День воинской славы России. Бородинское сражение.
методическая разработка (8 класс) на тему

Пирогова Екатерина Викторовна

Методическая разработка классного часа для учащихся 8-9 классов. Основные цели: расширить представление воспитанников  об Отечественной  войне 1812 года; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гордости за свою страну, народ; воспитывать уважительное отношение к мемориалам славы и памятникам войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borodino_5.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

День воинской славы России. Бородинское сражение.                                

 8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией; произошло 26 августа (7 сентября) 1812 года;

Цель деятельности учителя: расширить представление воспитанников  об Отечественной  войне 1812 года; развивать чувство патриотизма и гражданственности, гордости за свою страну, народ; воспитывать уважительное отношение к мемориалам славы и памятникам войны.

Педагогические задачи: формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России; побуждать детей к изучению военной истории России, к участию в патриотических акциях и мероприятиях.

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: первичное понимание социальной реальности, осознание исторического прошлого нашей страны,  приобретение школьниками социальных знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся проявлять чувства сострадания и гордости за стойкость русского народа в ходе Бородинского сражения.

Личностные: Проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют чувство гордости и сопричастности к прошлому своей страны.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

- познавательные:  общеучебные – учащиеся формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции; - коммуникативные – учащиеся слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, делятся своими впечатлениями; - регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: фотографии и картины с изображением русского поля, портреты Наполеона, М. Кутузова, картины  Верещагина В.В. « На большой дороге. Отступление. Бегство», « В Атаку», « Не замай, дай пройти!» «Наполеон I на Бородинских высотах»;                                    С. Герасимова «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!» «Наполеон I на Бородинских высотах».

 Ход классного часа:

I. Вступительное слово:  

Педагог. У села Бородино в 120 км от Москвы, 26 августа 1812 года произошло знаменитое сражение, в котором русские войска под командованием Кутузова одержали победу над войском Наполеона. Жестокое противостояние огромных масс вооружённых людей, крики и стоны, гром сотен орудий, огонь, дым, изрытая, исковерканная земля, окровавленная груда мёртвых тел… Каждая прядь этой земли буквально полита кровью её защитников. Бородинское поле стало национальной гордостью народа, символом его величия. На этом поле два века назад развернулась битва, которую называли «битвой гигантов». Гигантами  называли и двух полководцев, которые стояли во главе обеих армий – Наполеон и Кутузов. А день 8 сентября – стал Днём воинской  славы России.

II. Основная часть.

Ведущий 1. Наполеон и М. Кутузов -  два гиганта столкнулись на Бородинском поле. Наполеон  находился в зените  своей славы – вся Европа  уже лежала у его ног. Он мечтал о господстве над миром -  и  лучшая армия двинулась к границам России. Он был уверен в своей гениальности и в непобедимости и считал, что нет равных ему в России полководцев… Русские, отступали, не давая генерального сражения,  и вот французская армия,  стоит перед самой Москвой.

Чтец 1. Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

 Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»

М. Лермонтов

Ведущий 2. И тут был  назначен главнокомандующим  русской армией фельдмаршал М. Кутузов. Этого назначения требовал весь народ. Наполеон предвкушал победу, но вместо этого произошло сражение, в ходе которого русские дрались не на жизнь, а на смерть.  А Бородинское поле станет полем ратной славы, беспредельной стойкости и мужества защитников своего Отечества.

      «Позиция, в которой я остановился при деревне Бородине в 12-ти верстах вперед Можайска, - сообщал Кутузов 23 августа, - одна из наилучших, которую только на плоский местах найти можно».

     Уже через день на этой позиции развернётся одно из самых грандиозных сражений.  Русская армия к тому времени уже достаточно «притомила» противника, пробил час решающего сражения. 24 августа, Кутузова меньше всего беспокоили мысли о награждениях. Он, отдав последние предписания о врачах, о кирках, о лопатах, заботился, чтобы заранее заготовили тысячу подвод для раненых, определял диспозицию… Иногда же, поглядывая на небо, вспоминал об обещанном «еростате»: а вдруг появится, придет на подмогу (военный аэростат в строжайшей тайне готовили к этому решающему сражению в одной из подмосковных деревень.) Но аэростат не появился ни в этот, ни в последующие дни, как не появились и запрошенные резервы. Кутузов мог рассчитывать (24 августа он уже знал это) только на свои 120 тыс. солдат, противостоявших 165-тысячной армии Наполеона…

Чтец 2. И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Простой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

М. Лермонтов

Ведущий 3. Багратионовы флеши.  Ранним утром с первыми залпами орудий началось кровопролитное сражение. Главный удар французов был направлен на левый фланг русских. Им командовал генерал П. Багратион. Его солдаты защищали специальные укрепления, которые назвали Багратионовы флеши. Наполеон 8 раз бросал на штурм этих флеш свои лучшие полки. Но каждый раз атаки были отбиты. Последняя длилась – целый час! Русские дрались в рукопашную. В самой гуще наших войск находился генерал П. Багратион. В этом бою он был смертельно ранен. Багратионовские флеши стоили французской армии очень дорого: историки назвали их «могилой французской пехоты»

