Программа казачества
рабочая программа (7 класс) на тему

Макарова Жанна Викторовна

Программа рассчитана на 17 часов, как внеклассное мероприятие в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachestvo_programma.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Данный курс знакомит учащихся с географией расселения казаков, их бытом и культурой. В курсе раскрывается значение казаков в России.  Особое значение придается развитию навыков поиска географической информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания фактов размещения казаков по территории страны, определению учащимися собственного отношения к быту и культуре событиям казачьего народа. Курс способствует овладением навыками анализа, объяснения, развитием коммуникативной культуры учащихся. Программа обеспечивает взаимосвязь в преподавании курса географии казачества для формирования целостных знаний учащихся о размещении казаков по территории России,  и конкретно в Зауралье.

  Программа курса «География казачества России» рассчитана на 17 часов.

  Цель курса: познакомить с особенностями важнейших центров и районов размещения казаков, их бытом и занятиями.

  Задачи курса:

-  формировать знания о казачестве как сословии;

-выявление главных центров размещения казачества;

- формирование знаний о казачестве в Кургане;

-формирование знаний о современной роли казачества

- закрепить умения работать с основными средствами географической информации;

- воспитание гражданственности, патриотизма, развитие мировоззренческих убеждений  учащихся;

- расширение кругозора учащихся;

 Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать: данный курс дает  возможность узнать своеобразие  размещения казачества в России;  функции Казачьего круга, его традиции, о роли атаманов в современном казачестве, трактовка термина «казак»; Казаки- оренбургских, донские казаки, кавказские казаки и другие. Происхождение и характер духовной культуры Российского казачества; понятие о культуре. Традиции казачества: одежда, жилище, хозяйство, быт, казачества с органами власти, о связях Донского, Кубанского и Уральского казачества; о роли донской интеллигенции в восстановлении этнокультурного наследия донского края, о возрождении культурных традиций.

Учащиеся должны уметь: подбирать литературу по предложенной теме, анализировать ее, показывать различные точки зрения ученых по вопросу о происхождении казачества. Различать символы казачьих общин. Понимать смысл отдельных терминов, при необходимости вводить  их в активный словарный запас, работать с картой: правильно показывать границы государства, показывать места казачьих общин.  Работать правильно с книгой, делать выводы, объяснять термины, описывать жилище казака, называть элементы одежды донских, оренбургских, кавказских и других казаков, ( курень, крепость, струг), составлять описание казачьих обрядов ( новогодних, рождественских, свадебных)

  По функциональному назначению программа учебного курса отвечает требованиям профильного обучения, так как в школе кадетские казачьи классы.

  По степени новизны программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

 По мотивирующему потенциалу программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся  и представляющие ценность для их личностного развития.

По научности содержания в программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

 Основным типом урока является комбинированный. Предусмотрены так же другие формы уроков: уроки-лекции, беседы, встречи с представителями казачества, просмотр фильмов о казаках, защита творческих работ учащихся.

Содержание курса:

В курсе раскрывается понятия «казаки», «шалашный атаман», «сечь», «сходка», «скоба», 2оселедец». Географическое расположение казачьих общин, их быт уклад, традиции. Появление казачества. Вольное и служивое казачество.  Занятия, общественный строй. Основные принципы казачьего мировоззрения, казачьей нравственности. Права и обязанности казака. Военная структура  казаков, создание  Донского, Кубанского, Сибирского, Уральского казачьих войск.

I Понятие «казаки» - 1 час

II Днепропетровское казачество -5 часов

2. Запорожские казаки

3. Задунайские казаки

4. Дунайские казаки

5 Азовские казаки

6 Бугские казаки

III Кавказские казаки -3 часа

7 Кавказские казаки

8 Терские казаки

9 Кубанские

IV Донские казаки-1 час

10 Донские казаки

V Уральские казаки -3 часа

11 Оренбургские казаки

12 Зауральское казачество

VI Сибирское казачество -3 часа

13 Забайкальское казачество

14 Амурское казачество

15 Уссурийское казачество

VI Современное казачество, казачий круг (16-17)

п/п

Тема курса

Количество часов

Дата план

Дата факт

1

Понятие «казаки»

