Классный час «Удмуртская мифология».
классный час (6 класс) на тему

Классный час разработан в рамках школьной  театральной недели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Удмуртская мифология».

Номинация: мероприятия с элементами фольклора.

Ф.И.О.: Морозова Татьяна Викторовна.

Должность: учитель биологии.

Учреждение: г.Ижевск МБОУ СОШ№89 с углубленным изучением отдельных предметов.

Цель: Воспитание интереса к истории и культуре родного края.

Задачи:

1.Познакомить обучающихся  шестого класса с основными героями удмуртской мифологии.

2. Обеспечить возможность обучающихся  самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

3.Обеспечить  социальную компетентность обучающихся, развить умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Оборудование: декорации к спектаклю, цветные карандаши, альбомный лист, презентация «Герои удмуртской мифологии».

Подготовительная работа:

1.Выбор легенды или мифа для дальнейшей инсценировки.

2.Разбор выбранного текста по ролям.

3.Создание декораций к спектаклю, презентации к классному часу.

План классного часа.

1.Вступительное слово учителя.

Мифоло́гия — объект исследования многих научных дисциплин (философии, историифилологии и др.), включающий древний фольклор и народные сказания: мифыэпосысказки и др.

В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы.

Удмуртская мифология – это чрезвычайно интересная система героев, духов, великанов и богатырей - это культурное наследие удмуртского народа, которое является источником тем и вдохновения для художников, драматургов, скульпторов.

 Вопрос: Назовите мифологических героев русских сказок.

Демонстрация слайдов героев русских сказок( Кощей Бессмертный, Баба- Яга, домовой, леший и т.д)

2. Знакомство с героями удмуртской мифологии

Инма́р

Верховное божество в удмуртской мифологии , бог-творец. Инмар - создатель всего хорошего. Инмару молятся о хорошей погоде и урожае.

Кылдыси́н 

Одно из верховных божеств в традиционных верованиях удмуртов, связан с плодородием, Творец. Сокращённая форма имени — Кылчи́н. Раньше Кылдысин жил на земле среди людей. Он появлялся в виде старика в белой одежде и ходил по межам, поправляя упавшие колоски.

Гидмурт 

 Хлевник- помощник домового (коркамурта), покровитель дворовых построек, в частности — конюшен и хлевов, а также обитающей там скотины. Гидмурт может по разному относиться к различным лошадям. Если он любит лошадь, то будет расчёсывать и заплетать ей гриву, и даже перекладывать сено и овёс от соседних лошадей. Если же гидмурт невзлюбил какую-то лошадь, то он может скакать на ней целыми ночами и изнурять тяжёлыми грузами.

Вуму́рт или Вукузё

Водяной в удмуртской мифологии. Вумурт- ведал водной стихией, от него зависели разливы рек, сохранность плотин, мельниц, обеспечение водой. По внешности вумурты почти ничем не отличались от обычных людей, но всегда были черноволосы.

Нюлэсму́рт

Леший в удмуртской мифологии. Нюлэсмурт — хозяин леса, он — хозяин зверей (он распоряжался, где какому медведю лежать в берлоге), к нему обращались охотники за помощью и содействием в охоте.

 Дорогой Нюлэсмурта называли завалы леса, где прошёл ураган, смерч, именно поэтому иногда Нюлэсмурта считали и божеством ветра.

3. Реализация творческого проекта-спектакля: инсценировка удмуртской легенды

« Как землю сотворили».

Автор

это было так давно, что даже никто не помнит, когда это было. Ни земли, ни  людей на всём свете: только небо, вода и солнце. На небе жил хозяин земли Инмар и хозяин воды Вукузё.

Вукузё

Здравствуйте, я хозяин воды Вукузё. От меня зависит состояние воды. Настроение хорошее- вода спокойная, а если мне его испортят, вода  сразу же мутнеет . У меня самая большая зелёная борода.

Инмар

А я Инмар – хозяин неба. Я самый старый - поэтому мне подчиняется даже сам Вукузё.

