Рабочая программа творческого объединения туристско-краеведческого объединения "Робинзоны"
рабочая программа (10 класс) на тему

Чухно Юлия Константиновна

                                                        Пояснительная записка

 

            Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной работы.

            Предложенная программа «Юный организатор туристско-краеведческой работы с учащимися» рассчитана как на 1 , так и на  2 года занятий и  предназначена для групповой, индивидуальной работы,  с учащимися старших классов, которые уже получили определённые умения и навыки по туризму и краеведению, обучаясь в объединении туристско-краеведческого направления в течение 2 лет.

Уровень программы - творческий, инновационный. Модель обучения основывается на продуктивной творческой деятельности обучающихся. Так как интерес у учащихся становится творческим, то возникает потребность сделать «своё». Происходит выражение собственного «Я» учащегося в процессе сотворчества его и педагога.

Содержание учебной программы, учебно-тематического плана  первого и второго года занятий схоже. Это обусловлено тем, что по итогам, как первого, так и второго годов обучения воспитанники проходят все основные ступени подготовки и представления   творческой работы по выбранной теме, организации и проведения туристско-краеведческого мероприятия со школьниками.

Занятия проходят, преимущественно, в рамках стандартной позиционной схемы «учитель-ученик», где роль педагога является направляющей и корректирующей. Основная задача педагога - создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся: научить воспитанников эффективно применять имеющиеся знания, поддержать и помочь развить их  инициативу, при необходимости скорректировать и направить усилия воспитанников в нужное русло. Но и от ребят потребуется очень многое: усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также самые разнообразные навыки и умения. Это очень важные качества для юных организаторов туристско-краеведческой  работы со школьниками

           

            Цель программы:

- создание условий для самореализации, самоутверждения учащегося в активной социальной роли, для активизации общественной деятельности школьников;

- выявление и раскрытие духовных, творческих и организационных потенциалов личности школьника.

            В процессе обучения предполагается решение следующих задач:

Обучающие:

- обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;

- расширение знаний, формирование умения и навыков приобретения опыта самостоятельной практической деятельности.

Развивающие:

- развитие творческой, познавательной и созидательной  активности обучающихся;

- развитие устной речи, умения выступать перед аудиторией, организовывать и проводить занятия с  младшими школьниками.

Воспитательные:

- вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность, в учебу через интеллектуально-познавательные игры и поддержка их творческой активности;

- усиление индивидуального момента, связанного с созданием условий для самореализации обучающихся в различных видах деятельности, учитывая их возможности;

- извлечение художественного, эстетического, познавательного и научного интереса из посещения музеев, театров, выставок, учебно-познавательных поездок.

Оздоровительные:

- воспитание потребности в здоровом образе жизни.

            Программа предусматривает различные формы проведения занятий:

лекции, беседы, консультации, экскурсии, конференции, слёты, вечера, встречи с интересными людьми, практические самостоятельные творческие задания, индивидуальные  и групповые занятия (2-3 человека).

            Программа также предусматривает, что обучающиеся будут участвовать в поисково-исследовательской  работе по выбранной теме.

            Предполагаемый результат по обучению:

- углубление и закрепление краеведческих  знаний;

- выработка у обучающихся ответственности за порученные дела;

- формирование организационных качеств.

            Формы оценки знаний, умений и навыков проводится в виде тестов, судейства, при проведении и организации школьного туристского слета, туристско-краеведческих мероприятий в школе и Центре, выполнения учебно-исследовательской, творческой работы, составления и организации краеведческих игр.

            По окончании данного курса обучающиеся должны знать:

- правила организации и проведения туристских соревнований;

- методику проведения туристско-краеведческих мероприятий;

- источники  краеведения;

- методику поисково-исследовательской работы.

            Иметь навыки:

- судейства туристско-краеведческих мероприятий;

- организации и проведения краеведческих мероприятий со школьниками;

- самостоятельной поисково-исследовательской работы и публичного выступления;

- извлечения художественного, эстетического, познавательного и научного интереса из посещения музеев, театров, выставок.

