Вечер физики и математики в малокомплектной школе "Чтоб победить, не нужен нам клинок..."
методическая разработка (5 класс) на тему

Шаталова Светлана Николаевна

В сценарий вечера включены математические конкурсы с учётом участия в них разновозрастных детей. В ходе вечера организуется соревнование двух команд. При проведении конкурсов используется наглядная презентация, облегчающая работу организаторов конкурса. После проведения конкурсов великий Маг показывает занимательные физичекские опыты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Октябрьская основная общеобразовательная школа №30»

Вечер  физики

 и математики

для

 учащихся 3 – 7 классов  малокомплектной школы

«Чтоб победить, не нужен нам клинок…»

Методическая разработка

учителя физики и математики,

 Шаталовой Светланы Николаевны

2013 – 2014 учебный год

Цели и задачи

 внеклассного мероприятия:

Развивающие:

1)Способствовать развитию:

  • познавательного интереса к изучению физики и математики;
  • детской наблюдательности, мышления, внимания, интеллектуальных и творческих способностей.

Воспитательные:

  • Формирование духа доброжелательного соперничества, умения работать в команде, чувства ответственности за личный вклад в общее дело;
  • дать возможность учащимся провести демонстрацию достигнутых успехов в изучении предмета, сообразительности, выявить пробелы в знаниях, оценить уровень прилежания и трудолюбия.

Лабораторное и дидактическое оборудование:

      мультимедийный проектор с экраном, иллюстративная презентация к конкурсам, магнитное яйцо, постоянный магнит, стеклянные графин и бутылка, спички, кусочки мыла и сахара, чашечка Петри, консервная банка, коробка бумажная, клей «Момент», варёное яйцо, стеклянный цилиндрический сосуд, поплавок - водолаз, толстостенный стеклянный стакан, карточки для конкурсов, пластмассовые или деревянные  заготовки плоских геометрических фигур.

                               

( слайд 1)  Ведущий:  Ребята! Сегодня мы собрались на вечер, посвящённый двум сложным, но очень важным наукам – физике и математике. Этим вечером с необычным названием «Чтоб победить, не нужен нам клинок…» мы начинаем «Неделю физики и математики в школе». Ни для кого не секрет, что эти науки точные и сложные, требует сосредоточенности , внимания и упорного труда от тех ребят, которые хотят знать их на  «хорошо» и «отлично». Однако, история  знает немало случаев, рассказывающих о том, что математики и физики – великие шутники, мастера на выдумки весёлых игр, головоломок и фокусов.  Ещё Блёз Паскаль, великий физик и математик, живший в 17 веке, говорил: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным».

      Сегодня вас ждут математические конкурсы,  чуть – чуть необычные, поскольку выигрывает в них тот, кто дружит с математикой, а также захватывающие фокусы, которые покажет  Великий маг, хорошо знающий законы физики. Обещаю, ни кому не будет скучно! Очень хочется, чтобы в конкурсах приняли участие как можно больше ребят, поэтому давайте сформируем команды, приблизительно равные по силам. Чтобы всем было интересно не только играть, но и наблюдать за игрой, состав команд будем иногда менять. Тогда в нашем жюри окажутся не только учителя. Итак, начнём!

  Так, как к вечеру никто из команд специально не готовился, можно предложить ребятам  самим придумать название или предложить два простых названия команд, например: «Синие» и «Красные» для удобства работы с дидактическим материалом конкурсов.

Участникам команд нужно время для того, чтобы придумать название , девиз, выбрать капитана. В малокомплектной школе команды формируются из представителей всех классов. Это заранее учитывается при подготовке к конкурсам.  Пока команды занимаются подготовкой к выступлению, ведущий работает с малышами в зале. Ведь именно они составляют основную часть не задействованных в игре ребят. Ведущий объявляет, что ему очень нужен помощник для вручения приза выигравшей команде в конце вечера. Этим помощником может стать любой ученик, разгадавших быстрее всех и больше всех математических загадок.

