День воинской славы России. Чесменское сражение.
методическая разработка (8 класс) на тему

Пирогова Екатерина Викторовна

Методическая разработка, посвященная Чесменскому сражению. Предназначена для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: познакомить учащихся со славными страницами героического прошлого, развивать чувство патриатизма и гордости за свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chesmenskoe_srazhenie_3.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

День воинской славы России. Чесменское сражение. 7 июля – День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении; сражение произошло 24 -26 июня (5 – 7 июля) 1770 года.                                                                                                              

Цели деятельности учителя: расширить представления учащихся о Чесменском сражении, героизме русских моряков; воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну; бережное отношение к традициям своего народа; чувства гражданственности, ответственности, преданности и любви к своему народу.

Педагогические задачи: воспитывать патриотические чувства, интерес к истории своей страны, ответственность за её судьбу, уважительное отношение к памяти погибших. 

Первый уровень воспитательных результатов и эффектов деятельности: получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к  истории своей страны; ценностного отношения к социальной реальности в целом.  

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся узнают о героизме русских моряков.                               Личностные: учащиеся проявляют познавательный интерес к учебному материалу, испытывают моральное удовлетворение от результатов учебной деятельности, проявляют бережное отношение к традициям своего народа.

Метапредметные (универсальные учебные действия):     - познавательные:  общеучебные – формулируют ответы на вопросы по теме занятия; внимательно слушают; строят речевые высказывания в устной форме; логические – совершенствуют мыслительные операции; - коммуникативные – слушают и понимают на слух речь учителя, одноклассников, осознанно строят речевое высказывание, вступают в коллективное учебное сотрудничество.

- регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; планируют действия согласно поставленной задаче; осуществляют контроль деятельности.

Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация;  герб и флаг России; Репродукции картин, посвящённых войне, изображения памятников войны.  

 Предварительная работа: Сообщить тему мероприятия, предложить выполнить специальное задание (подготовить сочинение о мужестве русских моряков; подобрать стихи о войне, мужестве, героизме). Репродукция с картины И.К.Айвазовского "Чесменский бой.

Ход занятия.

1. Вступительное слово.

       Педагог. Дата, ставшая поистине исторической для российского флота, появилась в официальном календаре совсем недавно. 10 июля 2012 года в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» были внесены соответствующие изменения. Чесменская битва, память о которой отныне увековечена в списке памятных дат, произошла 5–7 июля 1770 года в Чесменской бухте на западном побережье Турции.

В Чесменской бухте находилась морская база турецкого флота, где он и был уничтожен  полностью нашими военными кораблями. Командовал русской эскадрой адмирал Г.А. Спиридов под руководством главнокомандующего графа Алексея Орлова.

Ученик 1. На суше, на река́х, среди морских валов,
Ты мужеством своим прославился, Орлов!
Морея, Чесмь и вся в том Греция свидетель,
Что в них ты был герой и купно благодетель.
Дела твои везде восходят до небес.
Орлов, ты ныне стал российский Геркулес!
Ученик 2. Как гидру тот сразил, дышащу смертным ядом,
Подобно ты врага, зияющего адом,
Тьмочисленны уста жерл страшных заградил,
Узрел его, постиг и славно победил.
Ликуя днесь, тебя Петрополь весь встречает
И лаврами главу твою увенчевает!

1771

В. Майков

2. Основная часть.

Выступления учащихся.

Ведущий 1. Чесменское сражение между русскими и турецкими флотами являетется одним из крупнейших сражений эпохи парусного флота. Оно делится на два этапа: первый этап — бой в Хиосском проливе 24 июня; второй — уничтожение турецкого флота в Чесменской бухте в ночь на 26 июня.

 В ходе русско-турецкой войны, начавшейся в 1768 году, несколько эскадр Балтийского флота отправились в Средиземное море, чтобы отвлечь противника от Черноморского флота. Две российские эскадры под общим командованием графа Алексея Орлова обнаружили турецкие корабли на рейде Чесменской бухты. Две русские эскадры включали в себя девять линейных кораблей, три фрегата, бомбардирский корабль и около двух десятков вспомогательных судов. Турецкий флот, находившийся в Чесменской бухте, состоял из 16 линейных кораблей, шести фрегатов, шести шебек (парусно-гребных судов), 13 галер и 32 малых судов.

