Урок Качества, посвященный Всемирному Дню Качества.
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Ахматчина Надежда Георгиевна

Тема:  «Праздник – Всемирный день Качества. Конкурс рабочего мастерства (смотр знаний, выпуск качественной продукции)».  

 

Цели урока:

 

1.     Образовательные:

 

сообщить сведения о празднике «Всемирный день Качества»; обратить внимание учащихся на проблему качества товаров и услуг;  выяснить, как связаны между собой два понятия «количество» и «качество» продукции.                                                                                                                         

 

2.      Коррекционно - развивающие:                                                                                                                    

 

корригировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на      сравнение, обобщение; развивать внимание, память, умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы; развивать речь учащихся.

 

3.      Воспитательные:

 

воспитывать интерес к учебе, к предмету; воспитывать умение работать в бригаде; воспитывать самостоятельность; прививать навыки культуры труда и аккуратность, воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_urok_kachestva_9_klass.docx47.78 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное  казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья                                                «Тейковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Урок качества,

посвященный

Всемирному Дню качества

Разработка учителя профессионально-трудового обучения

 Ахматчиной Н.Г.,

высшая квалификационная категория

Урок Качества в 9 классе.

Тема:  «Праздник – Всемирный день Качества. Конкурс рабочего мастерства (смотр знаний, выпуск качественной продукции)».   (3 часа)                                                                                    

Цели: 

  1. Образовательные:  

сообщить сведения о празднике «Всемирный день Качества»; обратить внимание учащихся на проблему качества товаров и услуг;  выяснить, как связаны между собой два понятия «количество» и «качество» продукции.                                                                                                                          

  1. Коррекционно - развивающие:                                                                                                                      

корригировать мышление учащихся через включение в урок упражнений и заданий на      сравнение, обобщение; развивать внимание, память, умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся группы; развивать речь учащихся.

  1. Воспитательные:

воспитывать интерес к учебе, к предмету; воспитывать умение работать в бригаде; воспитывать самостоятельность; прививать навыки культуры труда и аккуратность, воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.

Наглядность и оборудование к уроку:

образец фартука, «Оценочный лист», листы бумаги для каждого учащегося, ручки, крой фартуков, продукция со знаком качества (чай, халат, печенье), компьютер, проектор,  презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1-ый  урок

Организационный момент                                                                                                       Цель: проверить готов-ность учащихся   к уроку, подготовить учащихся к работе на уроке, поло-жительно настроить  на урок.

Проверяет готовность учащихся к уроку, положительно настраивает на урок.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Я очень рада видеть вас на своём уроке.

С каким настроением вы пришли на урок? У меня тоже хорошее настроение.

Готовятся к уроку (линейки, ручки, каран-даши, спецодежда, днев-ники).

Рапорт дежурного:                          Надежда Георгиевна!                   Сегодня 10 ноября, день недели – четверг.                                                                                                                                 9 класс пришел на 3 урока труда. Уроки по счету 4-ый, 5-ый и 6-ой.                                                     Начало 1-ого  урока труда – в 11 часов. Окончание урока – в 11 часов 40 минут.                                                 Продолжительность урока – 40 минут.                                                                           В классе отсутствуют …                         Дежурный …

Сообщение темы урока

Формулирование целей урока

Цель: сообщить тему урока, учить формулиро-вать цели урока.

А вы знаете какой сегодня праздник?

                                                       Слайд №1.

Празднуют его во всем мире.

И в этот праздничный день мне с вами хочется провести необычный урок, называется он - Урок Качества.

                                                      Слайд №2.

Проводили мы раньше такой урок?

В этом году мы проводим его впервые и, если он вам понравится, будем проводить каждый год, правда с другими учащимися.

Предлагаю следующий план урока:

  1. О празднике.
  2. Конкурс рабочего мастерства (смотр знаний, выпуск качественной прдукции).

                                                       Слайд №2.

Согласны вы с таким планом урока?

Как вы думаете, что мы будем делать на каждом этапе урока?

Давайте определим, какая же будет цель каждого этапа урока?

(Если учащиеся затрудняются ответить, предложить им несколько вариантов: учиться, познакомиться, узнать, прове-рить, получить сведения, проверить знания, проверить умения и навыки, подготовиться к экзамену).