 «Конкурс загадок» (для зрителей)

Загадки

  1. К серой цапле на урок                2. Скоро десять лет Серёже

Прилетели семь сорок.                   Диме нет ещё шести.

А из них лишь три сороки                Дима всё никак не может

Приготовили уроки.                           До Серёжи дорасти.

Сколько лодырей  сорок                  А на сколько лет моложе

Прилетели на урок?                        Мальчик  Дима, чем Серёжа?                      

(4)                                                             (4)

3.Как – то вечером к медведю      4.  Я, Серёжа, Коля, Ванда -

На пирог пришли соседи.                    Волейбольная команда.

Ёж, барсук, енот, «косой»,                   Женя с Игорем пока -

Волк с  плутовкою  лисой.                 Запасных два игрока.

А медведь никак не мог                      А когда подучатся

Разделить на всех пирог.                   Сколько нас получится?

От труда медведь вспотел –                           (6)

Он считать ведь не умел!             5. Задали детям в школе урок

Помоги ему скорей,                            Прыгают в поле сорок сорок.

Посчитай – ка всех зверей!               Десять взлетели, сели на ели

(7)                                                      Сколько осталось в поле

                                                                                    Сорок?(30)

               6.Сидт рыбаки, стерегут поплавки.

                  Рыбак Корней поймал 13 окуней.

                  Рыбак Евсей – 4-х карасей.

                 А рыбак Михаил 2-х сомов уловил.

                 Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?(19)

7.Мы – большущая семья,            8.К двум зайчатам в час обеда

   Самый младший – это я.            Прискакали три соседа.

   Сразу нас не перечесть:              В огороде зайцы сели,

   Маня есть и Ваня есть.              И по три морковки съели.

   Юра, Шура, Клаша, Саша,         Кто считать, ребята, ловок

   И Наташа – тоже наша.            Сколько съедено морковок? (15)

   Мы по улице идём,

   Говорят, что детский дом.

   Посчитайте поскорей,

   Сколько нас в семье детей?(8)

Ведущий  объявляет конкурс №1 «По порядку номеров».

 Две команды по 5 человек выстраиваются шеренгами лицом к зрителям. У ведущего – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 5 (для 1 команды) и с 6 до 10 (для второй команды). Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикалывает на спины играющих.  Ни один из играющих не знает, какое число написано на его карточке. Узнать он может это лишь у своего соседа. По сигналу команды должны построиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по – порядку Команда, выполнившая задание быстрее и без ошибок, выигрывает.

Конкурс №2 «Назови число»

Играющие  становятся в круг. Руководитель с мячом в руках – внутри круга. Он бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те возвращают его обратно. Бросая мяч,  руководитель называет какое – либо число, например, 7. Играющий должен назвать  соседние числа – 6 и 8 (обязательно сначала меньшее, а потом большее). Старшим ребятам называют двузначные и трёхзначные числа.

Конкурс №3 «Определи на ощупь»

Командиры выбирают от своих команд по два участника – одного ученика начальной школы, другого – среднего звена. Для конкурса заранее готовятся плоские геометрические фигуры – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, полукруг и т.д.  и части этих фигур.

Задание для малышей:   с завязанными глазами определить на ощупь и назвать фигуры;

Задание для участника среднего звена   усложнить. Предлагаем играющим с завязанными глазами, ощупав части фигур, собрать их (сначала это следует проделать с открытыми глазами). Фигуры следует резать на 2 части, не более.

Конкурс №4 «Кто решит раньше?» (слайд 2)

В игре участвуют все члены команд. Так, как в командах находятся разновозрастные дети, капитанам предлагают построить их в шеренгу по возрасту с самым младшим впереди. Ведущий поясняет условия конкурса:

«Через минуту на экране появится слайд с изображёнными на нём колонками примеров. Примеры постепенно усложняются, но должны решаться легко. Участники по очереди решают свой пример устно и громко говорят ведущему ответ. Если участник отвечает правильно, он бегом занимает место сзади шеренги. Если ответ неверный, то его пример, а заодно и свой решает следующий участник. Побеждает команда, выполнившая задание первой. Члены жюри внимательно следят за тем, чтобы игрокам не подсказывали зрители и другие члены команд. Возможно назначение штрафных баллов»

Конкурс №5 «Считай – не зевай!» (слайд 3-6)

Играют обе команды одновременно. У играющих на груди таблички с двузначными числами. Таблички команд различаются только по цвету. В 5 – 6 шагах от команд ставится стул.  На экране появляется слайд с примером в три действия, например    36 : 4 + 17. Играющие  « в уме» подсчитывают результат. Тот, у кого окажется табличка с ответом, бежит к стулу и садится на него. Примеры составляются заранее в зависимости от написанных на карточках чисел. Очко засчитывается той команде, представитель которой сядет на стул раньше. Разумеется, ведущий должен позаботиться о том, чтобы у самых маленьких участников оказались посильные примеры.

Конкурс №6 «Сложить и вычесть»

У ведущего в руках  картонный кружок. С одной стороны он красного цвета, с другой – синего. На той и другой стороне написано число  50. Красная сторона означает действие сложения, синяя – вычитания. Ведущий указывает на участника и называет любое число, например 27 и одновременно поворачивает к нему кружок одной из сторон.  Участник должен отнять это число от 50 или прибавить к нему, в зависимости от цвета обращённой к нему стороны и громко назвать ответ. Если ответ верный, команда получает одно очко, если нет – очко вычитается.

Конкурс №7 «Лучший счётчик» (слайд 8)

Ведущий вызывает  по одному игроку из каждой команды и обращает их внимание на записанный на доске ряд чисел, например 24   81    49   32   72    45   56   48     16. По команде ведущего один справа, другой слева начинают записывать под каждым числом любое его разложение на множители. Тот, кто первым дойдёт до середины и верно выполнит задание, считается победителем. Задание можно разнообразить, предложив второй и третьей паре игроков получить эти числа сложением или вычитанием каких- либо чисел. Организация конкурса упрощается, если слайд проецируется на маркерную доску. В этом случае, ребята могут использовать доску под рядом чисел.

Конкурс №8 «Отыщи по ответу» (слайд 9-12)

Играют ребята среднего звена из обеих команд. Они выходят и поворачиваются к экрану спиной. На экране появляется слайд с колонкой  не слишком сложных примеров, например:    и т.д. Ведущий указывает на один из примеров, допустим третий сверху. Все зрители молча решают его. Те, кто решили, поднимают руку. Один из них громко произносит ответ. По команде ведущего игроки поворачиваются к экрану лицом и стараются отыскать по ответу пример. Та команда, представитель которой первым нашёл ответ, получает очко. Для конкурса достаточно 3-4 колонок с примерами.

Конкурс №9 «Не собьюсь»

Из каждой команды играют по 5 человек. Лучше на время этого конкурса произвести замену младших игроков на более старших ребят. По сигналу ведущего игроки выстраиваются в одну шеренгу лицом к зрителям  и начинают по очереди счёт до 30. Когда счёт доходит до конца шеренги, его начинает стоящий на правом фланге. Числа, содержащие в записи 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Играющий, который должен был назвать это число, подпрыгивает. Кто ошибается, выходит из игры и отсчёт начинается снова. Выигрывает команда оставшегося игрока.

Конкурс №10 «Магический квадрат» (конкурс капитанов)

Во время предыдущего конкурса помощники ведущего  готовят для каждой команды «Магический квадрат».  Играют по одному участнику от каждой команды.  В пустых клетках нужно вписать числа так, чтобы сумма чисел по всем горизонтальным, вертикальным  рядам и двум диагоналям равнялась 15.

          9       4      Победителем считается тот, кто первым и верно выполнит задание.

               3     Квадраты вычерчиваются заранее на разных концах доски. Они

6        1          должны быть одинаковыми.

    Вечер завершается выступлением Великого мага. Он показывает фокусы. Его появление обставляется  таинственно и волшебно. Свет в зале можно приглушить. Если ребят в школе много, можно использовать теневую проекцию опыта на экран. Фокусник должен быть артистичен и красноречив. От того, как он обыграет простейшие физические опыты, зависит его успех.

