Методическая разработка раздела воспитательной программы «ИСТОК».
методическая разработка (9 класс) на тему

Перова Ирина Александровна

Раздел:

«Творческий потенциал и творческая активность учащихся».

Цель:

ü Создание условий для развития и совершенствования творческого потенциала и творческой активности ученика 

Задачи:

ü Поиск путей, направленных на развитие и успешную реализацию творческих способностей детей.

ü Создание благоприятных условий для реализации их личных творческих способностей.

ü  Создание системы целенаправленной работы по развитию творческих способностей и творческой активности учащихся,

ü Поддержка  детской одаренности, таланта

ü Стимулирование творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

Формирование стремления реализовывать свои творческие способности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка раздела

воспитательной программы «ИСТОК».

Раздел:

«Творческий потенциал и творческая активность учащихся».

Цель:

  • Создание условий для развития и совершенствования творческого потенциала и творческой активности ученика 

Задачи:

  • Поиск путей, направленных на развитие и успешную реализацию творческих способностей детей.
  • Создание благоприятных условий для реализации их личных творческих способностей.
  •  Создание системы целенаправленной работы по развитию творческих способностей и творческой активности учащихся,
  • Поддержка  детской одаренности, таланта
  • Стимулирование творческой деятельности.

Ожидаемый результат:

Формирование стремления реализовывать свои творческие способности.

Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей учащихся

     Развитие творческого мышления необходимо осуществлять с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также методов и средств творческого развития, соответствующих этому возрасту.

 

     Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка- полувзрослого». У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем  он даже чувствует свое преимущество.  Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается  главным домашним «комментатором» общественных событий.

В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма.

Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов

происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение   сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового   возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной  системы, мыслительной деятельности.

    Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные   принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не   приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия   жизни.

   Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости  от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться  его личность.

    Поэтому творческие работы позволяют детям данного возраста чувствовать себя увереннее. А ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимое условие для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.

    В 9 классе обучается 17 человек. Из них 8мальчиков и 9 девочек. 1997 г.р.-1 человек; 1998г.р. – 13 человек; 1999 г.р.-3 человека. Основной состав обучаются в данной школе с 1 класса.

  Социум:  Полные семьи – 4; неполные семьи – 9; с отчимом – 2;опекаемые – 1;

воспитываются с бабушкой -1. 6 учащихся проживает в квартирах с частичными удобствами; 3 человека в квартирах с удобствами; 7 человек в частных домах, 1 – в неблагоустроенной квартире барачного типа.

  В результате медицинских осмотров у обучающихся выявлены следующие заболевания: патология зрения – 3; опорно-двигательный аппарат – 2; сердечно-сосудистой системы – 4; нервной системы -2.

  По результатам успеваемости, диагностики познавательных процессов с учетом речевого развития, класс можно разделить на 2 уровня обучаемости:

  • Средний – 6 обучаемых. Внимание произвольное, объем, концентрация и устойчивость средние, преобладает механическая память. Для усвоения материала необходимо постоянное повторение. При работе необходима помощь учителя. Учебный материал усваивают.
  • Низкий – 11 обучаемых. У них слабо развита механическая, слуховая, моторная память. Она кратковременна, непрочна. Этой группе необходимы выполнение заданий с комментированием, объяснение каждого действия. Слабо развита речь, небольшой словарный запас.

    Коллектив обучающихся разбит на микрогруппы, но сплочены и внимательны друг к другу. Четверо обучающихся относятся к детям «группы риска».

  Отношения с классным руководителем с первых дней (февраль 2010) сложились доброжелательные. Класс в эмоционально-волевой сфере в целом уравновешен. Отношения между детьми дружеские. Непринятых и отвергнутых в классе нет.

Технологии, методы, формы организации деятельности учащихся. 

    Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.   Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности  учащихся,  которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации  и успешной социализации.   

   В соответствии с  общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания  является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, творческими возможностями.

   В основе  моей  работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит  Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».

    Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. 

Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.

Для начала важно было определить, что такое творчество и творческая личность: Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать  по-новому, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству, а  творчество - это целенаправленная деятельность человека, создающая новые ценности, обладающие общественным значением. Новизна может быть объективно значима  или же субъективно значима. Последнее имеет большую личную значимость.

В чем проявляет себя творческая личность?

