методическая система эффективного педагога-организатора
учебно-методический материал на тему

Голодова Ульяна Борисовна

Воспитание (согласно Приказу Минобрнауки Росси от 03.02.2006 г.      № 21) является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации  на рынке труда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание (согласно Приказу Минобрнауки Росси от 03.02.2006 г.      № 21) является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации  на рынке труда.

Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Все воспоминания о школе, так или иначе, связаны с именем классного руководителя. Классный руководитель должен сочетать в себе качества и педагога и воспитателя и психолога, что позволит учащимся делиться с ним своими радостями и бедами. Именно он может помочь разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему можно доверить детскую тайну.  

Классный руководитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в социуме, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.   

Воспитательная система класса – это способ организации  воспитания учащихся, который является целостной системой взаимодействующих компонентов, способствующих развитию личности и коллектива. Основное предназначение воспитательной системы класса заключается  в содействии личности каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном классе. Воспитательная система функционирует за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах.

Цель воспитательной системы: Формирование всесторонне и гармонично развитой личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой и окружающими.

Задачи воспитательной системы:

  1. Сохранять и укреплять здоровье учащихся, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
  2. Развивать творческие способности ребят через участие в школьных, городских и областных конкурсах, через экскурсии, выставки, трудовые дела.
  3. Воспитать чувства национальной гордости и сопричастности судьбам родного города и Отечества.
  4. Укреплять и развивать классное и школьное самоуправление.
  5. Развивать коммуникативные навыки учащихся.

Основные направления воспитательной системы:

  1. Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся.
  2. Развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся.
  3. Становление и развитие классного коллектива.

Направления воспитательной системы реализуются посредством следующих видов деятельности:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся класса.

2. Оптимизация учебной деятельности учащихся класса.

3. Организация системы внеклассных мероприятий.

4. Способствование формированию и развитию классного самоуправления.

5. Индивидуальная и коллективная работа с учащимися.

6. Групповая и индивидуальная работа с родителями учащихся.

7. Привлечение к сотрудничеству педагогического коллектива школы.

8. Реализация программы «Здоровье».

Компоненты воспитательной системы:

  1. Индивидуально – групповой.

  Представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса. Он состоит из нескольких элементов: классного руководителя, учащихся класса, родителей учащихся, педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

  1. Ценностно-ориентационный.

Представляет собой совокупность следующих элементов: цель и задачи воспитания, перспективы жизнедеятельности класса, принципы построения воспитательной системы класса.

  1. Функционально-деятельностный.

Складывается из таких элементов как виды деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов классного коллектива.  

  1. Пространственно-временной.

Пространственный компонент включает в себя среду, жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации. Воспитательное пространство образуют: учебный кабинет, связи класса со сверстниками из других учебных коллективов и ближайшего социального окружения.

Временной компонент включает этапы развития воспитательной системы:

  • 1 этап – этап проектирования системы (5 класс)
  • 2 этап – этап становления системы (6-7 класс)
  • 3 этап – этап стабильного функционирования системы (8-9 класс)
  • 4 этап – этап завершения функционирования системы (10-11 класс)
  1. Диагностико-аналитический.

Обеспечивает объективный анализ и оценку результативности воспитательной системы по следующим параметрам:

  • Как работает система на практике?
  • Есть ли изменения в воспитании воспитанников?
  • Какова репутация класса в школе?
  • Почему возникают трудности в работе?
  • Каковы перспективы развития воспитательной системы класса?

Основой воспитательной системы класса являются два закона:

1. Закон  субординации (5-9 класс): мир детства – часть мира взрослости, не равноценный и подчиненный ему.

2. Закон равенства (10 – 11 класс): мир детства и мир взрослости – равноправные части мира человека. Их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга.

Принципы построения воспитательной системы  класса:

  • Принцип диалогизма: мир детства, как и мир взрослости, обладает своим собственным содержанием. На основе диалога строится целостный учебно-воспитательный процесс.
  • Принцип единства: мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, они составляют единый мир людей.
  • Принцип сосуществования: мир детства, как и мир взрослости достаточно независимы.
  • Принцип принятия: человек должен приниматься другими людьми таким, какой он есть, безотносительно к нормам, оценками взрослости и детскости.
  • Принцип контроля: это необходимый элемент обучения и воспитания, обеспечивающий порядок в классном обществе.

