Я к подвигу душою прикоснусь
классный час (11 класс) на тему

Мынарева Галина Павловна

Тридцать лет в нашей школе работает Народный музей 16-й гвардейской Карачевской ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Суворова II степени стрелковой дивизии. На протяжении семи лет выпускники 11"А" класса работали в музее и во время классного часа ребята поделились своими эмоциями которые пережили держа в руках экспонаты, проводя экскурсии, общаясь с ветеранами, родственниками и поисковиками.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_k_podvigu_dushoyu_prikosnus.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Я к подвигу душою прикоснусь»

Весь под ногами шар Земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной погибшие в бою.

Пусть всех имён не назову.

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они.

Классный руководитель – Мынарева Г.П.

Цель - патриотическое воспитание учащихся;

Задачи классного часа:

  1. Способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему;
  2. Формировать потребность и стремление учащихся бережно и внимательно относиться к ветеранам Великой Отечественной войны;
  3. Способствовать развитию положительных эмоций, стремлению делать добро окружающим людям;
  4. Развивать эстетический и литературный вкус;

Участники:

  • Ученики 11 «А» класса МБОУ СОШ №8;
  • Ветераны 16 гвардейской стрелковой дивизии;
  • Гости;

Место проведение – комната памяти 16 гвардейской Карачевской ордена Ленина, Краснознамённой, ордена Суворова II степени стрелковой дивизии;

Оборудование:

  • Мультемедийный проектор;
  • Папки с документами;
  • Экспонаты;

Ход классного часа:

  1. Музыка
  2. Стихотворение
  3. Ведущий
  4. Школьный вальс
  5. Вступительное слово классного руководителя, представление гостей
  6. Страница «Первое знакомство с музеем»
  7. Страница « Я – экскурсовод»
  8. Страница « Солдат с душой поэта»
  9. Страница «Взгляд через объектив»
  10. Страница « Хранители памяти»
  11. Выступление гостей из Орши «Музей в чемодане»
  12. Страница « Я с вами рядом, ветераны»
  13. Заключительное слово классного руководителя

Звучит военная музыка

Чтец:  Сороковые, роковые, военные и фронтовые,

             Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные.

  Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко.

  И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку.

  А это я на полустанке в своей замурзанной ушанке,

  Где звездочка не уставная, а вырезанная из банки.

  Да, это я на белом свете, худой, веселый и задорный,

  И у меня табак в кисете, и у меня мундштук в кисете,

  И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю,

  И пайку надвое ломаю, и все на свете понимаю.

  Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность?

  И это все во мне запало, и лишь потом во сне очнулось.

  Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые,

  Война гуляет по России, а мы такие молодые.

Ведущий:   Молодость…

                   Казалось бы, что может быть прекраснее? Это самая беззаботная пора в нашей жизни, пора новых   начинаний и первой любви.  Однако не всем она принесла столько счастья. 67 лет назад будущее всей молодежи советского народа обрушилось в один миг…

                   Новость о начавшейся войне заставила еще совсем юных мальчишек взять в руки автоматы и прямо со школьного бала отправиться на фронт, а девушек – сменить выпускные платья на формы медсестер и радисток. Они были еще совсем юными, им хотелось  жить, мечтать, веселиться…

                    Они были нашими ровесниками…

                     И сегодня мы, выпускники 2012 года, хотим отдать дань памяти тем ребятам, которые ценой собственной жизни обеспечили нам светлое будущее.

Кузнецова Мария исполняет песню «Вальс медсестры», выпускники танцуют школьный вальс.