            Уметь:

- пользоваться источниками краеведческих знаний;

- конструировать различные туристско-краеведческие мероприятия;

- организовывать и проводить туристско-краеведческие мероприятия;

- оформлять и подводить итоги туристско-краеведческих мероприятий;

- написать творческую работу по итогам поисково-исследовательской работы;

- уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

 

            Организация и проведение туристско-краеведческих мероприятий, апробация составленных краеведческих игр будут проходить на базе своей школы, отдела краеведения для обучающихся младшего школьного звена.

                        В зависимости от объективных условий в программу могут быть внесены отдельные изменения и дополнения.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robinzony.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа творческого объединения

«Робинзоны»

                                                                             Возраст детей: 12-16 лет

                                                                 Продолжительность программы: 2 года

                                   

                                               

Архангельск 2013


                                                        Пояснительная записка

        Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной работы.

        Предложенная программа «Юный организатор туристско-краеведческой работы с учащимися» рассчитана как на 1 , так и на  2 года занятий и  предназначена для групповой, индивидуальной работы,  с учащимися старших классов, которые уже получили определённые умения и навыки по туризму и краеведению, обучаясь в объединении туристско-краеведческого направления в течение 2 лет.

Уровень программы - творческий, инновационный. Модель обучения основывается на продуктивной творческой деятельности обучающихся. Так как интерес у учащихся становится творческим, то возникает потребность сделать «своё». Происходит выражение собственного «Я» учащегося в процессе сотворчества его и педагога.

Содержание учебной программы, учебно-тематического плана  первого и второго года занятий схоже. Это обусловлено тем, что по итогам, как первого, так и второго годов обучения воспитанники проходят все основные ступени подготовки и представления   творческой работы по выбранной теме, организации и проведения туристско-краеведческого мероприятия со школьниками.

Занятия проходят, преимущественно, в рамках стандартной позиционной схемы «учитель-ученик», где роль педагога является направляющей и корректирующей. Основная задача педагога - создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся: научить воспитанников эффективно применять имеющиеся знания, поддержать и помочь развить их  инициативу, при необходимости скорректировать и направить усилия воспитанников в нужное русло. Но и от ребят потребуется очень многое: усидчивость и трудолюбие, любознательность и пытливость, выдержка и изобретательность, а также самые разнообразные навыки и умения. Это очень важные качества для юных организаторов туристско-краеведческой  работы со школьниками

        

        Цель программы:

- создание условий для самореализации, самоутверждения учащегося в активной социальной роли, для активизации общественной деятельности школьников;

- выявление и раскрытие духовных, творческих и организационных потенциалов личности школьника.

        В процессе обучения предполагается решение следующих задач:

Обучающие:

- обучение алгоритмам выполнения исследования, написания и представления исследовательской работы;

- расширение знаний, формирование умения и навыков приобретения опыта самостоятельной практической деятельности.

Развивающие:

- развитие творческой, познавательной и созидательной  активности обучающихся;

- развитие устной речи, умения выступать перед аудиторией, организовывать и проводить занятия с  младшими школьниками.

Воспитательные:

- вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность, в учебу через интеллектуально-познавательные игры и поддержка их творческой активности;

- усиление индивидуального момента, связанного с созданием условий для самореализации обучающихся в различных видах деятельности, учитывая их возможности;

- извлечение художественного, эстетического, познавательного и научного интереса из посещения музеев, театров, выставок, учебно-познавательных поездок.

Оздоровительные:

- воспитание потребности в здоровом образе жизни.

         Программа предусматривает различные формы проведения занятий:

лекции, беседы, консультации, экскурсии, конференции, слёты, вечера, встречи с интересными людьми, практические самостоятельные творческие задания, индивидуальные  и групповые занятия (2-3 человека).

        Программа также предусматривает, что обучающиеся будут участвовать в поисково-исследовательской  работе по выбранной теме.

        Предполагаемый результат по обучению:

- углубление и закрепление краеведческих  знаний;

- выработка у обучающихся ответственности за порученные дела;

- формирование организационных качеств.