Чтец 3. И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

Чтец 4. И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

М. Лермонтов

Ведущий 4.  Батарея Раевского. Одновременно с левым флангом французы атаковали и центральную позицию русского войска. Это была Курганная высота. Она находилась в центре Бородинского поля. На этой высоте было построено укрепление – батарея Раевского. Это укрепление было ключом ко всей русской обороне. Батарея Раевского напоминала настоящую крепость. Она была окружена земляной насыпью высотой более двух метров. Также перед батареей была вырыта цепь волчьих ям для замедления движения атакующего противника. Все подходы к батарее Раевского простреливались перекрёстным огнём. Оборону укрепления возглавил генерал Н. Раевский. Три жестокие атаки пришлось отразить защитникам батареи. Во время третьей атаки Наполеон бросил на батарею все свои силы. Но  русские сражались с отчаянной храбростью и полным презрением к смерти, до последней капли крови. Французам всё – таки удалось захватить батарею, но им достались лишь разбитые пушки да разрушенные укрепления.

Чтец 5.  Ну ж был денек!

Сквозь дым летучий

Французы двигались, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пестрыми значками.

Драгуны с конскими хвостами.

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

Чтец 1. Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рукой бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

 Гора кровавых тел.

М. Лермонтов.

 Ведущий 5.  Чья победа? Французы не узнавали своего императора.  Война была его стихией, а здесь, на Бородинском поле, он был мрачным, нерешительным. На его глазах гибли лучшие его полки и командиры, но победы всё не было. 

Чтец 2. Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась – как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…

Чтец 3. Вот смерклось.

Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

М. Лермонтов.

Ведущий 1. Три дня на Бородинском поле шла сеча, которую Кутузов назовет «вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов», особо отметив при этом «твердость духа российского солдата», которую «не превозмогла» армия Наполеона.

     В который раз уже судьбу сражений на русских ратных полях решала эта твердость духа солдат, их способность, как на поле Куликовом, отдать жизнь «за род свой, за Отечество». С этой верой шли в штыковые атаки на Бородинском поле как генерал, рязанские, орловские крестьяне – защитники родной земли, которую испокон веков они выходили боронить и оборонять…

Ведущий 2. Армия Наполеона лишилась 59 тыс.человек, а армия русских – 44 тыс. человек.  «Битвой гигантов»  назвал это сражение Наполеон: «В битве под Москвой французы показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непобедимыми».  На Бородинском поле Наполеон потерял половину своего войска, моральный дух французов был сломлен, а русские поверили в свою победу.

Педагог. Сегодня мы говорили о Бородинском сражении. Бородинское поле – это не просто точка на географической карте, это священный уголок в сердце каждого патриота России. В сентябре 1941 года, когда фашисты рвались к Москве здесь тоже стояли насмерть защитники столицы. Они повторили подвиг своих предков, задержав наступление врага. Бородинское поле, пропитанное кровью своих защитников, стало мемориалом двух Отечественных войн, примером героической связи поколений. В честь великого сражения на Бородинском поле издавна проводились военно-исторические праздники, а в наши дни в первое воскресенье сентября здесь ежедневно проводится военно-исторический фестиваль. Со всех концов страны на фестиваль приезжают десятки тысяч участников. Они разыгрывают эпизоды Бородинской битвы, проводят интересные соревнования, конкурсы.  Цель этого фестиваля – увековечить память героев Бородина и возродить те духовные ценности, которые сделали возможной победу русского народа в Отечественной войне 1812 года.

III. Подведение итогов (рефлексия).  Когда произошло Бородинское сражение? Назовите воюющие стороны? Какое имела значение победа русских войск в Бородинском сражении? Какие чувства и мысли возникли у вас во время классного часа? Нужно ли нам знать и  помнить  о событиях минувших дней? Для чего всё это?

Литература: 

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.

А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.

О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

Журнал «Родина». - № 11.- 2005

Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.

Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.

Клубные часы Проблемно-ценностное общение  5-6 классы / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013.                                                                   Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.

Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Парад 7 ноября 1941 года. // Великая Отечественная война 1941 - 1945: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 527.
Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.

Материалы Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)»

8 - сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения. Данное мероприятие воспитывает у учащихся чувства патриотизма, уважение к истории и традициям  нашей Родины....

Воспитательный проект «День воинской славы России – День Бородинского сражения(1812 год)»

Воспитательный проект состоит из трех частей - взаимосвязанных мероприятий, объединенных в цикл « День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)».1 часть – непосредственно ур...

День воинской славы России. Чесменское сражение.

Методическая разработка, посвященная Чесменскому сражению. Предназначена для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся со славными страницами героического прошлого, развивать чувство...

День воинской славы России. Гангутское сражение.

методическая разработка лассного часа в 8-9 классах. Основные задачи: расширить представления учащихся о Гангутском сражении, героизме русских моряков; воспитывать чувство патриотизма, гордости за сво...

День воинской славы России. Полтавское сражение.

методическая разработка классного часа патриотической направленности для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: воспитывать патриотические чувства, интерес к истории своей страны, ответственност...

Презентация "8 сентября – день воинской славы России - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год)"

Презентация расказывающая о важном событии - Бородинском сражении 1812 года. Показан ход сражения и яркие участники, акцент сделан на героизм русских воинов...

Беседа-презентация " День воинской славы России. Бородинское сражение"

Бородинское сражение стало самым широкомасштабным в ходе войны 1812 года, когда на реке Москва у селения Бородино сошлись русская армия под командованием Кутузова и французская а...