Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетентностей.
статья на тему

Панферова Ирина Павловна

Выступление  о проектной деятельности учителя иностранных зыков и руководителя кружка "Школьное телевидение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетентностей.

Панферова И.П. учитель  высшей категории, преподаватель английского языка.

Основоположником педагогического метода проектов считается Джон Дьюи (1859 – 1952), американский психолог и педагог. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями.

 Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно-значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. «Решить проблему» значит получить реальный и ощутимый результат.

Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Основным результатом деятельности учителя должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.

Таким образом, компетентностный подход проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Наиболее успешно компетентностный подход реализуется в технологии проектной деятельности. Именно в ней заложены условия для успешного овладения надпредметными умениями и навыками, формирования активной инициативной думающей личности.

Проектная деятельность – это средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет учить проблематизации, целеполаганию и планированию, представлению результатов, презентации в различных формах, поиску и отбору актуальной информации, практическому применению школьных знаний, выбору, освоению и использованию подходящей технологии, проведению исследования.

 Для обучающегося учебный проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально, в паре или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

У учебного проектирования масса достоинств, одно из которых- осязаемый результат творческой деятельности учащихся. (приложение 1)

Проект формирует и развивает такие умения учащихся, как формулирование цели предстоящей работы, умение анализировать, выбирать виды практической деятельности, осуществлять отбор содержания материала и т.д., используя для этого возможности компьютера. Все это, безусловно, развивает творческие способности личности ребенка. Но главное, что отличает проект - это то, что в ходе его реализации нет "отдыхающих"и "проигравших". Изначально условия задаются так, что каждый ученик переживает ситуацию успеха, каждый становится активным участником общего дела.

В проектной методике сформулированы  требования к проекту,названные “Правила шести "П". Шесть “П” - это проблема -проектирование - поиск информации – продукт – презентация - портфолио.  Используя проектную технологию, необходимо  учитывать возрастные особенности учащихся и их учебные возможности, т.е. дифференцированно подходить  к выбору проекта в основной и старшей школе

Организация труда учителя по планированию проектной деятельности на уроке является важнейшим условием. Только правильно планируемый процесс может дать положительный результат. Весь процесс планирования должен опираться на уровень учебных возможностей учащихся. Так, учащимся со средними учебными возможностями предлагается план проекта для того, чтобы снизить уровень тревожности.

Авторитет учителя определяется его способностью быть инициатором интересных начинаний. Впереди будет тот, кто инициирует и провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

В определенном смысле учитель перестает быть только «чистым предметником» – он становится педагогом широкого профиля, педагогом, помогающим ученику увидеть мир во всем его единстве, красоте, многообразии.

Перечень ролей, которые предстоит «прожить» учителю в ходе руководства проектом огромен.Это и-

Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели, и

Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях, и

Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам, и

Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект, и

«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем.

Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.

Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы.

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов  и к преподаванию иностранного языка, хочу подробнее остановиться на этом т.к. являюсь учителем английского языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную  англоязычную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является проектная деятельность.

В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю английского языка  возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе  учебы результаты своего труда.

Иными словами, итогом работы ученика над проектом  может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект, подборка  писем зарубежному сверстнику, создание газеты и т.д.). Хорошо, когда оба вида продукта выступают в их диалектическом единстве.

Говоря о требованиях к использованию метода проектов, нужно отметить, что проектная работа разделяется на подготовительные аноглоязычные  упражнения, которые служат как бы мостиком к выполнению проекта, и на работу над самим проектам.

Подготовительные задания могут быть на любые темы, по которым выполняются проекты. Задания выполняются в классе, а работа над проектом ведется вне школы.

 При проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.

Как это сделать? Для этого существуют заложенные в метод проектов механизмы.

Во-первых, решение проблемы проекта для практической и общественной пользы. Такое практическое применение имеющихся или полученных в ходе проекта знаний привлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.

Во-вторых, заманчивой является для ребят сама деятельность и самостоятельная активность, так как при этом удается проявить, показать, испытать себя в деле.

В-третьих, «по законам жанра» в работе над проектом учащиеся принимают активное участие в постановке цели и задач проекта, которые учитель иногда имеет право помочь сформулировать. Конкретизируя цель и задачи проекта, вытекающие из её проблемы, учащиеся, уже приняв проблематику как свою личную, в ещё большей степени приобретают личностную заинтересованность в её решении.  

И, наконец, нельзя не назвать еще один мотив.

Это- предусмотренная, подводящая итог проектной работе презентация  и оценивание полученных результатов.

Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте.(приложение 2)

 

Очевидно, что  язык – это только составная часть всего проекта. Ошибочно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, многоплановость его характера, уровень проявленного творчества, четкость презентации.

 С моей точки зрения, не стоит беспокоиться об ошибках. Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Нужно помнить, что любой проект – это только часть общего объема работы, которую ребята выполняют в течение всего языкового курса, и оценить грамотность учитель может в других видах деятельности. А проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.

   В курсе иностранного языка проектная деятельность  может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом практической значимости для ученика. Главное – это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в ходе работы над темой.