Автор

Небо было чистое- чистое, как снег, белое-белое как берёза. Оно висело так близко к воде, что Инмар, не спускаясь, черпал воду золотым ковшом с длинной ручкой и поливал облака, чтоб они не высыхали от солнца. Заботы не ведал хозяин неба. И Вукузё никакой работы не знал, только и делал, что целыми днями сушил свою бороду

Инмар

Надоело мне поливать облака. Давай  попробуем сотворить землю. Нырни поглубже да зачерпни  мне со дна землю.

Вукузё

И что это ты всегда мной помыкаешь, то это сделай, то другое. Если надо сам ныряй

Автор

Не понравилось Вукузё, что Инмар помешал ему бороду досушить и на солнце погреться вволю, а перечить старшему не посмел. Послушаться- послушался, но обиду затаил

Вукузё

Ох, и тяжело землю со дна доставать, жалко мне её всю отдавать. Нет, я себе немного оставлю. Куда бы её положить. В карманах видно, в лапти - ходить неудобно. Положу я две горсти земли в рот.

Инмар

Вот она земля, чёрная – плодородная, но очень уж сырая. Сначала её нужно просушить.

Сухая земля лети на все четыре стороны.

Автор

Упав на воду, согретая солнцем и дыханием Инмара, земля стала разбухать и разрастаться. Её становилось всё больше, столько, что конца- краю не видать. Хотя и далеко видно было: земля получилась гладкая- гладкая, как сковорода- ни гор, ни оврагов, ни болот.

Вукузё

Ой, ой, ой – земля мне сейчас всю голову разнесёт. Нет больше мочи держать её во рту.

Автор

Выплюнул землю Вукузё и разлетелась земля в разные стороны и превратилась в горы да болота, кочки и овраги

Инмар

Что стало с моей ровной землёй, почему облака стали мятые и рваные, а горы царапают моё брюхо. Это опять наверно Вукузё  со своими проделками.

Автор

Оставил все свои дела Инмар и стал думать, как раз и на всегда проучить Вукузё, чтоб неповадно было самовольничать

Вот так была сотворена Удмуртская земля.

4. Закрепление темы

Класс разбивается на группы по 4 человека.

Им предлагается за 5 минут ответить на вопросы

1 задание Подбери пару

1. Инма́р

А)хозяин воды

2. Вукузё

Б)леший 

3. Кылдыси́н

В)верховное божество в удмуртской мифологии, хозяин неба.

4.Нюлэсму́рт

Г) божество связанное  с плодородием почвы

5.Коркамурт

Д)хлевник

5.Гидмурт 

Е)Домовой

2 задание

Раздели мифологических героев  на две группы:

Инма́р, Вукузё, Кылдыси́н, Нюлэсму́рт, Коркамурт, Гидмурт 

А) боги природных явлений;

Б) боги домашнего хозяйства.

3 задание.

Нарисуйте, как вы представляете одного из изученных сегодня мифологических героев.

5.Заключение.

Демонстрация рисунков каждой группы.

Список литературы:

1.Мифы, легенды и сказки удмуртского народа. Литературная обработка Н.Кралиной. Ижевск: Удмуртия- 1995.203стр.

2.И.К.Саушина Удмуртия в играх, загадках и кроссвордах. Учебно-методическое пособие. Ижевск- 2001г.

3. http://ru.wikipedia.org.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О мерах по защите здоровья и развития детей в Удмуртской Республике

Закон Удмуртской РеспубликиПринят Государственным СоветомУдмуртской Республики27 сентября 2011 года...

тесты по удмуртскому языку и литературе

тесты по удмуртскому языку и литературе помогут ученикам самостоятельно проверить свои знания...

Вводный урок по удмуртскому языку для 7 класса

Вводный урок по удмуртскому языку для 7 класса...

паспорт кабинета удмуртского языка и литературы

паспорт кабинета удмуртского языка и литературы...

рабочая программа по удмуртской литературе (удмуртскому для 5 класса

Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС по удмуртской литературе для 5 класса....

Проект интегрированного урока английского языка и удмуртской литературы в 6 классе по биографии и произведениям удмуртского детского писателя и драматурга Г.А. Ходырева (в рамках проведения Недели Удмуртии в школе)

Цель: приобщение к культуре удмуртского народа через организацию нетрадиционной формы урока иностранного языка.Задачи: 1.      Познакомить учащихся с биографией удмуртского пи...