Главные вкладки

    Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
    методическая разработка (6 класс) по теме

    Ключкина Ирина Сергеевна

    Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc86.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №2

    с. Большая Джалга

    СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

    по теме: «Заходите до нашей хаты»

    классного руководителя 6 класса

    Ключкиной Ирины Сергеевны

    2013 год

    Цель классного часа: воспитание уважения к культуре и истории края; 
    Задачи:

    1. Развитие интереса к познанию традиций и обрядов терского казачества
    2. Создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа
    3. Приблизить историю своего народа к сердцу учеников

    Оборудование: 
    • компьютерная презентация

    Ход классного часа:

    1. Организация начала занятия:

    Кл. рук.         У каждого листочка,

                            У каждого ручья,

                            Есть главное на свете –

                            Есть родина  своя

                            Для ивушки плакучей

                            Нет реченьки милей

                            Для  беленькой березки

                            Опушки нет родней

                            Есть ветки у листочка,

                            Овражек у ручья…

                            У каждого  на свете

                            Есть  родина  своя,

                            А там, где мы родились,

                            Где радостно  живём,

                            Края свои родные

                            Мы Родиной зовём.

    Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни ,кухня, обряды и традиции.

    Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. А так же, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями , музыкальной культурой и обрядами.

    II. Ход занятия:

    Прежде всего, Родина – это наша страна, Россия.

    1 чтец:  ...Люблю тебя, моя Россия,

    За ясный свет твоих очей,

    За ум, за подвиги святые,

    За голос звонкий, как ручей...

    Люблю твои луга и нивы,

    Прозрачный  звон твоих равнин,

    К воде склонившиеся ивы,

    Верха пылающих рябин.

    Люблю тебя с твоей тайгою,

    С воспетым трижды камышом,

    С великой Волгою-рекою,

    С могучим быстрым Иртышом.

    Люблю, глубоко понимаю

    Степи задумчивую грусть

    Люблю все то, что называю

    Одним широким  словом «Русь»

    Кл. рук. Очень дорог нам и край в котором мы живем.

               2 чтец:    Я видел  Ставрополье  на картинах,

                            в окно вагона, через дым костров…

                            Лежит оно в равнинах и горбинах,

                            Лежит на стыке  четырёх ветров.

                            Здесь голубые облака  гороха

                            и голубой полыни  облака,

                            и за людьми на динамитный  грохот

                            В  степную марь торопится река.

    3 чтец:             Здесь мериносы ноги моют в росах

                            Метелки проса – словно бьют ключи

                            И от зари расходятся прокосы,

                            Широкие, прямые как лучи…

                            Поля вплотную подступили к сёлам

                            Из сёл, в разведку  выслав тополя

                            Сады выходят воинством весёлым

                            И смело наступают на поля.

    4 чтец:            Ах, Ставрополье, синий край России!

                            Ты песня эскадронная отцов.

                             Меня  сады, поля твои растили

                             Под птичий грай и перезвон овсов

                             Мне открывали даль твои рассветы,

                             А жаворонки – песни и траву…

                             Куда б меня  ни заманили  ветры-

                             Тебя от сердца я не оторву.

    Кл. рук. На Ставрополье издревле жили терские казаки.

    Откуда появилось слово «казак»?

    -(из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды)

     Давайте споем песню про славных казачат  - песня «Эх, казачата»

    Кл. рук. "Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории.

    1 Ведущий: 
    Название "курень" – монгольское. Слово "куриться", то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в "кибитках" (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. 
    Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.

    Внутреннее убранство казачьей хаты

    2 ведущий:

    Если бы мы с вами перенеслись на 120 - 130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости на казачье подворье. Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в., а в иных местах и позднее, были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким столиком 

     Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены казачьей избы украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием интерьера жилища горских народов Кавказа у терских Казаков в избах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.

    Одежда казаков:

    3 ведущий:

    Традиционная мужская одежда казаков разных войск имела сходные черты, связанные с общностью военизированного образа жизни и хозяйственно-бытового уклада. В IXX веке в комплекс традиционной одежды входили рубаха и штаны . Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шёлка, кожи  и др. Два полотнища ткани, перегнутые по основе, соединяли вставкой. В конце IXX веке помимо туникообразных рубах с прямым разрезом ворота получили распространение косоворотки, рубахи с кокеткой. Характерным для казаков был обычай заправлять рубаху в штаны.

        В течение первой половины IXX веке сформировался комплекс военного костюма. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма. В то же время отдельные компоненты формы получили широкое распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастёрка, штаны, папаха и др. В мужском костюме прослеживается сильное влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа.

    Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Рабочая обувь — поршни, бахилы. Зимой носили валенки, летом — сапоги, ботинки. Лапти почти не бытовали (в конце IXX века были известны как смертная обувь).

        Женская одежда отличалась большим разнообразием. Основным комплексом женской одежды в конце IXX веке повсеместно были юбка с кофтой.    Сарафаны имели разный покрой. Сарафан подпоясывали, украшали лентами из галуна, кружевом, вышивкой.

        Верхняя одежда весьма разнообразна. В XVIII веке доминировала одежда распашного покроя, в конце IXX веке прямоспинная, с боковыми клиньями. Зимняя одежда — шуба, тулуп, кожух, шубка, пальто. Наиболее популярными были шубы. Их шили на лисьем, беличьем и заячьем меху, покрывали сверху сукном, шерстью, шелком, штофом, атласом. Менее зажиточные казачки носили овчинные шубы. Ватные пальто  и кофты носили повсеместно в холодное время года.

    2. Классный руководитель:
    Во многих хатах собиралась молодёжь на вечёрку. В казачьих хатах часто звучали девичьи песни. Летом молодёжь предпочитала «улицу» , зимой же «посиделки». На посиделках девушки мяли и чесали шерсть, пряли, вязали и вышивали. Работа сопровождалась песнями и частушками.

    Частушки:

    1.  Говорят частушки вроде
    В наши дни уже не в моде.
    Разве только дело в моде,
    Если любят их в народе.

    2.   Эй, девчонки-хохотушки!
    Запевайте-ка частушки!
    Запевайте поскорей,
    Чтобы было веселей!

    3. Мы с веселой песней дружим,
    По казачьи говорим.
    Хорошо живем, не тужим,
    Со сметаной хлеб едим.

    4. Старину мы уважаем,

    старину мы бережем.
    О любимом нашем крае
    Песни звонкие поем.

    5. Ты играй, играй, гармошка,
    Ты гармошка звонкая

    Я девчонка боевая
    С края Ставропольского.

    6. Мы – певцы и музыканты,
    Выступать нам нравится!
    Мы – народные таланты,
    Нами край наш славится!

    7. Чтоб гордиться мне фигурой,
    Занимаюсь физкультурой.
    Упражнения и бег
    Гарантируют успех.

    8. Мы вам пели и плясали,
    Каблучками топали.
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

     Недостатки казаков.

    4 Ведущий: 
    Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят от себя. Любили казаки, вернувшись из заморского похода, шикануть своим нравом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питье. Француз Боплан писал о казаках: «В бражничестве казаки пытались превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в этой удали с казаками».
    Мы сейчас попробуем восстановить общение двух друзей казаков лет этак 150 назад.

    Театрализованная сценка: « Два кума»

    Сценка « Два кума»

     

    - Здорово, Грицко!

    - Здорово кум!

    - Ну, шо нового слыхать?

    - Я в цём годе, такой кавун вырастив. Ну, прямо, о! (показывает)

    Нидилю усей семьёй илы, косточкой чуть кошку не вбил.

    - Брешешь!

    - Та правду кажу.

    - А я яблоко вырастив. О таке! (показывает)

    - Брешешь!

    - Правду кажу. Еле у телегу впихнув шоб на ярмарку визты.

    Еду,  чую, хрустыть. Повертаюсь, червяк. Так я вбиг, а он кобылу загрыз! Во!!!

    Конь у казака

    5 Ведущий

    Не принято было у казака иметь боевого коня – кобылицу.
    У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена ,сестра , а иногда и мать. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая:
     « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой» Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осеняя себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату ,на палисадник перед окнами, на вишнёвый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.
    Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде, чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.
    Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.
    При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой его конь под чёрным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конём шли близкие.

    Но ,пожалуй самыми красочными и интересными были у казаков свадебные традиции, начинающиеся со сватовства.
     Сватовство казака. 

    6 ведущий:  
    Воспитывая девочку, взрослые старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость. Росла девочка с мыслью, что она - будущая мать и хозяйка.

    Девичья жизнь заканчивалась сватовством. Молодой казак мог видеть девушку только в поле на работе, в церкви и во время гулянья, где водились хороводы. Если ему приглянулась казачка, вместе с отцом и крестным приходил в дом будущей невесты “чайку попить”.

    Казаки – народ гордый, горячий, вооруженный, поэтому во всех обычаях были сдержанны и боялись обидеть друг друга. Даже отказ сватам давался так, чтобы не задеть людей словом. Поэтому во время знакомства ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорилось. Жених как бы невзначай клал на стол фуражку донышком вниз. Если девушка переворачивала фуражку – можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку – о сватовстве не могло быть и речи.

    Чтец:  Молодой казак дивчину
    Замуж звал, дарил цветы, 
    А дивчина та, на диво,
    Была яркой красоты.
    -Мне колечко, да с брильянтом,
    Гордо молвила она.
    -Алу ленту с красным бантом,
    А, иначе, не твоя.
    И смеется, и лукавит,
    И глядит ему в глаза.
    Эка, стерва, ведь обманет!
    Ей бы только жемчуга.
    А каз ак стегает круто

    Белогривого коня.
    И красавице наутро
    Дарит кольца и шелка.

