Программа внеурочной деятельности "Что, где, когда и почему"
рабочая программа по теме

Программа ориентирована на школьников младшего школьного и подросткового возраста и представляет системй интеллектуально-развивающих занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_chto_gde_kogda_i_pochemu.docx612.24 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности «Что, где, когда и почему»

Пояснительная записка

Рабочая программа «Что,где,когда и почему?» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и направлена наформирование основ логического мышления и навыков учебной деятельности.Программа ориентирована на школьников младшего школьного и подросткового возраста и реализуется при работе с группой учащихся их разных классов и параллелей (2 – 6 классы) с целью подготовки их к муниципальной интерактивной олимпиаде.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и рассчитана на три месяца (2 часа в неделю).

В основе предлагаемой программы лежит системно-деятельностный подход. Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач.  Для этого необходимо выделить и построить такую систему условий, учет которых не только обеспечивает, но даже и «вынуждает» ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями.

Содержание данной программы предлагает именно такую систему, при которой требуется внимательное прочтение задания, точное принятие  учебной задачи, планирование действий при решении задач, применение схем и таблиц в ходе рассуждений, доказательств при предъявлении ответа, что невозможно без развитых навыков учебной деятельности и высших психических функций.

В соответствии с новыми  стандартами универсальные учебные действия включают личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные действия. К познавательным универсальным действиям относятсяобщеучебные универсальные действия,  постановка и решение проблемы, а такжелогические универсальные действия:

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез (составление целого из частей или самостоятельное достраивание);

-выбор оснований или критериев для сравнения, обобщения, классификации;

-установление причинно-следственных связей;

-построение логической цепи рассуждений;

-доказательство;

-выдвижение гипотез и их обоснование.

 Целью данного курсаявляется развитие у  детей познавательных логических универсальных  учебных действий   на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

        - развиватьпознавательные психические процессы: внимания, памяти, восприятия, различных видов мышления, воображения и речи;

- развиватьприемы мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение;

- научить решать различные типы логических задач, ребусов, головоломок;

- научитьприменять различные способы решения логических задач и осуществлять поиск закономерностей в решении логических цепочек;

-  формироватьи развиватьнавыки работы с компьютерными программами;

- развивать коммуникативные умения: умений взаимодействовать в коллективе; объективно оценивать свою работу и деятельность других;

- развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельностьобучающихся;

- формировать навыки применения полученных знаний и умений в  практической деятельности.

Особенности организации учебного процесса

Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Формы и методы организации занятий направлены на становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки школьника. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.Структуразанятий строится по принципу усложнения в развитии познавательных процессов: от  развития внимания (концентрации, переключения),  разных видов памяти, восприятия, воображения к разным приемам мышления (анализ, сравнение, обобщение, классификация, проведение аналогий на основе разных видов отношений). На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задачБлагодаря этому, у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль. Применяемые виды заданий условно можно разбить на несколько групп:задания на развитие внимания;задания на развитие памяти;задания на совершенствование воображения;задания на развитие логического мышления.

Рекомендуемая структура занятия:

- интеллектуальная разминка или дискуссия по познавательному вопросу, проблеме;

- знакомство и отработка навыков в решении основного задания по теме;

- самостоятельная работа по отработке навыков.

Используемые методы и приемы:дискуссия, упражнения, самостоятельная работа, психотехнические игры (приемы мнемотехники), ролевые игры (при решении логических задач и рассуждений), информирование (о правилах решения головоломок), тестирование, интеллектуальные игры-конкурсы.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из интеллектуальных конкурсов.

Результаты освоения курса

Результатами изучения курса являются формирование устойчивой мотивации учащихся к активной творческой и интеллектуальной деятельности, а также формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Личностные УУД: определять и высказывать  правила поведения для людей при сотрудничестве; в предложенных ситуациях общения и сотрудничества делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности; последовательность действий; учиться высказывать своё  предположение.

Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других; слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя источники информации и свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию:  анализировать  объекты  с целью выделения признаков, синтезировать информацию (составлять целое из частей или самостоятельно достраивать), выбирать  критерии для сравнения, обобщения, классификации; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические цепи рассуждений, доказывать; выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1

Вводное занятие

2

2

Вопрос — основа интеллектуального конкурса. Требования к вопросам.

2

3

Алгоритм поиска ответов. Основные приемы.

4

4

Эрудиция — ключ к успеху. Интеллектуальная разминка.

2

5

Принципы работы в команде

2

6

Проведение интеллектуальных игр

4

7

Обучение работе в программе MyTestStudent

2

8

Игровые занятия.

6

Всего

24

Содержание программы

  1. Вводное занятие. История и принципы муниципальной интерактивной олимпиады (МИО). Правила МИО: внимательное прочтение условия; занимательные задачи; распределение времени; использование подсказок; знакомство с программой; формирование команды.
  2. Вопрос — основа игры. Требования к вопросам: интересная информация, лаконичная формулировка, логический путь к ответу, однозначность ответа, четкий источник информации. Как работать над вопросом. Вопросы на конкретные знания как исключение. Умение находить необычное в обычном.Сравнение как мыслительная операция. Правила и приемы сравнения.
  3. Алгоритм поиска ответов. Ключевое слово в вопросе. Как строить логическую цепочку. Наиболее часто встречающиеся приемы зашифровки информации. Умение мыслить нестандартно. Обобщение как мыслительная операция. Логические задачи на определение последовательности, распределения, сравнения. Аналогия как мыслительная операция. Проведение аналогий с отношениями противоположности, принадлежности.  Правила и алгоритмы решения логических познавательных задач разных степеней сложности с рассуждениями. Правила решения головоломок.
  4. Эрудиция — ключ к успеху. Необходимость пополнения знаний. Интеллектуальная разминка: задания на развитие внимания, памяти, воображения, мышления. Отработка навыков решения головоломок.
  5. Принципы работы в команде. Команда — единый механизм. Непрерывность обсуждения. Как слушать друг друга. Необходимость высказывания всех мыслей. Чего не нужно делать при обсуждении. Как выстроить логическую цепочку командой.
  6. Проведение интеллектуальных игр. Игра «Эрудит-лото». Формы нетрадиционных логических игр. 1) «Откажись или удвой»; 2) «Реалии»; 3) «Веришь — не веришь»; 4) «Надуваловка»; 5) перевертыши, шарады, ребусы и т.д.
  7. Обучение работе в программе MyTestStudent. Инструкция участнику олимпиады. Работа в программе MyTestStudent.
  8. Игровые занятия.Конкурс эрудитов. Викторины. «Брейн-ринг» и др.

Приложение.

Материалы для занятий

Основные приемы запоминания

  1. Метод мест и фона – запоминать предметы по их расположению (в помещении, по пути следования). «Метод мест» - суть его состоит в том, что единицы информации, которые необходимо запомнить мысленно расставляются в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию. Или можно представить себе путь и расположить на нем вещи, которые необходимо запомнить. Чтобы извлечь информацию по памяти, нужно мысленно перенестись в эту местность и пройти по этому пути и, «собирая» расставленные там предметы, воспроизвести всю информацию.
  2. Ассоциации – мысленные связи между образами:

По контрасту (антонимы):  мокрый – сухой;

По сходству (синонимы): быстро – стремительно;

По звучанию: сон – тон, глаз – газ;

По корню слова: вода – водный;

Часть-целое: прибор – колба.

Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными и даже абсурдными (скучные ассоциации быстро забываются).

  1. Прием ритмизации и рифмования – перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

Задания на развитие памяти, внимания, мышления, логики

Вариант 1.
   1. Найди слово в каждой строчке, которое не сочетается с первым словом. 
ЧАСЫ - идут, спешат, спят, стоят.
ВЕТЕР - дует, веет, гудит, молчит.
ДОРОГА - ведет, бежит, петляет, стоит.
СОЛНЦЕ - греет, веет, сияет, светит.
РЕКА - бежит, идет, течет, движется.
ДОЖДЬ - идет, стучит, хлещет, бежит.

