Классный час "Моя семья"
классный час (10 класс) по теме

Семёнова Любовь Александровна

Разработка классного часа для учащихся 5-7 классов по воспитанию семейных традиций. Ребята знакомятся как появились те или иные фамилии и имена. При подготовке к классному часу узнают больше о своей семье и родословной. Сочиняют стихи.  Рассказывают о своей семье в рисуночном тесте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_moya_semya.doc66 КБ
Microsoft Office document icon brak_i_lyubov.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  

Л.А.Семёнова

МОУ «Сумкинская СОШ»,

учитель, классный руководитель

 

«МОЯ СЕМЬЯ»

Цели и задачи:

  • развитие познавательных интересов ребят;
  • воспитание интереса к семейным традициям, истории своей семьи, истории происхождения некоторых имен и фамилий;
  • привитие интереса к историческому прошлому Российского государства, традициям и обычаям;
  • воспитание любви к родителям и членам семьи, чувства гордости за свою семью.

Подготовительная работа:  дети совместно с родителями рисуют семейные гербы и готовят пояснения к ним; пишут стихи о своей семье; отбирают фотографии для выставки; находят пословицы и поговорки о семье; узнают, что означает их имя и почему их так назвали. (На классный час можно пригласить родителей, бабушек и дедушек)

Оформление доски:  

1. Выставка семейных фотографий «Мгновения жизни»

2. Эпиграф          «Что ты сам сделаешь для родителей своих,

                              того же ожидай от детей»

                                                                             Питтак

1.  Основная часть

Учитель:    Добрый день, честной народ!

  Приглашаю в хоровод.

  В нашем дружном хороводе

  Разговор мы поведём

  О родном для нас народе;

  О семье, и как живём.

Семья начинается с детей. Дети, как гласит народная мудрость, - «благодать Божия». Какое без них семейное счастье! «У кого детей много, тот не забыт от Бога!» - так говорили на Руси.

Ученик:  Народные пословицы и поговорки широко освещают отношение людей к детям и к семье с детьми.  «Счастлив отец в сыновьях, а мать – в дочерях». Но тут же и такое: «Дети – деткам рознь»,  «Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец». От опечаленных детьми отцов-матерей пошли на Руси такие поговорки:  «У кого детки – у того и бедки»,  «От одной матки, да не одни ребятки»,  и другие.

Учитель:  Можно продолжить пословицы. Вам было дано задание – найти пословицы и поговорки о семье, давайте познакомимся с вашими находками.  (ребята говорят найденные пословицы и поговорки)

Молодцы, вот сколько множество поговорок накопилось у русского народа о семье и домочадцах.

А хотите увидеть себя в зеркале, но не в простом зеркале, а в зеркале истории своей семьи, своего рода? Ведь родословные есть не только у великих и царствующих. В роду каждого из нас тоже есть свои захватывающие страницы о любви, традициях и героизме.

            (звучит мелодия песни «Точка, точка, запятая…»,  выходит девочка)

Здравствуй. Ты кто такая, как тебя зовут?

Девочка:  Зовут Зовуткой, а величают Уткой!

Учитель:  Это что за имя такое – Зовутка? Ребята, давайте мы нашей гостье дадим настоящее имя и сделаем это так, как делали все родители на Руси в давние времена. Тогда регистрация новорожденных производилась только церковью, и священник на выбор предлагал несколько имен святых, которые значились в специальной книге – Святцах – на день рождения ребенка. Итак, сегодня ……………(такое-то число) – это (день…. по церковному календарю), значит звать тебя будут ………….. .

Ребята, а вы не представляете, как волновались ваши родители, когда выбирали вам имена.  Они вложили в них всю свою любовь и большие надежды. А знаете ли вы, почему вас так назвали и что означают ваши имена?        

                                              (рассказы ребят)

Учитель:  Сколько есть еще замечательных имен! Вот Михаил – «равный Богу»,  Лариса – «подобная чайке»,  а Петр – «каменная глыба». От мужественных воинов – викингов пришли к нам имена Игорь, Олег, Ольга. Даже такое родное имя Иван – древнееврейское, которое означает «Бог помиловал».