    На подарки не взглянула
    Их она не приняла.
    И лица не повернула,
    Гордо в горницу ушла.
    Не подумав, погубила
    Молодого казака,
    А вот если б полюбила

    Может, счастлива была.

    Классный руководитель:
    Само сватовство так же было полно символичных и магических элементов. Так, при начале разговора сватов с родителями невесты, ещё стоя на улице пришедшие не называли имён молодых. Вместо имён они использовали слова: "товар" – "купец", "тёлочка" – "бычок", "голубка" – "голубок" и так далее. Так как разговор начинался на улице, то считалось, что такие иносказания защитят договаривающихся от сглаза.

    Классный руководитель: вопросы « на засыпку» для класса
     
    -о ком ведётся речь?


    Был бы купец, а товар есть.
    (невеста)
    В нашем жите хорош росток (о женихе).
     Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку (или: куницу).(невеста)

    -Что означают эти русские свадебные пословицы?
     День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).
     Не за отца отдать, а за молодца.(по любви надобно выходить, а неза богатсво рода)
     Не нам с ним жить, а ей (говорят родители невесты).
     Я иду, и вы идете за мною (говорит невеста, дергая скатерть за угол, отчего прочие девки скоро выходят замуж)

    III. Подведение итогов занятия.

    Рефлексия.

    Кл. рук. Мое родное Ставрополье –
    Орлиный солнечный простор.
    Люблю степей твоих раздолья,
    Твои папахи снежных гор.
    Люблю, продутые ветрами,
    Твои курганы и поля,
    Казачьи песни над дворами,
    Где рукоплещут тополя.
    Люблю орлов, парящих в сини,
    Колосья нив, и шум садов,
    И зноем пахнущие дыни
    На рынках шумных городов.
    Мое родное Ставрополье,
    Люблю тебя я с давних пор.
    Во мне живут твои раздолья,
    Твои папахи снежных гор.

    - Ребята, понравился ли вам наш классный час сегодня?

    - Что нового вы узнали?

    - А захотелось ли вам еще больше узнать о казаках и их жизни?

    - Вы знаете, что в нашем селе тоже жили терские казаки? Я предлагаю вам, расспросить своих бабушек и дедушек и узнать были ли у вас в роду казаки. Может быть, они знают, у кого в семьях были казаки. Постарайтесь собрать всю возможную информацию. Может быть, удастся собрать фотографии. Все то, что вы узнаете, мы объединим в проект, который назовем «Казаки Большой Джалги».

    - Договорились?

    - На этом классный час закончен.Я надеюсь ,что любовь и преданность своей Земле, своему народу вы пронесёте через всю свою жизнь.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1.  Новомарьинский Г.  Северное Кубанское и Терское предгорье Кавказа. // Живописная Россия. Т.9. Кавказ. – СПб.,2003.

     2.  Марков Е.Л.  Очерки Кавказа. Картины кавказской жизни, природы и истории. – СПб. – М.,2007.

     3.  Губенко О.В.  Терское казачье войско в XV – XXI вв. (Влияние государства на социально-экономические аспекты казачьей жизни). – Ессентуки,2007.

     4.  Мутиева О.С.  Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX – начале XX вв. Дис. …канд. ист. наук. – Махачкала,2004.

    5.  Слободзинский О.  Казаки. // Народы Земли. Кавказ. Народы Кавказа. Т.IV.- СПб.,2011.

     6.  Новомарьинский Г. Северное Кубанское и Терское предгорье Кавказа. // Живописная Россия. Т.9. Кавказ. – СПб.,2003.

     7.  Сопов А.  Родина казаков: история с географией //  Родина. – М.,2008.

     8.  Введенский Г.Э.  Пять веков русского военного мундира. – СПб.,2005.

    9.  Введенский Г.Э.  Пять веков русского военного мундира. – СПб.,2005.

    10.  Коломиец В.Г.  Очерки истории и культуры Терских казаков. – Нальчик.,2004.

    11.  Алоева М.А. «Классные часы в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.

    ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

    1. http://nsportal.ru/
    2. http://festival.1september.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий классного часа в форме театрализованного утренника «Пушкинские дороги»

    А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта.  Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему н...

    Сценарий классного часа "Любовь, как высшее человеческое чувство"

    Данный классный час является завершающим этапом работы по теме "Взаимоотношения полов" в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ "Инфекционные заболевания, передающиеся полов...

    Сценарий классного часа "Мы за здоровый образ жизни"

    Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное усл...

    Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные» 6а класс Классный руководитель: Оганян Н.А.

    Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные»6А классКлассный руководитель: Оганян Н.А.Цель: прививать уважение к девочкам.Оформление: цветы; шары; праздничные плакаты и рисунки,...

    Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

    Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

    МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

    Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...

    Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

    Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...