Классный руководитель: Представление гостей, объявление темы классного часа

Страница «Первая встреча с музеем»

Настя: Моя первая встреча с музеем произошла в 8 классе, то есть в полнее сознательном возрасте. К этому времени я уже знала историю и судьбу своей семьи. (Показывает фотографии своей семьи) Мои прадедушка и прабабушка воевали в Ленинграде, они прошли всю блокаду, от и до. Прадедушка погиб на фронте в  мае 1945 года, а прабабушка осталась жить за двоих, храня вечную память о муже. Фронтовая медсестра с двумя дочерьми выживала в это нелегкое время. Отпечаток и след от происходящего в их жизни остались с ними навсегда. От рассказов бабушек закипает кровь в жилах, и глаза наливаются слезами. Поэтому встречи с ветеранами и экскурсии в нашем музее пробуждают во мне ярые эмоции. В каждом ветеране я вижу прадедушку и прабабушку и отношусь к ним с таким же теплом и любовью, как к своим родным.  

Страница « Я – экскурсовод»

Юля:              За то время, пока я работаю в музее, он, несомненно, стал частью моей жизни. С пятого класса я веду экскурсии в музее. И каждая экскурсия связана с разными эмоциями. От слез и переживаний до полного равнодушия детей. Для меня важны те эмоции,  в которых я вижу сочувствие. Когда я веду экскурсию, в лицах людей я вижу не безразличие, а переживания, страх, боль и даже слезы. Хотя, когда я рассказываю случай, произошедший в Восточной Пруссии, мне самой хочется плакать. Вот и этот случай:  по дороге бежит женщина и тянет за собой девочку, лет пяти-шести, а рядом лес, куда они пытаются скрыться от наших солдат, но наши их нагоняют. И тогда женщина быстро вытаскивает пистолет и стреляет в голову девочке, вторым выстрелом она убивает и себя. Так женщина, видима бабушка, зараженная фашистской пропагандой и страхом перед советскими войнами, не пожалела крошку свою внучку.

                           Такие эмоции я вижу не только, когда веду экскурсии. За все время, пока я работаю в музее, я также вела и классные часы. Одной из тем классного часа были фронтовые письма. Во время классного часа я  рассказывала про бойца, который писал письма с фронта своим родителям, и в каждом письме он к родителям обращался не мама и папа, а называл их ласково мамочка и папочка и, причем оба слова, всегда были написаны с заглавной буквы. Его письма вызывали бурю эмоций не только у меня, но и у тех людей, которым я эти письма читала.

                           Для меня музей это не то место, куда мы ходим просто посмотреть на экспонаты, а то место, с которым связаны те эмоции, которые, я считаю, должны прочувствовать все взрослые и все дети.

Страница « Солдат с душой поэта» (приложение 1.)

Даша: В 6 классе мы готовились к встрече с замечательным человеком ветераном 16 гвардейской стрелковой дивизии Коротченко Михаилом Федосовичем. Вот тогда я впервые прочитала его стихи, а потом были незабываемые встреч с этим удивительным человеком. О таких людях говорят: «Солдат с душою поэта».

Страница « Взгляд через объектив»

Лера:    Их много, очень много погибло на войне, но кадры фото и кино хроники и сегодня рассказывают нам о тех страшных днях. И в наше время я стараюсь оставить своим детям и внукам фотографии ветеранов, людей с которыми мне выпала честь быть знакомой.

 

Фото военных лет и фотографии Леры

Страница « Хранители памяти»

Саша, Аня:    Мы работаем в музее с пятого класса, и за это время он стал для нас родным. Мы с Аней выполняем не менее важную работу, чем наши экскурсоводы. Наша задача регистрировать экспонаты и следить за их сохранностью.  Для этого у нас есть специальные книги, куда мы записываем номер, название экспоната и от кого мы его получили.

                        Одна книга основного фонда, в которой мы регистрируем поступившие в наш музей экспонаты, найденные поисковиками на раскопках, различные ордена, медали, которые передают в музей ветераны нашей дивизии.

                        А вторая книга вспомогательного фонда, в которой фиксируются копии важных документов, письма ветеранов и поздравления, ведь даже самая маленькая часть той эпохи для нас важна как память о том, как наши предки отдавали жизни ради свободы нашего поколения.

                         Этот саквояж подарила нам в музей учительница нашей школы Разита Сергеевна Герасимова. Этот саквояж принадлежал ее дяде. До войны он был врачом, и как только началась Великая Отечественная Война, он ушел на фронт, но, к сожалению, погиб в первую неделю войны – госпиталь, в котором он находился, попал в окружение.