Основные внутренние и внешние связи классного сообщества (ученики – учителя – родители – шефы – другие классы) базируются на принципах:

много знать – престижно; помогать друг другу – нормально; готовить дело по чужому сценарию – невозможно; жить в неуютной обстановке – нельзя.

Жизнь и деятельность учащихся  в школе подчиняется правилам классного коллектива:

  • Будь настойчивым в учёбе, труде, спорте.
  • Относись к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
  • Относись к людским недостаткам терпимо.
  • Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
  • Добросовестно относись к учёбе.
  • Не опаздывай в школу и не пропускай занятия!
  • Добросовестно относись к своим поручениям.
  • Не отказывай в помощи одноклассникам.
  • Соблюдай порядок и чистоту в классе и школе.
  • Живи весело, содержательно, будь активным, творчески  подходи к любому делу.
  • Дорожи дружбой, помни - мы коллектив!

Формы и методы работы с участниками образовательного процесса:

Участники образовательного процесса

Формы работы

Методы работы

Учащиеся

Индивидуальные

Беседы, консультации, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы, установление личных контактов с воспитанником, посещение семей, привлечение специалистов

Коллективные

Организация творческих групп, работа с активом класса, классные часы, классные и внеклассные мероприятия, конкурсы, походы, экскурсии, соревнования.

Родители

Изучение семьи

Анкетирование, диагностика, беседы, консультации, посещение семей, изучение условий проживания, работа с родительским комитетом

Психолого-педагогическое просвещение

Родительские собрания, занятия с элементами тренинга, просветительские беседы, совместные творческие дела, проведение внеклассных мероприятий с участием родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Педагоги

Консилиумы, совещания, малые педагогические советы

Организация встреч родителей с учителями; выяснение у педагогов причины снижения успеваемости того или иного ребенка; осведомление учителей о состоянии здоровья учащихся; сотрудничество с психологом и социальным педагогом школы.

Воспитательная система класса строится на основе изучения  личностных особенностей учащихся. Полученные данные помогают созданию необходимых условий для правильной организации воспитательной работы в классе, для обеспечения индивидуального подхода к учащимся. Знание особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что в свою очередь делает воспитательную работу более рациональной. Изучение личности школьника продолжается на протяжении всего времени обучения, поскольку в процессе развития ребенка обогащается его внутренний мир, меняются интересы, появляются новые проблемы.

Диагностические исследования осуществляются совместно с педагогом-психологом школы  по следующим направлениям:  

Направление

Цель диагностического исследования

Вид диагностического исследования

Уровень воспитанности и общей культуры учащихся.

Выявление уровня воспитанности школьников.

Тестовая диагностика личностного роста школьников

Динамика развития личности и коллектива, эффективность воспитательной работы.

Анализ воспитательной работы.

Изучение эффективности воспитательной работы.

Анкетирование родителей и воспитанников.

Изучение особенностей развития познавательной сферы

«Прогноз и профилактика проблем обучения в 3 – 6 классах» Л.А. Ясюкова

Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Выявление межличностных отношений, определение статуса личности в коллективе.

Игровые методики

Изучение детского коллектива, как условия развития личности школьника

Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Общий устойчивый психологический климат в классе.

Выявление степени сплоченности детского коллектива

«Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)

Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.

Выявление интересов школьников.

Опрос, анкетирование.

Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность

Изучение особенностей приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям

Тест школьной тревожности Р. Филипс

Цветовой тест отношений

Степень вовлечения родителей в дела класса.

Поиск путей привлечения семьи к активному участию в делах класса.

Анкетирование родителей

Осознанный выбор учащимися приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

Сформированность основных нравственных качеств личности

Социальная активность учащихся

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

При исследовании уровня развития коллектива класса было выявлено, что коллектив находится на стадии развития «Мерцающий маяк» (Приложение № 1). В  нашем коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание это ещё не всё. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень ярких вспышек. Однако недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел в классе, и в школе. Активность учащихся проявляется ситуативно и нерегулярно, да и то не у всех.