Ведущий 2. Бой в Хиосском проливе. Бой начался в 11 часов 30 минут 5 июля в Хиосском проливе и вошел в историю как Хиосское сражение. «Святой Евстафий» под командованием адмирала Григория Спиридова атаковал флагманский корабль турецкой эскадры «Реал Мустафа». Русский корабль причинил турецкому ряд серьезных повреждений, а затем сцепился на абордаж. В рукопашном бою на палубе неприятельского корабля русские матросы и офицеры проявили мужество и героизм. Так, один из русских матросов, имя которого неизвестно, при попытке овладеть турецким флагом был ранен в правую руку. Тогда он схватил флаг левой рукой. Когда же подбежавший янычар ударом сабли ранил ему и левую руку, матрос вцепился в полотнище флага зубами и не выпускал его до последнего вздоха. Ожесточенный абордажный бой на палубе "Реал-Мустафы" закончился победой русских.

Ведущий 3. Характеризуя действия линейного корабля "Евстафий" в Чесменском сражении, Орлов в донесении Екатерине II писал: "Все корабли с великой храбростью атаковали неприятеля, все с великим тщанием исполняли свою должность, но корабль адмиральский "Евстафий" превзошел все прочие. Англичане, французы, венецианцы и мальтийцы, живые свидетели всем действиям, признались, что они тогда не представляли себе, чтоб можно было атаковать неприятеля с таким терпением и неустрашимостью". И далее Орлов добавляет: "Свист ядер летающих, и разные опасности предсталяющиеся, и самая смерть, смертных ужасающая, не были довольно сильны произвести робости в сердцах сражавшихся с врагом россиян, испытанных сынов отечества..."

Ведущий 4. Вскоре после захвата неприятельского флагманского корабля на нем возник пожар, который затем перебросился на "Евстафий"; когда огонь достиг крюйткамеры, оба корабля взорвались. Адмирал Спиридов перед взрывом успел покинуть горящий корабль и перейти на другой. Гибель турецкого флагмана окончательно нарушило управление неприятельским флотом. В 13 часов турки, не выдержав атаки русских и боясь распространения пожара на другие корабли, поспешно начали рубить якорные канаты и отходить в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей, где были заблокированы русской эскадрой. Таким образом, в результате первого этапа сражения, продолжавшегося около двух часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны; инициатива целиком перешла к русским

Ведущий 5. Чесменское сражение.  В течение следующего дня российские корабли обстреливали противника с большого расстояния, а к вечеру несколько кораблей встали на якоря перед входом в бухту и вступили в бой с турецкими судами.

В полночь, по сигналу флагмана корабли, назначенные для атаки, снялись с якоря и направились в указанные для них места. Подойдя на дистанцию 2 кабельтовых, русские корабли заняли места по установленной для них диспозиции и открыли огонь по турецким кораблям и береговым батареям. "Гром" и некоторые линейные корабли вели огонь главным образом брандскугелями. За линейными кораблями и фрегатами в ожидании атаки были развернуты 4 брандера.

В начале 2-го часа на одном из турецких кораблей от попавшего брандскугеля возник пожар, который быстро охватил весь корабль и начал перебрасываться на соседние корабли противника. Турки пришли в замешательство и ослабили свой огонь. Это создало благоприятные условия для атаки брандеров. В 1 час 15 минут 4 брандера под прикрытием огня линейных кораблей начали движение на противника, Каждому из брандеров был назначен определенный корабль, с которым он должен был сцепиться. Три брандера по различным причинам не достигли поставленной цели, и только один под командованием лейтенанта Ильина выполнил поставленную задачу.  Под огнем противника он подошел к 84-пушечному турецкому кораблю и поджег ею. Команда брандера вместе с лейтенантом Ильиным села в шлюпку и покинула горящий брандер. Вскоре на турецком корабле произошел взрыв. Тысячи горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все корабли турецкого флота. За подвиг в Чесменском сражении Д. С. Ильин был награжден орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса.

Ученик 3. Как будто нёс главу Горгоны к ним в руках,

Окамененье им нанёс Ильин и страх.

Он бросил молнию и их плавающи домы,

Ударили со всех сторон от Россов громы;

Та  бомба  на корабль упав  разорвалась –

И смерть, которая внутри её неслась,

Покрыта искрами из оной вылетает;

Ученик 4. Рукою корабли, другой людей хватает;

К чему ни коснётся, всё гибнет и горит,

Огонь небесну твердь, пучину кровь багрит;

Подъемлют якоря, от смерти убегают –

Но кроясь от гоня, друг друга зажигают.

Херасков

Ведущий 1. В это время бухта представляла собой огромный пылающий факел. Турецкие корабли один за другим взрывались и взлетали на воздух. В 4 часа русские корабли прекратили огонь. К этому времени почти весь турецкий флот был уничтожен. Из 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и 50 вспомогательных судов уцелели и были захвачены русскими в плен лишь один линейный корабль "Родос" и 5 галер. Русский флот потерь в кораблях не имел. Таким образом, Чесменское сражение закончилось полным уничтожением турецкого флота, на который возлагалось много надежд.

Ученик 5. Своей победой при Чесме*
Мы турок в "пух" и "прах" разбили!
 Позор запомнили оне,
 Чеканя на монетах - "Были"...
Их флот разбит до одного,
Нет больше вражеской флотилии.
Прославился здесь граф Орлов**,
Не дав врагу пожить в идиллии.
В. Самарянка
Ведущий 2.Оценивая это сражение, адмирал Спиридов в донесении президенту Адмиралтейств-коллегий писал:"...Честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26 неприятельский военный флот... атаковали, разбили разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили а сами стали быть во всем архипелаге... господствующими".

 Педагог. Благодаря успешному сражению, россиянам удалось нарушить связи между турецкими военными базами в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. Это сыграло важную роль при заключении мирного договора.

В память о Чесменской победе была выбита медаль, которой награждались все участники сражения. Граф Орлов был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил почетное добавление к своей фамилии Чесменский; адмирал Свиридов получил высший орден Российской империи - Святого Андрея Первозванного. Екатерина II, чтобы увековечить это событие, распорядилась создать в Большом Петергофском дворце Чесменский зал, воздвигнуть Чесменский обелиск в Гатчине. В Царском Селе  в парке разбили пруд, который своими очертаниями повторял береговой контур Чёрного моря, и в том месте, где проецировалась Чесменская бухта, была возведена Чесменская колонна.

Ученик 1. И в память этого, что - "Был"
Гроза соседям флот Османский,
В селе Царском среди ив...
Во славу морской битвы жаркой

Разбили пруд..., его края
Учебник будто картографии:
Турецкий берег, где Чесма,
Как слава Русской биографии.

Ученик 2. В том месте стелу возвели,
Потешить гордость Катерины,
Дедовской славы чтоб сыны
Забыть не смели, пели гимны.

Кроме того, в Санкт-Петербурге появились Чесменский дворец и Чесменская церковь.

Ученик 3. Победы русские всегда...
Мы чтили, чтим, и будем чтить!
И у Чесменского дворца
Чесменску церковь возводить!..

Пасхальным, ярким куличём,
Фасадом розовой раскраски
Та церковь действует ещё,
И выглядит словно из сказки.
Ученик 4. На Троицу в неё зайду,...
Поставлю свечки три, пожалуй!
Поклон земной отдам Кресту
В знак гордости за нашу Славу!

Господь! Молюсь я о Державе:
"Во имя Троицы Святой, -
Устала Русь от войн и брани,
Даруй Ей Мир, даруй Покой!.."

 Позже по указу Николая II Чесмой был назван населенный пункт — ныне село в Челябинской области.


3. Подведение итогов (рефлексия).

Назовите дату Чесменского сражения? Кто командовал Российским флотом? Назовите героев Чесменского сражения? Как был отмечен их подвиг? Какие чувства возникли у вас, когда вы услышали  о подвиге русских моряков?

Литература: 

Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.

А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.

О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.

С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.

Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.

Журнал «Родина». - № 11.- 2005

Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.

Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.

Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.

Клубные часы Проблемно-ценностное общение  5-6 классы / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013.                                                                   Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.

Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

Парад 7 ноября 1941 года. // Великая Отечественная война 1941 - 1945: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 527.
Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.

Материалы Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)»

8 - сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения. Данное мероприятие воспитывает у учащихся чувства патриотизма, уважение к истории и традициям  нашей Родины....

Воспитательный проект «День воинской славы России – День Бородинского сражения(1812 год)»

Воспитательный проект состоит из трех частей - взаимосвязанных мероприятий, объединенных в цикл « День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)».1 часть – непосредственно ур...

День воинской славы России. Бородинское сражение.

Методическая разработка классного часа для учащихся 8-9 классов. Основные цели: расширить представление воспитанников  об Отечественной  войне 1812 года; развивать чувство патриотизма и граж...

День воинской славы России. Гангутское сражение.

методическая разработка лассного часа в 8-9 классах. Основные задачи: расширить представления учащихся о Гангутском сражении, героизме русских моряков; воспитывать чувство патриотизма, гордости за сво...

День воинской славы России. Полтавское сражение.

методическая разработка классного часа патриотической направленности для учащихся 8-9 классов. Основные задачи: воспитывать патриотические чувства, интерес к истории своей страны, ответственност...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....

Беседа-презентация " День воинской славы России. Бородинское сражение"

Бородинское сражение стало самым широкомасштабным в ходе войны 1812 года, когда на реке Москва у селения Бородино сошлись русская армия под командованием Кутузова и французская а...