Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
методическая разработка (6 класс) по теме
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
с. Большая Джалга
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА
по теме: «Заходите до нашей хаты»
классного руководителя 6 класса
Ключкиной Ирины Сергеевны
2013 год
Цель классного часа: воспитание уважения к культуре и истории края;
Задачи:
- Развитие интереса к познанию традиций и обрядов терского казачества
- Создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа
- Приблизить историю своего народа к сердцу учеников
Оборудование:
• компьютерная презентация
Ход классного часа:
- Организация начала занятия:
Кл. рук. У каждого листочка,
У каждого ручья,
Есть главное на свете –
Есть родина своя
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей
Для беленькой березки
Опушки нет родней
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя,
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Мы Родиной зовём.
Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни ,кухня, обряды и традиции.
Сегодня мы с вами поговорим о нашей Родине. А так же, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями , музыкальной культурой и обрядами.
II. Ход занятия:
Прежде всего, Родина – это наша страна, Россия.
1 чтец: ...Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей...
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою-рекою,
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть
Люблю все то, что называю
Одним широким словом «Русь»
Кл. рук. Очень дорог нам и край в котором мы живем.
2 чтец: Я видел Ставрополье на картинах,
в окно вагона, через дым костров…
Лежит оно в равнинах и горбинах,
Лежит на стыке четырёх ветров.
Здесь голубые облака гороха
и голубой полыни облака,
и за людьми на динамитный грохот
В степную марь торопится река.
3 чтец: Здесь мериносы ноги моют в росах
Метелки проса – словно бьют ключи
И от зари расходятся прокосы,
Широкие, прямые как лучи…
Поля вплотную подступили к сёлам
Из сёл, в разведку выслав тополя
Сады выходят воинством весёлым
И смело наступают на поля.
4 чтец: Ах, Ставрополье, синий край России!
Ты песня эскадронная отцов.
Меня сады, поля твои растили
Под птичий грай и перезвон овсов
Мне открывали даль твои рассветы,
А жаворонки – песни и траву…
Куда б меня ни заманили ветры-
Тебя от сердца я не оторву.
Кл. рук. На Ставрополье издревле жили терские казаки.
Откуда появилось слово «казак»?
-(из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды)
Давайте споем песню про славных казачат - песня «Эх, казачата»
Кл. рук. "Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты самобытной древнейшей истории.
1 Ведущий:
Название "курень" – монгольское. Слово "куриться", то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в "кибитках" (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.
Внутреннее убранство казачьей хаты
2 ведущий:
Если бы мы с вами перенеслись на 120 - 130 лет назад и попали в родную станицу, то, конечно же, зашли в гости на казачье подворье. Поскольку в конце XIX в. в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина связевого дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями вплоть до конца XIX в., а в иных местах и позднее, были набитые сеном матрацы, рядна, полости, попоны (валянные из овечьей шерсти), верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким столиком
Интерьер избы обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены казачьей избы украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием интерьера жилища горских народов Кавказа у терских Казаков в избах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.
Одежда казаков:
3 ведущий:
Традиционная мужская одежда казаков разных войск имела сходные черты, связанные с общностью военизированного образа жизни и хозяйственно-бытового уклада. В IXX веке в комплекс традиционной одежды входили рубаха и штаны . Шаровары шили из холста, сукна, плиса, бархата, шёлка, кожи и др. Два полотнища ткани, перегнутые по основе, соединяли вставкой. В конце IXX веке помимо туникообразных рубах с прямым разрезом ворота получили распространение косоворотки, рубахи с кокеткой. Характерным для казаков был обычай заправлять рубаху в штаны.
В течение первой половины IXX веке сформировался комплекс военного костюма. Форма сохранила ряд элементов традиционного мужского костюма. В то же время отдельные компоненты формы получили широкое распространение в качестве повседневной одежды: китель, гимнастёрка, штаны, папаха и др. В мужском костюме прослеживается сильное влияние других народов. В традиционный костюм терских, кубанских и донских казаков вошли бурка, башлык, черкеска, бешмет, заимствованные почти без изменений у народов Кавказа.
Наиболее распространенным видом обуви были сапоги. Рабочая обувь — поршни, бахилы. Зимой носили валенки, летом — сапоги, ботинки. Лапти почти не бытовали (в конце IXX века были известны как смертная обувь).
Женская одежда отличалась большим разнообразием. Основным комплексом женской одежды в конце IXX веке повсеместно были юбка с кофтой. Сарафаны имели разный покрой. Сарафан подпоясывали, украшали лентами из галуна, кружевом, вышивкой.