Данные социометрического исследования показали, что в классе есть представители всех социометрических статусов: изолированные учащиеся, пренебрегаемые, «болото». В классе есть четко выраженный лидер, благодаря которому легче наладить общественную жизнь.

ЗВЕЗДЫ

(ЛИДЕРЫ)

ПРЕДПО-ЧИТАЕМЫЕ

«БОЛОТО»

ПРЕНЕБРЕ-ГАЕМЫЕ

ИЗОЛИ-РОВАННЫЕ

3

5

8

3

3

Класс разбит на отдельные группы, которые не взаимодействуют между собой. Данная ситуация объясняется тем, что пятый класс был сформирован из двух четвертых.

Психологом школы проводилась психодиагностика школьной тревожности учащихся пятого класса,  результат которой говорит о том, что адаптация  учащихся в 5 классе прошла успешно (Приложение № 2, № 2 а).

Интересные данные были получены психологом при проведении нейропсихологического исследования учащихся. Знание особенностей организации работы мозга (доминирование левого или правого полушария) и ведущего канала восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики) позволят использовать наиболее эффективные методы и приемы при взаимодействии с учащимися (Приложение № 3).

 Результаты исследований анализируются, обобщаются и на их основе  составляется психолого-педагогическая характеристика класса (Приложение № 39),  и план работы. В процессе планирования составляются, как правило, два плана: календарный и перспективный. Перспективный план работы составляю на учебный год, он включает в себя перечень реально намеченных дел и мероприятий на каждый месяц. Календарный план воспитательной работы я составляю на четверть, который содержит необходимый перечень работы по разделам:

1.Учебно – познавательная деятельность.

2.Индивидуальная работа с учащимися.

3.Гражданско-патриотическое воспитание.

4.Художественно- эстетическое воспитание.

5. Спортивно – оздоровительное воспитание.

6.Трудовое воспитание.

7. Работа с родителями.

8. Взаимодействие с педагогами.

В своей воспитательной системе я, прежде всего, акцентирую внимание на изучении межличностных отношений в классном коллективе (Приложения № 4).

На основе изучения атмосферы класса и диагностики межличностных отношений я решила организовать цикл классных часов и внеклассных мероприятий, направленных на оптимизацию психологического климата в классе, на повышение групповой сплоченности и налаживанию дружеских отношений между учащимися: «Школа лидеров» (Приложение № 5), «Мы составляем наш автопортрет» (Приложение  № 6); «Я и мои одноклассники» (Приложение № 7), игра «Киностудия» (Приложение № 8); конкурс рисунков «Я в моем классе»; классные вечера, праздники, к которым дети самостоятельно готовят номер; конкурс «Лучший ведущий».

Для изучения класса стремлюсь установить контакт с семьями учащихся, выявить воспитательные возможности родителей и вовлечь их в совместную деятельность. Наряду с традиционными родительскими собраниями, индивидуальными беседами, посещениями на дому, использую также ролевые игры, занятия с элементами тренинга, анкетирование (Приложение № 9).

Одним из основных видов деятельности является изучение причин снижения успеваемости учащихся. Каждую четверть отслеживается динамику успеваемости: составляется подробный отчёт об успеваемости каждого ребёнка, результаты сравниваются с прошедшими учебными периодами. Основными причинами снижения успеваемости учащихся класса являются: преобладание внешкольных интересов; ослабление контроля со стороны родителей; завышенная или заниженная самооценка; усложнение учебного материала.

После выявления причин неудач, с ребёнком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения проблем. С этой целью на родительских собраниях разбираются педагогические ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития (Приложение № 10, № 11, № 12, № 13, № 13а). С этой же целью для учащихся проводятся занятия по культуре учебного труда, составляются памятки, о том, как правильно организовать свой распорядок дня и выполнение домашних заданий (Приложение № 14, № 15). С этой же целью проводиться просветительская работа и с родителями учащихся.

В воспитательной системе важное место отводится развитию интереса к учебной деятельности учащихся, посредством формирования сознательного отношения к учебным обязанностям, отслеживания успеваемости учеников, посещений уроков. Все учебные результаты регулярно доводятся до сведения учащихся и их родителей, еженедельно выставляются оценки в дневниках. С целью повышения интереса к обучению и развитию интеллектуальных способностей детей стимулируется посещение учащимися факультативных занятий, стимулируется их участие в предметных неделях, олимпиадах.  В результате такой работы, ребята принимают активное участие в конкурсах и занимают призовые места.