        Формы оценки знаний, умений и навыков проводится в виде тестов, судейства, при проведении и организации школьного туристского слета, туристско-краеведческих мероприятий в школе и Центре, выполнения учебно-исследовательской, творческой работы, составления и организации краеведческих игр.

        По окончании данного курса обучающиеся должны знать: 

- правила организации и проведения туристских соревнований;

- методику проведения туристско-краеведческих мероприятий;

- источники  краеведения;

- методику поисково-исследовательской работы.

        Иметь навыки:

- судейства туристско-краеведческих мероприятий;

- организации и проведения краеведческих мероприятий со школьниками;

- самостоятельной поисково-исследовательской работы и публичного выступления;

- извлечения художественного, эстетического, познавательного и научного интереса из посещения музеев, театров, выставок.

        Уметь: 

- пользоваться источниками краеведческих знаний;

- конструировать различные туристско-краеведческие мероприятия;

- организовывать и проводить туристско-краеведческие мероприятия;

- оформлять и подводить итоги туристско-краеведческих мероприятий;

- написать творческую работу по итогам поисково-исследовательской работы;

- уметь применять полученные знания в повседневной жизни.

        Организация и проведение туристско-краеведческих мероприятий, апробация составленных краеведческих игр будут проходить на базе своей школы, отдела краеведения для обучающихся младшего школьного звена.

                В зависимости от объективных условий в программу могут быть внесены отдельные изменения и дополнения.

         

Почасовая разбивка учебного курса

Разделы программы

Часовая нагрузка

3 год

4 год

1

Введение

2

2

2

Краеведение

62

44

3

Применение туристских навыков

52

72

4

Участие в массовых мероприятиях школы. Учебно-познавательные и воспитательные мероприятия

28

26

ИТОГО:

144

144

Учебно-тематический план

3 год обучения

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2

-

2

Краеведение

69

11

58

2.1

Туристские возможности родного края

24

10

14

2.2

Подготовка юных организаторов различных игр по краеведению для школьников

20

4

16

2.3

Поисково-исследовательская работа

46

12

34

3

Применение туристских навыков

38

8

30

3.1

Правила туристских соревнований

2

2

-

3.2

Организация и проведение туристских слётов и соревнований

2

-

2

3.3

Положение о слете

2

 -

2

3.4

Права и  обязанности судей

2

2

-

3.5

Туристская техника

10

2

8

3.6

Организация туристско-краеведческих мероприятий

20

2

18

4

Участие в массовых мероприятиях школы. Учебно-познавательные и воспитательные мероприятия

22

-

22

ИТОГО:

144

26

118

Учебная программа

3 год обучения

1. Введение

        Организационные занятия. Постановка целей и задач на новый учебный год. Техника безопасности. Входящий контроль.

                                                             2. Краеведение

  1. Туристские возможности родного края

        Памятники истории и культуры родного края, города. Обзор экскурсионных объектов.

        Практические занятия: работа со справочным материалом и литературой по родному краю, городу. Походы, учебно-познавательные поездки по  памятным местам. Посещение музеев, выставок. Составление буклета "Туристические возможности родного края".  

2.2 Подготовка организаторов различных игр по краеведению для школьников.

Методика сбора первоисточников для краеведческих мероприятий. Определение основы краеведческого мероприятия, игры, ее тематики, формы проведения, системы оценок. Описание игры, туристско-краеведческого мероприятия. Подбор вопросов, группировка их, подбор наглядностей, разработка дидактического материала.

        Практическое занятие:

        Работа с краеведческими, энциклопедическими источниками, атласами и другой научно-популярной литературой. Составление пакета с вопросами. Группировка вопросов по степени сложности, с учетом логических связей. Составление условий, хода игры. Оформление краеведческой игры. Составление слайд - презентаций. Апробация игр.

  1. Поисково-исследовательская работа.

        Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительской работы. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики

        Методика поисково-исследовательской работы. Методика сбора первоисточников для выполнения творческой работы (экскурсии). Тема и содержание. Структура экскурсии. Экскурсионные методы.         Работа над содержанием текста творческой работы (экскурсии). Редактирование  текста.

        Практические занятия:

Работа с краеведческими источниками, с периодическими изданиями.

