Связь православных традиций Аляски и Магаданской области.
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Любимова Марина Арнольдовна

Через приобщение учащихся к основам православной культуры повышается

 

 эффективность духовно-нравственного воспитания.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Связь православных традиций Магаданской области и Аляски.

Цель:

 1. Создание  условий для самореализации учащихся в процессе внеурочной деятельности. 2. Усиление  знаний и умений как о стране/странах изучаемого языка, так и своей страны, которые позволяют учащимся адекватно представить культуру своей страны в процессе общения с представителями других стран и культур.

 3. Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания, через приобщениеучащихся к основам православной культуры.

 Задачи:

 1. Создать условия для создания учащимся явлений действительности, происходящих в англоязычных странах, через знания о культуре, истории и традициях этих стран;

 2. Развитие познавательных, творческих способностей учащихся, их интереса к учению; 

 3. Понимание важности изучения английского языка , как средства достижения взаимопонимания между людьми;

 4. Воспитание потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности;

 5. Расширение эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора.

 6. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, иллюстрации, воздушные шары, пасхальное дерево, костюмы участникам мероприятия, призы, пластмассовые яйца

Цели: 


  • Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному усвоению материала урока, познакомить учащихся с основными моментами истории возникновения православия в Магаданской области и  на Аляске.
  • способствовать развитию устной речи учащихся, их познавательного интереса;

  • содействовать воспитанию уважительного отношения к культурному и историческому наследию Родины страны изучаемого языка

Ход урока:

  1. Организационный момент


Проверка готовности учащихся к уроку (слайд 1)

На доске помещено изображение колокольни с колоколами. На фоне колокольного звона учитель озвучивает слайд: «Надо жить, и жить красиво! Надо побороть и забыть свои страдания, надо пользоваться жизнью, её светом, её радостью как блеском солнечного дня под перезвон колоколов»

Учитель предлагает учащимися по очереди подойти к доске и взять себе колокольчик, как символ того, что мы должны унести с собой с урока.

I. Организационный момент /1/2. Прослушивание фрагментов колокольных звонов.

     Какие чувства вызывает у вас звон колоколов?

- Мысли о храме, церкви, России…

Как вы думаете, почему сегодня мы  вами будем говорить об Аляске….

II. Актуализация субъектного опыта учащихся

  1. Формулировка  темы урока
  2. Самостоятельная формулировка учащимися основных задач урока

- Ребята, что вы  уже знаете об Аляске?

-Что мы с вами изучили на занятиях нашего кружка « Аляска- наш сосед, природа и люди» в прошлом году?  

- Скажите, о чем пойдет речь сегодня?


Рассказ учителя

Да ..сегодня мы  вами будем говорить об истории возникновения православия на Аляске и в Магаданской области и постараемся сравнить….

Ваша задача внимательно слушать друг друга и приготовить свои вопросы…..

У нас сегодня две группы….первая группа работала с материалами, связанными с Аляской, вторая группа нашла много интересного, связанного с православием в Магаданской области…

Итак, давайте посмотрим, что же у нас получилось

Начало Православия на земле Колымского края было положено в XVII веке русскими землепроходцами - казаками Москвиным, Дежневым и их сподвижниками. С приходом сюда русских православных людей начали строиться часовни и храмы. Территория нынешней Магаданской епархии входила в Иркутскую епархию до 1840 года, когда большая её часть оказалась в составе Камчатской. С 1869 года земля её была разделена между Якутской и Камчатской епархиями, а в 1898 году территория последней была передана новосозданной Владивостокской епархии.(слайд)

13 сентября 1922 года Высшее Церковное Управление Заграницей приняло решение, благословлённое патриархом Тихоном, о выделении Камчатской кафедры в самостоятельную.

Сильный удар по церкви был нанесен в послереволюционное время. До революционного лихолетья на земле Колымы насчитывалось около десяти часовен и церквей. К концу 30-х годов все храмы и часовни были закрыты, а позднее разрушены. На Пасху 1923 года красноармейцами из отряда Чубарова был расстрелян настоятель Спасской Гижигинской церкви - иеромонах Нифонт.

Новая страшная страница Колымского края была открыта в 1932 году, когда был создан "Дальстрой" и весь регион покрылся сетью лагерей. Среди заключенных было много тех, кто страдал за верность Христу и Его святой Православной Церкви. Сотни епископов, священнослужителей, монахов и мирян своей мученической кровью напитали суровую северную землю и нашли последний покой в колымской земле.

Полное отсутствие храмов в регионе в советский период отрицательно сказывалось на духовной жизни людей. Новые поколения людей вырастали без церкви.

Возрождение церковной жизни в епархии началось в 1989 году, когда был зарегистрирован первый православный Свято-Покровский приход в Магаданской области. В микрорайоне «Солнечный» приходом был приобретен частный дом, где после переоборудования под молитвенный дом, 21 сентября 1989 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, была совершена первая Божественная Литургия. Первоначально приход Покрова Пресвятой Богородицы входил в состав Хабаровской епархии.

