Классный час-экскурсия "Сохраним живой лес".
методическая разработка на тему

Чернова Наталья Николаевна

Авторский материал. Может быть полезен в работе с детьми с ОВЗ. Направление- экологическое и духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час-экскурсия

на тему: «Сохраним  живой лес!»

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к неповторимой красоте родной земли и всей планеты.
  2. Обобщать, расширять и углублять природоведческие знания и краеведческие знания.
  3. Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, любовь к родной земле, желание беречь и украшать ее.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация,  клип, выставка книг, выставка поделок , словарные слова.


Ход классного часа:

-  Дорогие ребята! Садитесь поудобнее, приготовьтесь внимательно меня слушать и быть готовыми отвечать на вопросы.

Сегодня мы поговорим о природе, о лесе. слайд
- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? (ответы детей). 
- Вся наша жизнь связана с природой. Дышим мы воздухом, утоляем жажду водой. Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для их изготовления получают в природе. Из земли добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. Нам надо научиться беречь нашу Землю, жить в мире между собой, не засорять Землю, бережно использовать ее ресурсы. 
Тема классного часа и девиз нашей всей беседы звучит так: Сохраним живой лес!»

Человек многим обязан природе, лесу. Для чего же лес нужен людям? (Ответы детей)

Ребята, сегодня вы услышитенезнакомые и даже новые для кого-то слова, я хочу , чтобы вы обратили внимание на  них.(словарные слова)

Экология- это наука, которая учит защищать и охранять природу а люди, которые занимаются изучением и охраной природы называются экологи.

Кислород-это то, чем мы дышим.

Браконьеры-это люди, которые истребляют животных, нарушая закон.

А теперь внимательно подумайте и ответьте что же это?
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой. (Лес)


И сегодня мы с вами отправимся в лес. (Звучат звуки леса
.)    включить звук
Сегодня мы будем туристами. А что нужно туристу? Туристу нужен рюкзак.
Конкурс «Собери рюкзак»   слайд
На столе лежат предметы(игрушки: спички, молоток, аптечка, тарелка, кружка, маска супермена, кукла, соль, ведро,лопаточка) . Дети должны отобрать предметы,которые следует положить в рюкзак туристу.(задание выполняют 2 ребенка).
Теперь можно отправляться в путь.


— А что растет в лесу? (Деревья)

Ребята, послушайте интересные факты.
Издавна существует мнение, что жизни людей и деревьев тесно связаны.
Во многих странах в день рождения ребенка сажали дерево. Немцы в честь мальчика сажали яблоню, в честь девочки — грушу.
У древних славян самым почитаемым деревом был дуб.  Самое любимое дерево русских — береза.

А сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете деревья наших лесов. А в это время Загирный Сергей выполнить индивидуальное задание по карточке.(необходимо перечислить  и записать в таблицу хвойные и лиственные деревья).
 Задание «Узнай дерево…

Слайды с изображением деревьев.


Молоды, ребята! Я убедилась, что вы знаете деревья нашего леса.

Но знаете ли вы, что за деревьями и кустарниками в лесу необходим уход? Чего нельзя делать с деревьями? (Ответы детей.)
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Этим мы наносим рану живому существу. Об этом надо помнить.
Нельзя повреждать кору деревьев — через ранку может вытечь сок, и дерево погибнет.
Нельзя разводить костры вблизи деревьев. Во-первых, может возникнуть пожар, а во-вторых, дерево страдает от горячего воздуха и засыхает.


Надо беречь деревья, ведь они являются главным источником
кислорода на земле, их называют «легкими» планеты.
Кроме деревьев и кустарников в лесу растут еще цветы.
слайдОни делают лес красивым и нарядным. Часто нас привлекает их красота, и мы срываем букеты, но даже не успев донести до дома, выбрасываем, потому что букет завял.

(девочка читает стихотворение)

Цветочек в лесу

Я сорвал на бегу

Сорвал, а зачем-

Объяснить не могу.

В стакане он день

Простоял -  и завял.

А сколько бы он

В лесу простоял


Не рвите цветы. Пусть они останутся в природе и своей красотой радуют всех приходящих в лес.

Ребята, в нашей библиотеке есть много книг о природе и о  лесе… Обратите внимание на выставку книг.
физминутка

Ребята, вы  все внимательно слушали, отвечали на вопросы, много думали, пришло время отдохнуть. Встаньте все и повторяйте за мной…..

На поляне дуб зеленый,

Потянулся к небу кроной.( потягивания-руки вверх)

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил.( потягивания – руки в стороны)

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся!(наклоны вперед)

Вот лягушка поскакала,

Здесь воды ей, видно, мало.

И квакушка бодро скачет

Прямо к пруду, не иначе. ( прыжки на месте)

Ну а мы пройдем немного.

Поднимаем выше ногу!(ходьба на месте)

Походили, порезвились,

И на травку опустились! (дети садятся за парты)


Но теперь настало время познакомиться с лесными обитателями. Кто живет в лесу?Загадки (Ответы детей.)


На поляночку весной

Прибыл весь народ лесной –

Вышел из норы зайчишка.

Из берлоги вылез….(мишка)слайд


Хищная плутовка, 
Рыжая головка, 
Хвост пушистый - краса! 
А зовут ее…(лиса) слайд


Он, как елка, весь в иголках, 
Ловит смело страшных змей. 
И хотя он очень колкий обижать его не смей! 
Он в лесу живет, но вхож и в сады отважный…(ёж)слайд

Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги…

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как  зверек  зовется?.....(зайка) слайд

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щелк.

Кто, скажите, это -…..(волк).слайд

Чье дупло полно орехов?

Шубка чья с красивым мехом?

Глубоко дупло, не мелко.

Кто живет в нем? Это-…..(белка)слайд


Верно. Это все лесные обитатели. Именно им принадлежит лес. Человек же туда приходит в гости. Но иногда человек начинает истреблять животных, губит их, нарушая законы. Как называют этих людей? (
Браконьеры.) Помните, что браконьерство наносит огромный ущерб природе.
— Наш лес наполнен разнообразными звуками.

Давайте вместе послушаем звуки леса и попробуем их определить.

 Слайд и звуки

Вы,наверное, знаете, что в лесу, кроме животных есть еще птицы.

Какие птицы вам известны? (Ответы детей.)
— Какую пользу приносят птицы? (Они уничтожают вредных насекомых, этим спасая лес от гибели.)
— Зимой птицам приходится туго. Как человек может помочь перезимовать птицам? (Делать кормушки, подкармливать птиц.)
слайд
(ребенок читает стихотворение)

Покормите птиц зимой, 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 
Не богаты их корма. 
Горсть одна – и не страшна 
Будет им зима. 
Сколько гибнет их – не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Вам встречать весну.

 

А теперь послушайте стихотворение С. Михалкова «Прогулка». Может быть, кто-то в его героях узнает себя
.слайд


Мы приехали на речку

Воскресенье провести,
А свободного местечка

Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли 
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке 
Тут и там — пустые банки 
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли — 
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
—    Эй, ребята! — крикнул Дима- 
Вот местечко хоть куда! 
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж! 
Распаковывай багаж!
Мы купались.
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли —
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели... 
Отдохнули — и ушли!
И остались на полянке 
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, 
Две размокшие баранки — 
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
- Приходилось ли вам сталкиваться с подобной ситуацией, когда вы выезжаете на природу, а замечательная некогда поляна превратилась в свалку мусора?
- Что неправильно сделали ребята?
- Как в данной ситуации следует поступать?
Когда вы покидаете место, где отдыхали, кроме того, что нужно потушить костер, надо еще убрать за собой. Мусору не место ни в лесу, ни на лугу!
Пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле.

В лесу, как и на дорогах, можно встретить знаки. СлайдТолько это знаки не дорожные, а экологические. Если дорожные предупреждают нас о поведении на дороге, то экологические  о поведении на природе. Посмотрите на них внимательно и скажите, что, по-вашему, они обозначают. (Работа со знаками:)
- Не рвать цветы.
- Помогать птицам.
- Не портить деревья.
- Не уничтожать грибы, даже ядовитые.
- Не шуметь в лесу.
- Не вырубать деревья.
- Сажать деревья.
- Не оставлять мусор.

А сейчас я хотела обратить внимание наших гостей на поделки,  которые дети сделали своими руками, когда готовились к этому классному часу.


Наша прогулка подошла к концу. Помните, что, попадая в лес, мы в нем лишь гостим. А гость хозяину должен быть благодарен за гостеприимство.

- Я вижу, что, в свою очередь, вы можете стать хорошими хозяевами своей планеты. 
Итак, о чем была наша беседа? 
Что вы усвоили? (ответы детей) 
Рефлексия. 
Учитель: 
-Да, ребята, охрана природы- дело всего народа. Вы- маленькие граждане нашей страны, но можете внести свой большой вклад в дело природы. Ведь охранять природу- значит охранять Родину. 
- Давайте стараться жить так, чтобы земля оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы. 

Я на кусте у родника 
Не тронул сети паука,
Я поглядел на муравьев,
У них домище —
Будь здоров!
Я долго по лесу шагал 
И никого не напугал,
Нигде воды не замутил...
В лесу я просто погостил!

Ну, и в завершение нашего путешествия в лес, я хочу, чтобы вы посмотрели шуточный клип.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа «Пока жива память – жив и человек»

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям"А.С. МакаренкоЖизнь общества сегодня ставит серье...

Классный час "Мы живем среди людей"

Цель классного часа - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уметь выбирать правильную стратегию поведения, учитывая интересы всех сторон, способствовать осмыслению конфликтной ситуации ...

Классный час "Зеленоград - живой памятник нашей победы"

Сценарий классного часа "Зеленоград - живой памятник нашей победы"...

Классный час "Мы живем среди людей"

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, развивать умение вести себя в соответствии с правилами этикета.  Оснащение мероприятия:...

Разработка классного часа "Вечно живой"

Открытый классный час для учащихся Луковецкой средней школы, посвящённый морякам , погибшим на атомоходе "Курск"....