Принципы толерантного поведения
классный час на тему

Сырова Ольга Степановна

Цель занятия: дать представление об особенностях толерантной личности и принципах толерантности; развитие навыков толерантного общения.

Методы: тренинг, групповая работа, мозговой штурм, лекция, тест. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_tolerantnogo_povedeniya.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования город Ноябрьск

Управление по делам семьи и молодежи

Муниципальное бюджетное учреждение

Детско-юношеский центр физического развития и туризма «Вертикаль»

ПРИНЦИПЫ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Подготовил: методист МБУ ДЮЦФРиТ «Вертикаль»

Сырова О.С.

2015

Принципы толерантного поведения.

Цель занятия: дать представление об особенностях толерантной личности и принципах толерантности; развитие навыков толерантного общения.

Методы: тренинг, групповая работа, мозговой штурм, лекция, тест.

Сегодня мы постараемся выяснить, как выражают себя толерантные люди.

Принципы толерантности

1. Принцип отказа от насилия - как средства общения и убеждения.

Тренинг: Я с тобой не согласен 10 мин.

В группах ведущий обращается к одному из участников со словами Света, я считаю, что в человеке главное это внешность. Человек, к которому он обратился, отвечает: Я с тобой не согласна, потому что ….

Ее ответ должен быть убедительным и неагрессивным, не переходящим на личности. Участники не должны устраивать диспуты. Это просто тренинг, не круглый стол.

Таким образом, ведущий обращается с одним и тем же или другим спорным утверждением ко всем участникам группы. Каждый участник группы должен ответить по тому же принципу.

Вывод:

В общении, как и в споре, мы должны признавать:

- добровольность выбора,

- свободу совести

- и верить в искренность убеждений собеседника, оппонента.

2. Принцип не принуждения - быть требовательным к себе, а не к другим.

Групповая работа: Правила поведения 5 мин.

Группы формулируют правило поведения для достижения цели Как поддерживать чистоту в школе, или Правила поведения на уроке.

Правило должно быть сформулировано кратко и ясно.

Затем докладчик группы зачитывает правило классу. Учитель записывает ответы на доске.

Какое правило самое эффективное

Вывод:

Быть требовательным к себе, а не пытаться менять других людей. Мы можем повлиять на другого, только своим примером. Страх и принуждения не изменят человека.

Важно самим следовать здоровым законам, традициям и обычаям, существующим в обществе.

Но это не имеет ничего общего с потакание авторитаризму, деспотизму и не справедливости.

3. Принцип принятия человек имеет право быть другим.

Тренинг: Ты отличаешься от меня 10 мин.

Работа по группам. В каждой группе ведущий обращается к одному из участников со словами Света, ты отличаешься от меня тем, что …, говоря не о себе, а о другом человеке (ты лучше меня разбираешься в математике или ты рыжая).

Обратите внимание, что участники не делают негативных высказываний. Но высказывания могут касаться и необычных качеств человека (ты заикаешься).

Если атмосфера в классе доброжелательная, то можно усложнить задание: Затем он высказывает свое конструктивное отношение к этому отличию: Это дает мне стимул тебя догнать и перегнать или Благодаря этому мир становится разнообразным или Поэтому я становлюсь более внимательным человеком, чтобы мы друг друга понимали быстро.

Затем участник, о котором шла речь, обращается по этому же принципу к другому человеку. Высказывания должны быть адресованы всем участникам группы.

Вывод:

Толерантный человек умеет принимать другого человека, который может отличаться от него по разным признакам:

- особенности характера

- национальным,

- расовым,

- культурным,

- религиозным и т.д.

Толерантность в этом смысле способствует развитию гармоничного общества.

4. Мозговой штурм 5 мин.

(закрепление материала, обратная связь)

Как человек должен вести себя, чтобы практиковать толерантность

Педагог записывает все варианты ответов на доске.

Наводящий пример: Джордано Бруно утверждал, что Земля круглая. За это утверждение, нарушавшее общепринятые и защищенные Церковью каноны, он был сожжен. Палачи были при этом уверены, что они правы и что они знают истину. Как характеризуется их поведение с точки зрения толерантности?

5. Дополнительный материал: тест по отношениям в коллективе:

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

А знает больше, чем я;

Б все вопросы стремится решать сообща;

В не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А используют индивидуальный подход;

Б создают условия для помощи со стороны других;

В создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А некому помогать;

Мне мешают при выполнении задачи;

В остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б мои усилия достаточно вознаграждены, В есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б каждый занят своим делом и не мешает другим;

В каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Воспитанники оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые.

А создают дух соперничества между учениками,

Б не уделяют им достаточного внимания,

В не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б возможность получения новой информации от других людей;

В возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться.

А в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Бв подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А имел ко мне индивидуальный подход;

Б создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б чувствуешь себя ненужным в группе;

В тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей

Б общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы.

А работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,

Б работать индивидуально с преподавателем, В работать со сведущими в данной области людьми.

Инструкция испытуемым: Мы проводим специальное исследование с целью улучшения организации учебного процесса. Ваши ответы на вопросы анкеты помогают нам в этом. На каждый пункт анкеты возможны 3 ответа, обозначенные буквами А, Б и В. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который наиболее точно выражает вашу точку зрения. Помните, что "плохих" или "хороших" ответов в данной анкете нет. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

На основании ответов испытуемых с помощью ключа производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл. Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14. При обработке данных индивидуалистический тип восприятия индивидом группы обозначается буквой И, прагматический П, коллективистический К. Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

a И + b П + c К,

где a - количество баллов, полученное испытуемым по индивидуалистическому типу восприятия, b прагматическому, c коллективистическому, например: 4И + 6П + 4К.

Ключ для обработки анкеты
Тип восприятия индивидом группы:
индивидуалистическое
1В 8А 2А 9Б ЗБ 10Б 4Б 11А 5Б 12А 6Б 13В 7Б 14В
коллективистическое
1Б 8В 2В 9А 3В 10В 4А 11В 5В 12Б 6А 13Б 7А 14А
прагматическое
1А 8Б 2Б 9В ЗА 10А 4В 11Б 5А 12В 6В 13А 7В 14В

*На всех последующих занятиях мы постепенно будем проверять себя на толерантность по этим трем принципам, будем обретать опыт толерантного поведения и, если есть необходимость, меняться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация учителем толерантного поведения в воспитательно-образовательном процессе школы

Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Специальность 13.00.01 - общая педагогика, теория и история педагогики....

Буклет для родителей ПРИНЦИПЫ ТОЛЕРАНТНОГО ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКАМИ

Булет предназначен для родителей подростков (7-8 класс)...

Педсовет: Формирование толерантного поведения у подростков

Воспитание в духе толерантности начинается с обсуждения вопросов, в чём заключаются права и свободы детей, что, с одной стороны, способствует осуществлению этих прав, а с другой - укрепляет у детей ст...

Принципы толерантного общения

Принципы толерантного общения...

СЛЕДУЙТЕ ПРИНЦИПАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

mdash; Избегайте прогулок в одиночестве в вечернее время и малолюдных местах. — Возвращаясь домой в вечернее время, снимите все украшения, прикройте обнаженные участки тела. — С...

Памятка для родителей по теме "Принципы толерантного общения"

Пямятку для родителей можно использовать в качестве раздаточного материала во время проведения родительского собрания....

Как реализовать принципы толерантности

16 ноября - Международный день толерантности. Для классного часа, посвящённого этой теме подготовила памятку "Как реализовать принципы толерантности"....