Классный час в 8 классе «Мой профессиональный выбор»
классный час (8 класс) по теме

Мельник Виктория Олеговна

Классный час в 8 классе «Мой профессиональный выбор»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_8_klasse_moy_professionalnyy_vybor.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 8 классе «Мой профессиональный выбор»

Учитель - Мельник Виктория Олеговна 

Место работы – МБОУ СОШ № 1 р. п. Хор 

Должность – Учитель истории и обществознания 

Класс – 8 класс

 Цель классного часа: 1. Ознакомить учащихся  с особенностями требований современного рынка труда

 2. Охарактеризовать и проанализировать основные  мотивы выбора профессии                      

 3. Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный         поиск,  систематизировать социальную информацию по  теме, осуществлять индивидуальные и групповые учебные  исследования по социальной проблематике.

Оборудование: проектор, распечатанные листы (раздаточный материал).

                             Ход классного часа

I. Организационный момент.

Учитель: Однажды прохожий увидел, как несколько человек несут тяжёлые камни. Подошёл он к одному и спросил: « Что ты делаешь?» -  «Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому ненужной работой».

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил  ответ: «Деньги зарабатываю». А третий на этот же вопрос ответил: «Строю Шартрский собор!»

– О чём эта притча?

– Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

Тема сегодняшнего разговора  «Профессиональный выбор». Мы рассмотрим следующие вопросы:

         1. Общественные потребности и мир профессий.

2. Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда.

3. Мотивы выбора профессии.

4. Особенности отдельных профессий

Учитель: Процесс удовлетворения потребностей находится в тесной взаимосвязи с человеческими способностями, талантами и умениями. Одна из главнейших сторон жизни связана с работой и выбором профессии. На этот счёт существует много сказок и притч. Вот только одна из них.

Один учитель даже в 80 лет работал вместе с учениками, ухаживая за садом. Он расчищал дорожки, подрезал деревья и вскапывал землю. Ученикам было жалко видеть своего старого учителя за тяжёлой работой. Зная, что он не послушает их совета оставить её, они решили спрятать его инструменты. В тот день учитель не стал есть. На другой день он снова не ел. И на третий день он продолжал голодать. «Он, верно, рассердился на то, что мы спрятали инструменты, - догадались ученики. – Положим мы их лучше обратно».

И в тот день учитель работал и ел, как и прежде. Вечером, наставляя учеников, он сказал: «Нет работы, нет еды!»

Учитель: Это только в сказке бывает «по щучьему велению, по моему хотению», а в реальности, чтобы достойно жить приходится много работать. Поэтому так важно выбрать дело по душе. И чем раньше человек определит своё профессиональное призвание, то дело, с которым он хочет заниматься, тем больше у него шансов стать счастливым.

1. Общественные потребности и мир профессий.

Учитель: Начнём с самых азов. Введём понятие «профессия». Для этого «сыграем в игру  «Ассоциация». Какие ассоциации возникают у вас при слове профессия»?  Что же такое «профессия»?

–  Профессия – род трудовой деятельности, занятий,  требующих

   определённой подготовки.

Учитель: Какие факторы определили их появление?

Сегодня социологи насчитали наличие 20 тысяч профессий, число которых постоянно растёт. Как вы думаете, почему возрастает число профессий?

– Что вы  понимаете под выражением «узкая специализация»?

   Приведите примеры роста профессий.

– В наши дни существует понятие «рынок труда». Что вы понимаете под этим выражением?

– Что значит «дефицитная профессия»? Какие профессии можно отнести, с вашей точки зрения, к дефицитным?

– Существуют ли профессии, которые оплачиваются не очень высоко, но являются востребованными в нашем обществе? Приведите примеры подобных профессий.

Учитель: Сегодня социологи много говорят о новом явлении в российской                   жизни – избыточном образовании.

Учитель: В чём состоит суть этой проблемы?                                            (Ответ:     1. В общей численности безработных увеличивается число                  людей с высшим  образованием.  2. Растёт  число выпускников вузов, работающих  не  по   специальности, а на должностях, которые вообще не требуют   высшего образования.)

 Учитель:  Социологи подсчитали: количество менеджеров, экономистов и юристов превышает потребность российского общества больше чем на одну треть.

– Как вы считаете, почему складывается подобная проблема? Можно ли её решить?

– Разбившись на группы, попробуйте составить проект решения проблемы    «избыточного образования».

   (Представление результатов работы групп).

2.Профессиональные требования и конкуренция на рынках.          

Учитель: Итак, мы выяснили, что сегодня рынок труда переполнен людьми с высшим     образованием. И многие выпускники вузов не могут найти работу по         специальности, которая их устраивает. Означает ли это, что положение безнадёжно?

– Как вы думаете, кого из выпускников «выберет» рынок труда?

