Сценарий классного часа «Пока жива память – жив и человек»
классный час (8 класс) по теме

Андреева Надежда Владимировна

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям"

А.С. Макаренко

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, которые из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.

Знать и помнить о войне…

О той войне, которая живет в сознании наших людей как самое многотрудное и длительное испытание.  О Великой Отечественной.

Целые поколения родились и выросли с тех пор. А каждое новое поколение, как известно, с молоком матери впитывает в себя память о зловещем отсвете зарниц жестоких сражений той войны, больших утратах и долгожданных победных салютах.

Подвиг воинов-патриотов, добывших Победу, славные традиции служения России по-прежнему вдохновляют, делают нас причастными к таким знаменательным вехам истории Родины.

Гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций, понимание неповторимости культуры своего народа, почитание его героев – все это входит в понятие патриотизма. Зайдите в любой дом, перелистайте альбомы семейных фотографий, поинтересуйтесь, чем здесь дорожат, перед чем благоговеют, и вы окажетесь в мире бесценных реликвий. Вам покажут снимки пехотинцев, танкистов, летчиков, моряков, пограничников, партизан, расскажут о боевых орденах и медалях, которых они удостоены, отыщут сбереженные на память дедовскую фронтовую шинель, шапку-ушанку или флотскую бескозырку, достанут и грамоты, знаки отличников, классных специалистов, полученные сыновьями и внуками ветеранов уже в послевоенные годы. Во всем этом не просто знаки внимания и почета, но и богатый, бесценный материал для воспитания у наших детей верности традициям людей военного поколения.

Поэтому в первую очередь для успешного осуществления работы по нравственно-патриотическому воспитанию личности каждого школьника нужны такие мероприятия, как «Пока память жива – жив и человек»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа «Пока жива память – жив и человек»,

проведенного в рамках школьного конкурса «Самый классный классный»

Андреевой Надеждой Владимировной, классным руководителем 8-б класса

МБОУ «Красноармейская СОШ» Красноармейского района Чувашской Республики

Цель: Дать учащимся понять, что память о родных и близких, и их дела и поступки помогают человеку стать добрым, жить по правилам своего народа

Задачи:

  • выяснить, какую роль играет память в сохранении духовного наследия.
  • приобщения и воспитания уважения к нравственным ценностям.

Форма  проведения классного часа:  беседа с элементами групповой работы ( интерактивная беседа);

Оборудование: презентация, видео «Память народа», шкатулка с медалями Андреева Василия Андреевича, листы чистой бумаги, карандаши, пуховой платок, …

Перед началом мероприятия дети рассаживаются по группам (как это делать, оставляю на сообразительность руководителя)

Учитель:  Что такое память? Как вы можете объяснить? Для чего нужна память?

Ученики: ………..

Учитель: Память- это хранилище, копилка, сундук, где можно хранить все что происходит с нами с близкими , с народом. Давайте мы с вами посмотрим несколько фрагментов из вашей жизни. ( Слайды)

Учитель: Что вы почувствовали во время  просмотра этих   слайдов

Ученики:...

Учитель:  Передайте свои чувства красками.

Ученики: (рисуют, потом рассказывают о своих рисунках)

Учитель : Что вы видите? ( сундучок)

- Для чего сундучок предназначен? ( хранить вещи)

- Какие- все или особенные? ( реликвии, памятные вещи, имеющие ценность только для семьи)

( письма, медали, орден, икона, фотография)

- Какая человеческая способность ассоциируется с сундучком как со своеобразным хранилищем?

- В сундучке мы видим, что можно хранить. А что мы храним в памяти?

( воспоминания о близких людях, традиции, знания, опыт, всё, что делает нас личностью. Без памяти мы бы не знали кто мы)

- А для чего мы храним всё это в нашей памяти?

( чтобы передать своим детям)

Учитель: Я хочу рассказать об отце моего мужа. Какой он герой. …….( рассказывает и показывает что в шкатулке)

Учитель: Есть разные виды памяти- генетическая, психическая, социальная, историческая. Но мы сегодня будем говорить о памяти как о культурном феномене, благодаря которому человек после смерти может продолжать жить, но только в духовном смысле.

              Почему человек перед смертью отдаёт на хранение своим сыновьям нажитое? Какой смысл вложен в слова: «Человек умирает лишь наполовину»?

Ученики:….

Учитель: Время летит с неумолимой быстротой. Одно поколение людей приходит на смену другому. Издревле человечество искало возможность «остановить мгновенье». И нашло. Люди создают духовные ценности, чтобы зафиксировать отдельный этап развития государства, общества, явления, традиции, семьи, чтобы передать это потомкам,  оставить след в  их памяти  и сохранить очень ценную незримую «времен связующую нить» между прошлым и будущим.