В 1990 году в г. Магадане началось строительство первого каменного храма в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, бывшего впоследствии кафедральным собором Магаданской епархии до освящения Свято-Троицкого собора. Чин освящения закладки храма произвел епископ Хабаровский Гавриил.

По мере образования новых приходов на территории обширной Магаданской области, в состав которой входил и Чукотский автономный округ, возникла потребность в образовании самостоятельной епархии. Магаданская епархия, в которую вошли Магаданская область, Чукотский автономный округ и Камчатская область, была образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 января 1991 года. 23 февраля 1993 года из её состава была выделена Петропавловская епархия на территории Камчатской области, а 19 июля 2000 года - Анадырская епархия на территории Чукотского АО.

Первым Магаданским епископом стал владыка Аркадий (Афонин). На его плечи поначалу легла вся основная тяжесть возрождения церковно-приходской жизни. За два года своего пребывания на магаданской кафедре епископом Аркадием был достроен ранее заложенный храм Святого Духа, построен храм Покрова Пресвятой Богородицы. Было подготовлено и рукоположено несколько священников.

Значительным событием Магаданской епархии стало посещение ее Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в сентябре 1993 года. В ходе визита был отслужен молебен у соборного храма Святого Духа, а также совершена заупокойная лития о всех невинно убиенных на этой «Голгофе XX века».

28 ноября 1993 года на Магаданскую кафедру был возведен епископ Ростислав (Девятов). Среди многочисленных забот о дальнейшем благоустроении епархии были: подготовка и рукоположение новых священнослужителей, открытие приходов, воскресных школ, обеспечение приходов молитвенными зданиями. Для скорейшего восстановления молитвенной жизни приходов под временные храмы приспосабливались частные дома, административные здания.Строились и новые храмы.

В январе 1999 года на магаданскую землю прибыл владыка Анатолий. Первой его задачей стало возрождение монашества на Колыме. Так в Магадане стал действовать первый женский Покровский монастырь. При епископе Анатолии было завершено строительство храма Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Синегорье.

В поселке Снежный заработал первый в Магаданской области детский православный лагерь. В 2000 году решением Священного Синода владыка Анатолий был переведен викарным епископом в Тобольскую епархию.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви новым епископом Магаданским и Синегорским назначен архимандрит Феофан (Ашурков). С приездом нового владыки жизнь епархии буквально в считанные месяцы поднялась на более высокий уровень. Были проведены первые, а затем и последующие Рождественские чтения с участием А.И. Осиповадиакона Андрея Кураева, режиссера Н. Барляева. Традиционным стал и крестный ход в бухте Гертнера в праздник Крещения Господня.

Велики заслуги епископа Феофана и в деле просвещения. Были заключены договоры о сотрудничестве с Управлением образования Магаданской области, и вскоре в школах города стали действовать факультативы «Основы православной культуры». Были открыты молитвенные комнаты в УВД Магаданской области и в колониях особого режима в пос. Уптар.

Но, пожалуй, самым большим вкладом в развитие Магаданской и Синегорской епархии стало начало строительства кафедрального собора в честь Святой Живоначальной Троицы на площади в самом центре города.

В мае 2003 года решением Священного Синода епископ Феофан был переведен в Ставропольскую и Владикавказскую епархию.

7 мая 2003 г. епископом Магаданским и Синегорским был назначен владыка Гурий (Шалимов). За короткий срок он посетил все приходы епархии, где совершал богослужения и общался с местным руководством, паствой и жителями районов области. По инициативе епископа Гурия в Магадане побывала великая святыня дальневосточного региона – чудотворная Икона Божией Матери Албазинская - «Слово плоть бысть». 14 сентября 2003 г. была совершена первая Божественная литургия в строящемся Свято-Троицком кафедральном соборе. 10 июля 2004 г. было совершено освящение храма Святителя и Чудотворца Николая в 3-м микрорайоне г. Магадана. 7 сентября 2005 года епископом Гурием был совершен чин освящения храма Ико

Магадана. 7 сентября 2005 года епископом Гурием был совершен чин освящения храма Иконы Божией Матери Владимирской в одном из районных центров Магаданской области - поселке Сеймчан. 28 августа 2006 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы состоялся выезд правящего архиерея с собором духовенства на побережье Охотского моря в пос. Нюкля Ольского района. Там было совершено освящение новосооруженной часовни в честь св. Апостола Андрея Первозванного, которая была возведена на месте высадки в 20-х годах прошлого века первой геологоразведочной экспедиции, положенившей начало промышленному освоению территории Колымы.