Организация внеклассных мероприятий сопровождается созданием особого психологического микроклимата, когда ученик чувствует себя комфортно, он может проявить свои творческие и коммуникативные способности.

Подготовка внеклассных мероприятий позволяет развивать инициативу и творчество учащихся, формировать организаторские и самоуправленческие навыки. В рамках внеклассной деятельности можно выявить два направления: творчество и общение.

В процессе творческой деятельности учащиеся имеют возможность развить индивидуальные способности, творческое воображение и раскрыть свои таланты. В процессе общения развивается чувство собственного достоинства, умение уважать других, доверять людям, умение выслушать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. Развиваются коммуникативные способности, способность к самопознанию, самоанализу.

Для  реализации поставленных задач организуется участие шестиклассников в школьных конкурсах, акциях, концертах, театральных постановках (Приложение № 16), школьных вечерах.

Также проводится ряд мероприятий совместно с родителями учащихся: вечера отдыха, дни именинника; мероприятия, посвященные различным  календарными  праздникам,    дискотеки,    экскурсии,  походы (Приложение № 17, № 18).

Для успешного функционирования воспитательной системы класса я сотрудничаю с различными организациями:

  • совместно с городской  библиотекой проводился КВН «Если хочешь быть здоров» (Приложение № 19);
  • в школьной библиотеке прошли классные часы: «Мой друг - собака», «Чтение - дело семейное» (Приложение № 19);
  • центр занятости населения организовал беседу по профориентации детей «Профессии, наиболее востребованные на рынке труда Мурманской области» (Приложение № 20);
  • органами внутренних дел регулярно проводятся  встречи по предупреждению правонарушений подростков.

В каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Каждый учащийся - это сложная, своеобразная и интересная личность: с кем-то всегда легко, с кем-то сложно. Приходится находить  компромиссы и учитывать желания каждого воспитанника. Поэтому не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные учащиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором.

Одним из приоритетных направлений моей воспитательной системы  является гражданско-патриотическое воспитание, цель которого: формирование устойчивой жизненной позиции учащихся, подготовка их к активному участию в общественной жизни и трудовой деятельности.

В школах долгое время не уделялось достаточного внимания воспитанию патриотизма. На сегодняшний день воспитание гражданственности и патриотизма – важнейшая задача в процессе формирования личности учащихся.  В моей воспитательной системе она реализуется через:

1. Воспитание уважения к государственной и общественной символике, национальным ценностям, образу жизни и своей истории: классный час «В единстве наша сила» (Приложение № 21, № 22).

2. Формирование патриотического сознания: классные часы «Годы войны», «Блокада Ленинграда».

В процессе проведения  внеклассных мероприятий, ученики знакомятся с историей государственной символики, историей своей семьи, города, края, страны.

Патриотизм зарождается из любви к своей «малой Родине», поэтому я уделяю особое внимание изучению истории родного города и Мурманской области. Для знакомства с коренными жителями севера, их традициями и бытом была организована поездка в поселок Ловозеро (Приложение № 22).

Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее кропотливой работы, но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность детям осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.  

Классный руководитель должен помочь ученикам понять, насколько необходимо научиться работать в коллективе. На первом этапе «сплочения» класса я проводила занятия под названием «Я и Мы», «Я и мой класс», «Какой он, наш класс». Где я объясняла, что такое коллектив, как строится работа любого коллектива, как будет выглядеть орган самоуправления в  нашем классе.

Моей задачей на первых этапах работы ученического самоуправления в классе была помочь ребятам разобраться в трудных поручениях, но, ни в коем случае не навязывать свою точку зрения. В противном случае ученики бы скоро отказались от активного участия в общеклассных делах, замкнулись и перестали бы чувствовать себя нужными.

Классное самоуправление не только позволяет включить всех учащихся в коллективную деятельность, оно дает возможность каждому ученику занять позицию организатора одной наиболее интересной для него деятельности и одновременно участвовать в разнообразной групповой работе, организуемой его товарищами.