  • Чувствительна к проблемам: распознает проблемы как таковые, ставит привычное под сомнение, разведывает новые возможности
  •  Мыслит гибко. Ориентируется в различных областях, широкий кругозор.
  •  Оригинальна, комбинирует различные находки.
  • Работа приносит ей удовольствие.
  • Вынослива, упорна, энергична, не останавливается на достигнутом.
  •  Уверена в своих оценках. Фильтрует перспективные идеи, распознает удачные решения.

  С целью раскрытия творческих способностей учащихся использую технологию творческого развития( творчества), взяв за основу  систему развивающего обучения  с направленностью на развитие  творческих качеств личности   (идею общественного творчества И. П. Иванова, технологию развитию критического мышления).  Данную технологию использую в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что каждый ребенок талантлив, только нужно вовремя заметить и развить его задатки и способности.

Цель применения технологии: воспитание общественно-активной   творческой личности, способной приумножить общественную культур, сделать вклад в построение  правового демократического общества.

Задачи:

  • формирование творческого потенциала  личности посредством использования различных  видов    деятельности
  •     поддержка и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

Предполагаемый результат:

  • развитие  индивидуальных  особенностей  каждого  ребёнка;
  • повышение  коммуникативной  компетентности  учащихся;
  • развитие  самоуважения  и  формирование  адекватной  самооценки;
  • формирование  потребности  в  творческой  самореализации  личности;
  •  формирование  уважительного  отношения    к  личности  других  людей

Развитие творчества  осуществляется посредством:

  • игровых форм работы, КТД,
  • интерактивных экспедиций,
  • творческих презентаций,
  • проектной и исследовательской деятельности,
  • техник креативности.

   Всегда стараюсь творчески подходить к организации  проектной деятельности, активно использую интегрированные  проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что  продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и   учителю.    Ученики   разрабатывают  мультимедийные фильмы, проводят публичные презентации проектов с использованием ИКТ.

Развить творческие способности позволяют  технологии ( техники)     креативности:

  • Метод смыслового видения. (Синквейн)
  • Метод символического видения (ментальные карты)
  • Метод  мозгового штурма
  • Шесть шляп
  • Мыслительные стулья Диснея

    Развитие творческого потенциала, формирование  творческой  личности  учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие  способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются  наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы  у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного,  оригинального.

Система деятельности в рамках реализации раздела

«Творческий потенциал и творческая активность учащихся».

   Система деятельности в рамках данного раздела программы разрабатывалась мной по следующим направлениям:

  1. «Самопознание» (Общение)

Цель:  Развитие коммуникативных способностей

Задача:  Всестороннее гармоническое развитие личности 

  1.  «Творчество»

  Цель: Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников;

Задачи:

  • Создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии
  • Формирование и развитие интереса к познанию окружающего мира

3.   «Коллектив» 

Цель: Сплочение классного коллектива, развитие чувства товарищества и взаимопомощи

Задача:   Удовлетворение потребностей учащихся в общении с учителем и одноклассниками во внеурочное время

План мероприятий по реализации раздела

«Творческий потенциал и творческая активность обучающихся».

2013-2014 уч.год

Мероприятие

Дата

1

Осенние посиделки

26.10.13

2

«Милая мама моя»

30.11.13

3

Новогодний серпантин

24. 12 13

4

«Валентин - крутой святоша»

14.02.14

5

«День, пахнущий мимозой»

05.03.14

6

День невинных обманов

01.04.14

7

«Подвигу народа жить в веках!»

06.05.14

8

«Звени звонок последний»

__. 05.14

Список использованной литературы:

  1. Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова «Справочник классного руководителя 5-9 классы»   «ВАКО» Москва, 2005г.
  2. Е.М. Сафронова «Спутник классного руководителя 9-11 классы»  «Глобус» Москва 2007г
  3. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №5, 6, 9 Москва 2006г.
  4. Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. «Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений»  М.: Издательский Центр «Академия», 2002
  5. Ресурсы сети Интернет


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка раздела воспитательной программы « ИСТОК ». Раздел: «Творческий потенциал и творческая активность учащихся».

Слайд 2

Цель: Создание условий для развития и совершенствования творческого потенциала и творческой активности ученика Задачи : Поиск путей, направленных на развитие и успешную реализацию творческих способностей детей Создание благоприятных условий для реализации их личных творческих способностей Создание системы целенаправленной работы по развитию творческих способностей и творческой активности учащихся Поддержка детской одаренности, таланта Стимулирование творческой деятельности

Слайд 3

Ожидаемый результат: Формирование стремления реализовывать свои творческие способности.

Слайд 4

Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей учащихся В 9 классе обучается 17 человек. Из них 8мальчиков и 9 девочек. 1997 г.р.-1 человек; 1998г.р. – 13 человек; 1999 г.р.-3 человека. Основной состав обучаются в данной школе с 1 класса. Социум: Полные семьи – 4; неполные семьи – 9; с отчимом – 2;опекаемые – 1; воспитываются с бабушкой -1. 6 учащихся проживает в квартирах с частичными удобствами; 3 человека в квартирах с удобствами; 7 человек в частных домах, 1 – в неблагоустроенной квартире барачного типа. В результате медицинских осмотров у обучающихся выявлены следующие заболевания: патология зрения – 3; опорно-двигательный аппарат – 2; сердечно-сосудистой системы – 4; нервной системы -2.

Слайд 5

Технологии, методы, формы организации деятельности учащихся Т ехнология творческого развития: Цель применения технологии: воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножить общественную культур, сделать вклад в построение правового демократического общества. Задачи: формирование творческого потенциала личности посредством использования различных видов деятельности поддержка и развитие творчества учащихся в разнообразных его проявлениях.

Слайд 6

Предполагаемый результат : развитие индивидуальных особенностей каждого ребёнка; повышение коммуникативной компетентности учащихся; развитие самоуважения и формирование адекватной самооценки; формирование потребности в творческой самореализации личности; формирование уважительного отношения к личности других людей Развитие творчества осуществляется посредством: игровых форм работы, КТД, интерактивных экспедиций, творческих презентаций, проектной и исследовательской деятельности, техник креативности .

Слайд 7

Т ехнологии ( техники) креативности : Шесть шляп Метод смыслового видения Метод символического видения (ментальные карты) Мыслительные стулья Д иснея Метод мозгового штурма

Слайд 8

Система деятельности в рамках реализации раздела « Творческий потенциал и творческая активность учащихся » . САМОПОЗНАНИЕ ЦЕЛЬ: РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЗАДАЧА: ВСЕСТОРОННЕЕ ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ТВОРЧЕСТВО ЦЕЛЬ: СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ ЗАДАЧИ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА КОЛЛЕКТИВ ЦЕЛЬ: СПЛОЧЕНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ТОВАРИЩЕСТВА И ВЗАИМОПОМОЩИ ЗАДАЧА: УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБЩЕНИИ С УЧИТЕЛЕМ И ОДНОКЛАССНИКАМИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Слайд 9

№ Мероприятие Дата 1 Осенние посиделки 26.10.13 2 « Милая мама моя» 30.11.13 3 Новогодний серпантин 24. 12 13 4 «Валентин - крутой святоша» 14.02.14 5 « День, пахнущий мимозой» 05.03.14 6 День невинных обманов 01.04.14 7 «Подвигу народа жить в веках!» 06.05.14 8 «Звени звонок последний» __. 05.14 План мероприятий по реализации раздела « Творческий потенциал и творческая активность обучающихся » . 2013-2014 уч.год

Слайд 10

Список использованной литературы: Н.И. Дереклеева , М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова «Справочник классного руководителя 5-9 классы» «ВАКО» Москва, 2005г. Е.М. Сафронова «Спутник классного руководителя 9-11 классы» «Глобус» Москва 2007г Научно-методический журнал «Классный руководитель» №5, 6, 9 Москва 2006г. Г.В. Бурменская , Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. « Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш . учеб. Заведений » М.: Издательский Центр « Академия » , 2002 Ресурсы сети Интернет

Слайд 11

« В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить » Сократ Спасибо з а внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разработки и программы

представлены методические разработки кружка и программы...

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка "Возвращение к истокам и воспитание детей на народных традициях"

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить ду...

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов

Рабочая программа разработана на основе авторской  учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов ,  В.В. Пасечник 2002 г ....

Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник

Программа  рассчитана  на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме  68  часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...

Методическая разработка. Рабочая программа 4 года обучения к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Классический танец»

Задачи данной программы:Образовательные-Обучение классическому танцу-Формирование интереса к хореографическому искусству, раскрытие его многообразия и красоты-Стремление привить учащимся умение слышат...

Методическая разработка "Футбол. От истоков до современности"

В данной разработке подробно представлена история футбола, основные правила игры, структура футбольных турниров и соревнований...