Экскурсия "Монеты рассказывают..."
методическая разработка (5 класс) на тему

Мартынова Светлана Петровна

Экскурсия в школьную библиотеку для учащихся школы

 

Цели: Образовательная - познакомить учащихся с историей возникновения денег; - познакомить с основными видами денег; - дать представление о денежных средствах как основного средства обмена Развивающие - развивать логическое мышление Воспитывающие - воспитывать интерес к истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monety_rasskazyvayut.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мартынова Светлана Петровна

Педагог – библиотекарь

МБОУ «СОШ № 1»

Г. Чернушка, Пермский край

Монеты рассказывают…

Экскурсия в школьную библиотеку

для учащихся школы

Цели:

Образовательная

- познакомить учащихся с историей возникновения денег;

- познакомить с основными видами денег;

- дать представление о денежных средствах как основного средства обмена

Развивающие

- развивать логическое мышление

Воспитывающие

- воспитывать интерес к истории

Оборудование:

Выставка денежных знаков от 1877 года до наших дней

Подборка литературы

Презентация

Организаторы:

Педагог – библиотекарь, 4 ведущие

Ход экскурсии

Педагог - библиотекарь:

        Величайшее изобретение, как нам кажется, не паровой двигатель, не электричество и даже не компьютерные технологии. Это деньги. Именно деньги играют огромную роль в жизни общества, именно они двигатель прогресса!

        И сегодня мы пригласили вас на выставку «Монеты рассказывают…»

Ведущий 1:

        Кто изобрел деньги, мы не узнаем никогда, Они появились как некий универсальный измеритель цены товара.

Первые деньги совсем не были похожи на те, к каким привыкли мы. Нам бы ни за что не догадаться, что это они и есть: в одних местах деньгами считался живой скот: овцы, коровы, быки.  В других местах деньгам служили птичьи перья, зерно, пряности. В Сибири и Канаде в ходу были «меховые» деньги – шкуры зверей.

Во владениях ацтеков – индейцев, населявших земли современной Мексики «деньги» росли прямо на деревьях. Деньгами считались какао – бобы. Они годились для разных целей. Захотелось – приготовил из них чудесный шоколадный напиток. Понадобилось сделать покупку – расплачивайся теми же самыми бобами. Если товар дороговат, пользовались целыми плодами. Нужна сдача – снял с боба кожуру, отсчитал нужное количество «копеек»  семенами.

Ракушки морского моллюска каури были в ходу у туземцев Мальдивских островов Индийского океана, но они завоевали многие страны Азии, Африки, Европы. Ценили эти ракушки на  Руси. Впервые  о них узнали в торговых городах Новгороде и Пскове, куда их завезли заморские гости. Новинка приглянулась местным жителям, они охотно обменивали на них товар. А потом новгородские купцы стали продавать каури племенам, жившим на Волге. Дело оказалось настолько прибыльным, что купцы покупали ракушки тысячами штук в Риге и везли их на восток, все дальше и дальше. Со временем каури попали даже в Сибирь. Ракушки морского моллюска каури просуществовали в качестве платежного средства до самого ХХ века.

Самыми удобными деньгами оказались металлические. Монета- это кусок металла определенного веса. На каждой монете стоит пометка о том, где она выпущена.

Первые монеты были выпущены в VII веке до нашей эры лидийцами, изготавливались они из сплава 75% золота и 25 % серебра.

Первые собственные монеты на Руси возникли в десятом веке. На них изображался великий князь киевский и трезубец – родовой знак Рюриковичей и герб Киевской Руси.

Время с  XIII по XIV век вошло в историю под названием «безмонетного» Так как  Русь постигла беда: нашествие татаро – монголов. С Дмитрии Донском почти все князья чеканили свои деньги. В начале XVI  века при Иване Грозном стали чеканить монеты одного типа. Их чеканили на трех денежных дворах – Московском, псковском и Новгородском. Монеты назывались копейками. Так как на монете был изображен всадник с копьем.  Сто копеек Ивана Грозного составляли – рубль, 50- полтину, 10 – гривну, 3 – алтын.