                            В этом году мы уйдем из школы, и на этом прекращается наша постоянная работа в музее, но мы не забудем те годы, которые мы посвятили музею. Это то, что мы хотим передать нашим детям, ведь важно, чтобы эта память передавалась из поколения в поколение.

Выступление гостей из г.Орша «Музей в чемодане».

Страница « Есть память, которой не будет забвенья»

Настя Т.   Я, как и большинство моих одноклассников, с 5 класса работаю в нашем музее. Я веду экскурсию в уникальном, на мой взгляд, месте – в старой квартире сороковых годов. Эта экспозиция была создана по инициативе учителей нашей школы и самих ветеранов, каждая вещь, которая там находится – это чей-то подарок нашему музею. Поэтому, когда я провожу экскурсию, я не просто привожу «сухие» факты о войне, я рассказываю истории людей, которым принадлежали эти вещи,  показываю, как война повлияла на судьбу отдельно взятого человека или семьи. Благодаря работе экскурсовода в старой квартире, мне посчастливилось познакомиться лично со многими обладателями экспонатов, услышать из первых уст их судьбу и это помогает мне пропускать каждую вещь через себя.

      Например, когда я  держу в руках тетрадь (показывает тетрадь) с сочинением девочки-семиклассницы, которая сама встречала Парад Победы в 1945 году Москве, я понимаю, что в моих руках бесценный документ, в котором, День победы представлен  не страницами в учебниках истории, а переживаниями девочки которая лично там присутствовала.

       Для  меня в старой квартире каждый экспонат живой, ведь он может рассказать уникальнейшую историю из судьбы своего обладателя.

Каждый раз, беря в руки вот эти очки, (показывает экспонат) я понимаю, что мальчишка, которому они принадлежали, пережил, пожалуй, одно из самых трагичных и страшных испытаний той кровавой войны - он пережил блокаду Ленинграда.        

    А рассказывая о солдатском медальоне, (показывает экспонат) я сразу же вспоминаю людей, чей труд заслуженно можно назвать святым, людей, благодаря которым наш музей постоянно пополняется новыми экспонатами - наших поисковиков. Мы неоднократно встречались с ними, и после каждой встречи меня не покидало чувство восхищения. Эти люди сами, на собственные средства в свое свободное время выезжают на раскопки, чтобы найти хотя бы небольшую частичку, маленький осколок, сохранившийся со времен войны. Но самое главное – они возвращают имена сотням павших бойцов, перезахоранивают их с воинскими почестями и стараются найти родственников погибших.

     Именно благодаря поисковикам нам удалось установить личность бойца, которому принадлежал этот медальон, а спустя 3 года непрерывных и напряженных поисков торжественно передать вкладыш из этого медальона его родственникам.

  Вы говорите мне: «Зачем искать?»

Давно исчезли те, кто здесь убиты,

Ушли и те, кто их могли бы ждать

И все она давным-давно забыты.

  Не знаю я, смогу ль вам доказать,

Но думаю, что вы не правы,

Пусть некому уже солдата жать,

Но он – Солдат и сын своей державы!

  Он долг свой выполнил и вправе ждать,

Что Родина солдата не забудет,

Что будет каждого пропавшего искать

И будет каждого вовеки помнить!

    Есть такое выражение: « Солдаты живы, пока их помнят», так вот именно поисковики своей работой доказывают, насколько эта память бесценна. Пока будут живы такие люди, как они, будет жить и память в наших сердцах.