Не все ребята проявляют интерес к работе в органах самоуправления. На первом этапе часть школьников осталось не задействованной. Совместно с активом класса мне удалось вовлечь этих ребят в общественную жизнь.

Не найдя себе дело по душе в одном активе, ученик может поучаствовать в работе другого, третьего и т.д., пока не найдет свое место в интересной для него деятельности.

Поручения, которые даются ребятам, касаются не только организации праздников, спортивных мероприятий, творческих конкурсов, трудовых мероприятий, но и контроля учебы. Это тот вид работы, который всегда назывался шефской работой в классе, причем, если один ученик слабо занимается по математике, но хорошист (или отличник) по русскому, английскому языкам, физкультуре, он может обменяться знаниями с хорошистом (или отличником) по математике. В этом случае он не будет чувствовать свою ущербность, а наоборот примет помощь с радостью, потому что знает, что и он помогает, т.е. чувствует свою значимость.

Во главе нашего класса стоит Глава Администрации и пять помощников, которых мы выбираем путем голосования. Каждый из них выполняет свои функции и обязанности (Приложение № 23).

Результаты работы классного самоуправления радуют как меня, так и самих ребят: жизнь классного коллектива стала интересной, активность каждого, сопричастность к школьной жизни улучшили общий эмоциональный настрой.  Так психолог, изучив эмоциональное отношение учащихся к различным сторонам школьной жизни, отметил, что дети стали чувствовать себя более комфортно, наметилось повышение морального уровня в коллективе. Выявились организаторские навыки подростков, учащиеся проявили самостоятельность в реализации многих программ. (Приложение № 24).

 Смысл введения ученического самоуправления заключается не в представлении возможности управления одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их владеть собой, управлять своей жизнью в коллективе, найти в нем свое место.

Воспитательная система моего класса складывается в процессе создания и становления общешкольной воспитательной системы, которая стала фактором развития классного коллектива. Являясь звеном воспитательной системы школы, реализуя общую цель учебного заведения, участвуя во всех школьных делах, класс развивается как самостоятельная ячейка, формируя свой коллектив и свою индивидуальность.

В нашей школе сложилась система организации и воспитания ученического коллектива, внеурочной воспитательной деятельности, работы с родителями учащихся. Все эти направления не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны. Вся воспитательная работа класса идет в сотрудничестве со школьной воспитательной системой Страна «Мирландия». Учащиеся моего класса реализуют программу «Добротворск», а именно: помогают поддерживать порядок в школе (служба 2-8-7), следят за дежурством, помогают в организации школьных мероприятий, занимаются озеленением  школы.

Реализация программы: «Здоровье»

Основная цель этого направления – формирование потребности  в здоровом образе жизни.

Я ставлю перед собой следующие задачи: формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранить и укреплять свое здоровье; приобщение детей к здоровому образу жизни; создание безопасной и здоровой среды обучения, позволяющей сохранить не только здоровье, но и психику ребенка; обучение конструктивным способам отказа от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.

Для реализации поставленных целей и задач в рамках программы были разработаны и проведены следующие мероприятия:

1. Деловая игра «Мы судим сигарету» (Приложение № 25);

2. Валеологическая беседа «Здоровые привычки - здоровый образ жизни»;

3. Спортивная игра «Семейные старты» (Приложение № 27);

3. Конкурс плакатов и газет, посвященных здоровому образу жизни (Приложение № 26).

Дети принимают активное участие в школьных и городских соревнованиях, в Декаде SOS (Приложение № 27).

В своей воспитательной системе я уделяю внимание не только физическому, но и психологическому здоровью детей.

При организации работы с учащимися особое внимание я уделяю организации их самовоспитания. Особенно актуальна эта работа в подростковом возрасте, когда у детей начинает развиваться способность к рефлексии. Нужно вовремя суметь заметить первый росток интереса к самопознанию и стимулировать этот процесс. Для этого я применяю различные приемы:  описание своего портрета, анализ хорошего и плохого поступка, предлагаю им найти выход из придуманной мною трудной ситуации. Провожу беседы об особенностях характера, развития мышления, чувств, воли. Здесь помогают такие игры, как «Пирамида знаний», игровые методики (Приложение № 28).

Особого такта требует организация индивидуального подхода к «трудным» детям. Ведь ища себя в нашей нелегкой жизни, они пошли наиболее простым путем: стали «жить одним днем», начали пропускать школу, совершать асоциальные поступки. В работе с «трудными» подростками (Приложение № 29) я меняю стиль общения, методы взаимодействия. Использую следующие приемы:

1) создаю ситуацию успеха, часто хвалю и  поощряю;

2) стараюсь максимально задействовать ребенка в общественно полезной деятельности, например, в оформлении «классного уголка», проведении  классных мероприятий;

3) формирую мотивацию к учебе, активной жизни через повышение уверенности в себе и своих силах.

С детьми, относящимися к «группе риска», я веду постоянную работу: привлекаю родителей к участию в классных мероприятиях, провожу беседы, составляю индивидуальный план работы (Приложение № 30).

Взаимодействие и сотрудничество педагогов, учеников и родителей  является важным направлением в функционировании воспитательной системы класса. Школа и семья должны работать в тандеме, в противном случае -  противостояние семьи и школы снижает эффективность воспитательной работы. Обе стороны должны быть заинтересованы в раскрытии и развитии лучших качеств и свойств ребенка, необходимых для его самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы уважения и доверия, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Особое внимание я  уделяю взаимоотношениям ребёнка и родителей.

Повышение уровня психолого-педагогических знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные конференции для родителей.

В рамках  повышения психолого-педагогических знаний и вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс  проводятся: родительские собрания, просветительские беседы, совместные творческие дела.  

Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели. Немаловажным фактором при проведении подобных мероприятий является присутствие и матерей, и отцов, так как учитываются не только возрастные, но и половые особенности развития детей.

Успешность моего взаимодействия с родителями во многом определяется правильно выбранной позицией, стилем отношений с ними (Приложение № 31, № 32, № 33, № 34). При общении с родителями спрашиваю их мнение, что они думают по тому или иному поводу, совместно продумываем пути решения сложившихся проблем.

К сожалению, сейчас, когда многие родители настолько перегружены работой, что не в состоянии уделить достаточно внимания не только школе, но и собственному ребенку все сложнее удается привлечь их к сотрудничеству. Конечно, в первую очередь в решении этой проблемы необходимо терпение. Я нашла формы взаимодействия с родителями – это организация совместной деятельности. Так вместе с родителями и воспитанниками были подготовлены и проведены следующие мероприятия:

  • «Новогодний праздник» (Приложение № 35),
  • «Славим женщину» (Приложение № 35, № 36),
  • «Мой папа самый, самый» (Приложение № 35),
  • «Семейные старты» (Приложение № 35).

Считаю, что заинтересованность классного руководителя подтолкнет родителей к сотрудничеству со школой. Много внимания  уделяю работе с родительским комитетом. Именно они помогают мне в организации экскурсий, поездок и в проведении классных мероприятий.

Основными результатами работы моей воспитательной системы можно считать следующие:

1. Практически все учащиеся занимаются в кружках, спортивных секциях или музыкальной школе (Приложение № 37).

2. Ученики моего класса являются призерами конкурсов «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно» (Приложение № 37).

3. Они принимают активное участие во всех школьных и многих городских мероприятиях (Приложение № 38).

4. Ребята являются участниками и организаторами общешкольных дел, актив класса отлично справляется со своими обязанностями.

5. Найден тесный контакт с родителями, практически все посещают родительские собрания (Приложение № 34).

6. Все учащиеся чувствуют себя в коллективе защищенно.

Хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, организованностью, инициативностью, неисчерпаемой энергией творчества, стремлением реализовывать свои интеллектуальные и творческие способности, высокой самостоятельностью, дружелюбием, трудолюбием (Приложение № 40).

Роль классного руководителя в процессе воспитания – это  координация всех факторов, влияющих на отдельную личность и на коллектив в целом. Воспитательная система класса  организует совместную работу учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социального педагога, что позволяет достичь высоких результатов в становлении личности учащихся, гармоничного развития ребенка в различных сферах.

Список  литературы

  1. Амонашвили Ш.А.  Единство цели .– М.: Просвещение, 1987
  2. Кон Ч.С.  Психология  ранней юности.– М.: Просвещение, 1980
  3. