сценарий классного часа "Жизнь -это..."
классный час (10 класс) по теме

Сценарий классного часа для старшеклассников.(рзмышления о проблеме двух жизненных позиций : "жизнь для себя" и "жизнь для других").Целью мероприятия является помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном и многообразном мире людей. Пробудить интерес старшеклассников к проблемам самопознания и самовоспитания.Помочь сформировать активную жизненную позицию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_klassnogo_chasa_dlya_uchashchikhsya_11_klassa.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

«ЖИЗНЬ – ЭТО…»

Форма проведения:       философский стол (размышления о проблеме двух жизненных позиций : «Жизнь для себя», «Жизнь для других».)  

                                                       

  Возраст   :               15 – 17 лет

 Основная цель:  помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном и   

                                  многообразном мире людей. Пробудить интерес     старшеклассников

                                 к проблемам самопознания и самовоспитания. Помочь

                                 сформировать активную жизненную позицию.

Предварительная работа : Цикл бесед на темы: «Личности, изменившие мир»,          

                                                    «Философское осмысление жизни»

Оформление : 1) таблички для участников :

                                ! – готов ответ,

                                ? – есть вопрос

                                2) Плакаты «Жизнь – это…», «Жизнь для себя», «Жизнь

                                для других»

                                3) «Весы жизни», шарики по количеству детей

                               4) Карточки со словами для творческих групп : «Бумага»,      

                                  «Книга»,       «Память» «Кабинет»,      

                               5)Плакат «Море жизни»

                               6) 17бумажных  корабликов

                               7)Лукошко (в нем карточки ситуациями для игры «Шанс и

                               8) Свеча (для «Проблемы на ладошке» )

                             выбор»)

                            9) Эпиграф : «Уходя, оставьте свет в тех, с кем выпало

                             расстаться»

                                                                                С.Соловейчик.

                          10) Приз (для «Доброго следа»).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

ХХI век. Становится актуальным задуматься о том, что такое жизнь, в чем ее смысл. Чтобы поразмыслить над этой нелегкой темой, мы и собрались за этим философским столом. Эпиграфом возьмем слова Л.Соловейчика «Уходя, оставьте свет в тех с кем выпало расстаться».

Некий молодой человек шел по грязной дороге и вдруг увидел в грязи золотую монетку. Он нагнулся и подобрал ее. Пошел дальше в поисках других монет .  И, действительно, они иногда  попадались ему под ногами . Так прошла его жизнь .Когда он умирал, его, глубокого старика , спросили, что такое жизнь? Он ответил :  «Жизнь – это грязная дорога, на которой иногда попадаются золотые монеты».

Попробуем и мы с вами ответить на вопрос :  «Что такое жизнь?»

Жизнь – это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него  самого зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Известно, время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

- ? А что может быть содержанием человеческой жизни?

Жизнь предстает перед нами как деяние, в основе которого познание и реализация себя, своих возможностей, интересов, стремлений. Они выражаются как в конкретных физических действиях, так и в труде мысли, усилиях души.

Жизнь непроста, она не может быть ровной и гладкой.

Жизнь – это горение, а в огне что-то сгорает.

Жизнь – э то свет, а свет кого-то слепит.

Жизнь – это борьба, а в борьбе должен быть победитель.

Жизнь. В этом слове немало значений.

Жизнь цветка, которому отпущено на веку одно лето.

Жизнь птицы, живущей три весны.

Жизнь человека. И жизнь страны.           (А. Лиханов.)

                                                 

Все они плотно переплелись. Разве можем мы жить без цветов, без пения птиц  ? А разве можем мы жить без Отечества, без Родины,  без отчего края?

Предлагаю вам потрудиться духовно.

Наше состязание мы назовем «Добрый след» . Объединитесь по творческим группам. Представителей от каждой попрошу подойти ко мне. Возьмите, пожалуйста, карточки со словами. Ваша задача – предложить ряд добрых дел, которые можно совершить, опираясь на выбранное слово. Время для обдумывания- 3 мин. Победитель - творческая группа – обладатель большего количества добрых дел.

Напомню, доброе дело совершается на радость и пользу окружающим.

В этом состязании победила                              творческая группа. Думаю, вы заметили, что некоторые добрые дела мы можем действительно осуществить, не откладывая на потом. Это в наших силах!

Нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь; с другой – не ценим ее каждодневно. Мы считаем, что человек – « это звучит гордо», но хорошо при этом понимаем, что гордиться большинством человеческих деяний не приходится. Мы произносим высокие слова, но совершаем низкие поступки.

От безбожья до бога – мгновенье одно.

                                 От нуля до итога – мгновенье одно.

                                 Береги драгоценное это мгновенье:

          Жизнь – ни мало, ни много – мгновенье одно.

Для людей характерны две жизненные позиции  : «Жизнь для других» и «Жизнь для себя». Остановимся конкретнее на второй позиции «Жизнь для себя».

Известный психотерапевт, кандидат медицинских наук Михаил Ефремович Литвак утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас -  это мы сами. Жить нужно для себя, это приносит пользу и другим. Возлюби ближнего своего как самого себя – звучит Евангельская заповедь. Это значит, что ты будешь любить ближних только в том случае, если полюбишь себя. Что- то подобное мы находим и у Пушкина

Кого ж любить? Кому же верить?

                                     Кто не изменит нам один?

                                     Кто все дела, все речи мерит

                                     Услужливо на наш аршин?

                                     Кто клеветы про нас не сеет?

                                     Кто нас заботливо лелеет?

                                     Кому порок наш не беда?

                                     Кто не наскучит никогда?

                                     Призрака суетный искатель,

                                     Трудов напрасно не губя,

                                     Любите самого себя.

                                     Достопочтенный мой читатель!

                                     Предмет достойный : ничего

                                     Любезней, верно, нет его.

(Учитель достает весы. На одной чаше написано «Жизнь для других», на другой – «Жизнь для себя».)

- Ребята, выберите вашу жизненную позицию. Перед вами «Весы жизни», назовем их так условно. Какая позиция наиболее приемлема для вас?

- В нашем случае многие отдали свои голоса за позицию «Жизнь для себя.»

Весы послужили прекрасной наглядностью.

Смыслом жизни людей другой позиции является  «Жизнь для других».

Может быть, великое счастье в том, чтобы чувствовать , что твоя жизнь где-нибудь и каким либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в переломные моменты истории было немало: среди них философы, художники, поэты, врачи – люди, готовые отдать результаты своих творений на сотни жизней вперед. А иногда человек оказывается способен отдать свою жизнь во имя другой жизни.

Жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Однако почему же лучшие из лучших, не задумываясь, отдавали ее по собственному желанию? Матрос Е.Никонов, погибший под пытками фашистов, но не выдавший своих товарищей, В.Талалихин , совершивший первый в истории войн ночной воздушный таран в небе над Москвой, В.Носов, направивший свой самолет на колонну немецкой техники.

  Каждый выбирает для себя

   Женщину, религию, дорогу.

          Дьяволу служить или пророку –

  Каждый выбирает для себя.

                                            Каждый выбирает по себе

     Щит и латы, посох и заплаты.

       Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

- Замечу, что жизнь часто предоставляет человеку шанс совершить доброе дело или отказаться от зла. Жизнь предоставляет нам шанс, но мы не всегда его используем, потому что не хотим сделать достойный выбор. Потом жалеем об упущенном шансе.

- Предлагаю вам игру «Шанс и выбор». В этом лукошке лежат карточки с ситуациями. Тот, кто берет карточку, должен определить, какой именно шанс посылает ему жизнь, и принять решение, использовать ли этот шанс.

СИТУАЦИИ:

  1. У меня есть деньги, а на углу продаются первые весенние цветы.
  2. Ваша знакомая пришла с заплаканными глазами.
  3. Из сумки впереди идущего что-то падает.
  4. Посреди улицы стоит в одиночестве малыш.
  5. Вы получили телеграмму «Приехать не могу. Болен. Твой брат Иван».
  6. В общественном транспорте вам наступают на ногу.
  7. Ты видишь, что в 1 ряду в кинотеатре сидит дама на сломанном стуле.
  8. Товарищ жалуется, что его никто не любит. Ты знаешь, что это действительно так.
  9. Во время урока кто-то обидел учительницу.
  10. К вам зашла одноклассница поздравить с днем рождения. Она помнила дату, но перепутала месяц.

- Мы видим, что жизнь все время предоставляет нам шансы встать на дорогу добра и идти по ней.

Звучит песня из кинофильма «Земля Санникова».

-А сейчас еще раз посмотрите на «Весы жизни». Переменил ли кто-нибудь из вас свое мнение о двух жизненных позициях? У вас есть возможность еще раз определить место своей позиции.

(Учащиеся кладут шарики в чаши весов)

- Теперь в нашем случае перевесила чаша весов «Жизнь для других».

Человек как большой корабль плывет по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль? Грузом каких дел? (раздаются нарисованные кораблики, на основании или на мачте которых предлагается записать свой ответ).

Давайте отправим корабли наших стремлений по морю жизни к светлой пристани добрых дел. Маяком в этом нелегком плавании пусть будет голос нашей совести.

ПРОБЛЕМА НА ЛАДОШКЕ.

-У меня в руке свеча. Она символизирует мою жизнь. Я понял, что жизнь –это…(каждый берущий в руки свечу дает свой ответ и прикрепляет кораблик к ватману.)

- Закончить нашу встречу я хотела бы словами:

               Мы все умрем, людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново,

        Но мы живем, чтобы оставить след,

            Дом, иль тропинку, дерево, иль слово.

                                       Не все пересыхают ручейки.

  Не все напевы время уничтожит.

 И ручейки умножат мощь реки,

   И нашу славу песня приумножит.

Р.Гамзатов.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа в форме театрализованного утренника «Пушкинские дороги»

А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта.  Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему н...

Сценарий классного часа "Любовь, как высшее человеческое чувство"

Данный классный час является завершающим этапом работы по теме "Взаимоотношения полов" в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ "Инфекционные заболевания, передающиеся полов...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные» 6а класс Классный руководитель: Оганян Н.А.

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные»6А классКлассный руководитель: Оганян Н.А.Цель: прививать уважение к девочкам.Оформление: цветы; шары; праздничные плакаты и рисунки,...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...