   2. Научись рассуждать.
а) Подумай, кто был бы легче всех, если бы кошка была легче муравья и тяжелее кита?
б) Подумай, если бы корова была ниже зайца и выше жирафа, то кто бы был выше всех?
в) Карина живет немного ближе к школе, чем Алина и намного дальше от нее, чем Таня. Кто ближе всех  живет к школе? 
  3. Рыцарь уснул в 3 часа дня, а проснулся в 4 часа 15 минут. Сколько времени проспал рыцарь?
  4. Замени одну из согласных букв в словах, приведенных ниже на букву Н и получи новые слова.
ЛЁД, СЛОГ, СОК, МИЛА, СЫР, СОЛЬ, РАМА, КОРА, СЕЛО.
  5.Вставь в данные слова нужный слог так, чтобы получились новые слова.
Слоги -ЛО- и -ЗИН-:
МОТОК, РЕКА, ЖАБА, КОРКА
  6. Объедини животных в группы по месту обитания: САВАННА, ЛЕС, ФЕРМА:
Индюк, газель, корова, лев, барсук, овца, бобр, курица, жираф, белка, олень, зебра.
  7. У Тани было 5 яблок. 1 яблоко она отдала сестре Даше, у которой тоже были яблоки. После этого у сестер стало поровну яблок. Подумай, сколько яблок было у Даши сначала?
  8.В конце каждого стихотворения подбери подходящее по смыслу и рифме слово (жираф, щенок, зайчишку, крошки).
а) Уронила белка шишку
Шишка стукнула.....
б) Прыгал птенчик по дорожке 
И клевал большие ....
в) На дверях висел замок, 
Взаперти сидел.....
г) Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын ....
  9. Какие новые слова получатся, если поменять слоги местами:
АКТЕР, НАШИ, НАВЕС, КАБАН, ЖАЛО, КАЧАЙ, КАМЫШ, НОРА, СОСНА, КАКОЙ.
  10. Соедини половинки слов, чтобы получились новые слова.
САМО, БУК, ФУТ, БАЛ, КАП, КОН, ВА, КА, ГОН, ЧАЙ.
---------------------------------------------------------
БОЛ, ВЕРТ, ВАРЬ, НИК, КОН, НАЛ, КА, ГОН, КАН, ВАР

Вариант 2

  1. Прочитайте названия птиц в этих анаграммах. Какое слово здесь лишнее?

ВОЛИГА, НИЦАСИ, ГАЙПОПУ, РОКАСО, ВЕЙЛОСО, РЕЦСКВО, ЗАНАС, УССТРА, ЛИНФИ, БЕЙРОВО _________________________________________

2. Коля положил вещи в ячейку камеры хранения на вокзале и запомнил, что в её номере есть цифры 1,5,8. Номер ячейки - трехзначное четное число, в котором сотен больше, чем десятков. Запиши номер этой ячейки.____________________________

3. Пришел мельник на мельницу, на мельнице четыре угла, в каждом углу – по четыре мешка, в каждом мешке – по четыре кошки, у каждой кошки – по четыре котенка. Сколько всего ног?______

4. Какую букву надо спрятать за местоимение, чтобы получить название животного?________

5. Он был рождён в незнатной семье. Он не был полководцем, политическим деятелем или учёным. Однако сегодня о его имени и смерти в мире знают больше людей, чем о любой другой личности в истории.                                

А) Спартак;       Б) Иисус;        В) Наполеон;         Г) Цезарь

6. В книге пронумеровывали страницы (со второй страницы и до последней). На это потребовалось ровно 100 цифр. Сколько страниц в этой книге?    

