конспект занятия в 3 классе "Книжная мастерская"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Быкова Ольга Геннадьевна

Конспект  занятия «Книжная мастерская»

 по трудовому воспитанию

в 3 «а» классе. Воспитатель: Быкова О.Г.

Цель: формировать у обучающихся, воспитанников  устойчивый навык бережного обращения с книгами.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • Познакомить обучающихся, воспитанников с историей возникновения первых книг;
  • Повторить знакомый материал по изготовлению бумаги.
  •  Закрепить трудовые навыки  работы с ножницами и клеем, скотчем,  умение самостоятельно приводить  рабочее место в порядок, закрепить технику безопасности при работе с ножницами.
  1. Развивающие:
  • Развивать мелкую моторику  рук . 
  • развивать   умение комментировать свои действия,   строить  высказывания,
  1. Воспитательные;
  • Посредством трудовой деятельности воспитывать такие качества , как:   самостоятельность,   чувство ответственности за порученное дело,

  аккуратность в работе,

  1. Коррекционные:
  • Развивать связную монологическую речь, развивать  умение комментировать свои действия
  • Дифференциация  звука «р».

Тип занятия: промежуточное занятие

Основная педагогическая технология: технология проблемно-поискового сотрудничества

  (педагог  и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества)

Словарь:  книжная мастерская, мастерская – это место, где что-нибудь мастерят, ремонтируют.  Иероглиф, свиток, писчий материал. Папирус, береста, письменность, информация, клинопись.

Оборудование:

Ножницы, клей - карандаш, скотч, бумага, детские книги, салфетки, компьютер, проектор, экран, иллюстрации, правила безопасности  в печатном варианте для доски

 

Ход занятия:

1 часть. Вводная.

Воспитатель:

Всем добрый день! Сегодня на занятии у нас присутствуют гости, а гостям  всегда мы рады.  Посмотрели на гостей, улыбнулись ,  и сели ровно, спинки держим прямо, не сутулимся.

  Я всех приглашаю в  «Книжную мастерскую».

Кто знает, что обозначает слово «мастерская»?  (это место, где что-нибудь мастерят, ремонтируют)

А что делают в книжной мастерской?  (ремонтируют книги)

Может, кто-нибудь  догадался, о чём пойдёт речь  и чем мы будем заниматься?

 Верно, будем разговаривать о книгах, и ремонтировать их.

А для начала проверим, насколько хорошо вы меня слышите.

Работа за экраном:

  1. Какой сегодня день недели?
  2. Какой день был вчера?
  3. Какой день будет завтра?
  4. Сколько дней в неделе?
  5. Перечисли все дни недели по порядку.
  6. Какое сейчас  время года?
  7. Как называется месяц, который сейчас наступил?
  8. Как называется месяц, который был до ноября?
  9. Как называется месяц, который будет после того, как закончится ноябрь?
  10. Какое время года наступит после того, как закончится осень?
  11. Как называется время года, которое было перед осенью?

Фонетическая зарядка

А сейчас поработаем всем классом, прислушивайтесь друг к другу, чтобы не отставать и не убегать вперёд.

Хором, вполголоса

Ра-ра-ра – за парты села детвора.                       Мещеряков

Ры-ры-ры- школьникам не до игры.

гам-гам-гам- необходима помощь книгам.         Полина

Цы-цы-цы-у книги порваны страницы.

Ра-ра-ра- дети будут мастера.                               Вахрушев

Ги-ги-ги – в порядок приведём мы книги.

Словарь:

Сегодня  вам встретятся знакомые слова, это:

Мастерская, письменность, информация, береста, писчий материал

Встретятся новые слова, это   Иероглиф, свиток, папирус, клинопись.

А ещё у нас есть слова – помощники, это –

я думаю, что… потому, что…Я уверен, что…потому, что…Я знаю… потому, что…

2 часть. Основная.

Говорят, книга – это наш друг. А почему?

- Правильно, потому что с самого детства книги сопровождают нас всю жизнь. Книги веселят, развлекают нас, учат и помогают разобраться в самых разных вопросах.

А как вы думаете, какие были самые первые книги? Из чего сделаны?

Давайте посмотрим .  презентацию «История появления  книги»

- А скажите мне, из чего сейчас  делают книги ? (из бумаги)

- А из чего же делают бумагу? (из древесины)

Чем бережнее мы относимся к книгам, тем больше сохраняем деревьев. Давайте с вами выработаем правила бережного отношения к книгам.

Вот здесь отпечатаны правила, но всё перепуталось, не могу разобрать, где правила, где пословица, а некоторые высказывания здесь вообще не должны быть.

правила бережного обращения с книгами

  1. Рассматривать книги только за столом
  2. Брать книги чистыми руками.
  3. Нельзя перегибать обложку.
  4. Нельзя  загибать уголки страниц, используйте закладку.
  5. Нельзя писать в книгах, рисовать.
  6. Нельзя вырывать листы и иллюстрации из книг!

Дело мастера боится

За много дел не берись, а в одном отличись.

Без терпенья нет уменья.

всякая работа мастера хвалит.

мастерство везде в почёте.

Чтение - лучшее учение.

Ребята, когда люди пользуются книгами, те могут постепенно терять свой внешний вид. Посмотрите, корешок книги потёрт, края загнулись, обложка может оторваться от книги. Что надо сделать, чтобы ею можно было пользоваться дальше. (Ответы детей).