С 12 октября 2011 года правящим архиереем стал епископ Иоанн (Павлихин) Назначение владыки Иоанна на Магаданскую и Синегорскую кафедру открыло новую страницу жизни епархии, начался активный процесс преобразования жизни епархии. Перед епископом Иоанном встали новые задачи по благоустройству всех имеющихся и строительству новых храмов на территории Магаданской области, по увеличению количества духовенства, по модернизации и возрождению Магаданской и Синегорской епархии.

После посещения новым архиереем всех приходов епархии, в каждом из них обсуждались перспективы строительства храмов и были достигнуты договоренности об их возведении. В настоящее время в Магаданской епархии возводятся 20 храмов.

Число духовенства епархии неуклонно растет. В период управления епископом Иоанном количество клириков увеличилось в 3 раза.

  • 1917 - на Колыме около десяти церквей и часовен [1]

ок. 2004 - 21 приход, 20 священнослужителей (19 священников, 1 диакон); 2 благочиния; 4 воскресные школы [2] На середину 2013 года епархия насчитывает 25 приходов, в которых служит 30 клириков.

  • 1 августа 2011 - 25 приходов, 1 монастырь, 13 штатных клириков (12 священников и 1 диакон);
  • http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/13/Annunciation_Church_in_Sinegorye.jpg/160px-Annunciation_Church_in_Sinegorye.jpg

http://bits.wikimedia.org/static-1.23wmf3/skins/common/images/magnify-clip.png

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы вСинегорье

Магаданская и Синегорская епархия
Русская православная церковь

Orthodox cathedral Magadan.jpg

Свято-Троицкий кафедральный собор в Магадане

Основная информация

Страна

Россия

Площадь

462,5 тыс. кв.км

Епархиальный центр

Магадан

Основана

31 января 1991 года

Количество благочиний

2 (Магаданское и Синегорское)

Количество приходов

25 (2011 год)

Количество храмов

49

Кафедральный храм

Собор Святой Живоначальной Троицы

Сан правящего архиерея

Епископ

Титул правящего архиерея

Магаданский и Синегорский

Сайт

http://magadan-eparchy.ru

Архиерей

Правящий архиерей

Иоанн (Павлихин)

с

12 октября 2011 года

Плывем к неведомому берегу,
Хотим увидеть целый свет.
Какое небо над  Америкой?
Когда наступит там рассвет?
Как это здорово и правильно,
Что среди множества наук
Мы изучаем страноведение,
Чтоб стал понятен мир вокруг.

Сначала немного подробнее о том, как эта часть Америки стала "русской". Как мы уже знаем, "открыли" ее русские казаки-землепроходцы. А еще их называли "промышленники" — в том смысле, что они пришли туда из Сибири промышлять пушного зверя

В 1725 году, перед самой своей кончиной, Петр Великий отправил датчанина Витуса Беринга  (Слайд) разведать и нанести на карту эту полусказочную землю. Пока Беринг добирался через всю Сибирь до Камчатки, да строил там корабли, да разведывал пути через море (позже названное в его честь Беринговым), прошли долгие шестнадцать лет. Лишь в 1741 году берег Аляски обнаружил корабль Алексея Чирикова  (слайд )— верного спутника Беринга. Семнадцатого октября 1741 года "официальные" посланцы Российского государства впервые ступили на землю Аляски и объявили ее российским владением. 


Первые русские поселения на Аляске основал сибирский купец Григорий Шелихов, он же в 1794 году пригласил сюда (на алеутский остров Кадьяк) первую Российскую духовную миссию. За первые же два года ее деятельности в православную веру было обращено 12 тысяч алеутов. После смерти Шелихова (1795 год) его дело продолжил его сподвижник Александр Баранов — "честный, способный и безжалостный человек", как характеризуют его американские историки. 

Он подавил сопротивление южных соседей алеутов — индейцев-тлинкитов — и основал на их землях русское поселение Ново-Архангельск (с 1867 года — город Ситка), ставшее главным центром российских владений в Америке.( Слайд Новоархангельск)


Главными приверженцами и проводниками русской культуры на Аляске стали православные алеуты и дети от браков казаков с алеутками (и гораздо реже — крещеными эскимосками и индианками), которых здесь называли креолами. "Креститель Аляски", священник Иван Вениаминов (после принятия схимы и посмертной канонизации ныне известный как святой Иннокентий) был не только богословом, но и прекрасным лингвистом и этнографом. Он изучил алеутский язык и перевел на него тексты православного богослужения. (слайд Св. Иннокентий)

Он же и его сподвижники разработали алфавиты для нескольких туземных (эскимосских и индейских) языков, опубликовали серьезные труды по этнографии Аляски, подготовили "кадры" священнослужителей из числа местных жителей. В 1845 году священник-креол (наполовину алеут) отец Яков построил православную церковь и религиозную миссию на реке Юкон для обращения эскимосов — инуитов и юитов. Русское православие настолько ассоциировалось с алеутами, что многие юиты после крещения стали называть себя "алеутами".( Слайд Алеуты)

До сих пор на Аляске расположено более 80 алеутских и индейских православных общин. К 1860 году по всей "Русской Америке" (а ее границы, в точности совпадающие с границами нынешней Аляски, были определены договорами 1824 года с США и 1825 года с Великобританией) насчитывалось не более 500 русских; почти все — мужчины. В Ново-Архангельске (Ситке), который превратился в важнейший культурный центр с церквами, музеем и, главное, школами для "туземцев", проживало всего 2500 человек. Более двух третей его жителей составляли алеуты и креолы, считавшиеся подданными Российской империи. 