И возможно это всё только благодаря человеческой памяти.

Память человеческая – связующая нить времен, преемственности поколений и передачи духовного наследия. Человек должен оставить о себе хорошую память своими делами, своей жизнью. Если это удаётся, то человек может прожить долгую духовную жизнь после смерти. Это и есть память.

 Ученики:

Когда знобит и холодно – я укрываюсь «бабушкой»,

 Она моё спасение, когда болит спина.

 Да просто  наша «бабушка» - платок пуховый вязаный,

 И сила исцеления тому платку дана.

 Его вязала бабушка простой несложной вязкой.

 Бывало, спит и вяжет – что удивляло нас.

 Когда вязала – пела, рассказывала сказки.

 И каждая петелька хранит её рассказ!

Учитель:

 И у моих детей к платку особый трепет.

 Они его, любя, «прабабушкой» зовут.

 И говорят: «Платок не просто греет,

 Не зная бабушку – она как будто тут.»

 И я ответила, глазами улыбаясь :

 «Коль в сердце память к предкам будет жить,

 То станет крепкой, никогда не прерываясь,

 ВРЕМЁН СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»…

Учитель демонстрирует цепь ( цепь- времён связующая нить -наша память). А что будет, если  я её разорву?

Ученик:  Прервётся связь между прошлым и будущим, не будет преемственности поколений. Прекратится наша история.

С помощью памяти человек передаёт своё духовное наследие потомству, хранит в веках свою историю и историю своего народа. Предостерегает потомство от возможных ошибок и просчётов.

 « Память- преодоление времени, преодоление пространства. Память- основа совести и нравственности, память- основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память - наше богатство. Память становится отчётливой силой, особенно во времена предельных испытаний, выпадающих на долю людей…»

Какое самой страшное испытание для человека, народа?

Конечно, война. Давайте посмотрим видео «Память народа»

Человеческая память. Время не властно над ней! И сколь бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью. Разума над безумием, гуманности над варварством. Теперь послушаем стихотворение Михаила Исаковского «Враги сожгли родную хату»

Ученик: …

Учитель: Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому, что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтоб фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто не дожил до Победы, сгорел заживо, задушен в газовых камерах, затравлен собаками, расстрелян, замучен.  Сколько пережить пришлось нашим людям за эти годы лихолетья, сколько потерь. Всегда поражаешься силе духа русского народа, не сломленного, сумевшего выстоять и победить ненавистного врага…

Мы свято чтим память погибших в этой страшной войне. Их 28 миллионов.

Мы свято чтим память ушедших из жизни участников Великой Отечественной войны.

В пояс кланяемся живым. Подвиг Ваш бессмертен.

Ученики:

Помните! Через века,

 Через года,- помните!

 О тех, кто уже не придет

 никогда,- помните!

 Не плачьте!

 В горле сдержите стоны, горькие стоны.

 Памяти павших будьте достойны!

 Вечно достойны!

 Вспомним всех поименно,

 Горем вспомним своим.

 Это нужно не мертвым,

 Это нужно живым.  (минута молчания)

  • Учитель:  Помните, в наши  руки вручили наши деды и прадеды ясное солнышко, синее небо, мир для нас. И наша задача с вами не дать миру рушиться. Мы говорим : «Нет войне на нашей земле!» Пусть в вашей памяти – копилке храниться только все хорошее

 и  доброе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа на отделении народных инструментов "А песня русская - жива!"

Данный материал будет полезен для преподавателей школ и музыкальных руководителей детских садов.В разработке использованы стихи русских поэтов, разнообразный тематический музыкальный материал и истори...

Сценарий классного часа на тему: "Темперамент и характер человека"

Подростки очень интересуются психологией людей, стремятся познать мир человеческих отношений, найти свое место в нем, самоутвердиться. В 12-15 лет хочется узнать все сразу и опробовать психологи...

Педагогический проект "Пока жива память..."

Проект носит патриотическую направленность. Цель - сохранение исторической памяти и повышение уровня сформированности патриотических качеств учащихся. Предусматривает различные формы совместной деятел...

Афганистан - наша память и боль. Сценарий классного часа.

Сценарий классного часа для 6-10 классов, посвящённый годовщине вывода советских войск из Афганистана....

Сценарий классного часа «Афганистан – живая память»

воспитание у школьников гражданственности и патриотизма, чувства долга, ответственности, отваги  на личных примерах воинов-интернационалистов; развитие интереса к истории прошлого столетия...

Сценарий классного часа, посвященного 33-й годовщине вывода войск из Афганистана «Афганистан – живая память»

Сценарий мероприятия , посвященный  33 годовщине вывода войск из Афганистана...

Сценарий классного часа "Дорога жизни. Память Ленинграда"

Тому, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти,  отдать...