С Петра I началась новая эпоха в истории денег. Денежная реформа длилась 15 лет – с 1704 по 1718 год. При нем окончательно утвердилась в России, раньше чем в других странах, стройная и очень удобная десятичная денежная система: десять копеек составили гривенник, десять гривенников – рубль.

В этом виде она существует до сих пор.

Ведущий 2

        При Петре I  из 16 килограмм меди можно было отчеканить 16 рублей медных денег. В этом случае кошелек с пятаками на рублевую сумму весил один килограмм.

        Известен случай с Михаилом Васильевичем Ломоносовым – великим русским ученым. В 1847 году он написал оду в честь императрицы Елизаветы, за что государыня пожаловала ему премию в две тысячи рублей. Премию привезли Ломоносову на … нескольких возах.

        Когда представишь, какие тяжелые и неудобные были металлические деньги, скорее поймешь, почему они уступили место банкнотам (бумажным деньгам). Банкноты стали выходить в России с 1769 года при императрице Екатерина II. Выпускались ассигнации достоинством в 25, 50, 75 и 100 рублей.

Это были скорее банковские обязательства - расписки на получение монеты. Бумага для ассигнаций изготовлялась на Красносельской мануфактуре (а позже на бумажной мануфактуре в Царском Селе) и имела водяные знаки. Печать осуществлялась в Сенатской типографии.

Качество первых ассигнаций было невысоким как из-за плохой бумаги, так и по полиграфическому исполнению: печатное изображение состояло в основном из текста и нумерации. Ввиду простоты выделки ассигнаций вскоре после выпуска началась их подделка. Массовый выпуск фальшивых ассигнаций осуществил на привезенном печатном станке Наполеон II в период своего вторжения в Россию. В 1814-1815 гг. курс бумажного рубля упал до 20 копеек. Ввиду сложившегося положения министр финансов Д. Гурьев представил Александру I доклад, в котором указал на необходимость замены существующих ассигнаций и устройства особого заведения для изготовления бумажных денег. Получив согласие императора, Д. Гурьев обратился к «сведущему во всех технических производствах» генерал-лейтенанту А. А. Бетанкуру с предложением выяснить условия и способы приготовления новых денежных знаков. Бетанкур разработал проект строительства нового бумагоделательного и типографского производства, которое впоследствии было названо Экспедицией Заготовления Государственных Бумаг. С созданием

Экспедиции началось изготовление полноценных бумажных денег.

Новые ассигнации, изготовленные Экспедицией в 1818-1819 гг. по образцам Бетанкура и Хованского, были значительно сложнее. Их номиналы составили 100, 50, 25, 10 и 5 руб. Основным средством борьбы с подделкой стали водяные знаки, которыми воспроизводили портреты и даже картины русских художников. По четырем сторонам купюр высвечивался текст «Государственная банковская сторублевая (или другого достоинства) ассигнация». Рисунки на ассигнациях выполняли граверы. Стремясь усложнить рисунок и повысить качество бумажных денег, Экспедиция приглашала талантливых художников и граверов и внедряла в производство новые машины и технологии.

        Конец XIX – начало XX века – это было время успеха русского капитала. Он вовсю участвовал в развитии промышленности России, в важных стройках. Таких как железные дороги, к примеру.

        «Красненькие, синенькие, романовки» - так их называли в обиходе из-за портретов царской фамилии на купюрах (в 1913 году отмечалось 300-летие Дома Романовых)

        Грянувшая в 1914 году первая мировая война помещала капиталу развиваться. Огромные  военные расходы вызвали эмиссию (выпуск в обращение новых денег, увеличение обращающейся денежной массы.) бумажных денег. Ни к чему хорошему это не привело. Рубль в 1916 году обесценился до 27 копеек.

Ведущий 3:

        Трудное время пережила наша страна после первой мировой войны и двух революций – Февральской и Октябрьской 1917 года. Царский рубль совершенно обесценился, на него ничего нельзя было купить. И тогда Временное правительство Керенского выпустило новые бумажные деньги, которые в народе тут же прозвали «керенки». Они были сделаны на плохой бумаге и даже без номеров, но самое главное они не обеспечивались валютным запасом.

        Гражданская война затруднила, а во многих случаях полностью исключила возможность доставки денег из центра на окраины страны. В результате началось местное «деньготворчество» - выпуск различных денежных суррогатов местными властями

Осуществлялось это как с санкции правительства РСФСР, так и самовольно. Несмотря на низкое качество местных денежных знаков, их выпуск был необходим для экономической жизни на окраинах страны. Правительство РСФСР санкционировало временный выпуск денежных знаков в Средней Азии, на Урале, в Сибири. В районах, захваченных интервентами и белогвардейцами, также появлялись местные деньги, на которых изображались исторические памятники России. Так, на деньгах Юденича был изображен знаменитый Медный всадник, на деникинских - здание Московского кремля и Петроградского Адмиралтейства, на врангелевских - новгородский памятник «Тысячелетие России».

К концу гражданской войны в стране находилось в обращении огромное количество денег и их суррогатов. В такой обстановке следовало срочно поднять курс рубля, а для этого провести денежную реформу. В мае 1919 года были выпущены деньги за подписью Главного комиссара Народного банка, а в августе 1921 года на Петроградском монетном дворе отчеканили первые монеты новой власти. 

Тогда правительство поставило перед Гознаком задачу создания качественно новых советских денег, на которых должны были быть помещены образы простых советских людей - рабочего, крестьянина, красноармейца. Их портреты в 1922 г. были заказаны выдающемуся скульптору И. Шадру. Созданные им и воплощенные художниками Гознака в гравюре портреты сеятеля, рабочего, кузнеца-молотобойца, красноармейца были размножены в миллионах экземпляров новых денежных знаков и марок. Большой вклад в создание образцов изделий Гознака внес художник И. И. Дубасов. С 1961 г. в дизайне денежных знаков была канонизирована идея величия СССР, когда образ В. И. Ленина становится непреходящим элементом графики на купюрах

        После реформы 1961 года в обращение был выпущен новый советский рубль, чеканившийся из медно – никелевого сплава белого цвета. Монеты данного образца выпускались вплоть до развала СССР в 1991 году.

        В мае 1965 года впервые в истории рубля в честь 20-летия Победы над фашизмом была выпущена юбилейная монета номиналом в рубль. На монете была изображена скульптура «Воина – освободителя», установленная в Трептов парке в Берлине. С этого момента берет начало новая традиция в советском монетном деле -  выпуск юбилейных и памятных монет. В 1977 – 1980 годах в честь московской Олимпиады -80 были отчеканены советские юбилейные монеты из драгоценных металлов: золота, серебра, платины.

        В 1991 году Государственный Банк СССР последний раз в своей истории выпустил в обращение рублевые монеты.

        Вспомним цены 70-х начала 80-х годов. Буханка хлеба – 16-20 копеек, литр молока 22 копейки, коробок спичек – 1 копейка.

        Как много можно было купить всего на один рубль: хорошенько пообедать в столовой; 50 раз позвонить с телефона – аппарата; купить 5 стаканчиков пломбира; 20 раз проехать на метро;5 раз сходить в парикмахерскую.

        С «трешкой» в кармане можно смело зайти в ресторан и пообедать или заказать обед в столовой на пятерых человек. Так же за эти деньги можно было всей семьей куда-то прогуляться да еще и перекусить. Купить куклу или машинку ребенку. А если повезет, то и книжку. Такие деньги в кармане у ребенка вызывали огромную зависть других детей.

        На «пятерку» можно было разгуляться на рынке, купив кило хорошего мяса и кучу овощей в придачу (например килограмм отборных помидоров стоило всего 20 копеек, а килограмм картошки – от 10 копеек. Пять рублей хватало оплатить квартплату на месяц. На них так же можно было купить килограмм очень хороших конфет.

«Червонец»- это деньги, которые занимали до зарплаты, и о таком займе не стыдно было напомнить занявшему. За десять рублей можно было приобрести большую палку хорошей колбасы.

Двадцать пять рублей стоил большой банкет в ресторане. Авиабилеты местных перелетов стоили 18 рублей.

За пятьдесят рублей можно было купить подростковый велосипед. Это была небольшая пенсия.

17 марта 2011 года, в день двадцатилетия референдума о сохранении СССР, в Симферополе прошла общественная акция «Страна, которую мы потеряли» Во время акции была организована ярмарка, где товары и продукты продавали по советским ценам за советские рубли.

Ведущий 4:

Мы порой не задумываемся, что история делается на наших глазах. Но это так. В 1992 году, совсем недавно, республики Советского Союза решили выйти и него и стали самостоятельными государствами.

В этих государствах появились и новые деньги: в Киргизии – сомы, в Азербайджане – монаты, в Казахстане – тенге, в Литве – литы.

В России осталась прежняя денежная система: рубль.

В январе 1991 года в стране началась «павловская» денежная реформа (названа в честь премьерминистра СССР В. Павлова). Было объявлено о либерализации цен, что в условиях монопольного характера экономики и товарного голода привело к их многократному росту, а также к обесцениванию денег.

22 января 1991 года указом Михаила Горбачева обращение 50– и 100рублевых купюр образца 1961 года прекратилось. Выдача наличности с вкладов граждан в сберкассах ограничивалась 500 рублями. Обмен денег производился в очень сжатые сроки, и в сберкассах выстраивались длинные очереди.

В конце декабря 1991 года Указом «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» фактически была введена внутренняя конвертация рубля. Вводился официальный курс рубля – 99 рублей за 1 доллар США. После неудавшегося путча ГКЧП в августе 1991 года правительство Бориса Ельцина – Егора Гайдара приступило к проработке вопроса о выпуске денежных знаков номиналом 200 и 500 рублей. Развернулась подготовка к введению новой национальной валюты.

К июню 1993 года 1 доллар стоил уже 1054 рубля, и 24 июля 1993 года Центробанк сообщил, что денежные купюры образца 19611992 годов будут изыматься из обращения. Старые деньги заменялись новыми с ограничением суммы обмена. Лимит свободного обмена денег составил 100 тысяч рублей без учета свободного обмена купюр образца 1992 года достоинством 10 000 рублей. Срок обмена составил пять недель.

26 июля 1993 года Россия ввела собственную валюту. В том же году появились купюры Банка России в 5 000 и 10 000 рублей.

В 1995 году появилась купюра нового номинала – 100 000 рублей. Позже выпущены купюры от 1000 до 50 000 рублей нового образца. В 1997 году выпущена купюра 500 000 рублей. В том же году курс доллара к рублю составил 6 рублей за 1 доллар.

1991 г. — высший номинал выпускаемых купюр 1000 рублей;

1992 г. — высший номинал выпускаемых купюр 10000 рублей;

1993 г. — высший номинал выпускаемых купюр 50 000 рублей

1995 г. — высший номинал выпускаемых купюр 500 000 рублей.

Напомню, с 1947 года по 1990 год высший номинал государственных денежных знаков СССР — 100 рублей, средняя зарплата по стране в конце 1990 года не превышала 300 рублей.

Насколько рубль обесценился в тот период, можно также понять из информации, что 10.000 российских рублей 1992 года по курсу Центробанка к 1996 году соответствовали всего лишь 1,7 американского доллара.

В итоге в 1997 году было принято решение о деноминации рубля (новые банкноты «с тремя обрезанными нулями», поступили в обращение с 1998 года).

Начиная с 1997 года, в обращение были выпущены современные монеты, которые находятся в наших с вами кошельках.

Вы видите коллекцию  десяти рублевых монет с гербами областей Российской Федерации, древних городов России, городов - героев и города воинской славы и, конечно же, денежные знаки, выпущенные к олимпиаде в Сочи – 2014 года.

Из иностранной валюты я хочу остановиться на Евро и долларе:

ЕВРО: Официально признана валютой в обращении в Ирландии, Словении, Словакии, Финляндии, Италии, Греции, на Кипре, на Мальте, в Люксембурге, Португалии, Германии, Австрии, Нидерландах, Франции, Бельгии, Испании. В девяти государствах мира она используется наравне с государственной валютой в свободном обращении.

Поскольку сама валюта крайне популярна, то стабилизационный фонд и денежная масса евро в мире составляет примерно 700 миллиардов денежных единиц, что делает валюту крайне устойчивым платежным средством, особенно на фоне доллара.

История валюты Евро удивительна и достаточна коротка. Только в 1999 году мир узнал солидные расчетные банкноты в качестве обменных единиц. А в 2002 году в обращение появились не только бумажные купюры, но и монеты и мелкие разменные банкноты.

Самая ходовая денежная единица в мире – доллар США. Несмотря на то, что его упорно теснят евро и йены, американские доллары по-прежнему составляют две трети мирового денежного оборота. Большая часть денег существует лишь в электронном виде, но на банкноты и монеты также приходится не менее 700 миллиардов. О долларах, как и о других популярных во всем мире валютах, можно говорить бесконечно. В этот раз обозначим основные особенности доллара как денежной единицы.

После утверждение доллара Конгрессом в качестве официальной денежной единицы США, доллар начал свое стремительное шествие по всему миру. История доллара уникальна: это единственная валюта, не имеющая золотого обеспечения. В 1900 г. Была попытка закрепить определенное золотое содержание купюры, но кризис 30-х годов сделал эту попытку несостоятельной

Американский доллар стал первой мировой денежной единицей, полагающейся на десятичной системе: 1$ содержит в себе 100 центов, в обороте находятся десятидолларовые купюры, двадцатидолларовые и так далее.

В обиходе наибольшее количество банкнот достоинством в 100 долларов. Самыми редкими считаются 5-ти и 10-ти тысячные купюры. В 1943 году была выпущена купюра в 100 тысяч долларов. Однако подобные банкноты легко подделывались фальшивомонетчиками и чаще всего использовались в теневой экономике. Поэтому в 60-х годах прошлого века принято волевое решение не выпускать купюры номиналом больше, чем 100 долларов.

        История денежных знаков продолжается, но и они уже уступают место более удобным … электронным деньгам.

Сегодня уже во многих странах при расчетах пользуются кредитными карточками. С помощью кредитной карточки можно платить за все: за квартиру, за продукты.

Но можем ли мы эти кредитные карточки считать последним словом в денежном обращении? Нет, конечно! Так уж устроены люди: они будут искать и, несомненно,  отыщут что-то еще более удобное и совершенное.

Литература:

Величайшее изобретение цивилизации //Мы – земляки.- №3.- 2013.- С.92-95.

Деньги // Детская энциклопедия: Прил к «АиФ».- №2.- 1997.

Деньги //Техника – молодежи.- 2004.

Деньги мира/ ред. Группа: О.Елисеева, Т. Елисеева и др.- М.: Мир энциклопедий Аванта+, астрель, 2009.

История купюр // Мы – земляки.- №4.- 2013.- С.92-95.

Никишин В.О. Деньги.- М.: РОСМЭН – ПРЕСС, 2013.

Федоренко П. История денег.- М.: Малыш, 1995.

Федоров- Давыдов Г.А. Монеты рассказываю.- М.: Педагогика, 1990.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фотовыставка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим детей рассказывать

В статье дается описание тех приёмов и методов, которыми могут воспользоваться родители в домашних условиях для того, чтобы научить своего ребёнка выражать свои мысли и составлять рассказы....

К 1150-летию российской государственности. «Повесть временных лет» рассказывает…

«Повесть временных лет» рассказывает о призвании варягов....

урок немецкого языка в 4 классе "Что рассказывает Сабина о своем доме?"

"Что рассказывает Сабина о своём доме?" - это первый урок по теме "У меня дома". Урок разработан с использованием интерактивного комплекса. Работа с интерактивной доской делает урок ярким и запоминающ...

Конспект урока по изобразительному искусству «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» 5 класс.

Урок обобщает знания гербовой символики средневековья; познакомит учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда. Развивает эстетический вкус, знакомит с закона...

консультации для родителей "Учим детей рассказывать"

В данной работе представлена консультация для родителей детей, имеющих нарушения речи,  на тему "Учим детей рассказывать". "Учим детей рассказывать"...

Урок по теме "Живопись рассказывает"

Урок в форме дидактической ролевой игры – имитация телевизионной передачи с участием искусствоведов и критика. Игра развивает познавательные интересы к художественной культуре и навыки ведения дискусс...