Учениками нашей школы совместно с педагогами, конечно, накоплено большое количество проектных работ и по фонетике- разнообразные упражнения с элементами транскрипции с огромным удовольствием выполняют учащиеся младшей школы, и по лексике изучаемых модулей, и по страноведению, фрагмент общего проекта вы сейчас увидите.( приложение 3)

   Никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении иностранного языка, но это -  эффективное средство развития учащегося, осознания себя как члена группы, расширения языковых знаний.

Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.

Подводя итог,  хочу сказать,  что  мы видим важность использования метода проектной работы, как

одного из эффективнейших  методов развития коммуникативных навыков на уроке английского языка, а использование различных видов проектов помогают учителю сделать проектное обучение разнообразным, каждый раз новым, интересным для учащихся любого возраста.

   Проект как метод обучения может быть использован в изучении любого предмета.

Он может применяться на уроках и во внеклассной  и кружковой работе.

Мы говорим с вами сегодня, что в современном обществе качество образования зависит не от объема фактических знаний индивида, а от овладения им ключевыми компетентностями. В Программе модернизации российского образования цели образования выстроены именно на таких подходах. В числе приоритетов находится формирование гражданской компетентности  у школьников.

                Формированию и развитию данной компетентности способствует такая форма внеучебной деятельности как социальное проектирование, и новый проект нашей школы «Школьное телевидение». 

В своей образовательной деятельности мы часто сталкиваемся с одной типичной проблемой: ученики являются своеобразными «хранителями» информации, а что с ней делать дальше – они не знают. Для решения данной проблемы мы решили создать специальную среду, в которой ученики могли бы превращать свои знания в полезные навыки, т.е. повышать уровень своей компетентности через деятельность, т.е., мы, в рамках соц. проекта «Школьное ТВ», не только развиваем технологические компетентности, но и готовим учеников к реальной жизни, в которой компьютерные технологии играют ключевую роль.

После соответствующей обработки мы получаем различные виды информационных продуктов:

- Блицинтервью, т.е. комментарии и отзывы о каком-либо событии, что повышает интерактивность школьного ТВ, что, в свою очередь включает каждого респондента в активную жизнь школы и педагогического процесса. С каждым появлением на экране ребята начинают чувствовать себя увереннее перед камерой, учатся видеть себя со стороны, быть внимательнее к себе и окружающим, следят за своей лексикой и учатся формулировать собственную жизненную позицию.

- Интервью. Когда наши репортеры и журналисты получают задание взять интервью, например, у депутата Городской думы они, как это можно ожидать, начинают робеть. Тем не менее, интервью сделать необходимо. Чтобы не ударить в грязь лицом, ребята начинают собирать биографическую информацию о депутате, консультируются с учителями об органах местного самоуправления, вникают в политическую и социокультурную жизнь нашего города. Так, шаг за шагом, ученики превращают свои пассивные знания в активные умения, компенсируют информационные пробелы  и формируют активную жизненную позицию.

- Сюжет. Каждую неделю команда «Школьного ТВ» готовит сюжет на какую-нибудь интересную тему («Начало учебного года», «Поездка на  завод Соса-Соla» и т.д.). В подготовке принимают участие несколько операторов, журналистов, монтажеров.  Сценарий сюжета создается в результате «мозгового штурма» при координации педагога-наставника. т.о., в условиях демократии и толерантности проектанты учатся работать в группе, объективно оценивать точки зрения и формулировать собственные. В ходе обсуждения учащиеся учатся совмещать не только то, что интересно и важно для них, но и то, что актуально для остальных школьников. т.е., команда ТВ-92  становится одним из центров школьной жизни, что учит их ответственности.

 После того как сценарий готов, начинается самостоятельная деятельность.  Операторы снимают с разных ракурсов, что при монтаже позволяет создавать динамическую картинку. Репортеры ищут информацию в Интернете и других источниках. Журналисты ее обрабатывают, а ведущие озвучивают. Потом в дело вступает команда «Техно»: идет монтаж, озвучивание, анимирование.

После того как выпуск готов, начинается его трансляция: пока выпуски размещаются  на сайте школы, в будущем прогнозируется их показ и на на широкоформатной плазменной панели. ( приложение 4).

 Проектная деятельность ориентирована на достижение целей самих учащихся, и поэтому она уникальна.

 Она формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому она эффективна.

 Она формирует опыт деятельности, и поэтому она незаменима.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Проектная  деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики...

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся.

Проектная деятельность как условие формирования ключевых компетентностей учащихся....

«Интерактивные методы преподавания элективных курсов по истории в профильной школе, как способ формирования ключевых компетентностей учащихся»

На современном этапе модернизации Российского образования преподавание истории вшколе ориен­тировано не на повышение уровня нформированности учащихся , а на фор­мирование историко-познавательной, инфо...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Материал участника VШ республиканской научно-методической конференции «Интеграция школы и вуза как эффективный инструмент формирования  актуальных компетенций учащихся»(«НМК КНИТУ (КХТИ)—20...

Сетевая проектная деятельность как средство формирование ключевых компетентностей

Методическая разработка представлена в форме лекции раскрывающей совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе к...