Главные вкладки

    Урок по теме "Живопись рассказывает"
    план-конспект по теме

    Крапивина Людмила Павловна

    Урок в форме дидактической ролевой игры – имитация телевизионной передачи с участием искусствоведов и критика. Игра развивает познавательные интересы к художественной культуре и навыки ведения дискуссий, формирует навыки анализа художественных произведений, расширяет кругозор, развивает интеллектуальные способности, оказывает положительное влияние на формирование эстетического вкуса и нравственных ценностей, формирует вкусовые пристрастия и предпочтения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_po_teme.docx43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по теме

    «Живопись рассказывает….»

    (Художники передвижники)

    За все русское искусство я спокоен, я знаю,
    что оно рано или поздно завоюет уважение широкое.

    И.Н Крамской

    Ролевая игра

    «Информационные новости «Хроника событий»

    Цель урока:

    Познакомить с творчеством художников передвижников.

    Задачи:

    1. Выявить суть нового направления - реализм в русском изобразительном искусстве.

    2.Изучить творчество художников, основателей «Товарищества передвижных художественных выставок»

    3. Показать вклад  художников передвижников в изобразительное искусство России.

    Действующие лица:

    1. Диктор.
    2. Критик – В. В. Стасов.
    3. Искусствоведы:

    Урок готовится заранее. Учащимся раздаются индивидуальные задания. Указывается источник подготовки.

    Диктор.

     Здравствуйте! На канале «Искусство» информационный выпуск "Хроника

    событий".

    Главные темы дня:

    1. Реалистическая направленность изобразительного искусства в творчестве русских художников 19 века;
    2. Поиск новых путей в искусстве художников передвижников;
    3. жизнь и творчество основателей ТПХВ ;
    4. а также многое другое в нашей сегодняшней программе.

    Диктор.

    У нас в гостях искусствовед – Людмила Павловна Крапивина. Какие задачи выдвигаются на первый план художниками – реалистами в конце 19-начале20 века?

    Искусствовед Л. П.

     Как никогда раньше, художников-реалистов интересовала судь ба простого человека. Его обыденная, прозаическая и в то же время возвышенно-прекрасная жизнь становится главным предметом изо бражения. На первый план выдвигается не идеализация, а задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия. Реалистическая направленность изобразительного искусства нашла яркое воплощение в творчестве русских художников 19 века.

    Диктор.

    В нашей беседе принимает участие критик Владимир Васильевич Стасов.  Деятельность Стасова как художественного критика была неразрывно связана с развитием русского реалистического искусства и музыки во второй половине XIX века. Он был их страстным пропагандистом и защитником.


    Стасов

    1863. Молодые художники подали в совет Академии Художеств прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой золотой медали. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. Один из профессоров академии, архитектор Тон, даже так охарактеризовал попытку молодых художников: “в прежнее время вас отдали бы за это в солдаты”, вследствие чего 14 молодых художников, с Крамским во главе, отказались в 1863 году писать на заданную академией тему — “Пир в Валгалле” и вышли из академии. Вышедшие из Академии художники объединились в Петербургскую артель. Однако с течением времени “Артель” стала мало-помалу отходить в своей деятельности от заявленных при ее зарождении высоких нравственных принципов, Крамской покинул ее, увлеченный новой идеей — созданием товарищества Передвижных художественных выставок. Он принял участие в разработке устава “Товарищества” и сразу сделался не только одним из самых деятельных и авторитетных членов правления, но и идеологом Товарищества, защищавшим основные позиции.

    Диктор. 

    Десятки статей поместил Стасов на страницах журналов и газет в защиту «передвижников» от их врагов. Он резко выражал свое негодование в связи с попытками поклонников «чистого искусства» обвинить «передвижников» в, якобы, утрате ими эстетического чувства прекрасного, в непомерном «пессимизме», выражающемся в изображении «маленьких людей» с их горем и страданиями и т. п.

    Кто входил в состав организации Товарищество передвижных художественных выставок, господин Стасов?