Верхняя одежда весьма разнообразна. В XVIII веке доминировала одежда распашного покроя, в конце IXX веке прямоспинная, с боковыми клиньями. Зимняя одежда — шуба, тулуп, кожух, шубка, пальто. Наиболее популярными были шубы. Их шили на лисьем, беличьем и заячьем меху, покрывали сверху сукном, шерстью, шелком, штофом, атласом. Менее зажиточные казачки носили овчинные шубы. Ватные пальто и кофты носили повсеместно в холодное время года.
2. Классный руководитель:
Во многих хатах собиралась молодёжь на вечёрку. В казачьих хатах часто звучали девичьи песни. Летом молодёжь предпочитала «улицу» , зимой же «посиделки». На посиделках девушки мяли и чесали шерсть, пряли, вязали и вышивали. Работа сопровождалась песнями и частушками.
Частушки:
1. Говорят частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Разве только дело в моде,
Если любят их в народе.
2. Эй, девчонки-хохотушки!
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!
3. Мы с веселой песней дружим,
По казачьи говорим.
Хорошо живем, не тужим,
Со сметаной хлеб едим.
4. Старину мы уважаем,
старину мы бережем.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поем.
5. Ты играй, играй, гармошка,
Ты гармошка звонкая
Я девчонка боевая
С края Ставропольского.
6. Мы – певцы и музыканты,
Выступать нам нравится!
Мы – народные таланты,
Нами край наш славится!
7. Чтоб гордиться мне фигурой,
Занимаюсь физкультурой.
Упражнения и бег
Гарантируют успех.
8. Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Недостатки казаков.
4 Ведущий:
Были в характере казаков и недостатки, большей частью унаследованные от предков. К примеру, не могли удержаться, чтобы не побалагурить, послушать рассказы других, да и самим рассказать о подвигах товарищей. Бывало, что в рассказах этих они и прихвастнут, и прибавят от себя. Любили казаки, вернувшись из заморского похода, шикануть своим нравом и убранством. Отличались они беспечностью и беззаботностью, не отказывали себе в питье. Француз Боплан писал о казаках: «В бражничестве казаки пытались превзойти друг друга, и едва ли найдутся во всей христианской Европе такие беззаботные головы, как казацкие, и нет на свете народа, который мог сравниться в этой удали с казаками».
Мы сейчас попробуем восстановить общение двух друзей казаков лет этак 150 назад.
Театрализованная сценка: « Два кума»
Сценка « Два кума»
- Здорово, Грицко!
- Здорово кум!
- Ну, шо нового слыхать?
- Я в цём годе, такой кавун вырастив. Ну, прямо, о! (показывает)
Нидилю усей семьёй илы, косточкой чуть кошку не вбил.
- Брешешь!
- Та правду кажу.
- А я яблоко вырастив. О таке! (показывает)
- Брешешь!
- Правду кажу. Еле у телегу впихнув шоб на ярмарку визты.
Еду, чую, хрустыть. Повертаюсь, червяк. Так я вбиг, а он кобылу загрыз! Во!!!
Конь у казака
5 Ведущий
Не принято было у казака иметь боевого коня – кобылицу.
У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена ,сестра , а иногда и мать. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: « На коне уезжаешь, казак, на этом коне возвращайся с победой» Приняв повод, только после этого казак обнимал и целовал жену, детей, а нередко и внучат, садился в седло, снимал папаху, осеняя себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату ,на палисадник перед окнами, на вишнёвый сад. Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора.
Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде, чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.
Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями.
При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой его конь под чёрным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конём шли близкие.
Но ,пожалуй самыми красочными и интересными были у казаков свадебные традиции, начинающиеся со сватовства.
Сватовство казака.
6 ведущий:
Воспитывая девочку, взрослые старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость. Росла девочка с мыслью, что она - будущая мать и хозяйка.
Девичья жизнь заканчивалась сватовством. Молодой казак мог видеть девушку только в поле на работе, в церкви и во время гулянья, где водились хороводы. Если ему приглянулась казачка, вместе с отцом и крестным приходил в дом будущей невесты “чайку попить”.
Казаки – народ гордый, горячий, вооруженный, поэтому во всех обычаях были сдержанны и боялись обидеть друг друга. Даже отказ сватам давался так, чтобы не задеть людей словом. Поэтому во время знакомства ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорилось. Жених как бы невзначай клал на стол фуражку донышком вниз. Если девушка переворачивала фуражку – можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку – о сватовстве не могло быть и речи.
Чтец: Молодой казак дивчину
Замуж звал, дарил цветы,
А дивчина та, на диво,
Была яркой красоты.
-Мне колечко, да с брильянтом,
Гордо молвила она.
-Алу ленту с красным бантом,
А, иначе, не твоя.