7. Из писка птиц мой первый слог возьмете,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдете

То, что не раз едали вы._________________________________

8. Этот пугливый, вечно жующий зверёк – маленький король, так как название его пришло из польского языка. Народное средневековое латинское его название переводится «король зелени». Кто это?            

 А) корова;                  Б) мышь;             В) кролик;                  Г) белка.

9. Прочитай слова:

СЛОН – СОН + ИКОТА – КОТ + ХНА – Х ____________________  

БЕЗЕ – БЕ + МИЛЯ – И __________________;  

ОВЕН – О + МЕРА – М _____________________

10. Эту ягоду называют ВОРОН-ЯГОДА. В прежние времена из нее получали фиолетовую краску для художников.___________________________

11. В каком порядке должны следовать предложения, обозначенные буквами, чтобы получился текст?
А. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихонько.
Б. Вдруг налетел ястреб.
В. Он схватил крикуна и унёс себе на обед.
Г. Два молодых петушка подрались, и один победил другого.
Д. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: «Ку – ка – ре – ку!»

Интеллектуальные разминки

№1

  1. Самый смешной артист цирка? (Клоун)
  2. Воздушное пространство, где летают птицы? (Небо)
  3. Вытянутый круг? (Овал)
  4. Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе? (5)
  5. В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить? (5)
  6. Надутая домашняя птица? (Индюк)
  7. Назовите всегда твердые согласные.(ш,ж,ц)
  8. У Миши 3 пары варежек. Сколько варежек на левую руку? (3)
  9. Цепочка верблюдов, движущаяся в пустыне? (Караван)
  10. Названия компонентов при сложении? (Слагаемое, слагаемое, сумма)

№2

      1.На чем путешествовал Емеля? (Печь)

      2. Как кричит осел? (Иа-иа)

3. Наименьшее однозначное число? (0)

4. Какое сегодня число? А день недели?

5. Рот у птицы? (Клюв)

6. Кто сидит на троне и управляет царством? (Царь)

7. Заведение, где детей пытаются чему-нибудь научить? (Школа)

8. Её наклеивают на конверт?(Марка)

9. Сколько гласных звуков в русском языке?(6) А букв?(10) Почему?

10. 5 + 3 – 4 + 0 – 1 = ?  (3)

№3

Сообрази, доскажи!

  1. Заяц прыгает, а ласточка …(летает)
  2. Червяк ползает, а рыба …(плавает)
  3. Лошадь бегает, а змея …(ползает)
  4. гусеница ползет, а кузнечик …(скачет)
  5. Корова мычит, а лошадь …(ржет)
  6. Собака лает, а кошка …(мяукает)
  7. Свинья хрюкает, а овца …(блеет)
  8. Курица кудахчет, а кукушка …(кукует)
  9. Лягушка квакает, а мышь …(пищит)
  10. Сорока стрекочет, а ворона …(каркает)

№4

  1. Какое число было три дня назад?
  2. Какой день недели будет послезавтра?
  3. Какая буква – пятая с начала алфавита? ( д) А пятая с конца? (ы)
  4. Он следит за чистотой и работает с метлой. Кто это? (Дворник)
  5. Назовите компоненты при вычитании. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)
  6. Горело 10 свечей. 3 погасли. Сколько свечей осталось? (3 – остальные догорели)
  7. Пара лошадей пробежала 20 км. Какое расстояние пробежала каждая? (20км)
  8. Темный цвет кожи от долгого лежания под солнцем? (Загар)
  9. За чем мы едим (За столом)
  10. По чему утка плавает? (По воде)

№5

Представь, что ты можешь попасть в страну сказок. Все сказочные предметы, которые ты отгадаешь, возьмешь с собой:

  1. Цветик - …(семицветик)
  2. Меч -….(кладенец)
  3. Ковер -…(самолет)
  4. Сапоги - …(скороходы)
  5. Палочка - …(выручалочка)
  6. Шапка - ….(невидимка)
  7. Скатерть - …(самобранка)

Логические задачи

1. Ира родная сестра Киры. Витя – брат Иры. Пётр Сергеевич–дедушка Киры. Папу Иры зовут Виталием. Напиши имя и отчество папы Киры и отчество брата Иры.