    Стасов

    1. Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова,
      Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры. Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И.Н. Крамской. В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали современную им жизнь трудового народа России. Бытовой жанр являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием.
       Многие картины художников передвижников покупались известным меценатом Павлом Михайловичем Третьяковым(1832—1898). Третьяков собирательством картин занялся с 1856 г, позже это собрание картин достигло уровня музейной коллекции. Сам Третьяков трепетно относился к живописи и искусству передвижников, уважал нелегкий труд художников, почти все свое состояние было вложено в картины передвижников. В последствии вся коллекция картин перешла в собственность Москвы. Нынче это известная всему миру Третьяковская галерея, где представлены русская живопись, графика и портретные шедевры лучших известных художников оставившие яркий след в истории русского изобразительного искусства 18 - 19 века. В государственной Третьяковской галерее и поныне хранится важный документ в архиве рукописей о создании членов товарищества закрепленный 23 подписями знаменитых художников.

    Диктор.

    Таким образом, в изобразительном искусстве России впервые возникла мощная арт-группа, не просто дружеский кружок или частная школа, а крупное сообщество единомышленников, которое предполагало (наперекор диктату Академии художеств) не только выражать, но и самостоятельно определять процесс развития художественной культуры по всей стране. Я предоставляю слово искусствоведу Паршаковой Жанне.

    Искусствовед Жанна

    Вместе с теми, кто пошел за ним, Крамской организовал первую в России Артель художников, пожелавших "крепко держаться за руки, чтобы не пропасть". То был прообраз будущего Товарищества Передвижников, вождем которого тоже станет Иван Крамской.

    Все чаще думалось Крамскому о том, что по России «передвигать» надо не только выставки, но и самих художников, что они должны ездить, узнавать свою страну, свой народ, что, сидя в центре, художник начинает «терять нерв широкой вольной жизни; слишком далеко окраины, а народ-то что может дать! Боже мой, какой громадный родник! Имей только уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть...»

    Известным И.Н. Крамского сделала работа "Христос в пустыне" (1872). Эта картина, появившаяся впервые на 2-ой Передвижной выставке в 1873 году, вызвала долго не утихавшую полемику. В центре каменистой пустыни под широким светлым небом сидит Иисус Христос, пребывающий в напряжённом, скорбном раздумье. Для многих современников полотно читалось как понятное иносказание: образ Христа был символом нравственного подвига, готовности к жертве во имя людей. Крамского неоднократно просили пояснить его произведение. Ответ художника поразил даже тех, кто считал, что после "Явления Христа народу" Александра Иванова притрагиваться к этой теме уже никто не может. Крамской писал, что хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, тот неизбежный момент в жизни каждого человека, когда приходится решать - "пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу". Для Христа, изображенного Крамским, колебаний и выбора не существует. Крамской пишет не столько момент сомнений, сколько собирание внутренних сил. Эта картина о том, чего стоит человеку жить по совести при абсолютной невозможности для него поступать иначе.

    Хочется прочесть строчки из стихотворения Мережковского «Двойная бездна»

    Ты сам – свой Бог.

    Ты сам свой ближний.

    О, будь же собственным творцом.

    Будь бездной верхней,

    Бездной нижней,

    Своим началом и концом.

    Искусствовед Галина

    Портретная галерея, которую задумал Третьяков, все больше увлекала Крамского. Он понимал, что надо писать портреты ученых, писателей, художников, композиторов и просто настоящих, хороших русских людей, чтобы сохранить образ русского человека для будущих поколений.

    Толстой на портрете Крамского крепок и силен. Такой человек может выполнять трудную крестьянскую работу: пахать, косить, колоть дрова. Но Толстой у Крамского силен не только телом. Это человек могучей мысли. Художник вспоминал потом, как поражал его Толстой своей убежденностью, неодолимой силой каждого слова. Когда Толстой смотрел в глаза собеседнику, тому казалось, что Лев Николаевич знает все, о чем он сейчас думает, что чувствует.

