Игра "Диалоги о животных"
методическая разработка (6 класс) на тему

Данную игру можно провести в во время предметной декады учителей естественного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Диалоги о животных56 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Диалоги о животных»

(учитель географии Горяйнова Я.О. МБСКОУ СКОШ № 34 VII вида)

Цели игры:

  • углубить знания и расширить кругозор учащихся о животном мире;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к «братьям нашим меньшим»;
  • формировать положительное отношение к природозащитной деятельности.

Оборудование: иллюстрации с изображением птиц и животных, звуковой фон (запись птичьих голосов), сигнальные флажки, варианты ответов (на листах).

Участники: 4 команды по 4-5 человек (6а, 6б, 6в, 6г).

Ход игры:

Вступительное слово: Сегодня мы посетим самое «многонаселенное» из Царств – Царство животных. Биологи насчитывают около 2 миллионов видов: от мельчайших одноклеточных инфузорий до гигантских океанских китов. Среди животных выделяются три большие группы: травоядные, хищные и всеядные животные.

        С каждым годом учебы в школе вы все больше будете узнавать о мирах природы, в том числе и о животных. Скоро (на следующий год) вы начнете изучать зоологию. Зоология – это раздел биологии, изучающий животных, от греч. «зоо» - животное, живое существо.

        Кроме того много интересного можно узнать из журналов, книг, по телевидению.

        Ну а сегодня мы проверим, кто на данный момент больше знает о животных: рыбах, птицах, зверях, насекомых. Право ответа на вопрос получает та команда, которая первая поднимет флажок. Если команда неверно отвечает, то право отвечать предоставляется другой команде.

Игра 1. (за каждый правильный ответ – 1 балл). Вопросы-загадки.

  1. Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива. (щука)
  2. Собой не птица, петь не поет, кто к хозяину идет – она знать дает. (собака)
  3. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (сова)
  4. Мастер шубу себе сшил, а иглы вынуть позабыл. (еж)
  5. Что за зверь лесной, встал, как столбик, под сосной.

        И стоит среди травы, уши больше головы? (заяц)

  1. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

        Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (лось, олень)

  1. Окраска сероватая, походка мешковатая,

        Повадка вороватая, крикунья хрипловатая. (ворона)

  1. Хозяин лесной просыпается весной,

        А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (медведь)

9. Зверька узнаем мы с тобой по двум простым приметам,

        Он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубке летом. (белка)

  1. Кто зимой холодной бродит злой, голодный. (волк)
  2.  Все время стучит, деревья долбит,

        Но их не калечит, а только лечит. (дятел)

  1. Каждый год я к вам лечу – зимовать у вас хочу,

        И еще краснее зимой ярко-красный галстук мой. (снегирь)

13. В наших северных лесах есть красавица в мехах,

        Шуба, хвост пушистые, пышные, искристые. (лиса)

  1.  Не зверь, не птица, а нос как спица. (комар)
  2. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая, птица говорливая, самая болтливая. (сорока)
  3.  Полосатые бока, а клюет на червяка. (окунь)

Игра 2. Из трех вариантов команда выбирает верный ответ и получает 1 балл. Если команда может дать объяснение, дополнить еще что-нибудь к ответу, то получает по три балла. Команды выбирают вопросы по очереди.

  1. Какое самое большое животное на Земле?
  1. синий кит, 2. слон, 3. жираф) (1. синий кит. Он самый большой представитель класса млекопитающих, наибольший из пойманных китов имел длину 33 метра, весил почти 150 тонн, что равно весу 25-30 слонов или 150 быков.)
  1. Самая маленькая птица на Земле?
  1. соловей, 2. колибри, 3. воробей) (2. Самая маленькая птица – колибри – обитает в тропических лесах. По размеру она не больше пчелы, а весит как мелкая монетка. Питается нектаром цветов.)
  1. Самое быстрое животное ?
  1. стриж, 2. акула, 3. гепард)(3.Ггепард. Его скорость до 110 км/ч,(стриж – 100км/ч, акула – 80 км/ч) Это разновидность диких кошек. Гепард – хищник, питается главным образом антилопами. А чтобы догнать антилопу, гепард должен бежать со скоростью не менее 100 км/ч, но долгой погони не выдерживает, и если сразу не выдерживает, и если сразу не успеет поймать добычу, то вскоре прекращает преследование.)
  1. Кто из животных на Земле долгожители?
  1. черепахи и крокодилы, 2. щука; 3. попугай.)(1. Черепахи и крокодилы уму умудряются прожить до 300 лет. Интересно то, что обычно у всех долгожителей жизненные процессы протекают очень медленно.)
  1. Чем мыши полезны для клевера?
  1. не питаются им; 2. своими играми; 3. распространение семян) (В мышиных норках шмели строят гнезда, а клевер без опыления цветов шмелями семян не дает. Природы создала связь «шмели - клевер», потом и мышки прибавились.)
  1. Чем полезны коты для гречихи?
  1. вдыхают ее аромат, 2.удобряют ее, 3. мышей обожают) (3. «Пищевая» биоценотическая связь (цепочка): гречиха – дикие пчелы – мыши – кошки(или лисицы). Слишком много мышей разоряют гнезда пчел. На вопрос крестьян «Что делать, стали падать урожаи гречихи?» Чарльз Дарвин ответил «заведите кошек»)
  1. Где построены гостиницы для скворцов?

 ( 1. в России, 2. в США, 3. в Индии)  (2. Самая большая гостиница для скворцов построена в США. На высоченной башне в 120 футов укреплены скворечники, в которых со всеми удобствами могут разместиться 4280 птиц.)

  1. Где построена гостиница для летучих мышей?
  1. в Англии, 2. в Китае, 3. в Польше.) (1. Гостиница для летучих мышей существует неподалёку от города Рамстейт (графство Кент, Англия). По инициативе Британского треста сохранения дикой природы в заброшенный карьер)
  1. Зачем лисе трава, а волку – деревья?
  1. чтобы прятаться, 2. чтобы любоваться, чтобы прокормиться, прятаться и даже любоваться) (3.Растительность зверям не только для глаза приятна и в качестве укрытия служит (даже волку и лисе). Нужна не только лекарственная растительность. Являясь накопителем питательных веществ (продуцентом), она поедается например, зайцем и лосем, а так же, соответственно, лисой и волком.)
  1. На кого наши собаки похожи?

    (1. на нас самих,2. на наших соседей, 3. на волков, естественно) (1. из наблюдений ученых, жизненного опыта людей)

11. За что люди погубили стеллерову корову (морскую корову)?

   (1. за красивые глаза, 2. за свирепость, 3. за безобидность.) (3. Безобидное, толстое, огромное, неповоротливое и … вкусное морское существо, пасшееся когда-то на пастбищах из водорослей на севере Тихого океана. Открыта натуралистом Георгом Стеллером в 1741 году, а уже в 1768 году была убита последняя «корова». А ведь ее можно было бы разводить на морских фермах.)

12.  Стоит ли насекомых травить ядохимикатами?

  (1. дорого стоит, 2. ничего не стоит, 3. напрасный труд) (3. Профессор Роберт Меткар из Иллинойского университета сообщил, что несмотря на массовое применение ядохимикатов, в США более 30 видов насекомых стали устойчивы к воздействию любых ядов. Еще в 1960-1980 годах число таких насекомых возросло в 3 раза и составляет 432 вида. А сегодня уже 2003 г.)

Игра 3.  Показать мимикой и жестами какое- либо животное (6а – 6б, 6б – 6в, 6в – 6г, 6г – 6а). Баллы присуждаются  и за отгадку, и за показ (от1 до3 баллов)

Игра 4.  (за полный ответ команда получает 3 балла)

1. Как пауки относятся к мухам? (Пауки – самые лучшие истребители мух. А ведь мухи – основные переносчики заразных болезней. Некоторые ученые считают, что пауки уничтожают мух больше, чем все остальные обитатели Земли вместе взятые).