Фокус №1 «Магнитное яйцо»

В скорлупе сырого яйца просверливают тонким шилом две маленькие дырочки, через которые выливают его содержимое. После этого одну из дырочек маскируют, например, воском, а в другую вставляют маленький железный гвоздик, который тоже маскируют. Яйцо можно покрасить. Для тяжести внутрь яйца насыпают немного песка. Такое яйцо, в отличие от других (сваренных «вкрутую» и так же окрашенных) притягивается к магниту.

Фокус №2 «Волшебный палец 1».

Надломить спичку пополам и положить на горлышко бутылки, а на неё копейку. Волшебник может сбросить копейку в бутылку одними заклинаниями. Для этого достаточно незаметно окунуть палец в воду и на надломленное место спички уронить одну – две капли воды. Сгиб намокает, концы расходятся, и копейка падает в бутылку.

Фокус №3 «Волшебный палец 2».

В чашечку Петри налить воду и насыпать в неё перец. Окунуть в воду любой не волшебный палец. Перец прилипнет к пальцу. Опыт могут повторить зрители. Потом волшебник демонстрирует «волшебное» свойство указательного пальца. Для этого нужно незаметно смазать его кончик слоем жира. Перец «разбежится» от него во все стороны.

Фокус №4 «Волшебные спички».

В чашечку Петри налить воды и бросить туда 8-10 кусочков спичек. Куском сахара прикоснуться к центру воды в чашке – все спички соберутся вокруг сахара. Прикоснуться мылом – разбегутся. Можно придумать волшебные палочки с сахаром и мылом. Всё зависит от фантазии «мага» при подготовке к вечеру.

Фокус №5 «Склеивание водяных струй».

В пустой консервной банке пробить три отверстия, расстояние между которыми 2-3 мм. Вода из банки  вытекает тремя тонкими струйками. Маг объявляет зрителям, что струйки можно склеить обычным клеем. Для вида обмакнуть пальцы в клей и сдавить ими струйки. Образуется одна струя.

Фокус №6 «Яйцо в графине»

Сварить «вкрутую» яйцо, очистить его от скорлупы. Взять листок бумаги размером 80х80 мм, свернуть гармошкой и поджечь. Затем опустить горящую бумагу в графин. Через 1-2 с горлышко накройте яйцом. Горение бумаги прекращается, и яйцо начинает втягиваться в графин.

Фокус №7 «Вода в перевёрнутом стакане»

Наполнить до краёв стакан с водой (толстостенный) и прикрыть его листком плотной бумаги. Перевернуть стакан, придерживая лист бумаги ладонью руки. Затем убрать «с заклинаниями» руку. Вода из стакана не выливается.

Фокус №8  «Картезианский водолаз»

Цилиндрический сосуд на 9/10 наполняют водой. В нём находится стеклянный пузырёк с небольшим количеством воды, опрокинутый горлышком вниз. Сверху цилиндрический сосуд плотно затягивают резиновой плёнкой. Если надавить на плёнку пальцем – пузырёк тонет, прекратить давление – всплывает.

Фокус №9 «Волшебная банка»

В картонной коробке средних размеров, в боковой его стенке вырезают отверстие для руки. Заранее крепят внутри небольшой, но сильный магнит так, чтобы при необходимости его легко можно было снять. На глазах у зрителей берут коробку, ставят на стол. На коробку ставят железную банку. Маг говорит, что от его заклинаний банка придёт в движение. Отвлекая внимание второй рукой, и произнося заклинание, он освобождает магнит. Банка приходит в движение.

Ведущий: По вашим лицам, ребята, я вижу, что фокусы всем очень понравились. В наши дни магом стать не сложно. Нужно лишь хорошо знать законы физики и уметь с их помощью объяснять физические явления. И это вам пригодится. 

Звучит  «минусовка» песни «Волшебник  недоучка». На сцену выходят участники команд и поют:

И на суше, и в воде,                                                  
На другой планете -
Курсы физики везде,
Изучайте, дети!

