Сценарий классного часа "Дорога жизни. Память Ленинграда"
классный час (6 класс)

Иванова Ирина Ивановна

Тому, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти,  отдать   дань  уважения   и  вечной   благодарности  им -  наша  задача. Помнить о страданиях, которые принесла война в каждую семью нашей страны, помнить о мужестве и героизме наших прадедов – священный долг потомков.  Тема памяти о Великой Отечественной войне, тема защиты Родины и мужественного не покорения жестокому врагу сегодня актуальна как никогда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

КЛАССНЫЙ ЧАС

ДОРОГОЙ ЖИЗНИ. ПАМЯТЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА

Целевая аудитория: суворовцы второго курса СПб СВУ

Дата и время проведения: 27.01.2023, 15.30

Место проведения: комната информирования и досуга курса

Пояснительная   записка

          Бывают особенные   времена, словно бы   предназначенные   для испытания   людей на прочность, на   мужество, на   способность   сохранить в себе достоинство  и  лучшие  человеческие  качества. Память  об  этих  событиях  неподвластна  времени  -  бережно  хранимая  и  передаваемая   из  поколения  в   поколение,  она  переживёт  века,  из  памяти  народной   мы  черпаем  силы  для   новых   свершений.

         Всё  дальше и дальше удаляемся  мы от  Великой  Отечественной  войны, вот  она  и  стала  событием «прошлого века».  Будущий юбилей полного освобождения Ленинграда от блокады станет   своего   рода   экзаменом,  итогом   работы   по   сохранению   и  приумножению   памяти   о  героизме   нашего   города. В этом  году  наша   страна  отметила  80-летие  прорыва  блокады  Ленинграда. Памяти  этого  события и посвящена методическая  разработка  урока  мужества  «Дорога жизни».  Это заключительный урок в череде январских патриотических событий по изучению

 Цель  проведения: 

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, за  свою  страну.

 Задачи:  

  • расширить  знания  детей о Великой Отечественной войне и  трагических страницах  жизни в  блокадном Ленинграде;  
  •  воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа;
  • пробудить в воспитанниках чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда  с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений  и поэзии;
  • развивать  коммуникативные  способности  выступления  перед товарищами.

Актуальность:   Тому, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти,  отдать   дань  уважения   и  вечной   благодарности  им -  наша  задача. Помнить о страданиях, которые принесла война в каждую семью нашей страны, помнить о мужестве и героизме наших прадедов – священный долг потомков.  Тема памяти о Великой Отечественной войне, тема защиты Родины и мужественного не покорения жестокому врагу сегодня актуальна как никогда.

         «Нет памяти -  нет страны, нет   народа»

                                                                                                                                   А.С.Пушкин

Ход мероприятия:

Слайд 1.

Здороваюсь. Целеполагание: беседа с суворовцами - Зачем вы пришли? Чего ждете? Свою цель озвучить….

(фрагмент видео просторов нашей земли под музыку- другую подставить) https://www.youtube.com/watch?v=eK57-wsTx4s

П-о: Родина.
Загадочное и простое чувство.
Мы можем наслаждаться тишиной....
Ощущать свежесть утренней росы..
Вдыхать запах полевых цветов..
Вслушиваться в пение птиц..
Любоваться нежными туманами..
Восхищаться тихим великолепием рассвета..
Родина.
Однажды все это могло погибнуть

Слайд 2.

(фрагмент видео начало ВОВ)

https://www.youtube.com/watch?v=XmgJe9SLRYg – мирная жизнь, бомбы со священной войной

П-о: Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может: защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой. (А.Митяев).

Слайд 3: Заставка – плакат снятие блокады!!

П-о: В январе мы, по традиции, говорим с вами о самой трагической и самой героической странице истории Ленинграда. Истории сопротивления нашего города фашистской блокаде 1941-1944 годов. 80-летие прорыва блокады мы отмечали мы вместе со всем городом. Это дань памяти миллионам погибших жителей и защитников города Ленинграда, которую мы никогда не сможем отдать. Прошлый учебный год мы с вами завершили поездками по местам больших сражений Ленинградской области, начать наш классный час я предлагаю с воспоминания о поездке на самое знаменитое кладбище Ленинграда, которое является одним из символов блокады. Как оно называется? (Пискарёвское)

Слайд 4: (фрагмент «4 взвод на Пискарёвке»)

Память павших защитников города Ленинграда, память погибших жителей прошу почтить минутой молчания

Слайд 5: (видео фрагмент- свечи, минута молчания- метроном)

Слайд 6 Заставка – плакат снятие блокады!!

П-о: Героизму и мужеству жителей и защитников Ленинграда сегодня посвящён наш классный час. Да, со слезами на глазах, но сегодня все же праздник…День полного освобождения города от фашистской блокады! День первого салюта Великой Отечественной войны, салюта Ленинградского дня Победы! Дорогой памяти предлагаю я вам пройти наш виртуальный путь и вспомнить основные события, связанные с сегодняшней датой.

НАЧАЛО

22 июня 1941 г. без объявления войны немецко-фашистские войска вероломно вторглись в границы нашей родины.  В августе 1941 года германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Приказ Гитлера недвусмысленно гласит: Ленинград должен исчезнуть с карты мира. 9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград.  Фюрер неоднократно требовал сравнять город с землёй, истребить всё его население, задушить голодом.

Слайд 7 (фрагмент “Речь Гитлера”) 

https://www.youtube.com/watch?v=cQKq-ti1CSs

П-о: Пытал нас враг железом и огнем...

«Ты сдашься, струсишь, - бомбы нам кричали, -

Забьешься в землю, упадешь ничком.

Дрожа, запросят плена, как пощады,

Не только люди – камни Ленинграда!»

Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Беседа с суворовцами: Мы много говорили с вами о блокаде в прошлом году и в этом месяце. Мы смотрели и художественные и документальные фильмы, посещали выставки в музеях. Рисовали рисунки и изготавливали открытки, проводили викторины и участвовали в акциях. Был выезд на реконструкцию….Так что же такое блокада?

  Блокада – это осадное кольцо, в которое враг взял город; в город перестало поступать продовольствие, отключили свет, воду, отопление. Что было самым страшным во время блокады? (Постоянные обстрелы, взрывы бомб, пожары, разруха, голод, холод, отчаяние). Сколько длилась блокада Ленинграда? (872 дня, почти 3 года длилась борьба с врагом и борьба за свою жизнь). Какие символы блокады Ленинграда мы с вами узнали? (ласточка, значки-светлячки, метроном…Блокадный мишка.) 

Видео – блокадный мишка (обсудить)

А кого из людей – символов блокадного города вы знаете? (Поэт Воронов, О. Берггольц, Д. Шостакович). Перевести разговор к героям Ленинграда – неизвестным, но ежедневно совершающим подвиги…перейти к Дороге жизни

Так какая же она - дорога ленинградцев к жизни, к Победе? Наша комната досуга сегодня превратилась в импровизированную Дорогу Жизни, символом которой является вот такая машина – распечатанная вереница полуторок (как называется? Почему символ?)

Не верили гитлеровские оккупанты, что ТАК могут сопротивляться люди. Верили, свято верили в нашу победу жители города Ленинграда.

Первая наша станция так и будет называться «ВЕРЮ_НЕВЕРЮ». СЛАЙДЫ

Давайте вспомним факты из жизни блокадного города. (за верный ответ - жетон)

1. Во время блокады исторические ценности музеев Ленинграда были спрятаны в Исаакиевском Соборе.
Ответ: верно. Решение о хранении ценностей в Исаакиевском Соборе было принято, исходя из того, что толщина стен собора — три-пять метров, а перекрытий — около шести метров. Кроме того, собор не являлся военным объектом, поэтому стрелять по нему, скорее всего, немцы не будут.

2. «Дорога жизни» проходила по Онежскому озеру.
Ответ: неверно. Дорога жизни – не имеющая аналогов в мире трасса, проходящая по Ладожскому озеру. Во время навигации она была водной, а с наступлением ледостава это была ледовая дорога. 

3.Буржуйками в блокаду называли теплые телогрейки из овечьей шерсти.
Ответ: неверно. «Буржуйка» - небольшая самодельная металлическая печь. Такие печи ленинградцы самостоятельно устанавливали в своих квартирах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи. Однако, достать дрова было очень трудно, поэтому в ход не редко шли деревянные плинтуса, паркет, мебель, книги.

4.Продуктовые карточки были впервые введены в Ленинграде в июле 1941 года.
Ответ: верно. Главным документом, который давал право приобретать продукты по низким государственным ценам, являлась карточка. Она представляла собой лист бумаги, на который типографским способом была нанесена сетка талонов с указанием, сколько граммов продуктов можно получить по ним. Когда происходила покупка, то талоны из карточки вырывались в строгом соответствии с весом тех товаров, которые выдавались горожанам.

5. Форму для выпечки блокадного хлеба смазывали соляровым маслом.

Ответ: верно. Муки в ленинградском хлебе было ненамного больше, чем жмыха, целлюлозы, соды, отрубей. Форму для выпечки  смазывали соляровым маслом. Соляровое масло, или солярка – это одна из фракций нефти и составляющая дизельного топлива

6. «Ленинградская» симфония Шостаковича была написана в апреле 1943 года.

Ответ: неверно. «Симфония №7 „Ленинградская“ до мажор соч. 60» – вот точное название великого творения Дмитрия Шостаковича. Работу над ним композитор начал в конце 1930-х годов, ещё не зная, что это будет Ленинградская симфония. Произведение задумывалось как одна из вариаций музыкальной темы, лёгкой и непринужденной в начале и под конец мощной, внушающей трепет. В 1940 году сочинение было завершено, но публично не исполнялось. 27 декабря 1941 года Шостакович окончил работу над симфонией, которую назвал Ленинградской, посвятив её страданию и великой борьбе горожан и защитников Родины. 5 марта 1942 года на сцене Куйбышевского театра оперы и балета состоялось поистине историческое событие – мировая премьера Седьмой (Ленинградской) симфонии. Ленинградская премьера состоялась 9 августа 1942 года и была сродни чуду. Симфонию исполнял Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. Некоторых музыкантов, особенно истощённых, перед началом репетиций пришлось положить в больницу. В день премьеры вся артиллерия была брошена на подавление вражеских огневых точек. По воспоминаниям очевидцев, Большой зал филармонии был полон, люди несли живые цветы.

7. Единственным театром, который работал все 900 дней блокады, был театр Народного ополчения.

Ответ: неверно. Во время блокады без перерывов работал театр Музыкальной комедии. Несмотря на то, что температура в помещении нередко опускалась до  - 8 градусов, истощённые зрители  готовы были стоять в очередях за билетами,  иногда меняя порцию хлеба на билет. Зрители, у которых не было сил аплодировать, просто вставали со своих мест. За годы блокады 56 сотрудников театра умерли от голода.

8.В начале сентября 1941 года в Ленинградском зоопарке погибла слониха Молли.

Ответ: неверно. Кличка животного – Бэтти. 8 сентября 1941 года во время бомбёжки
Слониха Бэтти, едва услышав звуки сирены, поспешно отправлялась в свой домик. Не было у нее другого убежища. Прямо рядом с ее вольером разорвалась одна из трех фугасных бомб, сброшенных с немецкого бомбардировщика, которая убила сторожа и смертельно ранила саму Бэтти. Бедняжка скончалась через 15 минут прямо на развалинах слоновника. Ее похоронили на территории зоопарка.

9. Во время блокады в Ленинграде работало 39 школ.
Ответ: верно.   Дети учились частично в бомбоубежищах. Обучение шло только по самым важным предметам. Дети часто ничего не писали, лишь слушали и отвечали устно, а уроки длились всего 20–25 минут – было очень холодно, чернила замерзали, да и сил у голодных ребят и педагогов практически не было.

10. В мае 1942 года в Ленинграде состоялся футбольный матч между командой  «Динамо» и командой  Ленинградского металлического завода
Ответ: верно. Из-за общего истощения футболистов матч был сокращён. Играли два тайма по полчаса с небольшим перерывом, чтобы перевести дух. По ходу второго тайма в районе запасного поля стадиона «Динамо» начались бомбёжки и артиллерийские обстрелы. Судья вынужден был прервать игру и увести всех зрителей (более 300 человек) и футболистов в бомбоубежище. Но волю ленинградцев в тот день, как и ни в один из последующих, было не сломить ни листовками, ни пулями, ни бомбами... Матч продолжился. В итоге «Динамо» выиграло у ЛМЗ с крупным счетом 6:0.

11. В городе Ленинграде существовал специально обученный отряд детей, которые выслеживали и ловили шпионов

Ответ: неверно. На самом деле ни разведшкол, ни специальных отрядов разведчиков и диверсантов, состоящих только из подростков в годы Великой Отечественной войны (и вообще никогда) не было. Дети и подростки сражались и в партизанских отрядах, и даже порой в действующей армии (сыны полка), занимались разведкой и диверсиями, но лишь в составе взрослых групп.

