Интеллектуальная игра
материал на тему

НОВИКОВА СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА  Сайт педагога ДО МКУДОД "ЦДРТиД г.Нижнеудинск".

Тема игры: " Сказочная эстафета":Расширить кругозор детей, обогащать словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra.docx51.37 КБ

Предварительный просмотр:



http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259567/259567_html_m1e0b7de3.gif

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

(для 4-х классов)

Педагог До МКУДОД «ЦДРТиД г.Нижнеудинск»: Новикова С.Е.


тема:
«ДОБРО И ЗЛО В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ»







ЦЕЛЬ ИГРЫ: http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/260/259567/259567_html_1e0033fa.gif


  1. 1. Создать условия для развития познавательного интереса.

  2. 2. Развитие интеллектуальных способностей через игровую деятельность.

  3. 3. Расширить кругозор детей, увеличить словарный запас.

  4. 4. Расширить знания детей о русских народных сказках и их героях.




ОБОРУДОВАНИЕ:


1. Столы и стулья на команды .

2. Столы для жюри.

3. Таблички с названием школ.


  1. Бумага для записей.

  2. Грамоты, сертификаты, призы.



ХОД ИГРЫ.


^ ЗВУЧИТ МУЗЫКА


Ведущая: - «Что за прелесть эти сказки! …»

Так воскликнул наш русский поэт А. С. Пушкин. Мы смеёмся и плачем

вместе с героями, удивляемся и летаем на ковре-самолёте в необычные

страны. Сказки милые, добрые, смешные и забавные, как мы их любим за это. Они удивляют, они зставляют задуматься, или даже поплакать. Очень хорошо сказал известный сказочник рассказчик Евгений Львович Шварц:
«Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь».

Правила игры:


  • Наша игра сстоит из 3 туров и одного тура для капитанов:

  • 1 тур – 5 вопросов по истории сказки;

  • 2 тур – 3 задания:

  • допиши имя героя

  • криптограмма по названиям сказок;

  • устаревшие слова.

  • 3 тур – тест по сказкам.

  • В каждом туре определяется своё время для выполнения.

  • Все ответы выполняются письменно и сдаются в жюри.




I ТУР.


Предлагаю 5 вопросов из истории русских народных сказок. За каждый правильный ответ – 1 балл. На обсуждение – 1 минута. Ответы записываются на листочках и сдаются в жюри.


  1. Это один из самых популярных и любимых жанров фольклора. Эти устные рассказы бытуют в народе для развлечения, имеют в содержании необычные события о людях и о животных. О чем идет речь? (О сказках, первые упоминания относятся к ХII веку)

  2. Русский писатель Борис Броницын в своем сборнике сказок 1838 года говорил, что сказки его «…записаны со слов хожалого крестьянина, которому рассказал старик, отец его, а отцу рассказал его отец». Исходя из этого, как назывались все эти сказки? (народными)

  3. Русский ученый, литератор А.Н. Афанасьев первый собрал все русские народные сказки в больших сборниках. Эти сказки он взял из архива Географического общества (свыше 600), более 200 текстов – у Владимира Ивановича Даля. Сборник называется «Народные русские сказки». На какие три группы он разделил все сказки? (о животных, волшебно – фантастические, бытовые)

  4. Это слово произошло от «кащ» и первоначально означало старшего, главного в семье, но народ в этом слове воплотил злую силу, которая нарушала народовые традиции и родовые порядки. Как зовут этого героя русских народных сказок? (Кощей)

  5. Эта часть сказки служит для того, чтобы показать читателю счастливый финал или напоминает о морали (основной мысли) сказки. Как она называется?


(Концовка, композиция сказки состоит из 3 частей:

зачин, действие, концовка)


II ТУР.