В 1867 году Россия продала Аляску американскому правительству, и многие русские священнослужители покинули Аляску. Это было очень хаотичное время, долгое время там присутствовали только охотники на пушнину и золотодобытчики, представители американского правительства поначалу отсутствовали. Конечно, церковная миссия от этого очень пострадала.
Один из наиболее почитаемых монахов того времени – отец Герман, который был в составе первой русской миссии на Аляске. Он родился в 1755 г. в г. Серпухов в семье торговцев и в 1776-1777 г. стал монахом Валаамского монастыря. О. Герман был монахом-пустынником; когда он прибыл на Аляску, он обосновался на одном из островов близ о. Кадьяк – о. Спрюс. Несмотря на свой уединенный образ жизни, он находил время для помощи людям – и русским, и алеутам. Рискуя собственной жизнью, он ухаживал за больными и умирающими людьми, защищая алеутов от произвола промышленников. О. Герман основал школу и приют для алеутских детей на о. Спрюс. В 1970 г. он был канонизирован Православной церковью. О. Герман – первый североамериканский святой
Многие церковные здания были построены там как раз в это время. По всей Аляске было основано более 45 школ и две семинарии

В 1917 году произошел большевистский переворот. Это было катастрофой не только для России но и для американской православной миссии. Многие священники вернулись в Россию. Финансирование мгновенно было прекращено.

В 1960-х годах открылась маленькая миссионерская школа в Ситхе. В 1973 году открылась большая семинария на Кадьяке. "Большая", конечно, по местным меркам: в ней обучалось около 20 студентов

 В Анкоридже, крупнейшем деловом, торгово-транспортном центре штата недавно был воздвигнут новый православный храм — кафедральный собор святителя Иннокентия. Его строительство стало необходимым из-за все возрастающего количества паствы. (слайд  Храм Св Иннокентия)

Сегодня на Аляске проживает около 600 тысяч человек. Православную веру исповедуют в основном алеуты и русские переселенцы, но есть православные и среди других американцев. На Аляске 94 православных прихода и 34 православных священника, поэтому в среднем на каждого священника приходится 3 прихода, и они служат там по очереди. В праздничные и воскресные дни в храмах бывает до 50-60 человек.

56,17 Kb [419X634]

Храмы на Аляске почти все деревянные, и не потому, что не хватает средств на возведение каменных: просто на Аляске нередко бывают землетрясения,  каменные здания дают трещины, а древесина выдерживает. Внутреннее убранство православных храмов на Аляске не отличается от наших. Скамеек, как в некоторых западных православных приходах, нет. Богослужение ведется в основном на английском языке, но также на русском и на алеутском.

Священническое служение, как и в России, имеет свои трудности. Священников в школы к детям не пускают. Если, например, у учителя в школе будет обнаружена Библия или другая религиозная книга, то на него могут подать в суд за проповедь религии в стенах школы. Священнику в Америке приходится быть очень тактичным и строго соблюдать все ограничения. Если наши батюшки щедро кропят своих прихожан по праздникам святой водой, то в Америке за это можно схлопотать штраф в 500 долларов, так как такое обильное кропление воспринимается там как оскорбление личности.

На Аляске практически нет святых источников — кругом частная собственность, и священник не может их освятить без ведома хозяина. Поэтому купание в источниках на Аляске не принято. Тем удивительнее для батюшек из Америки было узнать, что у нас в Петъялах купаются в источниках круглый год.

Впрочем, говорят, что Аляска существенно отличается от всех других штатов Америки. Сказывается российское прошлое. Даже в Анкоридже, население которого составляет 250 тысяч человек, возникает ощущение маленькой деревни, где все люди друг друга знают, очень доброжелательны и здороваются даже с незнакомыми. А храм святого Иннокентия, построенный в восьмидесятые годы теперь уже прошлого столетия и расположенный в одном из тихих спальных районов города, многие обоснованно считают знаковым местом. Деревянный, типично русской архитектуры, словно парящий над окружающими его деревьями на фоне высоких гор вдали, он являет собой своеобразный символ возрождения Православия на Американской земле141,09 Kb [800X600]

Во время периода упадка на всей Аляске было от 4 до 9 священников, сейчас - около 90 приходов, 35 священников и больше 100 чтецов с семинарским образованием. Там, где нет священников, богослужение проводят чтецы. Большинство священников - из местных жителей, поэтому они могут жить в деревне, которая по-прежнему существует благодаря рыболовству и охоте

Вот таков общий план, а теперь - ваши вопросы.