                                                       Слайд №2.

Всемирный день качества.

Сообщение новых знаний

Итак, переходим к 1 пункту плана урока и поговорим об истории возникновения праздника, целях создания этого праздника, проблемах качества, традициях праздника.

Праздник «Всемирный день качества» в нашей стране отмечается ежегодно во второй четверг ноября. Слайд №3.

Давайте посмотрим календарь 2011 года.                          

                                                       Слайд №4.

В 2011 году Всемирный день качества выпадает на 10 ноября.

                                                       Слайд №4.

Впервые данный праздник отмечался в мире 9 ноября 1989 года.

Инициаторами создания такого праздника выступили крупнейшие международные организации при поддержке ООН.

А спустя шесть лет Европейская организация качества объявила неделю, в которую попадает этот второй ноябрьский четверг, Европейской неделей качества. Слайд №5.

Какова же цель праздника «Всемирный день качества»?

Целью Всемирного дня качества является повышение значения высокого качества продукции и услуг, а также активизация той деятельности, которая направлена на решение  проблем качества.

                                                      Слайд №6.

Проблема качества — одна из самых главных проблем в экономике очень многих стран мира.

Качество товаров и услуг в современных условиях является необходимым условием успешной деятельности любого предприятия и любой организации.

Вопросы качества это не только вопросы непосредственно выпускаемой продукции, но и вопросы экологии, безопасности, использования ресурсосберегающих технологий в производстве.

Понятие качества тесно связано с понятием уровня жизни - сохранением окружающей среды, физического здоровья и психологического комфорта человека.

Например, от качества продуктов питания и воды в очень большой степени зависит наше здоровье. Нам также очень важно, чтобы оказываемые нам услуги имели только высокое качество, иначе это будет сказываться на нашем психологическом комфорте.

                                                       Слайд №7.

Сегодня мы проводим урок качества, а возможно на следующий год у нас в школе будет проходить неделя качества, где вы на разных уроках сможете поговорить о качестве.

«Качество среды» обсудите на уроках биологии.

«Качество культуры» — на уроках ИЗО, музыки, истории.

«Качество науки» — на уроках математики.

«Качество жизни» — на уроках чтения, истории, географии.

 «Качество услуг» – на уроках СБО.

«Качество товаров» – на уроках трудового обучения.

                                                       Слайд №8.

Ну, а сегодня на уроке швейного дела мы поговорим о качестве выпускаемой продукции, причем какой … швейной.

Проверка домашнего задания

Вам предлагалось обсудить с родителями такие вопросы:

  1. Что такое качество продукции?
  2. Каким путем обеспечивается высокое качество?

                                           Слайд №9.

Что такое качество продукции? Какими словами можно охарактеризовать товары высокого качества? Слайд №10.

(Если затрудняются, рассмотреть ситуацию: «Представьте себе, что вы пришли в магазин или на базар, чтобы купить кое-какой товар. Какое бы изделие вы купили?)

Население нашей страны, как и остальных стран мира, должно иметь возможность приобретать товары только высокого качества.

К сожалению, пока данная проблема еще не решена полностью.

Наше государство много делает для того, чтобы бороться с недобросовестными производителями. Товары проверяются на их соответствие существующим сегодня гостам и нормативам.

Однако пока еще нельзя сказать, что в России производятся и продаются только качественные товары. Очень актуально стоит проблема подделок, особенно распространенными из которых являются дешевые, но некачественные  китайские товары.

                                                     Слайд №11.

В нашей стране существует специальная организация, которая занимается решением вопросов о качестве - Всероссийская организация качества (ВОК).  

Чтобы уберечься от некачественных товаров, необходима информация и контроль качества. Прежде всего, покупатели должны знать, как именно можно отличить качественный товар от подделки, по каким параметрам можно судить о качестве продукции.

Этим и занимается ВОК. Она разрабатывает и внедряет в жизнь различные программы для определения лучших образцов российских товаров и услуг на конкурсной основе.

                                                     Слайд №12.

Так, например, действует программа "100 лучших товаров России", программа «Российское качество», программа «Ивановская марка» и т.д.

