Клубный час "Испокон века льнет к человеку"
классный час на тему

Цель: Познакомить учащихся с историческими этапами появления имён на Руси, со значением их собственных имён. Посредством вовлечения в игровые коммуникативные ситуации способствовать формированию умения формулировать предложения, переключаться с позиции «слушающего» на позицию «говорящего". Развивать  внимание, память, логическое мышление, творческую фантазию учащихся.   Расширять их словарный запас, грамматический строй речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispokon_veka_lnet_k_cheloveku.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

«Испокон века льнет к человеку»

Цель: Познакомить учащихся с историческими этапами появления имён на Руси, со значением их собственных имён. Посредством вовлечения в игровые коммуникативные ситуации способствовать формированию умения формулировать предложения, переключаться с позиции «слушающего» на позицию «говорящего". Развивать  внимание, память, логическое мышление, творческую фантазию учащихся.   Расширять их словарный запас, грамматический строй речи.

Оборудование: цитаты, подарки - «ангелочки», карточки с вопросами, таблички-имена, анаграммы, картинки (Груша, груша, Лев, лев, Роман, роман, Роза, роза), скороговорки.

Ведущий: Здравствуйте, сегодня мы собрались, чтобы поговорить об обычном, привычном для всех и в то же время таинственном, загадочном понятии. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы угадайте её и поймёте, о чём сегодня мы будем говорить.

Нас не было – оно было

Нас не будет – оно будет.

Никто ни у кого его не видел

А у каждого оно есть.

Если учащиеся не могут отгадать загадку, то ведущий задаёт наводящие вопросы:

- Что принадлежит тебе, но чаще всего им   пользуются другие?

- Чем вы отличаетесь друг от друга?

- Что есть у каждого человека?

Конечно же, это-имя.  Человек получает имя при рождении и несет через всю жизнь. По имени можно определить, откуда он родом, в каких традициях воспитан, кто были его предки, и даже, о чем мечтали его родители. Нередко мы слышим такие образные выражения – «У него доброе имя», или «Не позорь имени моего». Это говорит о большой значимости имени для человека.

Откуда же взялись имена? Как только люди научились разговаривать, они стали обращаться друг к другу, вот тогда и появились первые имена-прозвища, которые отражали черты характера, род деятельности или внешний вид человека.

Я предлагаю вам немного поиграть и определить имена наших предков. (Один ребенок зачитывает вопрос, другие отвечают. Ведущий дополняет ответы).

  1. Мог ли мальчик иметь имя Медведь, или Орёл?

Люди стремились быть похожими на то или иное животное, хотели перенять у зверя или птицы силу, выносливость, быстроту. Поэтому на Руси детей называли Лиса, Волк, Заяц.

  1. Хромой, Кудряш, Умнея – это имена, или прозвища?

Это имена, и давались они по внешнему виду или по личным качествам человека. Очень популярными были имена: Несмеяна, Лобан, Добр, Умник, Рябой. Часто имена показывали порядок рождения детей в семье и тогда их называли: Одинец или Пятак. Имена Любим или Неждан отражали отношение родителей к своему ребёнку.

  1. Могло ли имя человека состоять из двух слов, например Плакса-Дорога.

В древности человек мог иметь два имени. Первое имя давали младенцу, так, мальчик, не дававший своим криком спать по ночам, мог быть назван Будилкой, а крикливая девочка – Плаксой. Второе (взрослое) имя человек получал за какие-то заслуги. Храброго называли – Храбр, неутомимого в пути – Дорогой, человека с плохим характером – Злобкой, а способного к работе – Кузнец.

  1. Разъясните имена Первуша-Воин, Метелица – Быстра?

Ведущий: Позднее очень популярными стали имена: БИВОЙ – бьющий воинов, ЖИЗНЕМИРА – живущая для мира, ЯРОПÓЛК – яростный полководец. А так же ЛЮБÓРА – любящая бороться, ЯРОСЛÁВНА – яркая и славная, ПУТИВÓЙ – странствующий воин, РАДИМИР – рожденный для мира.

  1. Что обозначают имена: БОГОЛЮБ – любящий богов своих предков, СВЯТОСЛАВ - славящий святое, ЗЛАТОВЛАСА – имеет волосы золотистого цвета.

Еще позже древнерусские имена стали вытесняться именами церковными. Каждого ребенка тогда через неделю после его рождения несли в церковь для крещения, при этом он получал имя в честь святого, праздник которого отмечался в этот день или дни ближайшие. В то время детей называли: Кузьма, Фома, Федор, Макар, Захар, Пелагея, Дарья, Ксения, Клавдия, Марфа. А самыми популярными были - конечно Марья и Иван. Случалось так, что в одной семье было сразу несколько Иванов. Их так и звали: "Ивашко большой", "средний Ивашко", "третий Ивашко".

После революции появились новые имена, прославляющие достижения и подвиги человечества, вождей и даже содержащие целые предложения в сокращенном виде. Например: Роблен - родился быть ленинцем, Реввола - революционная волна, Ревдит (революционное дитя), Велира — Великий рабочий.

Сегодня так своих детей никто не называет, для нас стали привычными имена: Дмитрий, Сергей, Ольга, Наталья, Михаил, Анастасия и т.д. В прошедшем 2013 году самым популярным мужским именем стало имя - Никита, а женским Софья.