Девочка:  Хочу фамилию!

Учитель:  Знаешь ли ты, чего просишь? Ты просишь много рабов, которые бы принадлежали тебе одной.

Девочка:  Нет! Не надо мне рабов. Я хочу фамилию.

Учитель:  Не обижайся, просто в Древнем Риме римская фамилия обозначала «совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Хорошо, что в наши дни все изменилось, и мы сейчас в этом убедимся.

Ученик:     Сколько на свете фамилий есть разных,

Сколько названий и сколько имен:

От Деревянкиных до Распрекрасных –

В каждой фамилии память времен.

Несколько слов из историй фамилий

Вам предлагаем послушать сейчас,

И уверяем, что столько историй

Можно узнать только здесь и сейчас!

Ученик:   Существует ли какой-то знак «привязанности» каждого из нас к древности?  Несомненно! Это имя, отчество, а главное – фамилия. Мало кто помнит об исчезнувшем степном народе половцах, а Половцевы – здравствуют и поныне. Гордится человек своей архисовременной фамилией Поршнев, а ей уж тыща лет. Звездочетов, Кожемякин, Ловчев, Откупщиков – невозвратной древностью веет от многих современных живых фамилий.

Слово «фамилия» означает: семья, семейство, общесемейное имя. На заре нашей государственности фамилий как таковых не было, их заменяли имена и прозвища. Так и писали: «сотник, прозвище Блоха»,  «Первой Добрыня, зовомый Чернобровец». Где-то в 10 веке появились и отчества на – ич – тоже вместо фамилий, - Сотко Светенич, Васко Буслаевич, Добрыня Никитич. Образовались отчества – фамилии и от женских имен: Васко Варварин, Данило Катюшин.

Мы привыкли, что нынешние русские фамилии, как правило, оканчиваются на -ов, -ев, -ин. Но оказывается, до сих пор сохранились в неприкосновенности и те формы, что были тысячу лет назад: Бегун, Жаворонок, Кривич, Маляр, Сластен, Татарин, Чепура, Щегол. Вот какой устойчивый наш язык!

Учитель:  Не стоит удивляться, что фамилия может быть многозначной – в разных краях державы одно и то же слово толкуется по-разному. Главное же надо помнить неукоснительно: любая нынешняя фамилия не зависит от ее первозначения, она вне морали, ее не следует стыдиться. Мы стали Ведьмаковыми, Злобиными, Невежиными лишь потому, что первопредки пытались отогнать подобным образом болезни и нечистую силу – к своим-де родичам беды не пристанут. Пройдут чередою года и века, ничего не останется от наших подвигов, деяний и злодеяний. Но даже те, кто переселятся с Земли, предположим, в Туманность Андромеды, будут носить земные древние фамилии.

Итак, мы начали с того, что фамилия означает – семья. Вы нарисовали гербы своих семей.

Ученик:   Колосья хлеба, циркуль, плуг,

Животные и птицы

В ваших гербах создали круг,

В котором отразилась

Вся жизнь семьи, ее уклад,

Ее дела и слава.

И вам сейчас принадлежит

Гербы, вниманье наше.

Учитель:  (Слово предоставляется тем ребятам, кто нарисовал гербы своих семей)  А ты ….. (обращаясь к девочке), выбирай себе фамилию, какую хочешь.    (ребята вывешивают гербы на доску и рассказывают о своих семьях)

Учитель:  А еще некоторые ребята приготовили стихи о своих семьях, давайте послушаем их.  (ребята читают собственные стихи)

Спасибо, мы с помощью стихов и гербов познакомились с некоторыми семьями.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать в цвете вашу автобиографию

(анкета – каждому выдается готовая пустая «заготовка» анкеты)

Моя  автобиография

1.  Моя  фамилия ________________________

2.  Моё  имя  ____________________

3.  Мне  __________ лет.

4.  Мой  знак  Зодиака  ___________________________

5.  Мой  любимый  цвет  _________________________

                                     6.  Расположи  на  солнышке  и  его  лучиках  свою  семью:  

7.  Мой  любимый  праздник  ________________________

8.   У  меня  ____________________  друзей.

9.  Я  пишу  стихи  (да,  нет)  ____________

10.  Если  бы  у  тебя  остался  последний  лепесток  цветика - самоцветика,  то  он  был  бы  ___________________  цвета,  а  последнее  желание  загадал,  чтобы  __________________________
_________________________________________________

                                                                 11.  Мои  любимые  слова:        

12.  Моё  любимое  место  дома  ____________________

13.  На  карманные  расходы  мне  дают  ____________________________  денег.

14.  Мои  обязанности  в  семье: ____________________________________

______________________________________________________________________

                 15.  Мне  не  нравятся  такие  слова:

16.  Возникают  ли  в  вашей  семье  случаи,  когда  папа  с  мамой  ссорятся  из-за  тебя  (да,  нет)  ___________________

17.  Как  ты  думаешь,  зависит  ли  мир  в  семье  от  детей?  ____________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

18.  Мой  любимый  школьный  предмет  __________________________

Помни  старинную  русскую  пословицу:

«Детки  хороши  –  отцу–матери  венец,  худы  –   отцу–матери  конец».

Данные ваших биографий мы используем в дальнейшем для создания нашего классного герба, ведь второй по значимости семьей является классный коллектив.

В заключении проведем игру, которая называется «Единомыслие». (ответы на вопросы можно узнать у родителей  заранее). Сейчас я задам вам вопросы и посмотрим, хорошо ли вы знаете своих родителей?

  • Какой учебный предмет любила ваша мама (папа) в школе?
  • Как звали школьного друга (подругу) вашего отца (матери)?
  • Назовите день рождения мамы (папы)
  • Какую телепередачу смотрит мама (папа) с особым удовольствием?
  • Любимое блюдо папы (мамы)
  • Любимый мамин праздник

2. Заключительная часть, выводы

Отвечали не все, а лишь некоторые из вас. Остальные может быть попробовали ответить на эти вопросы про себя, и, наверное, иногда затруднялись с ответом. Это говорит о том, что мы еще мало знаем о наших родителях, и нужно больше времени проводить с ними, чаще беседовать, просить совета, а может быть и помощи. «Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец!» Вот видите, как много зависит от вас. Постарайтесь же овладеть наукой «Как не обижать своих родных». К сожалению, ее не преподают ни в школе, ни в колледже, но этому можно научиться самому, если только очень захотеть. Чтобы наши папы и мамы, бабушки и дедушки, братья и сестры были счастливы. Сегодня, когда придете домой, не забудьте их обнять и сказать, что вы их очень любите! И делайте это чаще!

(на фоне мелодии «Родительский дом»)

Есть на свете земном – разные края

Только там, где отчий дом, - Родина твоя.

Веселись, расти и пой, знай, что Родина с тобой

Помни главные слова «МАМА,  РОДИНА,  СЕМЬЯ!»



Предварительный просмотр:

Классный час «Брак и любовь»

Цели: расширить представление детей о семье как о важнейшем социальном институте; формировать позитивные представления о семейных ценностях; побуждать молодых людей к прогнозированию своей семейной жизни, к изучению и соблюдению законов о семье и браке, к уважению прав личности; формировать положительную нравственную оценку любви, как высокого, благородного чувства, предостеречь от легкомысленного, поверхностного отношения в любви.

Любовь сильнее смерти и страха смерти.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

                                       И.С. Тургенев

В России сейчас распадается каждый второй брак. Каждый третий ребенок рождается вне брака. Каждый седьмой ребенок воспитывается в неполной семье. На учете в милиции состоят 276000 родителей. Ежегодно рассматривается 35000 заявлений о лишении родительских прав, а среднестатистический россиянин – это человек, который, скорее всего, живет в гражданском браке. Эти данные – наглядная иллюстрация кризиса семьи в России. Поэтому сегодняшний наш разговор не случаен.    

