Педагогический проект "Пока жива память..."
методическая разработка по литературе по теме

Мечкова Татьяна Федоровна

Проект носит патриотическую направленность. Цель - сохранение исторической памяти и повышение уровня сформированности патриотических качеств учащихся. Предусматривает различные формы совместной деятельности педагогов и учащихся, самостоятельной детской деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Имя существительное

  1. Прочитай внимательно текст. Найди в тексте имена существительные.

Котик

Я читал томик стихов Маршака. Вошла бабушка. В руках она держала пушистый комочек. Это был рыжий котик. Он быстро спрыгнул, забрался на журнальный столик и стал играть с цветным карандашиком. Потом Рыжик нашел клубочек с пряжей, запутал все нитки и переключился на резиновый мячик. Очень шустрый котенок! Я взял его на руки. Носик у кота был влажный. Мы пошли с Рыжиком в наш садик. Котенок спрятался под кустиком сирени и начал наблюдать за мной. Я вытащил из кармана платочек, стал размахивать им. Рыжик так разыгрался с платочком, что не хотел идти в дом. Только запах свежей рыбы заставил его бросить платочек и помчаться на кухню к бабушке, где ему достался лакомый кусочек.

  1. Выбери из текста любые 5 имен существительных и укажи в таблице их признаки.

Сущ.

Нач. ф.

Соб.\

Нариц.

Одуш.\

Неодуш.

Род

Склонение

Падеж

Число

Синт. роль

Глагол

  1. Прочитай внимательно текст. Найди в тексте глаголы.

Зимой в тайге

Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-серебристый свет луны с трудом проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги. Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном. Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой! Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.

  1. Выбери из текста любые 5 глаголов и укажи в таблице их признаки.

Глагол

Инфи-

нитив

Возвр.\

невозвр

Вид

Спр.

Накл.

Время

Лицо\

род

Число

Синт.

роль

Имя прилагательное

  1. Прочитай внимательно текст. Найди в тексте имена прилагательные.

Сосновые деревья

Приходилось ли вам любоваться сосновым бором зимой? Это удивительное явление. Стволы сосен кажутся медно-красными. Вечером в бору постукивают о стволы сосен крепкими клювами дятлы.

Весны здесь долго ждать. Еще разгуляется непогода, будет бушевать ветер в сосновых вершинах и разбрасывать сухие сосновые иголки по земле. Сосны крепко держатся за землю своими могучими корнями. Эти красивые и сильные деревья не страшатся трескучего мороза. Но хорошо себя чувствовать они могут только на севере. Северный климат самый благоприятный для сосновых деревьев.

Сосна является прекрасным строительным материалом, топливом. Целебные свойства сосны широко используются в медицине. Это хвойное дерево завоевало себе почетное первое место в русских лесах. (104 слова)

  1.  Выбери из текста любые 5 имен прилагательных и укажи в таблице их признаки.

Имя

прилагат.

Разряд по значению

Степень сравн.

Форма

Падеж

Число

Род

(в ед.ч)

Синт.

роль



Предварительный просмотр:

План описания одежды школьника

Форма для_______________, ________классы

Что можно отразить в описании каждой части костюма:

-Цвет ткани каждой части костюма

-Особенности каждой части костюма: длина рукава, длина подола платья, юбки, сарафана….

-Галстук, его наличие или отсутствие

-Туфли

План описания одежды школьника

Форма для_______________, ________классы

Что можно отразить в описании каждой части костюма:

-Цвет ткани каждой части костюма

-Особенности каждой части костюма: длина рукава, длина подола платья, юбки, сарафана….

-Галстук, его наличие или отсутствие

-Туфли



Предварительный просмотр:

МБОУ «Ошьинская средняя общеобразовательная школа – Базовая школа» Куединского района Пермского края

Педагогический  проект  

 «Пока память жива…»

                       Автор: Мечкова Татьяна Федоровна                                                                                                                            

 учитель русского языка и литературы

 

2012-2013 учебный год

1. Актуальность темы

В 2015 году страна будет отмечать 70-и летие окончания Великой Отечественной войны. Хотелось, чтобы эта дата не осталась не замеченной и в нашей школе.  Многие семьи до сих пор хранят память о тех днях, о родственниках, не вернувшихся в той войны.

В наше время все меньше и меньше остается в живых ветеранов, свидетелей прошлого. А новое поколение все меньше и меньше знает о тех людях, благодаря которым ковалась Великая Победа - это ветераны войны и труженики тыла.  У многих учащихся бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки могли бы многое рассказать о том времени, о нелегком труде  на благо Родины, для Победы. Современные дети немного знают о прошлом, да и не у всех есть желание узнать что-то большее, чем то, что им рассказывают на уроках истории,  литературы. Мало смотрят фильмов, мало читают книг о войне. Данный проект направлен на решение задач патриотического воспитания, развитие патриотических чувств учащихся.

2. Постановка  проблемы

 Приближается семидесятилетие со Дня Победы. Важно, чтобы эта дата была отражена в жизни школы.  Реализация проекта позволит решить следующие проблемы:

  1. Дополнит работу по направлению «Патриотическое воспитание»;
  2. Повысит уровень сформированности патриотических качеств учащихся;
  3. Позволит систематизировать материалы о земляках: участниках Великой Отечественной войны  и тружениках тыла.

3.Цели и задачи проекта

Цель проекта: обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение исторической памяти, повышение уровня сформированности  патриотических качеств учащихся.

Задачи:

 1.Сбор, систематизация сведений о ветеранах войны  и тружениках тыла, представление данной информации на школьном сайте;

2. Приобщение детей к чтению рассказов и стихов, к  просмотру фильмов о войне;

3. Написание исследовательских работ по истории села в годы войны; об участниках войны и тружениках тыла;

4. Проведение акций «Помоги ветерану»;

5. Посещение районного краеведческого музея;

6. Воспитание патриотизма средствами литературы, кино, рассказов ветеранов и тружеников тыла.

4. Стратегия и механизм реализации проекта

Данный проект планируется  реализовать  в МБОУ «Ошьинская средняя общеобразовательная школа – Базовая школа» в 2014- 2015  учебном году с учащимися 5-9 классов в  совместной деятельности педагогов и учащихся; самостоятельной детской деятельности. Реализация проекта предполагает несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.

5.Рабочий план реализации проекта

Этап

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Результат

Подготови-

тельный

Презентация проекта на заседании школьного актива

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Учащиеся и педагоги ознакомлены с содержанием проекта

Подбор методик по выявлению уровня сформированности патриотических качеств учащихся

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Наличие пакета диагностик

Анкетирование учащихся   «Уровень  сформированности патриотических качеств»

Сентябрь

Заместитель директора по ВР

Выявлен начальный уровень сформированности качеств

Составление списков литературы о войне для внеклассного чтения в 5-9 классах

Октябрь

Учителя русского

языка и литературы

Наличие списков для каждого класса

Составление списков фильмов о войне, рекомендованных для просмотра

Октябрь

Учителя русского

языка и литературы

Наличие фильмов и аппаратуры для просмотра

Определение тем исследовательских работ учащихся

Октябрь

Педагоги

Определены 3 темы

Составление списков ветеранов  и тружеников тыла Ошьинского поселения

Ноябрь

Специалисты поселения

Наличие списка

Основной

Сбор  материалов о ветеранах и тружениках тыла

2-3четверть

Учащиеся 5-9 классов

Наличие биографий, фото и видеоматериалов, интервью

Систематизация материалов о ветеранах и тружениках тыла

4 четверть

Учащиеся 8-9 классов

Созданы презентации «Ветераны войны», «Труженики тыла»

Проведение акций «Помоги ветерану»

2-4 четверть

Учащиеся  5-9 классов

Оказана посильная помощь

Участие в конкурсе исследовательских работ

Февраль

Педагоги

Подготовлены  работы

Функционирование  «Открытого кинозала»

2 раза в четверть

Учителя русского

языка и литературы

Просмотр и обсуждение фильмов о войне

Проведение конкурса чтецов стихов на военную тему

Март

Педагоги

Определены лучшие чтецы

Конкурс сочинений «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Письмо ветерану».