С рожденья нам дается имя, мы через жизнь его несем

А может кто-нибудь желает сказать об имени своем?

Вам нужно представиться, рассказать почему вас так назвали, что означает ваше имя (если знает), кого ещё звали таким именем.

Ведущий: Когда дети маленькие их часто называют сокращенными именами, а когда вырастают – полными. Давайте поиграем: я вам говорю полное имя, а вы сокращенное и наоборот:           Вася, Оля, Петя, Зина, Витя, Даша, Татьяна, Елена, Иван, Ирина, Евгений, Павел.

1)        Ребята, а дома вас   называют какими-нибудь ласковыми именами?

2)         Как бы вы хотели, чтобы обращались к вам?  

В современном нашем мире никого не удивляет,

Что предмет и человека одним словом называют.

Сейчас вам нужно вспомнить такие вот слова,

Которые имеют обозначенья два.      Пример: Груша, Лев, Соня, Роман, Роза и д.р.

Давайте вспомним, с какой буквы пишется имя человека? А с какой буквы название предмета?        

Задание «Найди ошибку» - нужно зачеркнуть ненужную букву.

Собирала (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки на горе,

Растеряла (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки во дворе.

 

Возвращаясь под вечер с (П/п)оля,

Потеряла (С/с)ережку (П/п)оля.

Ту (С/с)ережку нашел (С/с)ережка,

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя (С/с)ережка!

На виду честного (Л/л)юда

Трусит с горки ехать (Л/л)юда,

А у (С/с)ани, а у (С/с)ани

С горки (С/с)ани мчатся сами.

Ведущий: Предлагаю вам хорошо рассмотреть картинки и придумать небольшой рассказ, в котором персонажи разговаривают друг с другом.  Задание «Придумай диалог». На картинках изображены Груша, груша, Лев, лев, Роман, роман, Роза, роза.

Ведущий: Предлагаю заглянуть в наш "Волшебный мешок" и по предметам которые в нем находятся определить имя сказочного персонажа. Один ребенок выбирает предмет, остальные задают вопросы, которые помогают определить, какая вещь выбрана. (БУРАТИНО – луковица, три монеты, азбука).

Горе горькое случилось, в буквах имя заблудилось.

Надо имя разыскать, буквы парные убрать.

(Из анаграммы вычеркиваются парные буквы, из оставшихся букв нужно собрать имена).   А, Й, Б, О, Л, И, Т. (Айболит).    З, О, Л, У, Ш, К, А. (Золушка).

Ведущий: А теперь я  предлагаю вам ответить на вопросы об этих сказочных персонажах, ответ должен быть полным, развернутым.   Задание "Вопрос-ответ".

  1. От каких двух слов произошло имя доктора?  (Ай и болит).
  2. Почему его так звали?  (Когда к доктору приходят звери, они жалуются ему на свое здоровье).
  3. На что указывает его имя?  (Смысл имени в том, что оно показывает профессию героя сказки).
  4. Какое слово «спряталось в имени девочки?   (Слово «зола»).
  5. Почему ее так называли?   (Потому, что она была в грязной и старой одежде).
  6. На что указывает это имя?   (Имя указывает на род занятий героини сказки: она занималась грязной работой (мыла, стирала, убирала). 

Ведущий: Молодцы, ребята! А знаете ли вы, что означают ваши имена? Зачитываются определения имен Андрей, Вова - 2, Юра, Никита - 2, Дима, Максим, Сергей, Коля, Анжелика.

Затем каждому вручается подарок – ангелок с расшифровкой имени.

Ведущий: Есть замечательные слова: «Имя самый сладостный и самый важный звук для человека на любом языке». Наш праздник заканчивается, но я надеюсь, что интерес к изучению имен человека сохраниться у вас на многие годы и все эти знания помогут вам в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. «Как памятник началу века, Здесь этот человек стоит…» А.Ахматова (Разговор о А. А. Блоке)

Урок по литературе в 11 классе о жизни и творчестве А.Блока не случайно имеет название: «Как памятник началу века, здесь этот человек стоит…», - высказывание великой поэтессы А.Ахматовой, которо...

Сценарий игры по станциям для 5-7 классов «Испокон века книга растит человека»

Наши станции:-Правила чтения-От пословицы не уйдешь-В гостях у сказки-Играем в театр    ...

Сценарий игры по станциям для 5-7 классов «Испокон века книга растит человека»

Игра по станциям может проводиться  на предметной неделе, проводят старшеклассники. Станции:-Правила чтения-От пословицы не уйдешь-В гостях у сказки-Играем в театр    ...

Литература. 6 класс. Вводный урок. Презентация "Испокон века книга растит человека".

Презентация к первому уроку литературы в 6 классе. Учебник "Литература. 6 класс. ФГОС" под редакцией В.Я.Коровиной...

интегрированный урок по чтению 7 класс школа 8 вида "Испокон века фольклор воспитывает человека"

В документе вы найдете материал по закреплению фольклора в игровой форме с детьми 7 класса...

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...

Конкурс открытых занятий. Тема "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М.Горького и И.Бунина").

Открытое занятие на тему: "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М. Горького и И.Бунина )"...