности.
  • Отбор содержания материала для работы с учащимися    строится на следующих принципах.
  1. Принцип интеграции – установление соотношения между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности.
  2. Культурологический принцип – приобщение к культуре города, края.
  3. Принцип педоцентризма – отбор наиболее значимых для учащегося  актуальных знаний.
  4. Принцип теоретизации содержания – формирование у ребёнка умение выделять существенное, выстраивать умозаключения, сомневаться, доказывать.
  5. Принцип экологизации – бережного отношения к окружающему миру.

        Все аспекты необходимо рассматривать через показ человека, его сущности, его деятельности для города, для будущего. Это поможет воспитать в учащихся  гордость за принадлежность к человеческому роду, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2012-май 2013 года

Участники проекта: учащиеся 5-10 классов

Содержание проекта: Проект «Мой город и Я »  включает в себя несколько  взаимосвязанных мероприятий из программы «Я – россиянин».

Содержание проекта

Классы

Название мероприятия

Цель проведения

Сроки проведения

5-10

5-8

5-10

5-10

1.Беседа «Преданья старины глубокой»

2. Посещение детской библиотеки им. Е.Никонова. Знакомство с библиотекой. Обзор книг по краеведению.

3.  Защита проектов:

  • 5 кл  «Они наши земляки». (Учащиеся знакомятся с изобретениями Кулибина, Попова, Алексеева.)
  • 6 кл «Нижегородский Кремль»  
  • 7 кл «Патриоты России- Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский».
  • 8 кл  «Нижегородские умельцы». Общая характеристика художественных промыслов родного края.  
  • 9 кл «Нижегородцы участники ВОВ»
  • 10 а «Его имя носил наш город» (О жизни и творчестве А.М. Горького)  
  • 10б «Экологические проблемы нашего города».

5.Заочное путешествие по улицам Старого Нижнего с просмотром фотографий Дмитриева и Карелина.

  1. Видеоэкскурсия «Нижегородская ярмарка».

 

7. Посещение музеев

г. Н.Новгорода.

Домик Каширина.  Музей детства  А..М.Горького.

Историко-архитектурный музей-заповедник «Усадьба Рукавишниковых»,

Нижегородский кремль. Художественный музей.

Музей Н.А.Добролюбова.

Музей архитектуры и быта народов Поволжья

8. Автобусная экскурсия в город  Городец     «Город мастеров».

 

9.Беседа о творчестве нижегородского детского писателя В.Рыжакова с коллективным чтением отрывков из книги «О Саньке, о Гриньке и немного о девчонках».

10.Беседа о героях Великой отечественной войны- нижегородцах в детской библиотеке им. Е.Никонова.

11.Викторина «Край родной – земля Нижегородская».

12. Акция «Чистый дом»

Изучение исторического и культурного прошлого Нижегородского края Познакомить учащихся с историей основания Н.Новгорода, с легендами и преданиями, связанными с этим событием.

Воспитание бережного отношения к истории и культуре родного края, формирование критического мышления, исследовательских  навыков, умений работать в группе.

Расширение кругозора учащихся, формирование навыков работы в команде

Воспитание художественного вкуса. Знакомство с архитектурой Старого Нижнего, с искусством первых фотографий.

Воспитание бережного отношения к истории и культуре родного края

Воспитание чувства гордости за наших великих земляков.

Патриотическое воспитание учащихся. Эстетическое воспитание учащихся.  

Знакомство с городецкой росписью, резьбой по дереву и другими промыслами.

Эстетическое воспитание учащихся. Развитие эстетического вкуса, чувства уважения к нижегородским мастерам.

Воспитание любви к детской литературе.

Приобщение детей к книге, к чтению.

Патриотическое воспитание учащихся.

Обобщение полученных в течение года знаний о родном крае

Воспитание чувства ответственности и любви к месту, где учишься.

Сентябрь  

Октябрь- декабрь  

сентябрь-май  

октябрь

Декабрь

 

Сентябрь-май

Сентябрь-май

Май

Февраль

Апрель

Сентябрь, май

 

 

Список литературы:

  1. Агофонов С. Нижегородский кремль: Архитектура, история, реставрация, Горький 1976 г.
  2. Давыдов А.И. "Нижегородские дома памятники" Нижний Новгород, издательство "Кварц" Серия книг - брошюр об истории и культуре Нижнего Новгорода 2012г. - 32с., иллюстрации
  3. Емельянова Т.И. "Хохлома" издательство Аврора, Ленинград 1974, 112с.
  4. Елисеев А. "Рассказы о родном городе" Горьковское - книжное издательство 1958г - 375с.
  5. Забурдаева Н.А. "Домик Каширина. Музей детства А.М. Горький" Волго-Вятское книжное издательство 1968г. - 23с.
  6. Сидорова И. Наш город, Горький, 1982г.
  7. Сидоров И.В. Город Горький: Фотоальбом Горький: Волго-Вятское книжное издательство 1983 - 191с., иллюстрации
  8. Торина А.И. история горьковской области, Горький, Волго-Вятское книжное издательство 1989г., 190 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный паспорт МОУ "Лицей № 15" город Березовский Кемеровской области

Социальный пасорт лицея-это итоговая информация о различных категориях обучающихся, семей....

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа  профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ " МОЙ ГОРОД – МОЕ ПРОСТРАНСТВО" ПРОЕКТ "ЧИСТЫЙ ГОРОД – ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ"

Обоснование актуальности Проекта:  Экологическая проблема в нашей стране и в большинстве стран мира - одна из важнейших экономических и социальных проблем. По мнению ученых, безответственно...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Эффективность, системность и комплексность работы по профессиональному самоопределению возможна только при взаимодействии педагогов, родителей, учащихся.. Одним из важнейших составляющих компонентов п...

План взаимодействия МАДОУ ДСКВ "Солнышко" с социальными структурами города Покачи.

План взаимодействия МАДОУ ДСКВ "Солнышко" с социальными структурами города Покачи на 2021-2022 учебный год....