Ах, как физика сложна,
Не сказать словами!
Но зато всегда она,
Будет рядом с вами.

Тихо смотрят сверху вниз,
На портретах лица:
Говорят нам: «Не ленись,
В жизни пригодится!»


Если пальцем проводок
Оголённый трону,
Сразу вспомню я про ток,
И законы Ома.

Если с башни навернусь,
Или с самолёта,
Свою скорость наизусть,
Вычислю в полёте!

И на суше, и в воде,
На другой планете -
Курсы физики везде,
Изучайте, дети!

(слайд 13)    Жюри оглашает итоги конкурсов, объявляет победителей. Их имена позже  освещаются в физико – математической газете. По желанию редактора газеты, её материал может содержать объяснение некоторых фокусов Великого мага для того, чтобы сами ребята могли дома удивить своих родных и близких. Ученик, ставший победителем в конкурсе загадок, вручает призы выигравшей команде. Ими могут быть маленькие блокнотики, ручки, фломастеры и т.д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физико – математический вечер «Чтоб победить, не нужен нам клинок…»

Слайд 2

Кто решит раньше? 15 – 11+9; 12 х 2 – 6; 45 : 5 х 3; 8 х 8 – 54; 68 + 2 х 0. 16 – 5 + 7; 24 : 8 – 2; 15 : 3 х 8; 7 х 7 – 7; 72 х 0 + 24.

Слайд 3

Считай – не зевай! 1) 36 : 12 х 11

Слайд 4

Считай – не зевай! 2) 90 : 10 х 9

Слайд 5

Считай – не зевай! 3) 15 х 2 - 6

Слайд 6

Считай – не зевай! 4) 48 : 6 + 12

Слайд 7

Считай – не зевай! 5) 5 + 5

Слайд 8

Лучший счётчик 24 81 49 32 72 45 56 27 18

Слайд 9

Отыщи по ответу 1)33 : 11 + 15 24 : 8 х 7 66 : 22 х 5 (13 + 9) : 2 (45 – 5) : 8

Слайд 10

Отыщи по ответу 2) (17 – 3) : 2 55 : 5 х 3 2 + 8 : 2 16 : 4 х 10 6 х 6 + 4

Слайд 11

Отыщи по ответу 3) 75 : 25 х 9 12 : 6 + 15 (33 – 7) : 26 88 : 44 х 13 17 – 5 х3

Слайд 12

Отыщи по ответу 180 : 2 - 90 15 х 2 – 10 99 : 3 : 11 (25 – 5) : 4 15 -10 - 5

Слайд 13

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе

Демографическое   положение  в стране привело к резкому снижению рождаемости, оттоку молодежи из села, что отразилось на наполняемости сельских школ, они перешли в разряд - м...

Реферат «Организация учебной деятельности на уроках математики в малокомплектной школе».

В реферате изложено теоретическое обоснование проблемы разновозрастного обучения на уроках математики и дано описание  организации разновозрастных занятий в основной школе...

Неделя математики в малокомплектной школе

Материал содержит различные конкурсы для математического вечера....

внеклассное мероприятие по математике для малокомплектной школы "Отдыхаем с математикой".

Внеклассное мероприятие  по математике для малокомплектной школы "Отдыхаем с математикой". В сценарий включены конкурсы, доступные для детей разного возраста и не зависящие от знаний. Конкурсы че...

Урок математики в малокомплектном классе

Проведение урока метематики в малокомплектном классе коррекционной школе 8 вида....

Интерактивные методы обучения на уроках математики в малокомплектных классах.

В методической разработке рассмотрены особенности применения интерактивных методов обучения на уроках математики в малокомплектных классах. Представлены авторские интерактивные игры "светофор" и...

Вечер физики в малокомплектной сельской школе

В малокомплектных сельских школах, где нет параллельных классов и наполняемость каждого невелика, очень сложно провести внеклассное мероприятие по   физике по какой-либо определенной теме. П...