Задание 1  Вам часто приходится выбирать для себя ценности из предложенного списка, вот и сейчас мы хотим вам предложить небольшой список ценностей. Расставьте их для себя в порядке убывания:

богатство,   здоровье,   счастливая семейная жизнь,   любовь,   крепкая дружба,   карьера.

(высказывания ребят)

Несколько лет назад этот же вопрос задали российским подросткам ученые в ходе большого исследования. Самой большой ценностью подростки назвали «счастливая семейная жизнь», но в тоже время она попала в число недостижимых ценностей. Попробуйте объяснить как так получается?

(высказывания ребят)

Ученые дали такие объяснения этому феномену: вечная занятость и усталость родителей, их нежелание и неспособность заниматься воспитанием детей, отчуждение между членами семьи. Все это очень остро ощущают на себе современные подростки и не верят в счастливую семейную жизнь.

А может и не нужно создавать семью и вступать в брак. Скажите, а зачем люди вообще вступают в брак?

 (высказывания ребят)

Слово «брак» употребляется и в другом смысле – как изъян, порок, неисправность. А еще есть такая шутка «хорошее дело браком не называют». Говоря о семь, часто употребляются такие слова, как «Семья»,  «брак»,  «супруги».  

Задание 2 Предлагаю поработать в группах и  попробовать уточнить смысл этих слов:

Карточка №1

Какое определение семьи вам кажется более точным и почему?

1. Семья – это социальная группа людей, любящих и заботящихся друг о друге.

2. Семья – это общность людей, связанных отношениями супружества, родительства и родства на основе совместного домохозяйства, которая выполняет функции воспроизводства населения и содержания членов семьи.

Карточка №2

Русское слово «брак» происходит от слова «брать». Кого или что берут в браке? Мужа, жену, взаимные обязательства?

Карточка №3

Что сейчас называют «гражданским браком»? Берут ли на себя какие-то обязательства состоящие в таком браке?

Карточка №4

«Супруги» - значит «вместе спряженные», т.е. 2 человека, которые тянут вместе свой жизненный воз. В каком случае эта упряжка приедет к счастливой семейной жизни? А при каких условиях она будет «буксовать»?

Семья, брак, супружество – это необходимые составляющие формулы семейного счастья, когда мужчина и женщина объединены общим пониманием семьи, общими целями супружества и взаимными официальными обязательствами брака.

Но в настоящее время семьи зачастую создаются без оформления брачных отношений, молодые люди живут гражданским браком. Когда-то гражданским браком называли именно брак, зарегистрированный в государственном учреждении – в противовес церковному. Сейчас же так называют совместную жизнь мужчины и женщины без официальной регистрации брака. Хорошо это или плохо? Хотелось бы услышать ваше мнение:

(высказывания ребят)

Скептики презрительно говорят «штампик в паспорте» не является гарантией любви. Но в тоже время «штампик в паспорте» защищает имущественные и другие права супругов и их детей.

По этому поводу мы дадим слово представителю закона _____________________
_____________________________________________________________________________

и послушаем какие же возникают ситуации, когда люди находятся в гражданском браке?

Хорошо, брак создается в большей степени по любви. Но ведь и любовь-то бывает разная, основывающаяся на чем-то.

Задание 3: Написать какие ассоциации на букву С у вас возникают в связи с этой темой?        -  (Любовь на букву «С»)

Мы перечислили много видов любви?...            (высказывания ребят)

Великий Франсуа Ларошфуко говорил: «любовь – одна, подделок под нее – тысячи». Все ищут настоящую, единственную любовь, на всю жизнь. А как отличить настоящую от поддельной? К чему могут привести ошибки в любви?

Чтение отрывка …….

Согласны ли вы с автором? Почему автор говорит о любовном эгоизме?  

(высказывания ребят)

Бывают врачебные ошибки, когда врач неправильно поставил диагноз, последствия могут быть роковыми. Но ведь и влюбленные могут ошибиться, приняв обычную влюбленность за любовь. К чему могут привести такие ошибки?        