2. Из трёх братьев Миша был выше Вити, а Витя выше Димы. Кто выше: Митя или Дима?

3. Слева от квадрата находится треугольник, а справа от квадрата – круг. Где находится квадрат? Сделай рисунок.

4. Девочки Катя, Галя и Оля спрятали медвежонка, зайчика и слоника. Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Кто какую игрушку спрятал?

5. Кто выше всех, если Ира и Лена одинакового роста, Лена выше Оля, а Таня выше Иры.

6. В пакете и в вазе было 10 груш. Из пакета все груши переложили в вазу. Сколько груш стало в вазе?

7. В цирковом представлении принимали участие медведь, тигр и обезьяна. В каком порядке они выходили на арену, если тигр был не последним, а медведь выступал раньше, чем тигр?

8. Алла, Катя и Люда получили оценку за работу по математике. Какую оценку получила каждая девочка, если “2” в классе нет, а у девочек отметки разные, причем у Аллы – не “3”, у Люды – не “3” и не “5”.

9. Сколько будет, полсотни разделить на половину?

10. У брата имеется 5 трёхкопеечных монет, а у сестры – 5 пятикопеечных монет. Сколько монет сестра должна брату, чтобы денег у них было поровну?

11. В семье несколько детей. Один ребенок говорит, что у него есть один брат и одна сестра. Другой ребенок добавляет, что у него нет ни одного брата. Сколько в семье детей? Сколько в семье девочек и мальчиков?

12. У медведя было 5 яблок, а у лисы и волка меньше. Медведь отдал одно яблоко лисе и у них троих яблок стало поровну. Сколько яблок было у волка?

Игра «Конкурс эрудитов»

Представление команд. (Каждая команда выбирает название, которое связано с поиском знаний, с любознательностью, с учёбой).  Капитаны командобъясняют, почему было выбрано именно такое название.

Конкурс «Хитрые вопросы»

  На каждый вопрос – 10 секунд размышлений. Каждый ответ – 1 балл. Свой ответ команда записывает на листке, а затем произносит вслух.

1.Самый распространенный напиток, утоляющий жажду.( Вода.)

2.Они родились в античные времена, потом были забыты. Теперь они происходят каждые четыре года, причём только летом и зимой. (Олимпийские игры.)

3.В каком месяце меньше всего ночей?

4. Указ об этом празднике подписал Петр Первый в 1700 году. Все ворота украшали ветвями и цветами, пускали фейерверк. Что это за праздник? ( Новый год.)

5.С каким врагом сражался богатырь Илья Муромец? (Соловей-разбойник.)

6.К какому виду спорта приросло название «королева спорта»? (Лёгкая атлетика.)

7.Задача: Через 10 лет мой брат будет втрое старше, чем я сейчас. Сколько лет мне сейчас, если мы с братом близнецы? (5) 

Конкурс «Сказка стала былью»

Сопоставить и отгадать, о каком техническом чуде говорилось в сказках?

1.Конек - горбунок…………………….…………………………1.Телевизор.

2.Ковёр – самолёт………………………………………………2.Радиолокатор.

3.Золотой петушок…………………………………………………3.Аэросани.

4.Сани – самокаты……………………………………….4.Космическая ракета.

5. Чудо – зеркальце………………….………………………………5. Самолёт.

6. Перо Жар – птицы…………………………….…………………….6.Компас.

7. Клубок ниток, указывающий путь……………………………7. Прожектор.

Конкурс «Самый-самый» 

Ответить на вопросы, которые представляют различные рекорды в природе. Команды могут обсуждать ответ в течение 1 минуты. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Но если ответ дается без обсуждения, он оценивается в 2 балла. Команды отвечают по очереди.

