Классный час "Подвиг души и тела"
классный час (9 класс) по теме

Лыгина Ольга Владимировна

классный час по духовно- нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvig_dushi_i_tela.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Подвиг души и тела»

Цель внеклассного мероприятия – нравственное воспитание детей, которое проводится через:

  • раскрытие значений христианских добродетелей великого старца Оптиной Пустыни;
  •  самостоятельную работу детей, заключающуюся в осмыслении и объяснении некоторых нравственных понятий своим сверстникам;

Воспитательная задача:

  • формирование культуры личности, которую можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения;
  • усвоение знаний, норм поведения, ценностей, взглядов, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, превращающихся в индивидуальный внутренний мир личности;

Оборудование: проектор, аудиоколонки, песня в исполнении Светланы Копыловой "Дар Богу", сосуды с водой, чернила черные.

Ход классного часа

Учитель: Добрый день уважаемые ребята и гости. Я рада приветствовать Вас на нашем классном часе. Сегодня мы попробуем совершить небольшое путешествие во времени: мысленно вернуться в прошлое, порассуждать о настоящем и задуматься, о будущем. Урок мы посвятим рассказу о жизни и подвиге человека, воплощающего собой идеал нравственности, духовности и святости. Он действительно прошел труднейшим крестным путем, утверждая, отстаивая и жизнью своей прославляя Господа и христианскую веру.

Итак, тема нашего классного часа: «Подвиг души и тела». Эпиграфом к нашей беседе являются слова великого старца – Амвросия Оптинского:  «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать».

Учитель:  Каждый человек, и я, и ты, и все мы, рождается на свет с чистой светлой душой, такой же чистой и незамутненной, как вода в этой стакане. Но проходят дни, месяцы, годы - и наши слова, дела, поступки и даже мысли преображают нашу душу.

  • Какие изменения могут произойти в душе человека? (Ответы учащихся)
  • Отчего это зависит?  (Ответы учащихся)

Ученик :                          В жизни по-разному можно жить:

                                         В горе можно и в радости.

                                         Во время есть. Вовремя пить.

                                         Вовремя делать гадости.

                                         А можно и так: на рассвете встать

                                         И, помышляя о чуде,

                                         Рукой, обожженною солнце достать

                                         И подарить его людям.

Учитель: Опыт 1. Понаблюдаем, как преображается наша душа, когда мы совершаем те или иные поступки.

        Приведите примеры хороших поступков (если ученик стесняется рассказать пусть поднимет желтый кружочек) или скверных поступков (если ученик стесняется рассказать пусть поднимет синий кружочек) из вашей жизни.  Каждый хороший поступок чистой капелькой вольется в вашу душу (пипеткой добавляем в бутылку капельку чистой воды), каждый плохой – окрашивает душу в черный цвет (пипеткой добавляем в бутылку капельку чернил).

  • Какие поступки влияют на искажение  нашей  души? (ответы учеников)

Учитель: Опыт 2. На столе стоят 3 стакана с водой (два с чистой один с грязной), приглашаю двух добровольцев, предлагаю вам выпить по глоточку воды и рассказать о своих ощущениях.

  • Почему никто не стал пить воду из 3-его стаканчика? (Она грязная)
  • Как вы думаете, найдется ли человек, который выпьет такую воду?

Учитель: Как это ни грустно, но и такую воду приходится пить людям: нашим родителям, близким, учителям, одноклассникам, всем, кто окружает нас в жизни, приходится терпеть наши капризы, непослушания и все прочие неприятности, которые мы доставляем им своими словами и поступками.

  • Что может случиться с человеком, который все время пьет такую воду?  (Ответы ребят)
  • Хотим ли мы, чтобы это случилось с  теми, кто нас окружает?
  • Что же делать? (Ответы ребят)
  • Кто может поделиться с вами своим опытом, поддержать в трудную минуту? (Ответы ребят)

Учитель: Родители, учителя, взрослые люди. Они больше прожили, больше знают и оберегают нас от  зла, которого мы можем не видеть или не понимать, т.е. мудрые люди.

Учитель:  Мудрые люди говорят: "Что в детстве приобретешь, на то в старости и обопрешься."

Разгадав этот кроссворд, и вы сможете узнать, что помогает человеку стать не только мудрым, но и каждый день преодолевать свои недостатки, совершая хоть и маленький, но все же подвиг души.    

  1. Птице крылья, а человеку ****. (разум)
  2. Будет беда, если  ** без разума.  ( ум)
  3. Счастье скоро покидает, а добрая ******* никогда. (надежда)
  4. Доброе дело - ****** говорить смело. (правду)
  5. Получив ***** помни, а сделав - забудь. (добро)
  6. ****** от земли, а правда с небес.(истина)
  7. Труд да ******** дают умение. (терпение)
  8. ****** - великая сила, которая все побеждает. ( любовь)

М

У

Д

Р

О

С

т

Т а нек

Ь

Учитель: Есть у меня в запасе еще одна бутылочка с водой, такую воду называют святой.

  • Что значит святая вода?

Учитель: С детства мы слышим такие слова как «Святая Русь», «святость», «святой», однако очень редко задумываемся над их смыслом. Ребята, так кто же такой «святой»?

Ученик 1: Святой – значит божественный, преисполненный святости.

Ученик 2: Нет, святой – это тот, кто провел свою жизнь в служении Богу.

Ученик 3: Да, а после смерти был причислен к лику святых.

Ученик 4: Я думаю, что святой – это тот, кто всю жизнь молился, а после смерти церковь признала его покровителем верующих.

Ученик 5: Святые вели праведную жизнь, делали людям добро, а те иногда им не верили, подвергали их унижениям и зло высмеивали.

Учитель: Да,  каждый из вас по-своему прав. Святые – это угодники Божии, избранные самим Господом для вечной молитвы за свой народ.

Учитель:  Прямо сейчас мы с вами совершим путешествие в страну добра и милосердия - Оптину Пустынь. Наши ребята стали экскурсоводами и подготовили для нас эту замечательную экскурсию.

Ученик:                                 Обитель древняя когда-то

Была как пристань для людей.

Устав она хранила свято,

Гнушаясь пагубных идей.

Ко всем любовию дышала,

Желая каждому помочь,

На покаянье приглашала,

Скорбя о грешных день и ночь».

Ведущий 1:  На дворе XIX век. Через леса и поля, мимо деревенек и малых городов древнего русского края вьется в невысоких берегах река Жиздра. Клонятся ивы над водой, смотрятся в нее, словно в голубое зеркало, облака.

Ведущий 2: А вот и паром через реку: паломники переплавляются на монастырский берег. Летят с высокой колокольни звуки благовеста. Это Козельский Введенский монастырь или, по-иному, Оптина пустынь. Белые стены, золотые кресты на куполах храмов, трубящий ангел на башне.

За обителью находится могучий бор. Там находится Иоанно-Предтеченский скит, место особенно уединенной монашеской жизни. У святых врат скита белеет домик под зеленой крышей,- это "хибарка", где жил известный всей России прозорливый старец Амвросий, наш земляк.

Ведущий 3: К его домику часто сходилось  множество народу - кто исповедоваться, кто с жалобой, кто за советом или за благословением, а кто и в надежде получить исцеление от болезней. Старец всех благословлял, выслушивал и всем помогал. За свою чистую молитвенную жизнь старец был наделен от Господа многими дарами.

Ведущий 1: Оптинский старец Амвросий родился в 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье сельского пономаря. В этом году началось восстановление храма в большой Липовице.

Александр рос мальчиком одаренным, живым, очень веселым. В духовном училище, где он учился, он всегда был первым учеником.

Ведущий 2: С отличием окончил Тамбовскую семинарию и занял скромную должность учителя в Липецком Духовном училище. Незадолго до окончания семинарии Александр опасно заболел и дал обет: если останется жив, постричься в монахи. Натура его, однако, мало к тому располагала: он всегда любил весёлый дружеский круг, до страсти увлекался музыкой, одно время даже собирался вступить военную службу. С этого момента началась мучительная для юноши внутренняя борьба. Данный им обет, какое – то смутное душевное влечение обращали его помыслы к иночеству. Мирские же привязанности и привычки не отпускали. Так продолжалось четыре года, пока он не побывал у Троекуровского затворника Иллариона. Тот с первых же слов сказал Александру: «Иди в Оптину, ты там нужен».

 Ведущий 3: В 1842 г. Александр был пострижен в монахи Оптиной пустыни с именем Амвросий.

В монастыре отец Амвросий, хорошо знавший греческий и латинский языки, занялся переводом святоотеческих книг. Отец Амвросий вел строгую аскетическую жизнь - молитва, пост, бодрствование наполняли ее.

Ведущий 1: Оптину Пустынь называли «духовной санаторией израненных душ». В маленький домик старца Амвросия в скиту приезжали со всей России тысячи страждущих. Как писал современник, «не было часа в сутках, когда не стояли бы у скитских ворот жаждавшие повидать батюшку, здесь не рассуждали, может ли всех принятых прокормить и содержать монастырь».

Иногда непрерывная очередь посетителей ждала приема у старца с утра до вечера. И он спал по два часа в сутки. Но он никогда не показывал, как он устал, он был ко всем добр и внимателен.

Ведущий 2: Теперь, вы видите, какой это был великий человек. Он превозмогал усталость, боль, голод. Мы с вами едим по несколько раз в день, а он мог поститься постоянно. Человеку мирскому это трудно понять. И представьте также, каких сил стоило старому больному человеку ежедневно принимать десятки, а то и сотни людей, страждущих, ждущих совета и помощи, и не только не показать собственное нездоровье, но, забыв о нем, помогать, ободрять, наставлять и лечить души других людей. Обратите внимание, прежде всего, именно души, а не тело.

Ведущий3: Безусловно, без помощи Божией праведник не выдержал бы. Но он принимал испытания безропотно, потому что вера святого старца в Бога была такой беспредельной, чистой и великой, что, непрестанно молясь, в самых тяжких испытаниях он видел яркий, всегда ему светящий свет Христов. Господь помогал ему совершать этот подвиг служения тысячам людей, которые находили у него поддержку и утешение. Старец Амвросий был, пожалуй, самым почитаемым из Оптинских старцев за свою святую жизнь и прозорливость. Он был причислен к лику святых в 1988 году, и его мощи покоятся в Введенском соборе Оптиной Пустыни. По сей день у мощей Амвросия происходят чудеса, люди исцеляются от многих болезней.

Ученик:                    В смиреньи величавом он идет,

Благословляя плачущий народ.

Стань перед ним, как прежде, на колени.

Он, старый, слабый – бережно понес

Все наше бремя и грехов и слез

По этим стертым оптинским ступеням.

Он нес их в келью, дальше нес в тюрьму,

И дальше нес – в неславное изгнанье,

У злого мужика на послушаньи.

И умер у него – в чужом дому.

Ведущий 1: Амвросий отдавал свои духовные силы людям, жившим в миру; это было подвигом любви, и главным здесь было – помочь каждому отдельному человеку понести его тяготы, послужить ему в его нуждах.

Ведущий 2:  Оптинский старец учил, что «нет свыше добродетели, чем любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть». Он призывал к доброте, простоте, благожелательности к ближнему и сам отличался приветливостью, участием и жалостью к людям. «Жить – добро творить, уклоняться от всякого зла». По его словам, «прогресс – дело человеческой души, а не общественных отношений».

Ведущий 3:  Корень зла, начало всех страстей Амвросий оптинский видел в гордыне и самолюбии. «Самолюбие, как тёмная завеса, заслоняет от нас свет истины и не позволяет насладиться нам истинным познанием».

 Ведущий 1:  Старец Амвросий учил, что посылаемые человеку испытания являются его утверждением в добром направлении, «потому что без испытания добро твёрдо не бывает». Амвросий Оптинский – наставник и утешитель, целитель недугов телесных и душевных.

Ведущий 2: «Грехи, - говорил он, - как грецкие орехи, - скорлупу расколешь, а зерно выковорять трудно». Старец учил тому, что в трудных жизненных обстоятельствах надо стараться не скорбеть, потому что «горе как море – чем более человек в него входит, тем более погружается…».

Ведущий 3: О зависти и памятозлобии преподобный Амвросий говорил: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое – нибудь дело врагам своим. А главное – не мстить им и быть осторожным, чтобы как – нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

Ведущий 1: Слушались старца и пользовались его духовными советами также многие известные деятели науки и искусства. Сюда приезжали Гоголь, Толстой  и Достоевский.

Ученик:                И двинулся народ со всей Руси великой

                              Глухими тропами, проселками, дороги.

                              Шли к старцу страждущие, нищие, убогие -

                              Шли каждый со своей бедою, скорбью,

                              И каждого встречал с любовью.

                              Философы, мыслители, поэты

                               Шли к оптинскому старцу за советом.

                               Здесь были Достоевский и Толстой.

                               И каждый находил здесь утешенье,

                               Вопросов сложных мудрое решенье.

                               И с ясной, просветленною душой

                               Он возвращался снова в мир большой.

Ведущий 2: По благословению старца в деревне Шамордино был основан женский Казанский монастырь и открыт приют для сирот.

Скончался преподобный Амвросий в 1891г. в Шамордино. На могиле преподобного произошли многие чудеса исцеления. День памяти преподобного Амвросия празднуется каждый год 23 октября.

Преподобный Амвросий, старец Оптинский, причислен к лику святых собором Русской Православной Церкви в 1988г. В этом же году состоялось обретение мощей св. Амвросия.

Учитель: Сегодня мы с Вами совершили познавательное путешествие в пространстве и времени в необычную страну, где нет зла и где каждый день совершается и совершался подвиг души и тела.

  • Вам понравилось наше путешествие?
  • О чем вы узнали, с кем познакомились, чему научились в этом непростом путешествии?

Учитель: Предлагаю вам проверить помогла ли вам мудрость старших стать мудрее самим.

Ситуация 1 (ЗАГАДКА МУДРЕЦА). Однажды мудреца спросили:" Какой период жизни человека является самым главным: прошлое, настоящее или будущее?"

  • Каков ваш ответ на этот вопрос?
  • Как вы думаете, что ответил на этот вопрос мудрец Амвросий Оптинский?

"Самый главный миг в жизни человека - это настоящее. Ибо прошлое нам уже не вернуть, будущее нам не подвластно, а сейчас спешите делать добро".

Ситуация 2 (НА РАСПУТЬЕ):

  • Перед вами 3 пути.  (добро, зло, святая жизнь)
  • Какой из этих путей самый легкий?
  • Самый трудный?
  • Какой путь вам по силам пройти?
  • Какой воды вы хотели бы испить на своем жизненном пути?

Сейчас вы прослушаете песню в исполнении Светланы Копыловой "Дар Богу" и ответе на вопрос: «О чем нужно помнить всегда?»

С грехом живешь - душу погубишь.

С грехом борешься - душу сохранишь.

Смысл жизни - нести благо людям. Потому что Добро остается в Добром прошлом, будущем и настоящем.

Учитель: Спасибо всем за такую интересную и важную для нас для всех экскурсию по святому месту. Вот, к сожалению и подходит к концу наш урок о жизни и подвиге великого старца Амвросия. Подводя его итоги, необходимо сказать, что Оптина Пустынь – это одна из самых интересных страниц в истории отечественной культуры вообще и отдельная важная глава в истории русской литературы. История Оптиной Пустыни показывает, что старчество на Руси было «всенародным служением», то есть служением святых людей всему своему народу. И в заключение, ребята, давайте вместе ответим на вопрос: какими качествами обладают святые люди и к каким мы все должны стремиться?

Ученик 1: Смирение, скромность, кротость, доброта.

Ученик 2: Милосердие.

Ученик3: Мужество, вера в бога.

Ученик 4: Любовь к людям.

Ученик 5: Терпение, целомудрие.

Учитель: Правильно, и сегодня мы с вами, узнав о жизни и подвиге старца Амвросия, научились понимать, как люди должны жить, чтобы украсить свою душу добродетелями.

Ученик:                      Наследие веков тенистый бор

По сторонам ее раскинулся дремучий:

В нем тишина, безмолвию простор,

Свобода полная для чувств святых и дум:

Лишь слышен там порой деревьев шум,

Когда вершины их колеблет ветр летучий.

Ясней здесь небеса и чище их лазурь...

Мирской ярем нося и скорбный совершая

Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,

Сподобился я видеть отблеск рая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хорошо быть здоровым и душой, и телом!»

Здоровье – это “состояние полного физического, душевного, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.  В силу разных причин мы не успев...

«Хорошо быть здоровым и душой, и телом", презентация

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека....

урок биологии по теме "ОДС" "В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и тело!"

Презентация сможет помочь учителю биологии подготовить как открытый урок по указанной теме, так и подготовить рядовой комбинированный урок.  Особенность урока- он является интегрированным, с ИЗО....

"Когда здоров душой и телом"

Классный час подготовлен и проведен на семинаре психологов образовательных учреждений Буденновского района. Тема занятия - три составляющих здоровья....

Музыка лечит душу и тело

Лечение музыкой29 Мар 2013, Автор: Natali  "Музыка лечит душу и тело"Источник: http://artpsiholog.ru/lechenie-muzykoj/ © Психология отношений...

Открытое классное мероприятие для 9 класса «Гармония души и тела»

Целью данной работы является:  помочь учащимся выработать и развить способы деятельности, позволяющие максимально повысить уровень компетентности в вопросах здорового образа жизни и в д...

Открытый классный час на тему: "Наркотик уничтожит твою душу, разрушит тело, лишит тебя свободы"

Цели:Воспитание правильных качеств – стремление к здоровому образу жизни.Воспитание активного неприятия к наркотическим веществам.Установление пробелов в знаниях о вреде наркомании и росту самос...