    Толстой, написанный Крамским, смотрит прямо на зрителя. Когда стоишь перед портретом, чувствуешь на себе этот пронзительный взгляд. Толстой, как никто, умел понять человека, обнаружить в нем то, чего и сам человек часто в себе не замечал, разгадать самые тонкие движения его души. Крамской сумел передать на портрете эту необыкновенную способность Толстого, великого человека, великого писателя.

    Стасов

    А вот история создания портрета Грибоедова. Крамской на сей раз пытается разрешить задачу трудную — написать первый действительно схожий портрет автора „Горя от ума“. Руководствуясь изустным рассказом артиста Каратыгина о наружности Грибоедова, художник писал как бы „под диктовку“ и воскресил талантливою кистью наружность славного писателя. Желая проверить себя и убедиться, действительно ли ему удалось уловить сходство, цвет и выражение лица, художник показывал портрет еще на мольберте некоторым лицам, лично знавшим Грибоедова, и все они были поражены удивительным сходством и тем выражением ума и грации, которым дышали черты Грибоедова».

    Искусствовед Л. П.

    (на фоне музыки)

    Это просто зима…
    Воздух матово полупрозрачен,
    А по желтым домам
    Хрупкий иней намерз бахромой,
    И с окна – полотна
    Как же он невозможно изящен,
    Этот девичий стан
    Неизвестной… знакомо - родной.

     «Неизвестная» — не салонный портрет. Это сложное, многоплановое произведение, хотя здесь по-своему и использован опыт работы художника над заказными парадными портретами. Эффектная подача модели, ее женская притягательность, фактурная осязательность живописи существуют не сами по себе, а как элементы сложного целого. В советское время «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной — идеалом неземной красоты и духовности. Мастер решает двинуться «к свету, краскам и воздуху», стремится передать тонкие цветовые нюансы, особенности освещения.

    Такова знаменитая «Неизвестная». Искать глубокое психологическое содержание здесь трудно. Зато налицо высокие живописные достоинства. Никогда ранее живописец не уделял столько внимания пейзажу, деталям одежды, которые написаны виртуозно, с особой тщательностью. И самое главное, Крамской создал образ, в котором отразилось его собственное понимание красоты.

    Диктор.

    Уважаемые телезрители! На ваших экранах –один из представителей ТПХВ – Мясоедов Г. Г

    Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда, сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.

    Искусствовед Жанна

    В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно-"Земство обедает"(1872).

    Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук - вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же - множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет - сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.

    Стасов

    Николай Николаевич Ге родился в 1831 году в Воронеже. Необычная для русского фамилия была унаследована им от прадеда — французского эмигранта.

     Н.Ге был представителем исторического направления, его картинам присуще точное изображение природы, быта, архитектуры и интерьеров того времени.

    К числу картин, известных широкому зрителю с детства и живущих в исторической и культурной памяти народа, относится и знаменитое полотно Николая Николаевича Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе".

    Искусствовед   Елена

    Чаще эту картину называют просто "Царь Петр и царевич Алексей". Из бурной истории царя Петра художник на своей картине изображает тот момент, когда Петру I пришлось переживать тяжелую драму между сознанием государственного долга и отцовскими чувствами. Петр I сидит за столом и смотрит на сына пристальным взглядом. Только что произошло бурное объяснение, и царь Петр как будто ждет от сына ответа. Царевич, как человек-призрак, стоит словно скованный, в замешательстве потупив взор.

    Рассеянный свет пасмурного дня, сдержанный колорит придают картине реальную интонацию, все внимание художника сосредоточено на психологической выразительности лиц и фигур - их мимике, жестах, позах. После бурного спора порыв гнева у Петра сменяется мучительной уверенностью в виновности сына. Все слова сказаны, все обвинения предъявлены, в комнате царит напряженная, нервная тишина. Пытливо и пристально всматривается Петр I в царевича Алексея, стараясь разглядеть, разгадать его, все еще не оставляя надежды на раскаяние сына. Под взглядом отца тот опустил глаза, но диалог между ними продолжается внутренне, в полном безмолвии.

    В картине Н. Ге удивительно точно выбран момент действия, который позволяет понять происшедшее и догадаться о будущем. А о том, что оно будет страшное, говорит многое. И прежде всего ниспадающая на пол красная скатерть, непреодолимым барьером разделяющая фигуры отца и сына. Этим Н. Ге добивался главного: смертный приговор готов был подписать не венценосный палач, а раненный в самое сердце отец - все взвесивший государственный политик, но все еще колеблющийся человек.

    Трагическая коллизия картины спрятана как бы внутрь, художник обходится здесь без поражающих цветовых ударов, холст освещен мягко, почти незаметно. Краски на его картине не пылают, не светятся, подобно раскаленным углям, а нейтрально живут в затемненном пространстве.

    На полотне тщательно выписаны все детали, они не только конкретизируют место и время действия, но и участвуют в характеристике действующих лиц картины. Простая мебель, висящие на стенах "голландские" картины говорят о простых вкусах Петра, и в этой европейского вида комнате Алексей, воспитанный в теремах, чувствует себя чужим. Боязнь отца, непонимание его дел, страх наказания сделали Алексея настороженным и скрытным.

    Диктор.

    Ге преклонялся перед личностью Герцена и мечтал о встрече с ним, так как считал своим патриотическим долгом запечатлеть его образ «для всех тех, кому он был дорог как человек, как писатель». Такая встреча состоялась в 1867 году, и он вдохновенно и быстро исполнил широко известный теперь портрет издателя «Колокола». В 1869 году, возвращаясь на родину, Ге тайно перевез через границу портрет А. И. Герцена. Ге принадлежит также один из лучших портретов А.И. Герцена. Работы, исполненные в 1850 - 1880-х годах, отличаются глубоким проникновением в духовный мир модели. Человек в них обычно показан в состоянии напряженного раздумья. В большинстве это - погрудные портреты, их колористическая гамма темная, сдержанная.

    Искусствовед Владимир

    В основе картины «Что есть истина?» художником заложена идея победы духа над плотью. Пилат, задающий Христу насмешливо вопрос: «Что есть истина?», освещен солнцем. Толстый, лоснящийся затылок, нарядная одежда — все говорит о его сытой, полной довольства жизни. Образу Пилата противопоставлен образ Христа — человека с одухотворенным лицом и горящим взглядом.

    Чиновников и духовенство прежде всего шокировал сам образ Христа, который абсолютно расходился с церковной традицией и с многовековой художественной традицией интерпретации Христа как человека, совершенного духовно и прекрасного как внешне, так и внутренне. И вот - представьте - публике представляется этакий тщедушный Христос в каких-то лохмотьях, стоящий в тени, измученный, истерзанный, небольшого роста - неудивительно, что все это показалось надругательством над образом Христа.

    Картина Ге встраивается в некий ряд, ей предшествующий: так, уже Христос Крамского на картине "Христос в пустыне" был человеком и изображался безо всяких внешних атрибутов, в том числе без нимба над головой; при этом Крамской также нарушил иконографические каноны изображения. Христос в пустыне - у него, например, нет дьявола, который бы искушал Иисуса в пустыне. Тем не менее, Христос Крамского значителен и, хотя, его образ достаточно осовременен, скажем так (неслучайно его воспринимали как русского Гамлета), он весом сам по себе, он - центр картины. Николай Ге пошел дальше.
    Сама картина строится как двуполярная система, конфликт возникает на контрасте двух образов - мощного монументального Пилата, упоенного своей властью, своей сытостью, своим богатством и этого тщедушного, истерзанного и скрывающегося в глубокой тени Христа, который, тем не менее, весьма спокойно принимает вызов прокуратора, вопрос Пилата "что есть истина?". Мы видим, что здесь, помимо прочего, перевернуто традиционное понимание света и тени. Обычно свет отождествляется с добром, как минимум, с каким-то божественным светом, а тень, наоборот - с мраком и какими-то дьявольскими силами. У Ге же беспощадный солнечный свет заливает фигуру Пилата, который таким образом становится у художника символом некой однозначности. Тогда как Христос, укрыт этими тенями, он находится в глухой тени.