2. Могут ли животные «предсказывать» погоду? («Да» - 1 балл. Если названы примеры (приметы) – 3 балла. Например: ласточки низко летают – к дождю; «чайка бродит по песку – моряку сулит тоску» - к шторму; если чайка села в воду – жди хорошую погоду; воробьи перелетают с место на место стайками – перед сильным ветром; и многие другие приметы).

3. Где родина домашних кошек? (где жили прародители всех домашних кошек?)

(Ученые считают, что прародителями всех домашних кошек являются дикие египетские и ливийские полосатые кошки. В Древнем Египте с кошкой обращались как с божеством. Их даже хоронили на специальных кладбищах, а за убийство кошки полагалась смертная казнь. Позже кошки попали в Европу. По некоторым сведениям, они сами перебрались на север в поисках мышей. По другим – их завезли  древнеримские завоеватели. В Европе кошки познакомились с лесными котами. Так появились современные домашние кошки с густым мехом и короткими ушами.)

4.  Каких птиц называют перелетными и оседлыми?

 (Птицы, улетающие осенью зимовать в теплые страны и весной возвращаются в родные северные места, называются перелетными. Птицы летят в стаях, без отдыха пролетают обычно 500-700 км (аисты, гуси, утки). А есть птицы, которые вообще никуда зимой не улетают (сизые голуби, некоторые виды воробьев). Это оседлые птицы.)

5.  Почему муха жужжит, а комар пищит?

(При взмахе крылышек возникает звук, и чем чаще взмахи, тем он тоньше(обычный комар делает 600 взмахов в секунду, муха – почти 200). Поэтому звук комара похож на писк, а звук мухи и навозного жука – на жужжание).

6. Можно ли считать животных-хищников (тигра, рысь, щуку, змею) жестокими, ведь они едят других животных? Было бы лучше, если бы их совсем не было? Почему?

(Жестокими их назвать нельзя, т.к. они регулируют численность других видов животных, оставляя более здоровых и сильных. В природе все взаимосвязано: никогда один вид не уничтожит другой. Страшно представить, чтобы было без животных – хищников. Если у зайцев не останется врагов, они съедят всю растительность в лесу – и лес погибнет).

7.  Есть ли памятники животным?

(«Да» -1 б., примеры – 3 б. Например: в Риме – ослу-труженику, в Париже – сенбернару, спасшему в Альпах 41 человека; и др.)

8. Какие животные по своей природе самые дисциплинированные? Или таких не бывает?

(Домашние. Но первое место занимает не собака, а гусь. Он лучше всех «знает как переходить улицу», почти никогда не попадает под колеса автомобиля. Кошка и свинья по дисциплинированности идут на втором месте, а собака и курица – на третьем месте. Человек же занимает одно из самых последних мест. Поэтому нам не мешало бы научиться переходить улицу у гуся!)

Подведение итогов, награждение команды-победительницы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта Тема Калейдоскоп, увиденных животных и птиц. Часть 1 Домашние животные

Проект подготовили учащиеся 1 класса (с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, имплантированные) совместно с учителем....

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Образы природы в музыке. Изображение в музыке животных, голосов птиц. КАМИЛЬ СЕН-САНС СЮИТА «КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ».

Данная разработка помогает познакомить учащихся младших классов ДШИ и ДМШ на уроках слушания музыки с творчеством французского композитора К.Сен-Санса на примере сюиты "Карнавал животных". Формировани...

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Животные. Строение животных Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека

Мультимедийная презентавция к уроку биологии 5 класса по теме "Животные. Строение животных, их роль в природе и жизни человека"....

План внеклассного занятия по английскому языку по теме: «Животные. Природа. Большая ответственность перед животными. Как защитить животных?»

Цели и задачи внеклассного занятия: 1. Развитие речевых навыков, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 2. Создание на уроке атмосферы взаимодействия, коммуникативной обстановки, вз...