1. Допиши имя героя


  1. Сивка - (Бурка)

  2. Крошечка - (Хаврошечка)

  3. Лиса - (Патрикеевна)

  4. Баба - (Яга)

  5. Царевна - (лягушка)

  6. Сапоги - (скороходы)

  7. Курочка - (Ряба)

  8. Жар - (птица)

  9. Иванушка - (дурачок)

  10. Гуси - (лебеди)



  1. Криптограмма (названия русских народных сказок)



СБМОЫЛЧЯНООКИЙ - (Смоляной Бычок)

ГЛУЕБСЕИДИ - (Гуси – лебеди)

ЗЗИВМОЕВЬРЕЕЙ - (Зимовье зверей)

ЗИАЮЗШБКУИШНКАА - (Заюшкина избушка)

СБИВУКРАКА - (Сивка – бурка)


  1. Русские народные сказки написаны со слов народа, а речь народная в давние времена была не совсем такая, как сеячас. Предлагаю вам задание, в котором два столбика. В первом столбике устаревшие слова, а во втором их значения, но значения перепутаны. Вам нужно их подставить правильно.



  1. алтын

  2. бирюк

  3. верста

  4. вершок

  5. дровни

  1. мера длины, чуть больше километра

  2. старая мера длины, равна 4,4 см.

  3. волк

  4. сани для возки дров, леса и тяжестей

  5. монета в три копейки

  1. - 5

  2. - 3

  1. - 1

  2. - 2


5 - 4



  1. Что означают устаревшие слова, которые очень часто употребляются в русских народных сказках?


Ланиты - (щеки)

Уста - (губы)

Животы - (достаток, богатство, имущество, жизнь)

Чело - (лоб)

Квашня - (деревянная кадка для теста)

Кокошник - (женский головной убор в виде округлого щитка)

Кутья - (ячменная или пшеничная каша с изюмом,

еда на поминках)

Лубяная - (от слова «луб» – плотная часть подлипового

подкорья, из луба делали короба, крыши и прочее)

Палица - (тяжелая дубина, боевое оружие)

Хоромы - (строение, палаты, большой дом)

III ТУР.

Тест по сказкам.


  1. Кто из героев сказки «Репка» помогал вытягивать после Жучки?


а) внучка;

б) кошка;

в) мышка.


  1. Кто разбил золотое яичко?


а) бабка;

б) дедка;

в) мышка.


  1. Какую обувь носил кот, друг маркиза Карабаса?


а) ботинки;

б) сапоги;

в) лапти.


  1. Что предлагала лиса петушку за то, чтобы он выглянул в окошко?


а) молочко;

б) зернышко;

в) горошек.


  1. Какая у зайца была избушка в сказке «Заюшкина избушка»?


а) деревянная;

б) ледяная;

в) лубяная.


^

 ТУР ДЛЯ КАПИТАНОВ.


В русском языке есть много поговорок – сравнений. Вспомните, какая черта человеческого характера схожа с поведением животного.


  1. Храбр, как …(лев)

  2. Хитер, как…(лиса)

  3. Труслив, как …(заяц)

  4. Упрям, как…(осел)

  5. Голоден, как …(волк)

  6. Неповоротлив, как…(медведь)

  7. Вынослив, как…(лошадь)

  8. Драчлив, как …(петух)

  9. Скользкий, как …(уж)

  10. Болтлив, как… (сорока)

  11. Надулся, как …(индюк)

  12. Сонный, как … (муха)

  13. Скор, как …(черепаха)



ЖЮРИ ПОДВОДИТ ИТОГИ.

НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ.


Дополнительные вопросы (на смекалку).


  1. Какой год продолжается всего один день?


(Новый год)


  1. У кого три головы, шесть глаз? Он все знает и все видит.


(Змей Горыныч)

3. Назовите имя легендарной женщины, впервые поднявшейся в воздух.

(Баба–Яга)

4. Какой зверь не кусается, ни накого не бросается и живет выше всех?

(Большая медведица)


  1. По указу какого царя в России появилась елка? (Петр I)

плохо

  9

средне

  1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...