    Но, пожалуй, самым дорогим для меня экспонатом является вот эта пилотка, принадлежавшая нашей мужественной землячке Кате Журенковой. Судьба этой девушки настолько трагична, несправедлива, что на ее примере осознаешь, насколько же страшна была та война, как безжалостно она разрушала судьбы еще совсем юных девушек и парней, у которых вся жизнь была впереди…

   Как только началась великая Отечественная война, Катя ушла на фронт добровольцем в качестве медсестры. В составе нашей дивизии она прошла огромный боевой путь от стен православного Загорска до берегов Балтики, на ее счету не одна сотня спасенных бойцов и командиров Красной Армии. Вот только ее спасти, увы, не удалось…           Катя погибла в последнем для нашей дивизии бою под крепостью Пиллау, спасая раненого офицера. Последними словами Кати были: «Сынок мой, Валя». Так звали ее сына, родившегося от фронтовой любви.

   Как страшно умирать в 20 лет, пройдя всю войну, умирать на руках у любимого человека…старшины Агапитова Аркадия. Совсем недавно они мечтали о счастливой послевоенной жизни…

  Вот только уберечь свою любимую он не смог. Смерть ведь не спрашивает, сколько тебе лет и сколько дней до победы. Она приходит вдруг, внезапно… и обрывает все.

     Кузнецова Мария исполняет песню: «Милосердие»

Ведущий:   Пожалуй, главное, чему мы научились в музее – это умению ценить и уважать историю нашей страны. Память – вот то, что навсегда останется в наших сердцах. Даже, несмотря на то, что буквально через месяц мы закончим школу, мы уже никогда не забудем всего, чему нас научила работа в музее и общение с ветеранами. Для Нас Великая Отечественная Война навсегда останется чем-то святым, тем, что всегда будет жить в нашей памяти.

Зачем храним мы память о Войне?
Она взрывает горести былого,
Те страшные следы насилья злого,
Сегодня ненавистные вдвойне!

 Зачем нам знать героев имена,
Зачем хранить надгробия и стелы.
Кому та Книга Памяти нужна,
И почему тех лет знамёна целы?

 В России память о Победе свята.
Семь миллионов полегли в боях!
Ни в чём моя страна не виновата,
Всю тяжесть битвы на себя приняв.

 Есть под Москвою братские могилы,
А в каждой школе воинский музей.
Там школьники с любовью сохранили,
На память для родных и для друзей

 Шинель бойца и котелок пробитый,
Награды, что бойцу дала страна,
Правдивую историю событий,
Защитников отчизны имена.

     Во все века народу и стране
     Необходима память о Войне!

Кл. руководитель: Для меня музей – это связь поколений, тесная дружба с  ветеранами, родственниками, поисковиками, это поездки по местам боевого пути нашей дивизии. Для нас стало доброй традицией последние 10 лет встречать День Победы с ветеранами на Поклонной Горе.

    И каждая встреча это добрые, мудрые глаза ветеранов, мне радостно осознавать, что молодому поколению небезразлична история нашей страны, интересны люди, защитившие ее.

ПРИЗЕНТАЦИЯ

            Идут года, но вы не постарели,

        Вы жизненный задор смогли сберечь.

        И радостно за то, что мы дружить умеем,

        Что с каждым новым юбилеем

         Еще дороже ожиданье встреч.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение о войне «Сердцем прикоснись к подвигу»

Годы отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет пережить священный, тяжкий и героический эпо...

К подвигу героя сердцем прикоснись

Это сочинение ученика 9 класса Цветкова Романа о ветеране Великой Отечественной войны. На районном конкурсе заняла 1 место среди учащихся 2  возрастной группы....

Презентация книги Л.Н. Щеннниковой «Прикоснись сердцем к подвигу» для учащихся 7-х классов

Презентация книги Л.Н. Щеннниковой «Прикоснись сердцем к подвигу» для учащихся 7-х классов посвящена участникам Великой Отечественной войны, павшим и живым....

День памяти «Прикоснись сердцем к подвигу»

Материалы к уроку в память о трагедии в Беслане ....

Методическая разработка "К подвигу героев сердцем прикоснись"

Методическая разработка занятия "К подвигу героев сердцем прикоснись"  посвящена  празднованию 65-й годовщины Победы в ВОВ. Занятие проводилось в вокальной студии "Мечта" на базе МБОУ ДОД ЦД...

Классный час "Подвиг души и тела"

классный час по духовно- нравственному воспитанию...