1.Самая крупная ягода.( Арбуз.)

2. Самый короткий день в году. (22 декабря)

3. Самая большая пустыня. ( Сахара.)

4. Птица с самым большим клювом. ( Пеликан)

5. Самый длинный день в году. (21 июня)

6. Самое глубокое озеро на земле. ( Байкал).

7. Самая маленькая птичка. (Колибри). 

Конкурс «Тайны живой природы»

Каждая команда должна записать свой ответ и передать в жюри.

1. Какая из этих птиц не умеет хорошо плавать?

а ) пингвин; б) буревестник; в) попугай.

2. Какое из этих животных является рыбой?

а) морская звезда; б) лосось; в) тюлень.

3. Какое из этих животных может отказаться от части своего тела?

а) осёл; б) попугай; в) ящерица.

4. Какой из этих игр обучили медведей?

а) волейбол; б) хоккей с шайбой; в) теннис.

5. Как называется сторона прямоугольного треугольника, примыкающая к прямому углу?

 а) теорема; б) гипотенуза; в) катет.

Жюри подводит итоги.

Логические игры

«Эрудит-лото»

Всем раздаются карточки «Эрудит-лото». Основной элемент карточки «Эрудит-лото» — 40 одинаковых клеточек. Точнее — 10 столбцов по 4 клеточки в каждом столбце. Каждый столбец соответствует одному из 10 вопросов, которые будут задаваться в «Эрудит-лото», каждая из 4 клеточек столбца — одному из вариантов ответа на этот вопрос.Эрудит-лото

Играющим предстоит ответить на 10 вопросов. Закончив заполнение карточек, играющие их сдают, организаторы игры проверяют карточки, объявляют и награждают победителе, сообщив до этого всем правильные ответы.

1) По русскому обычаю встречать дорогих гостей принято с хлебом и солью. Хлеб в данном случае символизирует здоровье, а соль именно это:

А) мудрость; Б) остроумие; В) богатство; Г) долголетие.

2) Древние греки называли науку о здоровье этим словом:

А) медицина; Б) гигиена;В) кулинария;Г) психология.

3) Врачебная комиссия по трудовым вопросам в Норвегии, изучив режим рабочего времени, рекомендовала увеличить отпуск на 3 дня следующей категории работников:

А) многодетным; Б)некурящим; В) неболеющим; Г) увлекающимся рыбалкой.

 4).У нас учебный год начинается 1 сентября, а в Австралии:

  А) 1 сентября;   Б) 1 января;    В) 1 февраля;    Г) 1 марта.

 5). В Австралии открыта школа для животных. Её выпускники умеют нянчить детей, играть в футбол и даже подстригать газоны. Какие это животные?

А. Собаки;   Б. Обезьяны;  В. Медведи;  Г. Кенгуру.

6). У нас урок длится 45 минут, а во Франции:

 А. 30 минут;    Б. 60 минут;В. 90 минут;  Г. 120 минут.

7).  Сиротой назвался:А) Джузеппе-Сизый Нос; Б) Карабас-Барабас; В) папа Карло; Г) Буратино.

8). Впервые арабские цифры на Руси появились в учебнике М. Магницкого «Грамматика» в 1648 году. А как до этого обозначались цифры?

А.Римскими;  Б. Рисунками;  В. Буквами;   Г. Никак.

9). Артемон — собака породы:

А) ризеншнауцер;Б) пудель;в) терьер;  г) сеттер.

10. Первая книга для обучения детей на Руси была издана в 1565 году И. Фёдоровым. Она называлась:

А. Азбука;     Б. Букварь;    В. Часовник;   Г. Таблица умножения.

«Верю — не верю»

Игра проводится по типу викторины, как индивидуального, так и командного характера (в зависимости от сложности вопросов). Задаются вопросы для всех участников. Каждый вопрос содержит некий факт, который может быть истинным или ложным. Игроки или команды, верящие в достоверность высказанной информации, поднимают руки, соответственно, воздержавшиеся не верят в правдивость информации. Далее оглашается вердикт: верна или не верна озвученная информация. В зависимости от правильности своего выбора участники получают по одному очку. Победителем признаётся игрок или команда с максимальным количеством очков.

Верите ли Вы, что…

1. Самый зубастый зверь на Земле - садовая улитка. (ДА, у нее 14175 зубов)

2. Страус прячет голову в песок от страха. (Нет, спасаясь от паразитов).

3. Маленького друга Карлсона звали Пеппи Длинный Чулок. (Нет, Малыш).

4. Девочку, которая побывала на звездолете на Третьей планете, зовут Алиса. (Да).

5. Смычок скрипки представляет собой пучок конского волоса, который натянут на изогнутую на конце палочку. (Да)

6. У дельфинов самый крупный и лучше всех развитый мозг среди животных. (Да).

7. Тигру, чтобы не чувствовать себя голодным, достаточно съесть в день всего 7-8 кг мяса. (Да).

8. Взрослый слон за день выпивает примерно 90 литров воды. (Да).

9. Самый крупный сухопутный хищник - лев. (Нет, белый медведь).

10. Пара воробьев каждый день отлавливает примерно 400 вредных насекомых. (Да).

11. Орлы могут унести в когтях небольшую овцу. (Да)

12.  Пчелы в жаркую погоду пьянеют? (Да, от перебродившего нектара)

13. Как утверждают японские ученые, чтобы мозг не старился быстро, нужно думать поменьше? (Нет, наоборот)

14. Согласно французскому воинскому уставу, при встрече равных по званию первым приветствует более умный? (Да)

15. Есть в Муроме источник, образованный ударом копыта Бурушки-Косматушки — коня Илюши Муромца? (Нет)

«Реалии»

Фактически это тоже викторина, но с подсказками. Участникам предлагаются  задания, представляющих собой слова, понятия, термины и т. п. К каждому заданию прилагается 5 определений-подсказок, идущих «от сложного к простому» (после последней подсказки предполагается, что все участники дадут правильный ответ). Если участник называет (ответ сдаётся письменно на карточке) правильно этот термин после первой подсказки, то он получает 5 очков. Для всех остальных участников зачитывается вторая подсказка, после которой уже можно заработать только 4 очка и т. д. В случае, если участник даёт неверный ответ, он лишается права вторично отвечать на этот вопрос и зарабатывает 0 очков на данном задании. Победителем считается участник, заработавший максимальное количество очков по сумме всех заданий.

1. В одном художественном произведении он получает травму на рыбной ловле.

2. Описывалось, как ради добычи пропитания он брал уроки вокала.

З. Даже ребенку видно, что он имеет большие глаза, уши и рот.

4. Русский живописец запечатлел его как транспортное средство высокопоставленного лица.

5. Как его ни корми, он все равно в лес смотрит. (Волк)

1. Он видный специалист в своей области, известный как у нас, так и за рубежом.

2. Он удачно проводил протезирование и трансплантацию органов.

З. В составе рабочей группы выезжал в загранкомандировку, где и был захвачен группойтеррористов.

4. Он сумел перевоспитать этих террористов. 5. Он мог вылечить такие разнообразные заболевания, как ангина, скарлатина, холерина, дифтерит, аппендицит, малярия и бронхит. (Доктор Айболит)

1. Его цвет совпадает с цветом его губителей.

2. Нам сообщили о его останках двух разных видов общим количеством шесть.

З. Его судьба - тема знаменитого цикла пародий.

4. Его хозяйка стара и лишена возможности его защитить.

5. Он погиб в лесу потому, что некстати вздумал погулять в лесу. (Серенький козлик).

1. Это пришло к нам из Америки, хотя в Америке кое-где это называют "русским".

2. Первое место по потреблению этого на душу населения до революции занимала Тула.

З. Это пачкает наши улицы и портит наши манеры.

4. Это употребляют, щелкая.