Правильно, надо подклеить корешок, края, обложку. Посмотрите на эту книгу (Показывает отремонтированную книгу). Её починили умелые руки.  Давайте и мы с вами отремонтируем книги, которые принесла Марина Васильевна из нашей библиотеки, и попросила нас о помощи.

Что нам для этого  понадобиться? (Ответы детей).

 (Дети готовят рабочее место, все необходимое. Спрашиваю для чего нам нужна та или иная вещь, в чем ее необходимость).

Поговорим о технике безопасности:

- Ребята, как нужно работать с ножницами?

Правила техники безопасности с ножницами

  1. Соблюдай порядок на рабочем месте.
  2. Работай ножницами только на рабочем месте.
  3. Следи за движением лезвий во время работы.
  4. Ножницы клади кольцами к себе.
  5. При работе не держи ножницы кольцами вверх.
  6. Подавай ножницы кольцами вперёд.
  7. Не оставляй ножницы открытыми.
  8. Не играй ножницами. Не подноси их к лицу.
  9. Используй ножницы по назначению.
  10. Будь внимателен - не отвлекайся во время работы.

Сейчас каждый внимательно рассмотрит свою книгу, и подумает, как её отремонтировать.

Есть поговорка:  Семь раз отмерь, один раз отрежь. О чём она? А ещё есть: поспешишь – людей насмешишь. Эта поговорка о чём? Значит, не спешим, и хорошо думаем, прежде чем что-то сделать.
Практическая часть: ремонтируем книги

 

3 часть. Итог занятия.

Чем мы сегодня занимались?

Что вам больше всего запомнилось, понравилось?

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как делают бумагу

Слайд 2

Чтобы дерево выросло большим, ему нужно много лет. За порядком в лесу следит лесник.

Слайд 3

Для того, чтобы сделать бумагу, нужно много деревьев срубить. Лес рубит – лесоруб.

Слайд 4

Лес увозит на лесовозе водитель, или лес сплавляют по реке лесосплавщики.

Слайд 5

Древесина поступает на бумажную фабрику.

Слайд 6

Сначала с дерева машины снимают кору. Затем измельчают в мелкую крошку и долго варят.

Слайд 7

Затем бумажную кашицу выливают на специальные сетки, где машины обрабатывают сырую бумагу, и она превращается в сухую.

Слайд 8

А потом бумагу скручивают в огромные рулоны.

Слайд 9

Вот так и получается бумага.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История возникновения книги

Слайд 2

Откуда же берёт начало книга? Давайте с вами мысленно перенесёмся во времена, когда человек уже умел говорить, но не умел писать. Как же люди передавали информацию?

Слайд 3

До появления письменности человек пользовался узелковым письмом.

Слайд 4

Узелковое письмо - это толстая веревка, к которой подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Каждый узелок что-нибудь обозначал. Цвет узелка тоже что-то обозначал, например, красный узелок – война, белый – мир.

Слайд 5

На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, пришло письмо в картинках. Их рисовали на каменных плитах.

Слайд 6

Позже на каменных плитах стали появляться вместо рисунков надписи – иероглифы.

Слайд 7

Затем, вместо каменных плит научились делать маленькие плитки из глины, и выдавливали на них знаки острой палочкой, пока глина была мягкой. Получались штрихи, похожие на клинышки. Поэтому и назвали это письмо – клинопись. Существовали целые библиотеки из таких плиток.

Слайд 8

Самой первой, почти настоящей книгой, был свиток. Листы в свитке скреплялись между собой по краям и сворачивались в рулон. В качестве писчего материала использовался папирус. Это тростник, который рос по берегам рек и на болотах.

Слайд 9

А ещё писали на бересте. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем. А когда люди научились делать бумагу, тогда появились книги из бумаги.

Слайд 10

Современные книги Это уже другая история


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Соблюдай порядок на рабочем месте. Работай ножницами только на рабочем месте. Следи за движением лезвий во время работы. Ножницы клади кольцами к себе. При работе не держи ножницы кольцами вверх. Подавай ножницы кольцами вперёд. Не оставляй ножницы открытыми. Не играй ножницами. Не подноси их к лицу. Используй ножницы по назначению. Будь внимателен - не отвлекайся во время работы. Правила безопасной работы с ножницами

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в Мастерскую Природы"

Методическая разработка направлена на привлечение ребят младшего школьного возраста к работе с природным материалом, на развитие интереса к природе....

Конспект занятия по теме: В мастерской живописца. Цветоведение, для детей 7-8 лет

На занятии по теме "В мастерской живописца. Цветоведение" используется арт-терапевтическая техника выражения чувств с помощью красок. Цель занятия: Развить в детях умение эмоционально воспри...

Конспект занятия в творческой мастерской «Плетение из бисера бабочки»

Возраст детей: 5-8 летЦель занятия: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений изготавливать бисерное изделие....

Конспект занятия "Мастерская добрых дел" тематическая неделя «Творчество ИЗО, музыка»

                                  Применение творческих способностей старших         ...

Конспект занятия "Литературная мастерская"

Методическая разработка представляет собой материалы для создания брошюры по теме "Литературная мастерская"...

Конспект занятия «Техника «Выцинанка» в рамках реализации проекта «Мастерская Деда Мороза»

Конспект занятия «Техника «Выцинанка»в рамках реализации проекта «Мастерская Деда Мороза»...

Конспект занятия: Творческая мастерская «И вот она нарядная на праздник к нам пришла»

Конспект занятия, изготовление новогодней открытки . К конспекту приложены фото поэтапного изготовления открытки....