Родительское собрание (5 класс)
материал (5 класс) по теме

Федотова Екатерина Анатольевна

Знакомство родителей с особенностями адаптации детей в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_sobranie_5g_adaptatsiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское  собрание  №2

Тема собрания: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Присутствовало:

«Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.»                       Jl. Кьюои

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.

2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма проведения собрания: круглый стол.

Основные вопросы:

1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

4. Анализ  результативности  учебной  деятельности  учащихся  за  I  четверть.

5. Разное.

На собрание приглашены психолог школы, учителя – предметники.

Основная задача психолога:  познакомить родителей с психологическими особенностями пятиклассника, дать рекомендации родителям;  провести консультирование. Учителя – предметники должны рассказать о своих требованиях по предмету, дать рекомендации родителям, чтобы ребенок не испытывал трудностей при изучении темы и выполнении домашнего задания.

Подготовительная работа к собранию

Диагностика учителей по  вопросам:

1. Кто из учащихся-пятиклассников испытывает трудности в учебе по вашему предмету?

2.  Соответствует ли отметка,  выставленная ученику в начальной школе по предмету,  его реальным знаниям и умениям?

3.  Что,  на ваш взгляд,  является причиной проблем в учебной деятельности ученика по предмету,  преподаваемому вами?

4.  Что бы вы могли порекомендовать родителям учащихся для преодоления трудностей,  связанных с изучением вашего предмета?

5. Какие формы оперативной помощи учащимся вы предлагаете?

 

Анкетирование родителей пятиклассников

Уважаемые (имя и отчество родителей)!

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца.

Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному  руководителю.   Хотелось бы,  чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

 По основному вопросу выступает психолог школы, которая знакомит родителей с диагностиками ребят, которые были  проведены в 1 и 5 классе. Далее дает полезную для родителей информацию и объясняет, почему пятикласснику сложно адаптироваться при переходе в среднюю школу.

Полезная информация

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения:

классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни,  и адаптация у них затягивается.  В такой период дети нередко меняются —  тревожатся без явных на то причин,  становятся робкими или,  наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат — у ребят снижается работоспособность, они становятся  забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

1.  Разные требования со стороны учителей-предметников,  необходимость все их учитывать и выполнять.

2.  Большой поток информации,  незнакомые термины,  слова.  Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у  взрослых.

3.  Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы,  а классному руководителю не удается  уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом  периоде их школьной жизни.

 

Обсуждение вопроса  «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе» 

Обратить внимание родителей на следующие моменты:

~  изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой,  увеличение физической и умственной нагрузки;

~ быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

~ изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей

•  Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома,  создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.

•  Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий,  соблюдение светового режима.

• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

•  Обязательное введение в рацион ребенка витаминых препаратов,  фруктов и овощей.  Организации правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, пря обретение спортивного инвентаря:  скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.

• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

 «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»

1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

2.  Повышение уровня тревожности самого ребенка.  Зависимость степени адаптации ребенка к новым  условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

3. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в  начальной школе.

4.  Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника,  его желание вступать в учебные и вне  учебные контакты.

5.  Состояние его физического здоровья,  связанное с возрастными изменениями в организме и  психологическим климатом в классном коллективе.

6. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у  ребенка в школе).

Рекомендации для родителей

Первое условие школьного успеха пятиклассника —  безусловное принятие ребенка,  несмотря на те   неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

' Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому   прожитому им школьному дню.

Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

' Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

'  Недопустимость физических мер воздействия,  запугивания,  критики в адрес ребенка,  особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).

' Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

'  Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению.  Медлительные и   малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу,  быстро теряют к нему интерес,  если    чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

' Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля   за его учебной деятельностью.

' Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

' Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик,    в одной яз своих книг опубликовал правила,  которые могут помочь  родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во   время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью

готовить ребенка к взрослой жизни.

' Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

' Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

' Не дерись без причины.

' Зовут играть —, иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

' Играй честно, не подводи своих товарищей.

' Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

' Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

' Из-за отметок не плачь, будь гордым.

' С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

' Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

' Старайся быть аккуратным.

' Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

'  Помни!  Ты не лучше всех,  ты не хуже всех!  Ты —  неповторимый для самого себя,  родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо,  если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего  ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие — нет, и почему.

 Анализ результативности учебной деятельности  учащихся   за  I четверть дают учителя –предметники.

Классный руководитель выдает родителям рекомендации психолога и переходит на обсуждение классных дел.

Разное:

питание  учащихся;  

дежурство  по  школе  и  столовой;

посещаемость;

внешний вид;

режим дня.

план работы на каникулах

 

Литература для подготовки к собранию

1. Воскобойников В. М. Как  определить  и  развить   способности ребенка. СПб., 1996.

2. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с  ребенком. Как? М., 1997.

4. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. 9 класс

Родителям - о препрофильной подготовке учащихся. Как помочь ребенку не ошибиться в выборе профессии?......

Итоговое родительское собрание 5 класс"Золотой конверт"

Итоговое родительское собрание совместно с учениками в форме вручения премии "Золотой конверт " по номинациям. Очень содержательный материал получившии положительные отзывы среди коллег и родителей....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 8 класс

Как добиться взаимопонимания в семье....

Родительское собрание 5 класс

"Поощрение и наказание"...

Родительское собрание 8 класс о вреде курения

Разработка родительского собрания для 8 класса о вреде курения...