- На каком языке ведутся богослужения? 

- До сих пор еще остается много людей, которые говорят на русском языке. И славянский язык используется на богослужениях по всей Аляске. Кроме того, служат на английском и на местных языках.

- А в процентном отношении сколько на Аляске православных и протестантов?

- Если говорить о местных жителях, алеутах и эскимосах, то по большей части они живут в деревнях и среди них большинство православных, хотя протестантские миссии работают и там. Но большинство населения Аляски - белые американцы, большие города в основном - чисто американские. Это более 75% населения всего штата Аляска. Городские алеуты также сохраняют православие.

- Они говорят по-русски?

- Некоторые говорят между собой, но это очень "простой" русский… С русскими они на нем говорить стесняются, потому что говорят плохо.

Можно я расскажу вам историю? В село Старая Гавань, которая раньше называлась Бухта Трех святых, прибыла баптистская миссионерша и жила там некоторое время, пытаясь обратить православных в баптизм. Небольшое количество людей она все-таки убедила в том, что они должны принять новое баптистское крещение, которое она назначила на Страстную Пятницу 1964 года. В этот день на Аляске произошло громадное землетрясение. Волна цунами смыла с лица земли всю деревню кроме здания храма. На этом баптистская миссия в этом месте закончилась. Миссионершу с позором выгнали из села.

Есть ли православные среди индейцев?

- Среди индейцев тоже встречаются православные. Но русские успели обратить в православие лишь некоторую часть индейцев (в основном тлинкитов), в то время как другие были обращены в пресвитерианство уже после ухода русских с Аляски. Когда началось американское государственное участие в миссионерской деятельности, система образования на Аляске, была построена на том, чтобы детей отнимать у родителей и заставлять их говорить только на английском. Это вызвало целый ряд психологических и социальных проблем. Люди до сих пор продолжают на большей части Аляски говорить на местных языках. Меньше в городах, которые больше англизированы, в больше - в деревнях и селах.

Я прочитал недавно, что Аляска не была продана, а была сдана в аренду на определенное количество лет. Но русское правительство и с советские годы не претендовало на Аляску. Как правительство самой Аляски смотрит на это?

- Я точно не могу сказать, но мне кажется, что это, скорее всего, неверно, потому что такие документы внимательно изучаются и про это никто не писал.

- Каковы взаимоотношения с Русской Православной Церковью?

- Православная Церковь Аляски - часть православной Церкви в Америке. Отношения хорошие. Русская Церковь в 1970 году предоставила Американской Православной Церкви, автокефалиею то есть независимость. На 200-летие Православия в Америке приезжал патриарх Алексий II. Он посетил Аляску и, в частности, Кадьяк, где тогда жил и я.
- Какова архитектура аляскинский церквей?

-На Аляске встречаются три архитектурных стиля. Есть очень красивые русские церкви, есть деревянные храмы их бревен, построенные местными жителями, и есть церкви нового стиля условно называемом стилем "аэродромных ангаров", которые сейчас строят в деревнях. Они большие, но не слишком красивые.

- В чем живут на Аляске? В ярангах, чумах?

- Иглу, это там совсем на Севере, внутри полярного круга, и только на время охоты. В иглу вообще-то можно прожить не более трех дней, потому что от дыхания в ней все обледенеет. Традиционные дома местных жителей называются бараболы, это - землянки. До сих пор в некоторых местах стоит храм, а вокруг - землянки. Затем был постепенный переход к бревенчатым избам, и потом уже к более европейским домам.

По социальной программе американского правительства на Аляску привозят дома, состоящие из блоков, щитовые.

- Как местные жители относятся к русскому прошлому?

- Не вся территория была освоена русскими, в основном - Кадьяк и побережье. Тамошние жители очень гордятся своим русским прошлым.

- Где находится центр епархии ?

- Официально - резиденция епископа находится в Ситхе. Но епархиальное управление находится в Анкоридже, это самый большой транспортный узел штата. Прежний епископ Григорий (Афонский), был ученым человеком и преподавал в семинарии. Поэтому большую часть времени он жил на Кадьяке при семинарии

- Каких еще святых, кроме Германа Аляскинского, почитают православные на Аляске?
Один из наиболее почитаемых монахов того времени – отец Герман, который был в составе первой русской миссии на Аляске. Он родился в 1755 г. в г. Серпухов в семье торговцев и в 1776-1777 г. стал монахом Валаамского монастыря. О. Герман был монахом-пустынником; когда он прибыл на Аляску, он обосновался на одном из островов близ о. Кадьяк – о. Спрюс. Несмотря на свой уединенный образ жизни, он находил время для помощи людям – и русским, и алеутам. Рискуя собственной жизнью, он ухаживал за больными и умирающими людьми, защищая алеутов от произвола промышленников. О. Герман основал школу и приют для алеутских детей на о. Спрюс. В 1970 г. он был канонизирован Православной церковью. О. Герман – первый североамериканский святой РПЦ, он является одним из четырех главных святых Аляски (другие три – Святитель Иннокентий Московский и святые мученики Ювеналий и Петр-алеут). Св. Герман


- Святой Иннокентий митрополит московский, его часто называют аляскинским апостолом. Святой Ювеналий мученик. Еще один молодой человек, почти мальчик, алеут, со своими товарищами охотился на котиков у берегов Калифорнии. Там их всех задержали испанские францисканцы и потребовали, чтобы они отреклись от православия и сделались римо-католиками. Вся группа отказалась, их подвергли пыткам, от которых этот молодой человек, Петр Алеутский, скончался. Ему отрезали пальцы, один за другим, и он истек кровью. Остальных смогло освободить русское правительство через дипломатические каналы.

А почитают ли они наших русских святых?

- Конечно, их точно так же почитают. Есть храмы посвященные свт. Николаю.
- Очень ли холодно на Аляске?

- По-разному. Аляска очень большая. Кадьяк, например, омывается тихоокеанским теплым течением, там не слишком холодно и очень часто льют дожди.

  • убранства (богато отделан мозаикой и фресками))

  1. Учащиеся отвечают на вопросы, учитель дополняет ответы учащихся. (слайд 11)


    Проверка – коллективное обсуждение сделанных выводов и составление кластера «Значение Софийского собора для русского народа» на доске и в тетрадях одновременно.
    Проверка первичного усвоения


Работа по вопросам:


Истоки Православия на Аляске

История Православия на Североамериканском континенте начинается с того момента, когда его берегов достигли русские люди. Хотя факт совершения первой Божественной литургии у берегов Америки на корабле, которым командовал Витус Беринг, остается спорным, нельзя полностью исключить его возможность. В те времена все экспедиции снабжались походной церковью, и известно, что походная церковь с корабля, которым командовал Чириков, была оставлена в Петропавловском порту. Также существует ряд упоминаний о том, что в состав Второй камчатской экспедиции входили священнослужители.

Так императрица Анна Иоанновна, поручая Сенату организовать новую экспедицию на Камчатку, указывала, что «для приведения тамошней народ в христианскую веру» взять с собой «священников чтобы по воскресным дням и православным праздникам для участников экспедиции совершались богослужения.

Вскоре после открытия Америки Берингом русские промышленники отправились на острова Алеутской гряды за ценной пушниной. Они-то и стали первыми крестителями местных жителей, с которыми они вели торговлю и рядом с которыми проживали временами и по несколько лет. Будучи людьми верующими и сумев расположить к себе туземцев, русские мореплаватели и купцы были для них учителями благочестия, собственным примером приучая их к молитве.

Русские купцы Григорий Иванович Шелихов и Иван Иларионович Голиков, которые видели в новооткрытых земля не только источник прибыльной торговли, но и планировали развивать этот край, стали инициаторами направления на Аляску первой духовной миссии. Эта миссия состояла из 6 монахов и двух послушников (8), из которых наиболее известен преподобный Герман Аляскинский. Задачей миссии было не только духовное окормление проживавших там русских людей, но и проповедь Православия среди местного населения. Усилия миссии в этом направлении были успешными — тысячи туземцев были крещены входившими в состав миссии священниками: иеромонахом Макарием (Александровым) и иеромонахом Ювеналием (Говорухиным). Причем уже с самого первого времени деятельности миссии православную веру приняли представители всех этнических групп, населявших Аляску: алеуты, северные и южные эскимосы, а также индейцы (атапаски и тлинкиты). В миссии было организовано обучение детей от смешанных браков русских с туземками — креолов. Из их числа предполагалось обучать священников для служения в Америке.

Первый год пребывания миссии на Аляске имел хорошие результаты (10). Сразу после приезда иеромонахи Макарий и Ювеналий объехали весь о. Кадьяк на байдарках, и, невзирая на опасности, крестили почти всех его жителей. На заседании Синода 20 марта 1796 г. была зачитана ведомость, представленная архимандритом Иоасафом 18 ноября 1895 г. В ней сообщалось, что на о. Кадьяк и прилежащих к нему островах, а также на континентальной части Аляски членами миссии было крещено 6 740 алеутов и совершено 1 573 венчания (11).

Открыв на Аляске сначала духовное училище, а потом и семинарию, святитель Иннокентий осуществил чаяния первой духовной миссии — подготовку священно- и церковнослужителей из числа коренных жителей Аляски. Несмотря на то, что немногие ее выпускники были готовы стать священниками, очень многие из них стали чтецами и псаломщиками в многочисленных часовнях, которые строились в отдаленных селениях, которые священник посещал иногда раз в два года.

Витус Ионассен Бе́ринг— мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. По происхождению датчанин. В 17251730 и 17331741 руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Именем Беринга названы остров, пролив и море на севере Тихого океана, а также Командорские острова.                                                                   Алексе́й Ильи́ч Чи́риков — помощник Витуса Беринга в 1-й и 2-й Камчатских экспедициях - русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор. Их экспедиция прошла  по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достигла  Северной Америки и открыла  ряд островов Алеутской гряды.    

         Алеутские острова архипелаг на севере Тихого океана, к юго-западу от Аляски. Входит в состав территории штата Аляска (США). Состоит из 110 островов и множества скал, расположенных по дуге. Площадь 37,8 тыс. км2. 

Григо́рий Ива́нович Ше́лихов— русский исследователь, мореплаватель, промышленник и купец. Шелихов организовывал коммерческое торговое судоходство между Курильской и Алеутской островной грядой с 1775 года. В 17831786 годах возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой основал первые русские поселения в Северной Америке.

  2) Православная культура

Американская миссия.

Святитель Иннокентий.

Итак, в конце 18 века, когда с Алеутских островов в Россию пошёл буквально поток пушнины и моржового клыка, предприниматель Григорий Шелихов и купец Голиков основывают Российско-американскую торговую компанию. Как высоко нравственный человек и талантливый предприниматель Шелихов понимает, что присоединить новые земли к России можно только на основах взаимопонимания и добрых отношений с местным населением, а пока между ними начали развиваться только экономические отношения, а все знают, что настоящего друга за деньги не купишь. Дружеские отношения развиваются только между людьми, имеющими родственные души и  живущими по одним нравственным законам. А для беспокойства Шелихова  были серьезные основания, ведь колонизация русскими  Алеутских островов принесла местным народам на только просвещение, но и факт хищнической политики разграбления природных ресурсов и откровенного притеснения алеутов. Тогда  он решает послать в Священный Синод  и Екатерине 2 прошение о том, чтобы было прислано духовенство для укрепления связей с местным населением и строительства храмов.

В 1793 году было принято решение о создании Американской миссии. (ЧТО ТАКОЕ МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?)

Но вскоре вместо Шелихова торговую компанию возглавил Л. Баранов, и миссия, оставшись без материальной поддержки, стала угасать.

Для её спасения Священный Синод направляет во все епархии письма с просьбой найти добровольцев для работы на Алеутских островах. В1824 г. на этот призыв откликается святитель Иннокентий (в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов), который вместе с семьей прибыл на о. Уналашку. Здесь он начал подвижническую деятельность с изучения языка алеутов и перевода книг Священного писания на их родной язык. За 10 лет Святитель Иннокентий объехал 20 островов, где крестил, причащал, венчал людей.

В1834 г. он приезжает на о. Ситху, где проживали эскимосы и представители воинствующего индейского народа калоши. В1836г на острове начинается эпидемия оспы. Русские врачи в это время уже практиковали прививки в борьбе с этим страшным заболеванием, и калоши воспринимали как чудо, что русских болезнь не берёт. Они допустили святителя вместе с врачом в свои дома для прививки. После этого события началась полная проповедь Евангелия среди гордых калошей.

В1838 г. Святитель Иннокентий направляется в Петербург для издания на алеутском языке сделанных им переводов и выступает с докладом перед  Николаем  1 и  в Академии наук, где сообщает  о местном народе, климате,  добыче меха и морского котика.

В 1867 г. Аляска была продана Америке, и Американская миссия из внутренней превратилась во внешнюю. (Кто может сказать, в чем разница между этими понятиями).  Кстати деньги от продажи Аляски были израсходованы на позолоту куполов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга.      

Итак,  жители Аляски и алеутских островов  стали гражданами Америки. Но миссия  РПЦ существует на Американском континенте и сейчас, а епископская кафедра располагается в Калифорнии. А на территории США проживает….православных христиан причисляющих себя к РПЦ.

 

Один из наиболее почитаемых монахов того времени – отец Герман, который был в составе первой русской миссии на Аляске. Он родился в 1755 г. в г. Серпухов в семье торговцев и в 1776-1777 г. стал монахом Валаамского монастыря. О. Герман был монахом-пустынником; когда он прибыл на Аляску, он обосновался на одном из островов близ о. Кадьяк – о. Спрюс. Несмотря на свой уединенный образ жизни, он находил время для помощи людям – и русским, и алеутам. Рискуя собственной жизнью, он ухаживал за больными и умирающими людьми, защищая алеутов от произвола промышленников. О. Герман основал школу и приют для алеутских детей на о. Спрюс. В 1970 г. он был канонизирован Православной церковью. О. Герман – первый североамериканский святой РПЦ, он является одним из четырех главных святых Аляски (другие три – Святитель Иннокентий Московский и святые мученики Ювеналий и Петр-алеут). Св. Герман