2

Днепропетровское казачество. Запорожские казаки

3

Задунайские казаки

4

 Дунайские казаки

5

Азовские казаки

6

Бугские казаки

7

Кавказские казаки

8

Терские казаки

9

Кубанские

10

Донские казаки

11

Оренбургские казаки

12

Зауральское казачество

13

Забайкальское казачество

14

Амурское казачество

15

Уссурийское казачество

16

 Современное казачество, казачий круг

17

Обобщающий урок по теме: «География Российского казачества»

п/п

Раздел курса

Количество часов

1

Понятие «казаки»

1

2

Днепропетровское казачество

5

3

Кавказские казаки

3

4

Донские казаки

1

5

Уральские казаки

2

6

Сибирское казачество

3

7

Современное казачество, казачий круг

2

8

Всего часов

17

Список литературы:

 1. Агафонов О. Казачьи войска Российской империи. Калининград, 1995.
2. Баранов А.В. Социальное и политическое развитие Северного Кавказа в условиях новой экономической политики (1921 – 1929 гг.). СПБ., 1996.
3. Бреэре И. Казаки. М., 1992.
4. Василевский В.И. Забайкальское казачье войско. Краткий исторический очерк. М., 2000.
5. Венков А.В. Антибольшевистское движение на Юге России на начальном этапе Гражданской войны. Ростов-на-Дону, 1995.
6. Военная история Отечества с древнейших времен до наших дней. М., 1995., т. 1 – 3.  
7. Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. М., 1997.
8. Воскобойников Г.Л. Казачество в русско-японской войне (1904 – 1905 гг.). Научная библиотека РГУ. Ростов-на –Дону, 1995.
9. Воскобойников Г.Л. Казачество в Первой мировой войне 1914 – 1918 гг. М., 1994.
10. Воскобойников Г.Л. Казачество и кавалерия в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.). М., 1995.  
11. Гордеев А.А. История казаков. М., 1991 – 1992, т. 1 – 4.  
12. Гордеев А.А. История казачества. М., 2007.
13. Игнатьев Б.Б. Развитие системы управления казачьих войск России в конце XIX – начале XX вв. М., 1997.  
14. История казачества Азиатской России. Екатеринбург, 1993 – 1995, т. 1 – 3.
15. Казачество. Энциклопедия/под. ред. А.П.Федотова. М., 2003.

Мининков Н.А. Донское казачество на заре своей истории. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1992.  
16. Оренбургское казачье войско. Культура, быт, обычаи. Челябинск, 1996.

17. Рябов С.И. Донская земля в XVII в. Волгоград, 1992.
18. Скорик А.П. Возникновение Донского казачества как этноса. Новочеркасск, 1992.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 24»

Рассмотрено на МО                    Согласовано                       Утверждаю

«____» ______2013                «___»_______2013            «___»________2013

Руководитель МО                      Зам. Директора по              Директор школы  

Смирнова О. В                             УВР Ишунина Е.С            Максимова Н.П.

_______________                         _______________               ______________                              

Рабочая программа

Учебного курса

По географии

«География Российского казачества»

для 10-11 классов на 2013-2014 учебный год  

Макарова Ж.В.

 2013/2014

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Казачество было, казачество есть, казачество будет!

Музейный урок (5 класс) по истории, культуре и быту кубанского казачества....

ПРОГРАММА курса по кубановедению «История Кубанского казачества» (для учащихся 7-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида)

Целью программы по кубановедению «История Кубанского казачества» является ознакомление с историей Кубанского казачества и его традициями.Особенности развития познавательной деятельности учащихся...

Рабочая программа по Истории кубанского казачества 5 класс

     Программа курса разработана на основе программы «История  Кубанского казачества» Администрации Краснодарского края,  Департамента по делам казачества , военн...

Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»

Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...

Торжественная линейка «Живи, казачество!», посвящённая возрождению казачества на Дону.

Торжественная линейка «Живи, казачество!», посвящённая возрождению казачества на Дону....

Исследовательский проект по истории, современности и культуре Кубанского казачества «История Кубанского казачества в моём районе. Семен Ефимович Белик»

Введение. Казаком надо родиться!Казаком надо стать!               Казаком надо быть!В настоящее время очень много вопрос...

Рабочая программа " Казачество"

Программа духовно-нравственного воспитания школьников в традициях казачества...