   (Ребята по ходу обсуждения должны нарисовать схему «Что позволит выиграть в конкурентной борьбе на рынке труда?»)                                                                          

1. Стаж работы.                                                                                                                                     2. Качество образования.                                                                                                               3. Умение вести переговоры на бирже труда.

4. Коммуникативные умения.

3.Мотивы выбора профессии.

Учитель: Чем вы руководствуетесь при выборе будущей профессии?

(Ответ: Наличие способностей; престижность профессии; материальная обеспеченность; привлекательность содержания образования; желание родителей; традиции семьи; интерес к данной профессии.)

Учитель: Насколько важен правильный выбор профессии для человека?

Прокомментируйте следующий факт:

Если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека работающего, но неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у  работающего без желания, да к тому же ещё и неправильно выбравшего профессию, – 30%.

– А всегда ли правильно люди делают свой выбор?

– Что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии?

После обсуждения этого вопроса даются советы восьмиклассникам, которые выбирают будущую профессию:

1. Необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не     ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей.

2. Вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания  впоследствии вам пригодятся, где они будут востребованы.

3. Выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придётся заниматься.        

4. Соотнесите понравившуюся вам специальность с общественными  потребностями    общества.

На сегодняшний день существует пять вариантов деятельности человека.

Группа профессий

Примеры

1. Человек – природа

Биологи, физики, геологи …

2. Человек – техника

Инженеры, конструкторы, водители…

3. Человек – человек            

Учителя, психологи, журналисты…

4. Человек – знаковая система

Филологи, программисты, статистики…

5. Человек – художественный образ

Художники, актёры, поэты, музыканты…

Для того чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо пройти тест, который выявит вашу профессиональную направленность.

Индивидуальная работа.

Тест «Профессиональная ориентация».

Если приведённые ниже высказывания хорошо передают ваш характер, обведите кружком соответствующие буквы. Вы можете поставить столько кружков, сколько найдёте нужным, но стремитесь ограничить свой выбор

  теми высказываниями, которые подходят вам больше всего.

1. А. Я люблю командные виды спорта.

    Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов.

    В. Я всегда готов дать совет, если другим он нужен.

    Г. Мне нравится говорить по телефону

    Д. Я машинально рисую в своих записных книжках.

    Е. Мне нравится всё вокруг.

2. А. Мне нравится работать руками.

 Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.

 В. Я бы предпочёл работать на самого себя, чем на кого-то другого.

 Г. Мне доставляет удовольствие, помогать людям.

 Д. Мне нравится напрягать своё воображение.

 Е. Я силён в естественных науках.

3. А. Я умею обращаться с инструментами.

 Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке.

 В. Я предпочёл бы работать не в одиночку, а в коллективе.

 Г. Я не стесняюсь высказывать своё мнение.

 Д. Мне нравится идти в ногу с модой.

 Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.

4. А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в                              помещении.

 Б. Математика – это то, что я знаю лучше всего.

 В. Я предпочёл бы участвовать в представлении, а не наблюдать за                     ним.

 Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к                      чужому совету.

 Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно.

 Е. Меня интересует природа.

5. А. Домашние животные доставляют мне массу удовольствия.

 Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый.

 В. Я бы хотел сделать политическую карьеру.

 Г. Я веду дневник.

 Д. Я предпочитаю работать самостоятельно.

 Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.

Ключ к тесту.

Подсчитайте, сколько раз вы обвели каждую букву.

Если вы обвели одну и ту же букву четыре или пять раз, то вы можете выбирать профессию, родственную тем, что перечислены под этой буквой. Если вы ни одну букву не обвели хотя бы четырежды, ваши интересы находятся ещё в стадии становления.

Группа А. Возможно, вы умеете обращаться с инструментами. Может быть, вам нравится садоводство. Может быть, недавно вы сделали книжную полку или сконструировали шкафчик для вашей стереосистемы. Может быть, как раз сейчас обдумываете свой очередной проект. Такие дарования нужны для многих профессий. Вы должны поближе познакомиться с теми профессиями, где нужно умение работать практически:

инженер-строитель, тренер, лётчик

фермер, ветеринар, плотник

строительный рабочий, подрядчик, лесничий

садовод-декоратор

Группа Б. Наверное, вам уже не раз приходилось подсказывать другим людям, где они забыли свои ключи или очки. решение математических задач представляет для вас увлекательную, а не рутинную работу. Может быть, друзья обращаются к вам за помощью на лабораторных занятиях или одалживают ваши конспекты, готовясь к экзамену. Вам может доставить удовольствие заниматься спортивной статистикой, играть в карты, шашки, шахматы. С такими интересами вам имеет смысл обратить внимание на профессии, требующие определённых организаторских способностей и детального анализа:

программист, бухгалтер, банкир

авиационный инженер, библиотекарь, медицинский техник

финансовый аналитик

Группа В. Вы, наверное, уже знаете, что способность убеждать людей составляет одну из ваших сильных черт характера. Может быть, вы староста в классе или один из тех,

кого обычно делают ответственным за какое-либо классное мероприятие. Может быть, вы

такой человек, который, работая в коллективе, может перепоручить товарищам выполнить

часть своей работы. С такими способностями у вас есть шансы преуспеть в профессиях, где требуется руководить, убеждать, распоряжаться и давать указания:

предприниматель, офицер вооружённых сил, адвокат

продавец, управляющий отелем

директор школы, специалист по работе с кадрами

Группа Г. Возможно, вы часто принимаете добровольное участие в классных мероприятиях. Может быть, вы работаете на общественных началах в вашей школе и церкви. Может быть, вы проводите массу времени, разговаривая по телефону с друзьями. Возможно, вам нравиться подрабатывать, ухаживая за маленькими детьми, или заниматься командными видами спорта только ради удовольствия. С такими интересами вам имеет смысл выбрать профессию, связанную с общением с людьми:

учитель, врач, рекламный агент

репортёр, работник сферы социального обеспечения

руководитель конторы, медсестра, психолог

Группа Д. Вы, может быть, уже заметили, что вам нравится рассказывать анекдоты и забавные истории. Может быть, вы ведёте дневник, в который записываете, что случается и как вы  к этому относитесь. Может быть, вам нравится иногда строить воздушные замки. К вам, должно быть, обращаются друзья с просьбами помочь в выборе одежды или придумать поздравление ко дню рождения. С такими задатками и интересами вы можете подумать о выборе профессии, для которой нужны творческие способности самобытность:

актёр, художник, музыкант

писатель, дизайнер, архитектор

фотограф, хореограф

Группа Е. Вам, наверное, известны собственные способности чинить разные вещи. Вам нравится разбирать их, чтобы понять, как они устроены. Может быть, вам нравится биология, может быть, ваша любознательность заставляет вам постоянно искать ключи к разгадке стоящих перед вами задач. Может быть, вам нравится бывать в новых для себя местах, узнавать новые для себя вещи. С такими  интересами вы, вероятно, хотите выбрать профессию, где требуются аналитические способности:

учёный-естествоиспытатель, агент сыскной полиции, медик исследователь

юрист среднего звена, профессор, инженер-механик

психиатр, юрист, инженер-электротехник

специалист по проблемам среднего звена маркетинга

4. Особенности  отдельных профессий (на выбор учащихся)

Работа в группах.

Разделившись на 3 группы, определяют особенности  выбранных  группой профессий и защищают её

Используйте следующий план:

1. Круг обязанностей.

2. Необходимые способности и черты характера, необходимые для данной         профессии.

3. Плюсы профессии.

4. Минусы профессии.

5. Возможные трудности.

6.Особенности профессиональной деятельности.

III. Итог   классного часа

Учитель: 

– Какая из обсуждаемых профессий вам понравилась больше всего?

– Сегодня многие молодые люди на первое место ставят материальные стимулы при выборе будущей профессии. Вопрос этот, к сожалению не нов…  Послушайте притчу и прокомментируйте её.

Ученик спросил Мастера: «Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?» Тот ответил, что они верны полностью. И доказать это просто.

На деньги можно купить:

  • постель – но не сон;
  • еду – но не аппетит;
  • лекарства – но не здоровье;
  • слуг – но не друзей;
  • жилище – но не домашний очаг;
  • учителей – но не ум.

И даже то, что названо, не исчерпывает списка.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему : «Здоровье и профессиональный выбор»

Классный час для учащихся 8-9 классов.Цель: Выявить, в какой профессии вы хотите  себя реализовать; Сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений ...

Роль классного руководителя в организации педагогической поддержки учащихся в профессиональном выборе

 В связи с развитием новых технологий, ростом благосостояния людей и потребностей общества возникают новые виды деятельности человека, изменяются старые, получая другие названия. У учащихс...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины,  раздела МДК.КОС включают контрольные...

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

«Профессиональная ориентация учащихся выпускных классов и популяризация специальностей ВПО и СПО» классный час в 7 классе на тему «Выбор профессии»

Одним из важнейших вопросов в жизни каждого человек является вопрос о его профессиональной карьере, о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню про...

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО ТЕМЕ «Мой профессиональный выбор».

В последнее время на российском рынке труда складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, в промышленности остро не хватает рабочих кадров, а с другой стороны, по данным Минздрав соцразвития ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения профориентации обучающихся 8-11 классов «Мой профессиональный выбор»

Осознанный выбор профессии подростком является следствием решения возрастных задач и преодоления перечисленных трудностей. Формирование внутренней готовности подростка к осознанному и самостоятельному...