                                                     Слайд №13.

Победители программы "Ивановская марка"2010 года.

19 ноября т.г. подведены итоги областного конкурса по качеству «Ивановская марка» 2010 года. Победителем конкурса стала продукция, выпускаемая ОАО «Швейная фирма «Айвенго» - костюмы мужские, продукция ООО «Рижский хлеб» - хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки заварной подовый «Деревенский», «Боярский», Праздничный» и услуги санаторно-курортные, предоставляемые ООО «Санаторий «Зеленый городок».

                                                     Слайд №14.

Показ знаков Программ. Знак является для потребителя указанием на то, что продукция успешно выдержала оценку по программе «Российское качество», и поэтому его следует наносить на основных полях этикеток и ярлыков, связанных с продукцией, или непосредственно на продукции, или на упаковке в местах, визуально доступных для потребителя.                

                                               Слайд №15-16.

Показ товаров, удостоенных этих знаков (халат, овсяная крупа «Матрешка», мука «Макфа», курасаны).

Сможете вы теперь определить, есть ли у данного продукта знак качества.

Какие же пути обеспечения
высокого качества товаров?  

                                                     Слайд №17.

Какие пути зависят от нас с вами?

Как проверить квалификацию работников?

Квалификация работников – это знания, умения и навыки, которые он применяет во время работы.

Ваша работа на данном отрезке времени – это учеба.

По чему мы судим о качестве ваших знаний и умений? По оценкам. Одна и та же оценка имеет разную окраску.

Посмотрим на нашу оценку знаний за первую четверть.

                                                     Слайд №18.

Можете вы найти свою строчку в таблице?

Знаете над чем вам надо поработать, чтобы улучшить качество ваших знаний, умений и навыков?

Каковы же традиции праздника
«Всемирный день качества»?

В этот день проводятся мероприятия, основными целями которых являются анализ качества продукции и услуг, проводятся конференции, разнообразные выставки, конкурсы .

                                                     Слайд №19.

Вот и сегодня мы с вами тоже проведем конкурс - Конкурс рабочего мастерства.

Девиз конкурса: «Всемирный  день  качества  мы  отмечаем, побольше  товаров  хороших  желаем.»

Знак качества конкурса рабочего мастерства.  

                                                     Слайд №20.

Современный дизайн,

прочность,

долговечность,

удобство,

надежность,

пригодность к использованию,

безопасность.

Качественный добросовестный труд,

квалификация производителей,

высокий уровень исследо-ваний и разработок про-дукции,

прогрессивные технологии,

стандартизация,

сертификация.

         

Физминутка

Цель: предупредить утом-ляемость учащихся  на уроке, развивать  коорди-нацию движений, чувство ритма.

А пока предлагаю немного отдохнуть.

Комплекс упражнений гимнастики  в течение 3 - 5 минут.

Он включает в себя 6 - 8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: для мышц шеи, мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища, нижних конеч-ностей, на внимание.

Песня группы Барбарики «Вместе с нами».    

                                                    Слайд № 21.

Выполняют упражнения.

Подготовка к практи-ческой работе

Проверка теоретических знаний

Цель: проверить уровень сформированности уме-ния планировать работу.

Отдохнули? Поработали руками, ногами, а теперь поработаем головой.

Сегодня вы должны выпустить качественную продукцию. Вам нужно будет сшить вот такой фартук.

                                                     Слайд №22.

Шили вы уже такое изделие?

Для кого и для чего мы шили эти изделия?

Сколько фартуков сшил каждый из вас в первой четверти?

                                                     Слайд №23.

Прежде чем приступить к пошиву фартуков, проверим качество ваших знаний по теме фартук.

Задание №1. Напишите отсутствующие линии чертежа фартука.

                                                     Слайд №24.

Задание №2.

Поставьте в нужной последовательности пункты плана работы по пошиву фартука.

                                                     Слайд №25.

Проверка.                                    Слайд №26.

Задание №3.
Укажи швы, применяемые при пошиве фартука.

                                                     Слайд №27.

Проверка.                                    Слайд №28.

Задание №4.

Под каким номером изображен шов?

                                                     Слайд №29.

Какой из этих швов кажется вам самым трудным по технике выполнения?