И смеется, и лукавит,
И глядит ему в глаза.
Эка, стерва, ведь обманет!
Ей бы только жемчуга.
А каз ак стегает круто
Белогривого коня.
И красавице наутро
Дарит кольца и шелка.
На подарки не взглянула
Их она не приняла.
И лица не повернула,
Гордо в горницу ушла.
Не подумав, погубила
Молодого казака,
А вот если б полюбила
Может, счастлива была.
Классный руководитель:
Само сватовство так же было полно символичных и магических элементов. Так, при начале разговора сватов с родителями невесты, ещё стоя на улице пришедшие не называли имён молодых. Вместо имён они использовали слова: "товар" – "купец", "тёлочка" – "бычок", "голубка" – "голубок" и так далее. Так как разговор начинался на улице, то считалось, что такие иносказания защитят договаривающихся от сглаза.
Классный руководитель: вопросы « на засыпку» для класса
-о ком ведётся речь?
Был бы купец, а товар есть.(невеста)
В нашем жите хорош росток (о женихе).
Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку (или: куницу).(невеста)
-Что означают эти русские свадебные пословицы?
День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).
Не за отца отдать, а за молодца.(по любви надобно выходить, а неза богатсво рода)
Не нам с ним жить, а ей (говорят родители невесты).
Я иду, и вы идете за мною (говорит невеста, дергая скатерть за угол, отчего прочие девки скоро выходят замуж)
III. Подведение итогов занятия.
Рефлексия.
Кл. рук. Мое родное Ставрополье –
Орлиный солнечный простор.
Люблю степей твоих раздолья,
Твои папахи снежных гор.
Люблю, продутые ветрами,
Твои курганы и поля,
Казачьи песни над дворами,
Где рукоплещут тополя.
Люблю орлов, парящих в сини,
Колосья нив, и шум садов,
И зноем пахнущие дыни
На рынках шумных городов.
Мое родное Ставрополье,
Люблю тебя я с давних пор.
Во мне живут твои раздолья,
Твои папахи снежных гор.
- Ребята, понравился ли вам наш классный час сегодня?
- Что нового вы узнали?
- А захотелось ли вам еще больше узнать о казаках и их жизни?
- Вы знаете, что в нашем селе тоже жили терские казаки? Я предлагаю вам, расспросить своих бабушек и дедушек и узнать были ли у вас в роду казаки. Может быть, они знают, у кого в семьях были казаки. Постарайтесь собрать всю возможную информацию. Может быть, удастся собрать фотографии. Все то, что вы узнаете, мы объединим в проект, который назовем «Казаки Большой Джалги».
- Договорились?
- На этом классный час закончен.Я надеюсь ,что любовь и преданность своей Земле, своему народу вы пронесёте через всю свою жизнь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Новомарьинский Г. Северное Кубанское и Терское предгорье Кавказа. // Живописная Россия. Т.9. Кавказ. – СПб.,2003.
2. Марков Е.Л. Очерки Кавказа. Картины кавказской жизни, природы и истории. – СПб. – М.,2007.
3. Губенко О.В. Терское казачье войско в XV – XXI вв. (Влияние государства на социально-экономические аспекты казачьей жизни). – Ессентуки,2007.
4. Мутиева О.С. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX – начале XX вв. Дис. …канд. ист. наук. – Махачкала,2004.
5. Слободзинский О. Казаки. // Народы Земли. Кавказ. Народы Кавказа. Т.IV.- СПб.,2011.
6. Новомарьинский Г. Северное Кубанское и Терское предгорье Кавказа. // Живописная Россия. Т.9. Кавказ. – СПб.,2003.
7. Сопов А. Родина казаков: история с географией // Родина. – М.,2008.
8. Введенский Г.Э. Пять веков русского военного мундира. – СПб.,2005.
9. Введенский Г.Э. Пять веков русского военного мундира. – СПб.,2005.
10. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры Терских казаков. – Нальчик.,2004.
11. Алоева М.А. «Классные часы в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа в форме театрализованного утренника «Пушкинские дороги»
А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта. Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему н...
Сценарий классного часа "Любовь, как высшее человеческое чувство"
Данный классный час является завершающим этапом работы по теме "Взаимоотношения полов" в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ "Инфекционные заболевания, передающиеся полов...
Сценарий классного часа "Мы за здоровый образ жизни"
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное усл...
Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные» 6а класс Классный руководитель: Оганян Н.А.
Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные»6А классКлассный руководитель: Оганян Н.А.Цель: прививать уважение к девочкам.Оформление: цветы; шары; праздничные плакаты и рисунки,...
Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).
Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья" о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...
МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.
Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...