И все-таки наиболее известным русским православным миссионером на Аляске является отец Иоанн Вениаминов (Святитель Иннокентий Московский, Апостоли Просветитель Аляски). Будущий о. Иоанн родился в с. Ангинском Иркутской губернии в 1797 г. в семье пономаря церкви Ильи Пророка. Он обучался в Иркутской семинарии и в 1821 г. был рукоположен в священники Иркутской Благовещенской церкви. В 1823 г. о. Иоанн со своей семьей был переведен на о. Уналашку Алеутского архипелага, где он прослужил до 1834 г., после чего начал служение в столице Русской Америки г. Новоархангельск на о. Ситка. Следует  отметить, что алеуты активно воцерковлялись и по-настоящему глубоко приняли православную веру. Их церковная жизнь начала развиваться еще до того, как им был послан их первый приходской священник, о. Иоанн. До этого алеутам служил лишь один православный миссионер, и то всего лишь год (1795-1796 гг.) (5). 

Отец Иоанн отличался особым трудолюбием, энергией и широтой кругозора. Он не только занимался переводом церковных книг на языки аборигенов, строил новые храмы и школы, составлял с помощью преводчика алеутский алфавит, но и писал труды по этнографии и языкознанию. О. Иоанн осознавал важность развития аборигенного духовенства для распространения Православия в регионе. Решение РПЦ посвятитьаборигенов в православную доктрину и обряды, а также перевод священных книг на языки коренных жителей Аляски, обеспечили долговременную жизнеспособность Православия в регионе. Отец Иоанн также считал, что туземцы не должны получать никаких подарков при крещении, чтобы приобретение материальных благне стало их основной целью. Многие православные миссионеры предоставляли аборигенам Аляски свободу выбора и достаточно времени для осмысления их решения стать православными христианами. 
Juvenaly Peter Aleut.jpg

  1. Подведение итогов урока


(слайды 20-23)


  • Как вы считаете, были ли достигнуты те цели, которые мы поставили перед собой в начале урока? (вернуться к целям в начале урока)

  • Что вы узнали об истории строительства Софийского собора в Киеве?

  • Какое значение имел этот храм для русского народа?


Православная церковь воспринимается многими аборигенами Аляски как часть их культуры. Кроме того, коренные жители в течение многих десятилетий продолжают чествовать свое русское культурное наследие. Например, они празднуют православное Рождество по старому календарю, готовят русскую еду, и в 2011 провели четвертый ежегодный фестиваль русской культуры. Купола православных церквей уже давно стали частью местного колорита Аляски, а память о русских святых хранится в названиях соборов и семинарий: Православная Семинария им. Св. Германа в г. Кадьяк, Собор Свт. Иннокентия. Но самое главное заключается в том, что Православие в течение нескольких веков стало неотъемлемой частью культуры коренных народов Аляски, превратившись из инородной традиции в образ жизни населяющих этот регион людей. 

_________________________


Поблагодарить учащихся за работу на уроке.

Выставить оценки за работу на уроке с учетом оценки за домашнее задание.

(слайд 24)


  1. Рефлексия


На фоне колокольного звона учащиеся озвучивают написанный на листиках, вырезанных в форме колокольчиков, ответ на вопрос:

- Что я возьму с собой из урока?

и помещают колокольчики на «колокольню», с которой в начале урока их взяли

2. Сообщение темы занятия.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

 

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

 

Так отрадно плакать и молиться,

И так близко Небо там к земле,

Что потом печально возвратиться

В грешный мир, лежащий весь во зле.

 

Но душа опять будет вновь стремиться

В чудный мир, обратно, к тишине,

В мир святой, где может возродиться

Та любовь, что спит еще во мне.

     Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, как устроен православный храм и что люди делают в храмах.

     Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология Магаданской области

В данном реферате вы найдете качество природной среды и состояние природных ресурсов Магаданской области, большое внимание отведено вопросам нефти Примагаданского шельфа и территориям о особым режимом...

Классный час "История Магаданской области" (часть 2)

История Магаданской области (часть 2)...

Классный час "История Магаданской области" (часть 1)

История Магаданской области (часть 1)...

Устные журналы: "Красноярье"; "Удмуртия"; "Магаданская область"; "Чеченцы".

Устные журналы - это иллюстрированный обзор, сопровождающийся устным рассказом о малых народах, красивейших отдаленных уголдках России и малых городах....

Государственные символы России и Магаданской области

Интерактивная викторина, содержащая вопросы по символике России и Магаданской области...

Развитие туризма в Магаданской области

Исследуются возможности открытия туристических троп на территории Магаданской области...

Задание на областной конкурс «Учитель года Магаданской области-2019» Эссе по теме: «Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела»

laquo;Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог ...