Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
методическая разработка (6 класс) по теме

Ключкина Ирина Сергеевна

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

с. Большая Джалга

СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

по теме: «Заходите до нашей хаты»

классного руководителя 6 класса

Ключкиной Ирины Сергеевны

2013 год

Цель классного часа: воспитание уважения к культуре и истории края; 
Задачи:

  1. Развитие интереса к познанию традиций и обрядов терского казачества
  2. Создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа
  3. Приблизить историю своего народа к сердцу учеников

Оборудование: 
• компьютерная презентация

Ход классного часа:

  1. Организация начала занятия:

Кл. рук.         У каждого листочка,

                        У каждого ручья,

                        Есть главное на свете –

                        Есть родина  своя

                        Для ивушки плакучей

                        Нет реченьки милей

                        Для  беленькой березки

                        Опушки нет родней

                        Есть ветки у листочка,

                        Овражек у ручья…

                        У каждого  на свете

                        Есть  родина  своя,

                        А там, где мы родились,

                        Где радостно  живём,

                        Края свои родные

                        Мы Родиной зовём.

Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни ,кухня, обряды и традиции.

Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. А так же, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями , музыкальной культурой и обрядами.

II. Ход занятия:

Прежде всего, Родина – это наша страна, Россия.

1 чтец:  ...Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей...

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный  звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким  словом «Русь»

Кл. рук. Очень дорог нам и край в котором мы живем.

           2 чтец:    Я видел  Ставрополье  на картинах,

                        в окно вагона, через дым костров…

                        Лежит оно в равнинах и горбинах,

                        Лежит на стыке  четырёх ветров.

                        Здесь голубые облака  гороха

                        и голубой полыни  облака,

                        и за людьми на динамитный  грохот

                        В  степную марь торопится река.

3 чтец:             Здесь мериносы ноги моют в росах

                        Метелки проса – словно бьют ключи

                        И от зари расходятся прокосы,

                        Широкие, прямые как лучи…

                        Поля вплотную подступили к сёлам

                        Из сёл, в разведку  выслав тополя

                        Сады выходят воинством весёлым

                        И смело наступают на поля.

4 чтец:            Ах, Ставрополье, синий край России!

                        Ты песня эскадронная отцов.

                         Меня  сады, поля твои растили

                         Под птичий грай и перезвон овсов

                         Мне открывали даль твои рассветы,

                         А жаворонки – песни и траву…

                         Куда б меня  ни заманили  ветры-

                         Тебя от сердца я не оторву.

Кл. рук. На Ставрополье издревле жили терские казаки.

Откуда появилось слово «казак»?

-(из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды)

 Давайте споем песню про славных казачат  - песня «Эх, казачата»

Кл. рук. "Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории.

1 Ведущий: 
Название "курень" – монгольское. Слово "куриться", то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в "кибитках" (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. 
Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.

Внутреннее убранство казачьей хаты

2 ведущий:

Если бы мы с вами перенеслись на 120 - 130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости на казачье подворье. Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в., а в иных местах и позднее, были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким столиком 

 Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены казачьей избы украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием интерьера жилища горских народов Кавказа у терских Казаков в избах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.

Одежда казаков:

3 ведущий:

Традиционная мужская одежда казаков разных войск имела сходные черты, связанные с общностью военизированного образа жизни и хозяйственно-бытового уклада. В IXX веке в комплекс традиционной одежды входили рубаха и штаны . Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шёлка, кожи  и др. Два полотнища ткани, перегнутые по основе, соединяли вставкой. В конце IXX веке помимо туникообразных рубах с прямым разрезом ворота получили распространение косоворотки, рубахи с кокеткой. Характерным для казаков был обычай заправлять рубаху в штаны.

    В течение первой половины IXX веке сформировался комплекс военного костюма. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма. В то же время отдельные компоненты формы получили широкое распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастёрка, штаны, папаха и др. В мужском костюме прослеживается сильное влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа.

Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Рабочая обувь — поршни, бахилы. Зимой носили валенки, летом — сапоги, ботинки. Лапти почти не бытовали (в конце IXX века были известны как смертная обувь).

    Женская одежда отличалась большим разнообразием. Основным комплексом женской одежды в конце IXX веке повсеместно были юбка с кофтой.    Сарафаны имели разный покрой. Сарафан подпоясывали, украшали лентами из галуна, кружевом, вышивкой.

