Проблемы водного транспорта глазами учащихся речного училища
учебно-методический материал на тему

Петрова Алёна Ивановна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_vodnogo_transporta.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы водного транспорта глазами учащихся  речного училища

Петрова Алена Ивановна

                  АОУ НПО Тюменской области

«Профессиональное училище № 14»

 г. Тюмени

В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде. И, наверное, не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние. Однако нынешние учащиеся учреждений профессионального образования слабо ориентированы в глобальных, в том числе экологических, проблемах сохранения здоровья человека и биосферы. Преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточно развита потребность фактически участвовать в природоохранной работе. Многие отождествляют охрану окружающей среды и рациональное природопользование с охранением отдельных природных комплексов и редких видов растений и животных.

Однако все мы понимаем, что нам необходимо научиться жить в гармонии с природой. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды». В этих условиях проблема экологического воспитания обретает особую значимость. Задача педагога состоит не только в том, чтобы показывать актуальность экологических проблем, но и формировать у учащихся экологическое сознание как часть общекультурного развития человека.

Профессиональная деятельность наших выпускников напрямую связана с водными  ресурсами. Училище готовит судоводителей, поваров, судоремонтников, сварщиков для работы на судах речного флота и судоремонтных предприятиях региона. Учитывая этот факт, деятельность по экологическому воспитанию наших учащихся мы начали с творческого конкурса, посвященного Всемирному дню водных ресурсов. Конкурс назвали «Живая вода», организаторами выступили Управление по экологии Администрации города Тюмени, Региональный центр водных технологий Компании Кванта плюс и Администрация нашего училища. Основная цель, которую мы ставили, привлечение молодежи к сохранению и охране водной среды. Первый этап конкурса был заочным и представлял из себя написание рефератов в сфере охраны и восстановления водных ресурсов. Очный тур проходил 18 марта 2008 года на базе училища, где  учащиеся защищали свои работы. Защита проходила публично в актовом зале. Тематика выступлений была разнообразна: охрана и использование водных ресурсов, рациональное использование водных ресурсов, проблемы пресной воды, воздействие речного транспорта на окружающую среду, основные экологические проблемы российских рек и др. Всего к защите было представлено 20 работ. По итогам конкурса были определены победители, которые получили почетные грамоты и ценные подарки.

Проведенный конкурс - это первая попытка привлечь внимание наших учащихся к проблеме сохранения и рационального использования водных ресурсов региона. Конечно, исследования учащихся были чисто теоретическими, однако они были направлены на самостоятельную работу учащихся с научной литературой, подготовку докладов, рефератов, презентаций по выбранным темам.

В своих работах учащиеся указали на ряд проблем:

  • Речной транспорт в Тюменской области является одним из основных видов транспорта в новых развивающихся районах для обслуживания создаваемых промышленных узлов и комплексов.    На сегодняшний день малые реки нашей области  поставлены на грань  экологической   катастрофы в связи  с загрязнением вод и уменьшением  притока воды из   бассейна, что приводит к полному высыханию этих рек или превращение  их во временные водотоки. Лишь в исключительных случаях эти процессы     столь интенсивны, что приводят к аварийной   ситуации, разрушению    причалов, надводных и    подводных переходов,  водозаборов.
  • Все речные суда являются источниками нефтесодержащих и фекально-бытовых стоков, мусора и других загрязнений. Особенно следует отметить нефть и нефтепродукты, которые попадают в реки, озера и другие судоходные водоемы вследствие утечки при перевозке их в нефтеналивных судах из-за негерметичности топливных и грузовых емкостей, а также при промывке танкеров после разгрузки. Не исключена опасность вытекания нефти в аварийных ситуациях. Например, при проломе корпусов во время столкновения судов или посадки их на мель. На речных судах в процессе технического обслуживания судна и ремонта механизмов и устройств, и повседневной уборке жилых и служебных помещений образуется бытовой мусор, который затем выбрасывается в воду. Тонущий мусор постепенно накапливается на дне водоема,  изменяет естественные условия обитания рыб и растений и может стать причиной исчезновения некоторых из них.
  • Растет число аварий и катастроф на водном транспорте, которые носят все более выраженный социальный, экономический и экологический характер. Этому способствуют: изношенность и старение основных фондов водного  транспорта;  резкое сокращение капиталовложений
    в водохозяйственные  объекты, ухудшение материально- технического снабжения противоаварийных  установок объектов; падение  технологической,  производственной  и трудовой дисциплины  на всех уровнях как следствие глубокого социального и экономического кризиса в стране; отсутствие       современной      нормативно-технической,      информационной      и инструктивно - методической базы в сфере охраны труда, техники безопасности и
    экологической безопасности на водном транспорте; ослабление   профессионального   контроля   со   стороны   надзорных   органов   за
    безопасностью функционирования потенциального опасных объектов;

               отсутствие    экономического    стимулирования    объектов    

               повышенного    риска,  ведущих  реконструкцию,  модернизацию  и  

              обновление  систем  безопасности  и природоохранных сооружений.

  • Еще одним источником загрязнения водоемов являются: танкерный флот: 46%, добыча нефти на шельфе 1,7%, речной сток 1,3 %, неочищенные сточные воды 7%, ежегодно каждое судно сливает за борт не менее 0,5-0,6т отработанных вод, которые содержат до 10-15л  нефтепродуктов на 1т отработанных вод. Над этими цифрами должны задуматься не только мы, но и государство.
  • Главными факторами, снижающими эффективность работы речного флота, является короткий период навигации, невысокая скорость движения, значительное старение действующих судов, острая необходимость в создании нового вида транспорта, который мог бы уменьшить негативное влияние на экологию воднотранспортных путей и вместе с тем обеспечить круглогодичное снабжение всех необходимых населенных пунктов.

  Как выяснили ребята, уже сегодня разработаны основы природоохранных, инженерных мероприятий при производстве дноуглубительных и берегоукрепительных работ, прогнозирования и предупреждения ледовых заторов на реках, аварийных разливов нефтепродуктов и разрушений гидротехнических сооружений.  В области повышения надежности и безопасности  судовых  гидротехнических сооружений продолжается  работа:

- совершенствуется система контроля технического состояния и оценки ресурсов ответственных элементов гидротехнической и строительной частей, электротехнического и механического оборудования;

- практически  внедряются неразрушающие методы контроля наиболее ответственных узлов и деталей механического оборудования;

- разрабатываются  и внедряются новые, более совершенные и надежные конструкций электромеханического оборудования, систем автоматики и механики;

Все эти меры  помогают обеспечивать  безопасную работу речного флота Тюменской области, который в настоящее время насчитывает:

Общее количество судов – 904:

 из них пассажирских судов - 22

 из них нефтеналивных судов -12

 из них сухогрузных судов - 78

 из них толкачи, буксиры - 277

 из них ледоколы, рейдовые - 61

 из них несамоходные – 156

         В процессе защиты своих реферативных работ, учащиеся отметили, что водный транспорт является наиболее экологически безопасным, а водные пути не требуют отчуждение земель, уничтожение лесов, строительства мостовых переходов, создания искусственных путей.

Поэтому первоочередными  задачами государственной службы речного флота на сегодняшний день должны стать:

  1. Повышение безопасности судоходства;
  2. Повышение экологической безопасности речного транспорта;
  3. Разработка закона Российской Федерации «О внутренних водных путях»;
  4. Разработка и внедрение новых технологий, увеличивающих срока службы сооружений, обеспечивающих снижение энергоемкости, материалоемкости и транспортных издержек;
  5. Разработка новых систем и средств навигационного оборудования.

Основной вывод, к которому пришли наши  учащиеся, заключаются в следующем:

  1. Для того чтобы удовлетворение жизненных потребностей населения осуществлялось без ущерба для будущих поколений,  необходимо перейти на новый путь развития – ноосферный, т.е. когда коллективный разум человечества будет определять состояние и заботиться о развитии биосферы совместно.

       По итогам конференции был рассмотрен вопрос о дальнейшем проведении  не только теоретических, но и опытно-проблемных исследований. Наши учащиеся проходят плавательную практику в течение длительного времени: с апреля по ноябрь. Практика проходит в реальных условиях, география достаточна широка: Тюменская область, северные моря (Карское и Баренцево), выход в Европу (Белое море). Поэтому совместно со специалистами Управления по экологии Администрации города Тюмени  были разработаны практические задания на плавательную практику, которые будут направлены на решение проблем «чистой воды».

Так,  на предстоящую плавательную практику 2008 года вместе с основным заданием, наши учащиеся получили дополнительное: Изучить вопрос соблюдения требований природоохранного законодательства на конкретном судне:

  • Указать наличие журналов учета сдачи твердых бытовых отходов (сухого мусора) на берег;
  • Сделать фото мест приема сухого мусора;
  • Указать наличие журнала сдачи подсланевых (нефтесодержащих) вод;
  • Отметить периодичность сдачи подсланевых вод;
  • Сделать фото судна по приему подсланевых вод;
  • Описать процесс заправки судна нефтепродуктами (сделать фото);
  • Дать оценку воздействия конкретного судна на экосистему реки, моря;

Подведением итогов практической деятельности учащихся в сфере соблюдения  требований природоохранного законодательства на  судне станет следующая конференция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 5 классе "Опасности на воде и водном транспорте".

В представленной работе рассмотрены вопросы:  причины происшествий на воде, порядок поведения на воде в летний период, правила поведения на водном транспорте....

Водный транспорт

   Водный транспорт — самый древний вид транспорта. Как минимум до появления трансконтинентальных железных дорог (вторая половина XIX века) оставался важнейшим видом транспорта. Даже ...

Технологическая карта урока. Водный транспорт.

Технологическая карта урока составленна с требованими ФГОС. На уроке дети узнают о водном транспорте,идет разделение на речной и морской транспот....

Бинарный урок (технология и логопедия). Тема "Водный транспорт".

Цель урока: научиться складывать парусники из бумаги; развивать сильную направленную воздушную струю для четкого произнесения звуков; расширять знания предметного словаря по теме «Транспорт...

Экологические проблемы водного и воздушного транспорта.

Рассмотреть экологические проблемы водного и воздушного транспорта, влияние на атмосферы земли....

Конспект индивидуального занятия "Транспорт. Водный транспорт"

Конспект предназначен для детей с ЗПР первого класса....