(высказывания ребят)

Скажите пожалуйста, а признаете вы секс без любви?                    (ради рождения ребенка)

(высказывания ребят)

В последнее время очень часто встречается понятие «свободная любовь», как вы понимаете это?  И ваше отношение к такому виду любви.

 (высказывания ребят)

Сумасшедшая любовь, страсть, секс – это яркие, сильные, острые чувства. Но психологи все-таки не считают их настоящей любовью, а иногда называют это болезнью, повреждением сознания. Почему?

(высказывания ребят)

А что может сказать закон по этому поводу? __________________________________

А может ли влюбленность перерасти в настоящую любовь?    (да, если в семье и будут беречь)

(высказывания ребят)

Да, действительно, сама по себе жизнь в браке не рождает любовь.

Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания использовать его – только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась. Тысячи лет люди пытаются разгадать тайну любви, и все-таки любовь остается самым загадочным и непостижимым чувством. Наука открывает новые звезды, галактики, но ни один ученый так и не смог объяснить, что такое любовь.

Молодым людям, вступающим в брак желают «Совета и любви» От этих неуловимых качеств зависит благополучие и микроклимат в семье. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. А легко ли быть в одной упряжке?

Задание 4: Проведем ролевую игру: приглашаются 3 пары добровольцев (юноши и девушки). Им предстоит за решить трудную семейную задачу – решить детскую головоломку как можно быстрее. Кто справился с задачей лучше решат остальные ребята.

Мы просим вас выйти в коридор.

Критерии оценки: оценить может ли данная пара работать совместно, насколько они понимают, уважают друг друга. Присмотритесь как они общаются, есть ли у них лидер, способны ли идти на уступки или у них нет взаимопонимания и каждый действует сам по себе.    ( Каждый ряд следит за одной парой. )

Спасибо! В этом состязании проверялась не быстрота, а умение сотрудничать.  Слово зрителям.

(высказывания ребят)

Способность к взаимопониманию, взаимоуважение, именно на этих качествах держится семья. А настоящая любовь, которая «сильнее смерти» - это дар, талант, который дается только избранным. И даже премудрый царь Соломон не смог объяснить этой тайны настоящей любви.

Сценка (девушка и юноша)

Девушка – Суламифь :    Скажи мне царь, не удивительно ли, что я полюбила тебя так внезапно? Я теперь припоминаю все, и мне кажется, что я стала принадлежать тебе с самого первого мгновения, когда не успела еще увидеть тебя, а только услышала твой голос. Сердце мое затрепетало и раскрылось навстречу тебе, как раскрывается цветок во время летней ночи от южного ветра. Чем ты так пленил меня, мой возлюбленный?

Юноша:  (склоняясь к коленям девушки)  Тысячи женщин до тебя, о моя прекрасная, задавали своим милым этот вопрос, и сотни веков они будут спрашивать об этом своих милых. Три вещи есть в мире, непонятные для меня: путь орла в небе, змеи на скале, корабля в море  и четвертую я не постигаю – путь женщины к сердцу мужчины.

Девушка: (задумчиво)  Да, может быть, человек никогда не поймет этого…

Первые 3 загадки давно разгаданы. Четвертую – путь женщины к сердцу мужчины – не постигли до сих пор. Может быть сама эта тайна и является признаком настоящей любви?

Мы думаем, что сегодняшний разговор так или иначе затронул каждого из вас.

И давайте поблагодарим __________________________________________________ за то, что она любезно согласилась поучаствовать в этом разговоре.

 Спасибо большое (сувенир)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь классному руководителю. Семья и семейное воспитание.

Материал для бесед классного руководителя с  учащимися, родителями....

Классный час "Семья, как много в этом слове"

Классный час в 4 - 5 классе, приуроченный к Дню семьи....

Классный час "Семья-это свято, семья-это счастье"

          Классный час  посвященного взаимоотношениям учащихся с родителями и другими членами семьи, проблемам, трудностям, конфликтам, правилам семейного воспитан...

классный час "Семья=семь+я"

Готовая презентация для проведения классного часа, посвящённого семье и семейным отношениям....

Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"

   Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса  - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...

Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".

Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы  "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...

Классный часМОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ

МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ...