Заседаните школьного научного общества "Филин"
план-конспект по теме

Ким Елена Владимировна

Заседание ШНО "ФИЛИН" расчитано на детей 4-7 класс,

Раскрыть мир увлечений и взаимоотношений детей, раскрыть личностные интересы учащихся, показать всех вместе и каждого в отдельности, организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения личности;

На заседание детей учат выдвигать правильно гипотезу, прорабатывать этапы работы над проектом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_filinu_k_18.03.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание школьного научного  общества  «Филин»

 от 18 марта 2015.

Руководитель ШНО – Ким Елена Владимировна.

Цель: раскрыть мир увлечений и взаимоотношений детей, раскрыть личностные интересы учащихся, показать всех вместе и каждого в отдельности, организовать психологически комфортную ситуацию для самораскрытия и творческого самовыражения личности;

Оборудование: презентация, карточки, маркеры, ноутбуки.

Количество участников: 16 человек, обучающиеся 4-7 классов.

 Повестка заседания:

  1. Закрепить основные этапы исследования.
  2. Еще раз проработать гипотезу исследования.

Ход заседания

I. Сообщение темы заседания.

Председатель ШНО:

  1 слайд. Добрый день, уважаемые гости, участники нашего заседания ШНО!

 2 слайд. Мне хотелось бы процитировать слова Бернанда Шоу «Единственный путь к знаниям - это деятельность»

3 слайд.  В прошлом году мы работали над исследовательскими проектами, мы хорошо потрудились и получили высокие результаты на районной научной конференции. Поэтому мы знаем и умеем  оформлять работы, но в начали пути всегда трудно определиться с чем ребята……( правильно, темой исследования), действительно  результат анкетирования это и подтвердил.

Сегодня я предлагаю, еще раз вспомнить этапы, из которых состоит любое исследование.

4 слайд.  Поэтому давайте поработаем в группах. Перед вами с таблица, состоящая из двух колонок, в левой части расписаны этапы,  из которого строится исследование, а в правой – вопросы на которые тот или другой этап исследования отвечает.

Актуальность выбранной темы

Как?

Цель исследования

Почему?

Задачи исследования

Для чего?

Гипотеза исследования

Кто?

Объект исследования

Если..то, действительно ли, возможно ли..

  После обсуждения на слайде появляется правильная схема. Дети сравнивают.

 5 слайд. Схема научного исследования:

1. Актуальность выбранной темы ( вопрос- Почему?)

2. Постановка цели исследования  ( вопрос –Для чего?)

3. Ставим задачи исследования ( вопрос – Как?)

4.Выдвигаем гипотезу исследования

(  если…то; возможно; действительно ли;)

5. Выбираем объект исследования  ( вопрос – Кто? Что?)

Проверяем.

Работаем по презентациям за ноутбуками.

  Теперь мы вспомнили, как составляется исследование, и от каких компонентов оно состоит, поэтому   вам предлагаются работы, но  в них есть неточности или отсутствует одна из этапов работы. Вам предстоит просмотреть презентацию и определить, что  именно отсутствует.  (5 мин)

Обсуждение.

Итак, мы выяснили, что действительно отсутствует гипотеза, ведь это самый трудный этап работы, от нее зависит направление исследования.

6 слайд. Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это – проблема.

 В профессиональной исследовательской работе обычно бывает так: учёный думает, что-то читает, беседует с коллегами, проводит предварительные эксперименты (в науке они обычно называются «пилотажными»).

В результате находит какое-то противоречие или что-то новое, необычное. Причём чаще всего это «необычное», «неожиданное» обнаруживается там, где другим всё представляется понятным, ясным, то есть там, где другие не замечают ничего необычного. Познание начинается с удивления тому, что обыденно. Об этом говорили ещё древние греки.

В ходе исследования мы проверяем гипотезу.

7 слайд. Давайте выполним упражнения на правильность выдвижения гипотез.

Давайте вместе подумаем над проблемными вопросами.

  1. Как птицы узнают дорогу на юг?
  2. Почему весной появляются почки на деревьях?
  3.  Почему течёт вода?
  4. Почему дует ветер?
  5. Почему металлические самолёты летают?
  6.  Почему бывают день и ночь?… Прочтите и подумайте.

Какими, например, могут быть гипотезы в первом случае?

Дети сами выдвигают гипотезы, обсуждаем.

8 слайд.  Но бывают и совершенно иные, особенные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями.

 После чего детям  предлагается выбрать из предложенных гипотез неправдоподобные.

9 слайд. Выберете гипотезы, которые можно назвать провокационными

  • «птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам»,
  • «птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.): они указывают им направление полёта»,
  • «птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу»,
  • «птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним».
  • «У птиц  есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле?».
  • «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса».

Действительно, самое трудное это правильно выдвинуть гипотезу, именно от нее будет зависеть направление исследования.

   Гипотезы, предположения, а так же различные провокационные идеи позволяют ставить  реальные  и мысленные эксперименты. Для этого нужно правильно вырабатывать гипотезы, нужно научиться задавать вопросы.

Слайд 10. Упражнение «Выработка гипотезы»

Продолжите определения:

Может быть….

Предположим….

Допустим…..

Возможно…

Что если…..

  • «птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам»,
  • «птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.): они указывают им направление полёта»,
  • «птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу»,
  • «птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним».
  • «У птиц  есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле?».
  • «Птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса».

Ведущий:

Покорять вершины наук,
Знаем мы, не всем суждено.
Научиться идти вперед,
Получиться у вас должно.
Пусть удача с вами идет,
С нею нам всегда по пути.
Если знанья с собой возьмешь –
Путь сумеешь всегда найти.

  Слайд 11. Сегодняшнее заседание нашего ШНО подошло к концу, следующее состоится 9 апреля, на котором пройдет школьный этап научно-практической конференции, где каждый из вас выступит с готовым  проектом, спасибо, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе

Данный материал содержит методические рекомендации по организации работы с учащимися на проектами и исследовательскими работами в рамках  работы школьного научного общества учащихся....

Речь как предмет социолингвистики. Выступление на заседании шкрльного научного общества.

Работа предполагает привлечение обучающихся к углубленному изучению русского языка....

Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»

В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его  результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...

Восьмая школьная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ научного общества учащихся "Эрудит"

Тезисы проектной работы "Сравнение произведений малого фольклорного жанра на примере русских и английских небылиц" и дипломы победителей. Авторы: Продьма Алина и Сусалев Даниил. Научный  руководи...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Заседание в научной гостиной: "Экологически чистая квартира. Действительное и возможное."

Выявление взаимосвязи состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания. Представление методик, доступных для проведения простейших исследований квартиры как ...