5. Недавно ученые выяснили, что растение, из которого получают это, никуда на самом деле в течение дня не крутится. (Семечки подсолнечника).

«Надуваловка»

Игроки делятся на три или более команд, а ведущий зачитывает им несколько заведомо незнакомых слов (желательно, чтобы количество слов совпадало с количеством играющих команд). Каждая команда пытается дать им правдоподобные версии-определения, записывает их на листок и сдает ведущему.Собрав и смешав все полученные варианты ответа, ведущий последовательно зачитывает вслух все версии ответа одного слова, произвольно вставляя правильное определение.После этого наступает черед команд выбрать правильное, на их взгляд, определение, о чем они по очереди и сообщают ведущему. В случае правильного ответа команда получает 2 очка, в случае неправильного ответа не получает ничего. Дополнительно каждой команде начисляется по очку за то, что ее версию выбрал кто-либо из противников. Сколько команд ей удалось таким образом «надуть», столько дополнительных очков можно и получить. После этого ведущий начинает «розыгрыш» следующего слова по той же схеме, но первой дает свою версию уже следующая по очереди команда.И так до тех пор, пока не будут «разыграны» все слова. Побеждает тот, кто набрал больше очков. В случае равенства приоритет дается команде, давшей больше правильных ответов.

Мурома – Северное название белки.

Будина – Дом, хоромы

Скоболь – Нож с двумя поперечными ручками.

Притка – Болезнь, насланная злым колдуном.

Долбень – молоток для сбивания кедровых шишек.

Гонобобель – лесная ягода (голубика)

«Откажись или удвой»

Главный принцип – игра должна быть интересна. Поэтому необходимо регулироваться сложность вопросов, ориентируясь на аудиторию. Нужно иметь 30-40 вопросов, их лучше всего записать на специальной карточке.

Можно зачитывать вопросы в заранее определённом порядке (три – четыре легких вопроса, Один-два тяжёлых, снова три-четыре легких). Но можно менять очередность вопросов в ходе игры, дабы поддерживать интригу до конца игры.

Вопросы:

1. "А я денежки люблю! " ("Бременские музыканты").

2. "Мы с тобой одной крови. " ("Маугли").

3. "Одну простую сказку, а может не простую хотим мы рассказать". ("Пластилиновая ворона").

4. "Такая-сякая сбежала от отца! "("По следам бременских музыкантов").

5. "Как вы яхту назовете, так она и поплывет! "("Приключения капитана Врунгеля").

6. "В траве сидел кузнечик. "("Приключения Незнайки и его друзей").

7. "От улыбки станет всем светлей"("Крошка Енот").

8. "Дерни за веревочку, дверь и откроется". ("Красная шапочка").

9. "Маленькие дети, ни за что на свете не ходите, дети, в Африку гулять. "("Бармалей").

10. "Щас спою! Щас точно спою! "("Жил-был пес").

Ребусы

Rebus-4Rebus-6

http://festival.1september.ru/articles/518435/img2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Что? Когда? И почему?"

Презентация внеклассного мероприятия для обучающихся в коррекционных школах 8 вида. Материал охватывает вопросы по истории России, географии, биологии 7-9 кл...

Урок-игра "Когда? Зачем? Почему?"

игра позволяет повторить изученный материал, обогатить и углубить знания по предмету...

Игра"Что? Где? Когда? И почему?"

Внеклассное мероприятие  по математике для учащихся 8–11-х классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Что? Где? Когда?"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Что? Где? Когда?"...

Открытое занятие "Когда и почему ты ссоришься с друзьями"

Сценарий открытого занятия с детьми подготовительной группы ДОУ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку: Лингвистический клуб "Немецкий язык? Почему бы нет"

Данная программасоставлена на основе учебно-методического комплекса по немецкому языку «Немецкий язык. Вундеркинды» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов Г.В. Яцковск...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Что? Где? Когда?"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Что? Где? Когда?"...