Составление анкет, вопросников по теме исследовательской  работы. Обработка, редактирование, дополнения, систематизация полученных материалов. Работа над текстом. Подготовка иллюстрированных материалов. Составление слайд - презентаций. Индивидуальная или групповая работа над разработкой творческой работы. Консультации. Индивидуальные занятия. Защита творческой работы. Выступление на краеведческой конференции отдела.

                               3. Применение туристских навыков

  1. Правила туристских соревнований

        «Правила организации и проведения туристских соревнований с учащимися РФ - основной руководящий документ при проведении туристских слётов, соревнований. Туристские соревнования, их задачи и характер.  Меры по обеспечению безопасности при проведении туристских слетов и соревнований  

  1. Организация и проведение туристских слётов, соревнований

        Состав оргкомитета, комплектование судейской коллегии. Район проведения мероприятия, требования к нему (обеспечение безопасности, удобство подъезда и т.д.). Медицинское обслуживание мероприятия. Меры по обеспечению безопасности при  проведении туристских соревнований. Забота об охране природы при подготовке дистанции соревнований и приведение в порядок места слета после его окончания.

        Практическое задание:

        Участие в организации и проведении школьного туристского слёта.

3.3 Положение о слете.

Составление и утверждение положения о школьном турслете. Основные разделы положения: цели и задачи, место и время проведения; участники, программа, подведение итогов.

Практические занятия: Участие в разработке положения о мероприятии и условий проведения отдельных видов.

  1. Права и обязанности судей

Требования, предъявляемые к судьям: объективность, принципиальность, беспристрастность, квалифицированное судейство. Права и обязанности судей на старте, этапах, финише. Доведение до участников информации о полученном штрафе за допущенные ошибки, указания на неправильные действия.

3.5 Туристская техника

                «Туристская техника»

        Виды и характер соревнований. Оборудование этапов. Требования к месту соревнования, к месту старта и финиша. Работа секретариата. Судейские карточки для фиксирования нарушений. Подведение итогов. Обеспечение безопасности. Таблица штрафов за ошибки и нарушения.

        Практическое занятие:

        Подготовка документации. Участие в подготовке туристской полосы препятствий: расстановка и  оборудование этапов. Судейство соревнований, работа в различных бригадах. Практические занятия с учащимися школы.                      

        

3.6 Организация туристско-краеведческих мероприятий.

        Виды  конкурсов. Содержание конкурсной программы туристских соревнований. Цели и задачи.  Организация и проведение тематических конкурсов. Критерии оценки. Судейство.

        Практическое занятие:

        Участие в судействе тематических конкурсов, краеведческой игры. Подготовка и проведение краеведческой игры.

4. Участие в массовых туристско-краеведческих  мероприятиях школы. Учебно-познавательные и воспитательные мероприятия.

            Практические занятия:

Участие в судействе туристско-краеведческих мероприятий, в конференциях. Учебно-познавательные экскурсии, поездки, творческие встречи, праздники.

Учебно-тематический план

4 год обучения

Тема

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

2

-

2

Краеведение

92

22

70

2.1

Туристские возможности родного края

20

6

14

2.2

Подготовка юных организаторов краеведческих мероприятий для школьников

20

4

16

2.3

Экскурсионно-просветительская  работа

22

6

16

2.4

Поисково-исследовательская работа

30

6

24

3

Применение туристских навыков

24

4

20

3.1

Правила туристских соревнований

2

1

-

3.2

Организация и проведение туристских слётов и соревнований

2

-

2

3.3

Положение о слете

2

 -

2

3.4

Права и  обязанности судей

2

1

-

3.5

 «Туристская техника», «Ориентирование»

10

1

8

3.6

Организация туристско-краеведческих мероприятий

20

1

8

4

Участие в массовых мероприятиях школы. Учебно-познавательные и воспитательные мероприятия

26

-

26

ИТОГО:

144

28

116

Учебная программа

2 год обучения

                                                        1. Введение

        Организационные занятие.  Постановка целей и задач на новый учебный год. Инструктаж технике безопасности.

                                                     2. Краеведение

  1. Туристские возможности родного края

        Общегеографическая характеристика РК (обзор). Рельеф, гидрография, растительность, климат, их влияние на возможности занятия туризмом. Население области и административное деление. Основные этапы в становлении Государственности РК. Наиболее интересные места области для проведения походов, экскурсий, экспедиций. Памятники истории и культуры. История города (обзор).История развития детского туризма

        Практические занятия: работа со справочной литературой, периодической печатью, справочниками, картографическим материалом по родному краю. Походы или экскурсионные поездки по  памятным местам. Посещение музеев, выставок. Работа в музеях, библиотеках. Проведение краеведческих викторин, конкурсов и т.д.  Заочное путешествие по памятным местам. Сбор материала по теме «История детского туризма и краеведения в РК»

  1. Подготовка юных организаторов интеллектуальных, краеведческих игр для школьников.

Краеведение и туризм как комплексное средство образования и воспитания. Источники краеведения. Методика сбора первоисточников для краеведческих мероприятий. Определение основы краеведческого мероприятия, формы проведения, ее тематики, системы оценок. Описание игры, туристско-краеведческого мероприятия. Подбор вопросов, группировка их, подбор наглядностей.  Конференция как форма краеведческого мероприятия.

        Практическое занятие:

        Работа с краеведческими, энциклопедическими источниками, атласами и другой научно-популярной литературой.  Сбор материала по теме «Из истории проведения детских краеведческих конференций»

  1. Экскурсионно-просветительская  работа.

        Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительской работы. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики. Тема и содержание экскурсии. Структура экскурсии. Экскурсионные методы.         

Практические занятия:

Индивидуальная или групповая работа над разработкой и проведением экскурсии.

  1. Поисково - исследовательская работа.

        Методика поисково-исследовательской работы. Методика сбора первоисточников для выполнения творческой работы. Работа над содержанием текста творческой работы, реферата. Редактирование  текста.

        Практические занятия:

Работа с краеведческими источниками, с периодическими изданиями. Составление анкет, вопросников по теме исследовательской  работы. Обработка, редактирование, дополнения, систематизация полученных материалов. Подготовка иллюстрированных материалов. Консультации. Индивидуальные занятия. Работа над текстом. Защита творческой работы. Выступление на краеведческой конференции.

                                 3. Применение туристских навыков

  1. Правила туристских соревнований

        «Правила организации и проведения туристских соревнований с учащимися РФ»  - основной руководящий документ при проведении туристских слётов, соревнований. Туристские соревнования, их задачи и характер.

   

  1. Организация и проведение туристских слётов, соревнований

        Состав оргкомитета, комплектование судейской коллегии. План его работы. Выбор района проведения слета. Меры по обеспечению безопасности при  проведении туристских соревнований. Охрана природы.

        Практическое задание:

         Выбор района проведения соревнований.

3.3 Положение о слете

Составление и утверждение положения о школьном турслете. Основные разделы положения: цели и задачи, место и время проведения, участники, программы, подведение итогов.

Практические занятия: разработка положения и условий проведения отдельных видов.

  1. Права и обязанности судей

Требования, предъявляемые к судьям: объективность, принципиальность, беспристрастность. Квалификация.

3.5 «Туристская техника», «Ориентирование»

        Туристская техника

        Виды и характер соревнований. Оборудование этапов. Требования к месту соревнования к месту старта и финиша. Работа секретариата. Подведение итогов. Таблица штрафов за ошибки и нарушения. 

Природоохранная деятельность туристов. Соблюдение правил противопожарной безопасности в лесу. Требования к месту проведения слета. Медицинское обеспечение. Первая доврачебная помощь. Состав мед.аптечки.

        Обеспечение безопасности туристских соревнований. Выбор района проведения соревнований с точки зрения безопасности. Поддержание порядка и дисциплины во время проведения соревнований. Инструктаж судей на этапах по вопросам безопасности.

        Практическое занятие:

        Подготовка документации. Выбор района соревнований. Участие в подготовке соревнований по туртехнике. Расстановка этапов, оборудования. Организация работы судей. Практические занятия с учащимися школы.

        Ориентирование на местности

        Виды соревнований по ориентированию. Особенности проведения соревнований по ориентированию. Требования к местности и дистанциям соревнований. Обеспечение безопасности при проведении соревнований.

           Практическое занятие:

        Участие в подготовке соревнований. Планирование дистанций соревнований по карте. Установка на местности. участие в судействе соревнований. Установка на местности. Участие в судействе соревнований.

3.6 Организация туристско- краеведческих мероприятий.

        Виды  конкурсов. Содержание конкурсной программы, туристских соревнований. Цели и задачи.  Организация и проведение тематических конкурсов. Критерии оценки. Судейство.

        Практическое занятие:

        Участие в судействе тематических конкурсов. Подготовка и проведение краеведческой игры.

4. Познавательные экскурсии, поездки, творческие встречи и воспитательные мероприятия.

Список используемой литературы

1. Жеребцов И.А., Таскаев М.В., Рогачов М.Б. Историческая хроника. Республика Коми с древних времен.  Сыктывкар: Коми кн. изд-во,2002г.

2. Жеребцов И.Л., Сметанин А.Ф.  Коми край.  Очерки о десяти веках истории; Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2003г.

3. Конаков Н.Д. и группа авторов Зырянский мир; Сыктывкар, Коми кн.изд-во,2004г.

4. Жеребцов И.Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми. Историко-демографический справочник. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 2003г.

 

5. Афанасьев А.П. Топонимия Республики Коми. Словарь-справочник.  Сыктывкар: Коми кн.изд-во,1996г.-

6.  История Коми. 1,2 том  Сыктывкар: Коми кн..изд-во,2004г.

7. Обедков  А.П. Стольный город Сыктывкар.  Сыктывкар  Изд-во «Пролог» 1996г.

8. Обедков А.П.  Федосов Л.С. Градостроительство, архитектура и зодчие Сыктывкара; Сыктывкар Изд-во «Пролог»,  1999г

9. Республики Коми: Составитель Э.А.Савельева; Москва Изд-во «ДиК» 1997 г.

10. Под редакцией В.Ануфриева Земля девственных лесов (Печоро-Илычский биосферный заповедник), Сыктывкар,2000 г.

11. Рогачев М.Б. Столица Зырянского края. Очерки по истории Усть-Сысольска конца ХVIII начала XX века Сыктывкар: Коми кн..изд-во,2006 г.

12. Исторический атлас Республики Коми.  Э.А.Савельева; Москва-Сыктывкар Изд. «ДиК», 1997г.

13. Географический атлас Республики Коми.  Э.А.Савельева; Москва-Сыктывкар Изд-во «ДиК» 1997г.

14. Рабочая тетрадь по истории Республики Коми Э.А.Савельева; Москва-Сыктывкар Изд-во «ДиК» 1997г.

15. Рабочая тетрадь по географии Республики Коми Э.А.Савельева; Москва-Сыктывкар Изд-во «ДиК» 1997

16. Игорь Жеребцов, Петр Столповский  Рассказы для детей об истории Коми края. Сыктывкар: Коми кн. изд-во,2005 г.

17. Республика Коми. Энциклопедия 1.2.3 тома Сыктывкар: Коми кн.изд-во,1997,1999,2000г.

18 .Книга памяти Республики Коми. Честь и слава героям 1941-1945. Сыктывкар 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"

Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....

Рабочая программа творческого объединения "Радуга идей"

Данная программа кружка «Радуга идей» рассчитана на обучение детей в возрасте 7-10 лет. Поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки...

Рабочая программа творческого объединения учащихся по интересам "Юный математик"

  Предлагаемый курс своим содержанием предназначен учащимся, которым интересна математика. Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки ч...

Рабочая программа творческого объединения "Краеведение" для 5-9 классов

Дополнительная образовательная  программа "Краеведение"Название:  «Кто не знает прошлого, у того нет будущего»АвторСитников Сергей Игоревич- педагог дополнительного образования МБОУ "Моготов...

Рабочая программа творческого объединения «Улыбка»

Данная программа  направлена на обучение эстрадному пению  и рассчитана на дошкольный, младший, средний и старший школьный возраст...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...