                                                     Слайд №30.

Задание 5.
Расположи в нужной последовательности причины, по которым ширина окантовочного шва в готовом виде может быть неодинаковая.

                                                     Слайд №31.

Проверка.                                    Слайд №31.

Как вы знаете на швейных фабриках работают ОТК. Что это такое?

Да, в ОТК работают контролеры готовой продукции. Они проверяют качество каждого готового изделия. Изделия с браком возвращают на исправление.

Качество готового изделия зависит от качества выполнения отдельных операций.

                                                     Слайд №32.

Вот и мы сегодня будем оценивать вашу работу по отдельным операциям.

Посмотрим «Оценочный лист на изготовление фартука».

                                                     Слайд №33.

Контроль качества выполнения каждого шва будем проверять по следующим критериям:

Накладной шов с двумя закрытыми срезами:

  1.  деталь сложена точно пополам;
  2.  ширина шва 2мм;
  3.  машинная строчка ровная по всей длине.

Шов вподгибку с закрытым срезом:

  1.  ширина шва одинаковая 10-15мм;
  2.  машинная строчка ровная на расстоянии 1-2 мм от края  

            внутреннего подгиба.

Окантовочный шов с двумя закрытыми срезами:

  1.  ширина окантовки одинаковая;
  2.  машинная строчка на 1-2 мм от края внутренного подгиба.

                                                     Слайд №34.

Рассматривают образцы практической работы.

Да.

Мы выполняли заказ администрации школы – шили фартуки для учащихся школы, для дежурства по столовой.

Окантовочный шов.

ОТК – отдел технического контроля.

Подведение итогов теоретической части урока

Цель: подвести итоги тео-ретической части урока, выставить оценки.

Оценка работы учащихся.

Подсчет количества поощрительных значков.

Обсуждение оценок.

Выходят на перемену.

2-ой и 3-ий урок

Активизация учащихся

Цель: подготовить уча-щихся к работе на втором уроке, активизировать внимание учащихся.

Прозвенел звонок!

Начинается второй урок!

Сядет тот из вас, кто ответит правильно на вопрос:

Мы знаем, что главное - не количество работы, а что … .

Какие вы знаете пословицы о вреде спешки?

Дежурный:

Начало 2-ого  урока труда – в 11 часов 50 минут. Окончание урока – в 12 часов 30 минут.                                                

Отвечают на вопросы и по очереди садятся.

Качество работы.

Поспешишь – людей насмешишь.

Тише едешь – дальше будешь.

Дело наспех - сделано на смех.

Быстрая лошадка скоро устает.

Инструктаж по ТБ

Цель: повторить правила безопасной работы с инструментами и обору-дованием.

Какие инструменты и какое оборудование нам потребуются для выполнения практической работы?

Работа с этими предметами может быть опасной для вас?

Везде и всюду правила-

Их надо знать всегда!

Особенно это касается

Уроков труда.

Давайте повторим  правила безопасной работы с этими предметами по следующему плану:

  1. Опасности в работе.
  2. Что нужно сделать до начала работы?
  3. Что нужно делать во время работы?
  4. Что нужно сделать по окончании работы?

                                         Слайд №39.

Эти правила не забывай,

На каждом уроке их соблюдай!

Ножницы, швейная машина.

Да.

Выполнение практи-ческой работы

Цель: выявить уровень и качество сформирован-ности умений и навыков в рамках программы по теме «Обработка срезов обтачками».

 

Контролирует выполнение практической работы, помогает некоторым учащимся.
Во время работы учитель поощряет тех учеников, которые работают качественно, самостоятельно, быстрее всех, напоминает о самоконтроле.

                                                    Слайд № 40.

(Если нужно, поговорить о дисцинлине, об ответственном отношении к  делу:

Больше дела, меньше слов.

Язык болтает – рукам мешает.

Большой говорун - плохой работник.)

                                                   

1 группа - выполняет практическую работу самостоятельно,

2, 3 группы – выполняют работу под контролем.

Физминутка для глаз

Цель: предупредить зри-тельное утомление у учащихся, способствовать оздоровительному эффек-ту в процессе использования предлагаемых упражнений.

                                                   

Слайд №42-43.

По окончании физминутки:

«Встаньте прямо, подтянетесь

И друг другу улыбнитесь.

Молодцы! Садитесь.»

Выполняют физминутку для глаз.

Выполняют  4-5 упраж-нений на расслабление, коррекцию осанки.

Выполнение практической работы

Цель: выявить  уровень и качество  сформирован-ности умений и навыков в рамках программы по теме «Фартук».

Трудись, не ленись -

Все должно получиться.

И, если будет все точно и правильно,

Работе такой – оценка

«Пятерка»  и нету другой.

Контроль учителя за работой Струковой Маши, Кокаревой Оли.

Самостоятельная работа учащихся.

Самоконтроль.

Индивидуальная работа:

1 группа – самостоятельное выполнение;

2 группа – оказание помощи при воз-никновении затруднений;

3 группа – контроль за процессом работы, допол-нительные объяснения.

Проверка качества практической работы

Цель:                                         учить самостоятельно объективно оценивать свою работу, пользуясь инструкцией.

Учитель предлагает учащимся проанали-зировать свою работу по плану.

Отчет о выполненной работе

1.Какую работу выполнял?

2.Всю ли работу выполнил?

3.Какие требования к качеству работы нужно было выполнить?

4.Выполнены ли они?

5.Какую оценку можно поставить за работу?

                                                    Слайд № 44.

Выставляет оценки за практическую работу, отмечая аккуратность, соблюдение правил ТБ.

Подведение итогов практической части урока.

Запись итогов на доске.  

Учащиеся оценивают свою работу, объясняют, почему поставили себе такую оценку.

Подают дневники для выставления оценок.

Выставка работ учащихся

Цель: учить радоваться успехам товарищей.

Учитель располагает работы учащихся на доске. Прикрепляет Знак качества к лучшим работам.

Рассматривают работы товарищей.

Подведение итогов урока

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работали бригады  на уроке, отметить работу учащихся, соблюдение правил ТБ, выяснить достигнута ли поставлен-ная цель урока.

Вот и подошёл к концу наш необычный урок – урок Качества.

Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на уроке?

Чему учились?

Что понравилось на уроке?

Какое у вас сейчас настроение?

Комфортно ли было на уроке?

Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении многих  задач не только на уроках  швейного дела, но и в жизни за пределами школы.

Совсем скоро вы окончите школу и, возможно, будете трудиться на швейном предприятии. Для того, чтобы стать хорошим работником, необходимо стараться как можно лучше исполнять свои обязанности, правильно и точно выполнять каждую операцию, доводить любую работу до конца и с отличным качеством, не бояться трудностей и не сдаваться при неудачах.

Оценка работы бригад. Выставление баллов в «Экране соревнований» между бригадами.

                                                    Слайд № 45.

 

Отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия

Цель: оценить активность каждого ученика на уроке, выяснить насколь-ко комфортно  было учащимся на уроке, уточнить их психоло-гическое состояние.

Оцените свою работу на уроке сами.    

                                              Слайд № 47.

Молодцы все! Спасибо за работу!

Уборка рабочих мест

Цель: продолжать учить наводить порядок на своем рабочем месте. (Каждой вещи – свое место).

Контролирует уборку учащимися мастерской, своих рабочих мест.
Настраивает учащихся на перемену.

Убирают свои рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Где живут нотки» Праздник музыки, посвященный Всемирному Дню Музыки (1 октября).

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Сценарий спортивного праздника, посвященного Всемирному Дню здоровья, "Со здоровым дружен спорт"

Методическая разработка праздника Здоровья с проведением  спортивных эстафет....

Сценарий линейки, посвященной Всемирному дню памяти жерт ДТП

Данное мероприятие направленно на привлечение внимание учащихся к общероссийской проблеме безопасности дорожного движения. Напомнить правила для пешеходов, воспитывать ответственность ...

Урок качества "Всемирный день качества"

Познавательный классный час о малоизвестном празднике в нашей стране....

Методическая разработка интегрированного урока посвященного Всемирному дню прав человека и Дню Конституции РФ.

Урок посвящен Дню Конституции Российской Федерации.Цель урока: объяснить значимость и актуальность Декларации прав человека  для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государств...