    Верхняя одежда весьма разнообразна. В XVIII веке доминировала одежда распашного покроя, в конце IXX веке прямоспинная, с боковыми клиньями. Зимняя одежда — шуба, тулуп, кожух, шубка, пальто. Наиболее популярными были шубы. Их шили на лисьем, беличьем и заячьем меху, покрывали сверху сукном, шерстью, шелком, штофом, атласом. Менее зажиточные казачки носили овчинные шубы. Ватные пальто  и кофты носили повсеместно в холодное время года.

2. Классный руководитель:
Во многих хатах собиралась молодёжь на вечёрку. В казачьих хатах часто звучали девичьи песни. Летом молодёжь предпочитала «улицу» , зимой же «посиделки». На посиделках девушки мяли и чесали шерсть, пряли, вязали и вышивали. Работа сопровождалась песнями и частушками.

Частушки:

1.  Говорят частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Разве только дело в моде,
Если любят их в народе.

2.   Эй, девчонки-хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

3. Мы с веселой песней дружим,
По казачьи говорим.
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим.

4. Старину мы уважаем,

старину мы бережем.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поем.

5. Ты играй, играй, гармошка,
Ты гармошка звонкая

Я девчонка боевая
С края Ставропольского.

6. Мы – певцы и музыканты,
Выступать нам нравится!
Мы – народные таланты,
Нами край наш славится!

7. Чтоб гордиться мне фигурой,
Занимаюсь физкультурой.
Упражнения и бег
Гарантируют успех.

8. Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

 Недостатки казаков.

4 Ведущий: 
Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят от себя. Любили казаки, вернувшись из заморского похода, шикануть своим нравом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питье. Француз Боплан писал о казаках: «В бражничестве казаки пытались превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в этой удали с казаками».
Мы сейчас попробуем восстановить общение двух друзей казаков лет этак 150 назад.

Театрализованная сценка: « Два кума»

Сценка « Два кума»

 

- Здорово, Грицко!

- Здорово кум!

- Ну, шо нового слыхать?

- Я в цём годе, такой кавун вырастив. Ну, прямо, о! (показывает)

Нидилю усей семьёй илы, косточкой чуть кошку не вбил.

- Брешешь!

- Та правду кажу.

- А я яблоко вырастив. О таке! (показывает)

- Брешешь!

- Правду кажу. Еле у телегу впихнув шоб на ярмарку визты.

Еду,  чую, хрустыть. Повертаюсь, червяк. Так я вбиг, а он кобылу загрыз! Во!!!

Конь у казака

5 Ведущий

Не принято было у казака иметь боевого коня – кобылицу.
У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена ,сестра , а иногда и мать. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая:
 « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой» Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осеняя себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату ,на палисадник перед окнами, на вишнёвый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.
Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде, чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.
Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.
При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой его конь под чёрным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конём шли близкие.

Но ,пожалуй самыми красочными и интересными были у казаков свадебные традиции, начинающиеся со сватовства.
 Сватовство казака. 

6 ведущий:  
Воспитывая девочку, взрослые старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость. Росла девочка с мыслью, что она - будущая мать и хозяйка.

Девичья жизнь заканчивалась сватовством. Молодой казак мог видеть девушку только в поле на работе, в церкви и во время гулянья, где водились хороводы. Если ему приглянулась казачка, вместе с отцом и крестным приходил в дом будущей невесты “чайку попить”.

Казаки – народ гордый, горячий, вооруженный, поэтому во всех обычаях были сдержанны и боялись обидеть друг друга. Даже отказ сватам давался так, чтобы не задеть людей словом. Поэтому во время знакомства ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорилось. Жених как бы невзначай клал на стол фуражку донышком вниз. Если девушка переворачивала фуражку – можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку – о сватовстве не могло быть и речи.

Чтец:  Молодой казак дивчину
Замуж звал, дарил цветы, 
А дивчина та, на диво,
Была яркой красоты.
-Мне колечко, да с брильянтом,
Гордо молвила она.
-Алу ленту с красным бантом,
А, иначе, не твоя.
И смеется, и лукавит,
И глядит ему в глаза.
Эка, стерва, ведь обманет!
Ей бы только жемчуга.
А каз ак стегает круто

Белогривого коня.
И красавице наутро
Дарит кольца и шелка.

На подарки не взглянула
Их она не приняла.
И лица не повернула,
Гордо в горницу ушла.
Не подумав, погубила
Молодого казака,
А вот если б полюбила

Может, счастлива была.

Классный руководитель:
Само сватовство так же было полно символичных и магических элементов. Так, при начале разговора сватов с родителями невесты, ещё стоя на улице пришедшие не называли имён молодых. Вместо имён они использовали слова: "товар" – "купец", "тёлочка" – "бычок", "голубка" – "голубок" и так далее. Так как разговор начинался на улице, то считалось, что такие иносказания защитят договаривающихся от сглаза.

Классный руководитель: вопросы « на засыпку» для класса
 
-о ком ведётся речь?


Был бы купец, а товар есть.
(невеста)
В нашем жите хорош росток (о женихе).
 Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку (или: куницу).(невеста)

-Что означают эти русские свадебные пословицы?
 День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).
 Не за отца отдать, а за молодца.(по любви надобно выходить, а неза богатсво рода)
 Не нам с ним жить, а ей (говорят родители невесты).
 Я иду, и вы идете за мною (говорит невеста, дергая скатерть за угол, отчего прочие девки скоро выходят замуж)

III. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.

Кл. рук. Мое родное Ставрополье –
Орлиный солнечный простор.
Люблю степей твоих раздолья,
Твои папахи снежных гор.
Люблю, продутые ветрами,
Твои курганы и поля,
Казачьи песни над дворами,
Где рукоплещут тополя.
Люблю орлов, парящих в сини,
Колосья нив, и шум садов,
И зноем пахнущие дыни
На рынках шумных городов.
Мое родное Ставрополье,
Люблю тебя я с давних пор.
Во мне живут твои раздолья,
Твои папахи снежных гор.

- Ребята, понравился ли вам наш классный час сегодня?

- Что нового вы узнали?

- А захотелось ли вам еще больше узнать о казаках и их жизни?

- Вы знаете, что в нашем селе тоже жили терские казаки? Я предлагаю вам, расспросить своих бабушек и дедушек и узнать были ли у вас в роду казаки. Может быть, они знают, у кого в семьях были казаки. Постарайтесь собрать всю возможную информацию. Может быть, удастся собрать фотографии. Все то, что вы узнаете, мы объединим в проект, который назовем «Казаки Большой Джалги».

- Договорились?

- На этом классный час закончен.Я надеюсь ,что любовь и преданность своей Земле, своему народу вы пронесёте через всю свою жизнь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Новомарьинский Г.  Северное Кубанское и Терское предгорье Кавказа. // Живописная Россия. Т.9. Кавказ. – СПб.,2003.

 2.  Марков Е.Л.  Очерки Кавказа. Картины кавказской жизни, природы и истории. – СПб. – М.,2007.

 3.  Губенко О.В.  Терское казачье войско в XV – XXI вв. (Влияние государства на социально-экономические аспекты казачьей жизни). – Ессентуки,2007.

 4.  Мутиева О.С.  Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX – начале XX вв. Дис. …канд. ист. наук. – Махачкала,2004.

5.  Слободзинский О.  Казаки. // Народы Земли. Кавказ. Народы Кавказа. Т.IV.- СПб.,2011.

 6.  Новомарьинский Г. Северное Кубанское и Терское предгорье Кавказа. // Живописная Россия. Т.9. Кавказ. – СПб.,2003.

 7.  Сопов А.  Родина казаков: история с географией //  Родина. – М.,2008.

 8.  Введенский Г.Э.  Пять веков русского военного мундира. – СПб.,2005.

9.  Введенский Г.Э.  Пять веков русского военного мундира. – СПб.,2005.

10.  Коломиец В.Г.  Очерки истории и культуры Терских казаков. – Нальчик.,2004.

11.  Алоева М.А. «Классные часы в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

  1. http://nsportal.ru/
  2. http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа в форме театрализованного утренника «Пушкинские дороги»

А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта.  Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему н...

Сценарий классного часа "Любовь, как высшее человеческое чувство"

Данный классный час является завершающим этапом работы по теме "Взаимоотношения полов" в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ "Инфекционные заболевания, передающиеся полов...

Сценарий классного часа "Мы за здоровый образ жизни"

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное усл...

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные» 6а класс Классный руководитель: Оганян Н.А.

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные»6А классКлассный руководитель: Оганян Н.А.Цель: прививать уважение к девочкам.Оформление: цветы; шары; праздничные плакаты и рисунки,...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...