ЮНОСТЬ СОРОКОВЫХ
методическая разработка (8 класс) на тему
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы.
« ЮНОСТЬ СОРОКОВЫХ…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunost_sorokovykh.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы.
« ЮНОСТЬ СОРОКОВЫХ…»
Оформление : фотографии фронтовых поэтов , выставка книг , макет обелиска,
плакаты , реквизиты к инсценированной песне .
Вед. Близится славная дата в жизни нашего народа – День Победы в Великой Оте-
чественной войне . Вот уже 75 лет минуло с той войны . Для мировой исто-
рии это краткий миг .Но для людей это целая жизнь .Отгремели тяжелые бои
Время летит , как ветер . Годы текут , как реки .Но память хранит былое . С древ-
них времен в России почиталась память о тех , кто отдал жизнь , защищая свой
народ . В их честь воздвигались памятники , часовни , церкви , мемориалы, зажи-
гались свечи .
Навсегда останется в народной памяти 22 июня 1941 года.
Вед. А в ночь с 21-го на 22 июня 1941 года…
( танцплощадка , юноши и девушки на выпускном вечере танцуют )
за сценой голос диктора :
« 22 июня в 4 часа утра без объявления войны гитлеровская Германия веролом-
но нарушила границы Союза Советских Социалистических республик ..»
( танцующие остановились ,слушают )
( песня «Священная война» , стол ,девушка в красном платке записывает юно-
шей , выдают оружия , уходят..)
Юноша . Сороковые , роковые
Свинцовые , пороховые
Война гуляет по России
А мы такие молодые !..
Учитель. Свое фронтовое поппури ,юность сороковых годов 20 века вам, ребятам 21
века , завещали те , кто прошел Великую Отечественную (1941-1945г.).
Поппури –французское слово .Означает смешанные музыкальные номера.
А фронтовое поппури – это смешанные музыкально-поэтические номера.
Сегодня мы услышим стихи и песни фронтового поколения ! В июне 1941 года юноши и девушки ушли на войну со школьной скамьи , после 9 класса , и из сту-
денческих общежитий , но всем суждено было вернуться , в победный
май 1945года . И все они имеют право на память …
Вед. Стихи и песни военных лет …Сколько их, прекрасных и незабываемых . И есть в
них все: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к
своим , картины жизни солдат , рассказы о боевых подвигах моряков и пехотин-
цев , летчиков и танкистов . И если бы сейчас прослушать все лучшее ,что созда-
ли поэты и композиторы в те годы , то это была бы музыкальная антология исто-
рии Великой Отечественной войны .
Юноша . Казалось было холодно цветам
И от росы они слегка поблекли
Зарю ,что шла по травам и кустам
Обшарили немецкие бинокли .
Цветок, в росинках весь, к цветку приник ,
И пограничник протянул к ним руки .
А немцы , кончив кофе пить , в тот миг
Влезали в танки , закрывали люки.
Такою все дышало тишиной ,
Что вся земля еще спала , казалось.
Кто знал , что миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
Я о другом не пел бы ни о чем ,
И славил бы всю жизнь свою дорогу ,
Когда б армейским скромным трубачом
Я эти пять минут трубил тревогу .
( С. Щипачев «22 июня 1941 года» )
Вед. В кинолетописи Великой Отечественной войны сохранились хроники, запечат-
левшие освобождение от фашистских захватчиков старинного русского города
Орла 5 августа 1941 года . Над развалинами города несется песня . Знакомый
Всем голос Клавдии Шульженко поет: «Строчи пулеметчик, за синий платочек,
что был на плечах дорогих…»Это ворвался на улицы Орла броневик с радиоус-
тановкой .
( « Синий платочек» сл. Я. Галицкого и М.Максимова, муз.Е .Петербургского)
К.Симонов «Жди меня» (О.Л.)
Вед. Чем дальше уходит от нас та военная пора ,тем больше волнуют и трогают до
слез лирические песни, согревавшие души наших солдат 60 лет назад .В годы
войны эту песню знали и любили все – и на фронте ,и в тылу .Чем объяснить
ее славу ? Прежде всего великолепными стихами М.Исаковского .
( « Огонек» сл. М. Исаковского, обработка Б. Мокроусова)
Вед. На защиту Отечества встал весь народ : и стар , и млад, семнадцатилетние юноши
и девушки со школьной скамьи добровольцами уходили на фронт - защищать Ро-
дину. Поэтесса Юлия Друнина . Семнадцатилетняя юная девушка с 1941 года
окунулась в кровавый ужас войны .Она добровольно ушла в санитарный взвод
медицинской сестрой ,на своих хрупких плечах вытаскивала раненных бойцов
с поля боя .
Чтец. Я ушла из детства в грязную теплушку .
В эшелон пехоты , в санитарный взвод
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе ,чем «Россия»
Не могла сыскать.
Вед. Трудно поверить , но эта песня , которую в дни войны знал каждый от мала до
велика , родилась совсем неожиданно в 1942 г. в далеком Ташкенте . Шли съем-
ки фильма «Два бойца». По замыслу режиссера , в фильме должна была звучать
только симфоническая музыка . Но по ходу съемки стало ясно , что без песни
не обойтись . «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без
песни», -признался режиссер композитору Никите Богословскому. Н.Богослов-
ский сел за рояль , и произошло чудо , сразу без остановки сыграл мелодию
будущей песни . Быстро и удачно сложились стихи на эту музыку и у поэта Вла-
димира Агапова .Фильм «Два бойца»стал историей советской кинематографии.
А песня живет и поныне.
( « Темная ночь» )
Чтец. Над лесами необъятными,
Над полями перелетными
Над разрывами гранатными
Песни- ласточки летят.
Пахнут рощи горьким порохом,
Шепчут травы тихим шорохом
И о том , что сердцу дорого ,
Русским людям говорят.
Вед. Зимой 1941-42 гг. по всем фронтам с молниеносной быстротой распространилась
новая песня . Слова и мотив ее передавались из уст в уста и опережали весть о
ее авторах. Песня приходила к солдатам безымянной и окруженной легендами.
Рассказывали, будто сложил ее молодой лейтенант в окопах под Москвой. Между
тем слова «Землянки» принадлежали поэту Алексею Суркову, а музыка – комп.
Константину Листову . В том , что говорили о песне , одно оказалось совершенно
верным : она действительно «родилась» в «белоснежных полях под Москвой» во
время оборонительных сражений за столицу. Когда поэт писал стихотворение , он
не думал ,что оно станет песней . Это были несколько стихотворных строчек из
письма жене с фронта…
(«Землянка»)
Чтец. Кто сказал , что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Нынче у нас передышка .
Завтра вернемся к боям
Что ж твоей песни не слышно,
Друг наш походный ,баян?
Кто сказал, что сердце губит
Свой огонь в бою ?
Воин всех вернее любит
Милую свою!
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыку вдвойне! ( В. Лебедев-Кумач «Только на фронте» )
Инсценирование песни « В лесу прифронтовом»
Вед. Война приближалась к завершению. Конец апреля и первые дни мая 1945 года –
время решительного штурма фашистской столицы . В воздухе пахло Победой .
29 апреля 1945 года советские солдаты подошли к рейхстагу .Два дня продолжал-
ся его штурм . В ночь на 1 мая знамя победы ,водруженное разведчиками Егоро-
вым и Кантария , взметнулось над Берлином .
Чтец. Прошла война , прошла страда ,
Но боль взывает к людям
Давайте ,люди , никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят , об этой муке,
И дети нынешних детей ,
И наших внуков внуки. ( А .Твардовский )
( « День Победы» сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Не обожженные сороковыми..."
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного победе русского народа в Великой Отечественной войне....
"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)
В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....
"Сороковые, роковые" (Поэзия Великой Отечественной войны)
В папке содержится урок литературы в 11 классе на тему "Сороковые, роковые" и приложения со стихами поэтов фронтовиков....
Викторина "Далёкие сороковые"
Викторина предназначена для учащихся начальной школы...
Сороковые, роковые,свинцовые,пороховые
Учитель: 9 мая 2013 года в шестьдесят восьмой раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет. Всё яснее и ...
ПОЭЗИЯ СОРОКОВЫХ, РОКОВЫХ
О поэзии во времена Великой Отечественной войны...
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность».
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность».Формирование личности героя в повести «Юность»....