А вот выявление шпионов, действительно было.. Герман Матвеев описал такие случаи в своей трилогии «Тайная схватка», «Зеленые цепочки», «Тарантул»

Исполняется песня из кинофильма «Зеленые цепочки»

СТАНЦИЯ ВТОРАЯ(фильмы) Вам нужно будет угадать фильмы и музыку

 СЛАЙДЫ

https://www.youtube.com/watch?v=1fYyBHB_KiA

А знаете ли вы, что уже 24 июня 1941 года, почти на следующий день после начала войны, на «Ленфильме» начались съемки первой советской короткометражки военного времени «Подруги, на фронт!» режиссера Виктора Эйсымонта. В ней участвовали герои фильма «Фронтовые подруги», вышедшего на экраны за месяц до начала войны и посвященного борьбе с бело-финнами. В первые же дни группа девушек-добровольцев отправляется на фронт. Юные санитарки и медсестры в госпитале и на передовой самоотверженно помогают врачам спасать раненых солдат, с оружием в руках принимая участие в борьбе с врагом. В суровых испытаниях закаляется и крепнет дружба и любовь героев фильма.

Нечеловеческие условия блокады Городу Ленинграду помогала выдержать любовь к книгам, музыке, театру. Известная поэтесса Ольга Бергольц ежедневно в эфире ленинградского радио читала свои стихи. И каждый ленинградец знал, что он не одинок и сила ленинградцев крепла.

Ленинградская премьера седьмой симфонии состоялась 9 августа 1942 года. Всю блокаду работал театр музыкальной комедии. Те ребята, кто завтра и послезавтра пойдут в культпоход, как раз посетят этот замечательный театр.

СЛАЙДЫ- угадай фильм по кадру

Нарезка (Порох, Тарантул, Африка, Зеленые цепочки, Голоса, Линия Марты, мультфильм)

Песни (Ленинградские мальчишки, ленинградская симфония, День Победы, Ладога)

Верно. Вы все верно отгадали. И не случайно задания наших станций закончилось песней ЛАДОГА. По Ладожскому озеру шла знаменитая дорога жизни, которая давала людям блокадного Ленинграда надежду на будущее.

Исполняется песня «Эх, Ладога»

Слайд 4: (фрагмент “Город над вольной рекой”)

https://www.youtube.com/watch?v=7TjhRtyuhdk

П-о: Дорогие суворовцы, воспитатели и гости нашего мероприятия! У каждого из нас, здесь присутствующих, есть город, который мы зовём малой родиной. Это город, где мы родились. Но нас всех объединил город, ставший для всех нас родным. Теперь это город вашего детства, юности, нашей с вами общей истории, город вашего самого главного пути - пути к профессии.

Сегодня мы говорили с вами о нашем родном городе Санкт - Петербурге. «Его имя – как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград. ( Асеев Николай

Наш город, заложенный Петром 1 в 1703 году на болотистых берегах Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный и неповторимый город.

В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства Российского. В народе говорят, что Москва – это сердце России, а Петербург – её душа. И какая красивая душа у нашей России. Никакая сила не пересилит русскую силу, если народ един в правде, если каждый заботится о своей Родине. Завершить наш классный час я хочу песней, которую предлагаю спеть всем вместе

Слайд 5: Песня в исполнении хора 2 курса «Город над вольной рекой» (караоке)

https://www.youtube.com/watch?v=_1i5_SgqC1A

На этом мы завершаем наше мероприятие. Сегодня нас ждет еще торжественное построение на плацу. Мы станем участниками акции «Свеча в окне», в воскресенье мы передадим наши открытки, сделанные своими руками, волонтерам Доброфонда, которые поздравляют ветеранов – блокадников и нашим открыткам очень рады.

Всего вам доброго. Берегите себя, свой дом, свой город, свою страну, свою семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Дети блокадного Ленинграда"

Посвящено снятию блокады Ленинграда...

сценарий классного часа "Жизнь -это..."

Сценарий классного часа для старшеклассников.(рзмышления о проблеме двух жизненных позиций : "жизнь для себя" и "жизнь для других").Целью мероприятия является помочь взрослеющему человеку разобраться ...

Сценарий классного часа «Пока жива память – жив и человек»

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям"А.С. МакаренкоЖизнь общества сегодня ставит серье...

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"

Разработка классного часа для 3-6 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

Сценарий классного часа "Блокада Ленинграда"

Разработка классного часа для 3-6 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «НЕПОКОРЕННЫЕ» (посвящен годовщине снятия блокады Ленинграда)

Основные цели: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, патриотических чувств ичувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил; изучение роли операции по прорыву блокад...

Классный час на тему:"Дорога жизни"(блокада Ленинграда)

Классный час интересен для учащихся 5-7 классов...