Апрель

Учителя русского

языка и литературы

Лучшие сочинения выставлены на сайт

Посещение районного краеведческого музея, просмотр экспозиции о Великой Отечественной  войне

Май

Учителя русского

языка и литературы

Пополнение презентаций

Разработка сценариев уроков литературы и дидактических материалов по произведениям военной тематики в 5-9 классах

В течение учебного года

Учителя русского

языка и литературы

Подготовлены методические материалы для сборника

Создание веб – страницы проекта на школьном сайте

Май

Педагоги

Действующая страница

Оформление стендов в кабинете литературы и истории «70 лет Победы»

Апрель

Педагоги и учащиеся

Наличие и обновление стендов

Итоговое мероприятие «Пока память жива…»

Заместитель директора по ВР, педагоги

Презентация  итогов реализации проекта с приглашением ветеранов, тружеников тыла и их родственников

Заключи-

тельный

 Анкетирование учащихся «Уровень сформированности патриотических»

Май

Заместитель директора по ВР

Выявлена динамика сформированности качеств

Проведение открытых уроков литературы по произведениям военной тематики

Май

Учителя русского

языка и литературы

Проведено 2 урока

Выпуск  методического сборника

Июнь

Педагоги

Выставлен на сайт

 Веб – страница с итогами  на школьном сайте

Июнь

Педагоги

Действующая страница

6. Конкретно ожидаемые результаты реализации проекта

  1. Сформирован пакет диагностик по выявлению уровня сформированности патриотических качеств;
  2. Составлен список литературы для внеклассного чтения  на военную тему для 5-9 классов;
  3. Просмотрено и обсуждено 8 фильмов;
  4. Написаны  исследовательские работы (индивидуальные, коллективные);
  5. Созданы 2 слайд – презентации «Ветераны Вов», «Труженики тыла»;
  6. Выпущен методический сборник;
  7. Создана веб – страница проекта на школьном сайте;
  8. Оказана посильная помощь  ветеранам и труженикам тыла;
  9. Оформлены  стенды, посвященные  70-и летию со Дня Победы;
  10. Повысился уровень сформированности патриотических качеств учащихся на 10-20%;

7. Оценка и мониторинговая деятельность

Все данные, полученные при реализации данного проекта, могут быть использованы на уроках истории, литературы, для создания музейного уголка в кабинете истории. Диагностики могут быть использованы классными руководителями для дальнейшей работы по направлению «Патриотическое воспитание». Список литературы на военную тематику можно применять ежегодно, проводить обсуждение прочитанных книг, вести дневники читателей, проводить внеклассные мероприятия по авторам,  произведениям.  Открытый кинозал может продолжать  функционировать, только расширить список фильмов для просмотра. Продолжить работу по написанию исследовательских работ.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль современной солдатской песни "Живая память"

Данный фестиваль проводится ежегодно в день памяти выпускника школы Рамиля Хузина, погибшего при выполнении воинского долга в Чечне.  Фестиваль состоит из современных солдатских песен под гитару ...

Внеклассное мероприятие "Живая память"

День памяти воинов-интернационалистов"Живым бойцам почёт и честь, а мёртвым слава вечная"15 февраля - День памяти воинов-интернационалистов. Именно в этот день в 1989 году советские войска покинули Аф...

Живая Память

Данное мероприятие посвящено светлой памяти выпускника нашей школы Рамиля Хузина, награжденного Орденом Мужества (посмертно)...

Урок мужества "Живая память"

         Тема живой памяти всегда будет актуальна. Патриотизм, как отношение человека к Родине, занимает исключительное место. В этих словах вечный зов души русск...

Внеклассное мероприятие "Живая память"

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках муниципального конкурса классных руководителей "Самый классный классный". Материал подготовлен об огнеборце Эдуарде Фомине- выпускнике нашей гимназии(бывше...

Презентация "Живи, память, живи!"

Данный проект "Живи, память, живи!" - это наша любовь, уважение, признательность и память о тяжелых днях 1941-1945 гг. Это одна из нитей преемственности поколений. Пройдут года, а в наших умах и сердц...