    Стасов
    Картины, из  называемого "Страстного цикла" Николая Ге, созданные в поздний период его творчества (1880-е-90-е гг.), имели очень трудную судьбу - они снимались с выставок и запрещались церковью. Картина "Что есть истина", которая экспонировалась на передвижной выставке в петербургской Академии наук в 1890 г., исключением не стала: по распоряжению Святейшего синода картина была снята из экспозиции за несколько недель до конца выставки и, например, в Москве уже не показывалась. Большую роль в судьбе картины сыграл российский самодержец Александр Третий, лично написавший отзыв со словами "картина отвратительная, снять!"

    Диктор

    Василий Григорьевич Перов родился 2 января 1834 (23 декабря 1833 ст.ст.) в городе Тобольске. Его отцом был губернский прокурор барон Г. К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до брака родителей, художник получил фамилию крёстного отца - Васильев. Правда, она ему по каким-то причинам не нравилась, и впоследствии художник утвердил за собой прозвище, данное ему в детстве за успехи в чистописании.

    Искусствовед Ксения

    Бедная, темная русская деревня в праздничный день пасхи. После утренней церковной службы, как обычно в дни больших праздников, священник и другие служители церкви с прихожанами идут по деревне. Священник заходит в каждый дом, служит в зажиточных домах молебны и, конечно, угощается «во славу божию». Вот он выходит из избы пьяный, с опухшим лицом, с мутными глазами. В одной руке у него крест, другой держится он за столбик крыльца. Рядом валяется дьячок, на крыльце баба отливает пьяного мужа, под крыльцом видны чьи-то ноги. За углом избы лошадь, запряженная в телегу, и хозяин дома, который передает церковному сборщику положенную дань натурой.

    А крестный ход продолжает свой путь. Все пьяны - люди, несущие хоругвь и крест; старый мужик в лаптях, который спьяну держит икону вниз головой; молодая женщина, тоже с иконой, со спустившимся чулком, бессмысленно что-то поющая... Над деревней хмурое небо ранней весны, под ногами грязь, размытые колеи, еще не везде стаял снег, еще ждут грачей старые гнезда на большом дереве у избы...

    Стасов 

    Картина появилась на выставке Академии художеств. Но пробыла она здесь всего один день. Ее приказано было убрать с выставки, и, как потом писали в одном журнале, она «исчезла по причинам, от художника не зависящим». Но художник не угомонился. Он перевез ее на Невский проспект, на постоянную выставку Общества поощрения художеств. Зрители толпами стояли у картины, вокруг нее поднялся невообразимый шум. Одни хвалили Перова за правду, которую он показал, говорили о том, что настало время писать такие обличительные картины; другие возмущались, кричали, что Перов унижает искусство, показывая только темную сторону жизни.

    Искусствовед Елена

    То, о чем писал поэт Некрасов в своих стихах, то, что изображал художник Перов на своей картине, происходило повсюду на Руси. Каждый день погибали тысячи людей, каждый день для русского крестьянина «невесело солнце всходило», и каждый день у какой-нибудь избы, как в то утро, когда хоронили Прокла,

    Савраска, запряженный в сани,

     Понуро стоял у ворот;

    Без лишних речей, без рыдании

    Покойника вынес народ.

     - Ну, трогай, саврасушка! трогай!

    Натягивай крепче гужи!

     Служил ты хозяину много,

    В последний разок послужи!

     Стасов 

    «Проводы покойника» – это не только печальная повесть о судьбе несчастной семьи, оставшейся без кормильца, в ней слышится скорбный голос всей многомиллионной обездоленной крестьянской России. «Холод, пустыри, засыпанная снегом глушь, забвение и навеки безвестность, словно какая-то из миллионов птичек замерзла на дороге и никто о ней не знает и не будет никогда знать, никому ни жизнь ее, ни смерть ее не были интересны...»

    Картина предельно закончена. Она очень глубока по содержанию и при этом чрезвычайно лаконична, проста по форме. В ней нет ничего лишнего, ничего случайного; и главное, и второстепенное подчинено в ней воплощению высокой идеи в конкретный художественный образ. «Эти похороны еще безотрадней и печальней, чем у Некрасова в поэме «Мороз, Красный нос», там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, у Перова – никого».
    Искусствовед Елена

    Не сразу Перов нашел эту удивительно ясную форму выражения. До нас дошли некоторые подготовительные материалы к картине, в частности карандашный эскиз. Спокойно бредущая деревенская лошадка везет на небольших санях гроб. На нем сидит старый крестьянин с повязанной щекой. За гробом бредет опирающаяся на палку старушка, очевидно, мать умершего. В этом эскизе много наблюденного, правдивого, жизненного. Хорошо найден сюжетный мотив, удачно наметилась композиция. И все же здесь еще немало случайного, непродуманного. Внимание рассеивает внешняя занимательность рассказа, нарочитой, неоправданно курьезной в этом художественном контексте выглядит фигура взгромоздившегося на гроб крестьянина с повязанной щекой, снижающая трагическое звучание всей картины. Художник не был удовлетворен этим эскизом. Он перестроил всю композицию, оставив лишь удачно найденное диагональное построение центральной группы, бедный гроб да собаку слева. Фигуры старушки и крестьянина с повязанной щекой он заменил изображением женщины, еще молодой крестьянки, и фигурками двух детей в санях у гроба. По всему видно, что тяжесть утраты легла на хрупкие женские плечи. Картина стала поистине трагичной

    Искусствовед Жанна

    Почему-то вместе с этой картиной всегда вспоминается другая картина Перова - «Последний кабак у заставы». Написана она несколько лет спустя после картины «Проводы покойника», и совсем по-другому - смелой, широкой кистью уже зрелого художника. Вся как бы погруженная в тоскливо-туманную мглу надвигающегося зимнего вечера, она производит неотразимое впечатление: вдали желтовато-рыжая полоска тумана, в окнах чуть светятся красноватые огни, а у заставы стоят столбы с двуглавыми орлами и куда-то вдаль уходит заснеженная, изрезанная полозьями саней дорога. У входа в кабак «Расставание» понуро стоят две лошади, запряженные в крестьянские дровни. Это кабак, каких было много тогда в царской России и куда с горя пошли, может быть, такие же деревенские ходоки, о которых поэт Некрасов писал в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»:

    За заставой, в харчевне убогой,

    Всё пропьют бедняки до рубля

    И пойдут, побираясь дорогой,

    И застонут. Родная земля!

    Назови мне такую обитель,

    Я такого угла не видал,

    Где бы сеятель твой и хранитель,

    Где бы русский мужик не стонал?

       А русская крестьянка? Мы видели, как на картине Перова «Проводы покойника» провожает она своего мужа на погост, и мы знаем: вернется она домой и ей некогда будет плакать, потому что надо топить избу, кормить иззябших детей, думать горькую думу об их судьбе.

    Вот у последней заставы у кабака сидит, закутавшись в платок, другая русская женщина и также думает свою горькую думу. Она, должно быть, уже много часов сидит и ждет своего мужа, ждет безропотно, терпеливо, может быть, даже жалеет его - ведь только нужда и горе загнали его в кабак. Потом, пьяного, повезет домой и так же безропотно будет терпеть побои, молчать и работать, не разгибая спины до самой смерти.

    Доля ты! - русская долюшка женская!

    Вряд ли труднее сыскать.

    Немудрено, что ты вянешь до времени,

    Всевыносящего русского племени

    Многострадальная мать!

    И на картине Перова в последний раз везет Савраска своего хозяина на погост - на кладбище, - тяжело, медленно везет в гору розвальни с гробом хозяина. Гроб покрыт рогожей. К нему прижались двое детей: мальчик в огромном, должно быть, отцовском тулупе и девочка. Опустив поводья, сгорбившись, на передке саней сидит женщина - мать. Горько у нее на душе, и давят ее невеселые думы. Умер муж, как вырастит она детей без отца - кормильца семьи? Как будет жить? Картина «Проводы покойника» еще безотраднее, еще печальнее, чем похороны, о которых рассказывает в поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов.
             За Дарьей - соседей, соседок

     Плелась негустая толпа.

    Толкуя, что Прокловых деток

    Теперь незавидна судьба...

    А здесь только единственный друг семьи - лохматая собачонка бежит около саней. Вокруг все сурово, мрачно: низко нависли хмурые тучи, унылая зимняя дорога погружается в мрак наступающего вечера, темнеет перелесок на холме, вдали виднеется несколько убогих избушек... Беспокойно, тоскливо становится на душе, когда смотришь на эту картину, и думается: «здесь одни только камни не плачут», и ведь никому на свете не нужны эти дети, никому не нужна их несчастная мать. В картине нет ни ярких красок, ни стремления как-то внешне поразить зрителя. Написана она очень сурово, сдержанно. Мы не видим даже лица женщины, только ее спину, и, «как сделал художник, мы не знаем,- писал Дмитрий Васильевич Григорович,- это тайна его высокого таланта, но, глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать».

      Искусствовед Галина

    Среди многих замечательных портретов Перова конца шестидесятых — начала семидесятых годов девятнадцатого века образ Островского выделяется особой пластической убедительностью, яркостью и точностью исполнения, живописным новаторством. Они традиционны по композиции и очень сдержанны по цвету. При этом художник стремился как можно точнее передать и внешний облик, и особенности личности героя. Портрет драматурга Александра Николаевича Островского (1871 г.) слегка напоминает жанровое полотно. Островский изображён в домашней одежде; он внимательно глядит на зрителя и, кажется, сейчас вступит в разговор.

    Стасов 

    Яркими представителями «Товарищества передвижных художественных выставок» были: Куинджи А. И., Левитан И. И.,  Репин И. Е., Саврасов А. К., Серов В. А., Шишкин И. И. и другие. Товарищество Передвижников стало самым массовым и влиятельным художественным объединением в истории России. Надо отметить, что пресса этого времени широко освещала появление Товарищества передвижных художественных выставок, его выставочную деятельность. Новизна идеи данной организации заключалась в том, чтобы, говоря словами Н.А. Ярошенко "… вывести искусство из тех замкнутых теремов, в которых оно было достоянием немногих и сделать достоянием всех…"

    Искусствовед Л. П.

     То здоровое начало, которое жило в передвижничестве, умереть не может. Оно возродится, оно нужно будет пробудившимся массам, и эта правда жизни, реализм, идейность -- все понадобится новому обществу. Их творения живы, они по прежнему взывают к чувствам, будят мысли, зовут людей к истине, справедливости и добру.

    Диктор

     Это была программа «Хроника событий».

    Коротко об основных событиях дня:

    1. Реалистическая направленность изобразительного искусства XIX – начала XXв.в творчестве русских художников;
    2. Знакомство с творчеством Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Крамского И. Н.;

    В нашей следующей передаче:

    Творчество  Левитана И. И.,  Репина И. Е., Саврасова А. К., Серова В. А., Шишкина И. И  и их вклад в развитие русского изобразительного искусства.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"

    Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...

    Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"

    Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...

    Коспекты уроков "О чем рассказывают гербы и эмблемы"

    Два конспекта к уроку для пятого класса по теме "Очем рассказывают гербы и эмблемы"...

    Сценарий урока по теме "Рассказываем сказки" в 4 классе по УМК Enjoy English

    Сценарий открытого урока с использованием средств ИКТ для развития критического и креативного мышления младшего школьника. Пояснительное слово: Урок по теме «Рассказываем сказки и истории» из 4 р...

    Технологическая карта урока музыки. Музыка рассказывает обо всем

    Технологическая карта урока музыки. Музыка рассказывает обо всем                 ...

    Презентация к уроку: "О чём рассказывают нам эмблемы" 5 класс

    Презентация к уроку  по ИЗО 5 класс "О чём рассказывают нам эмблемы"....

    Презентация к уроку О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА, МУЗ. ПОРТРЕТЫ 1 класс

    О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ МУЗЫКА, МУЗ. ПОРТРЕТЫ 1 класс...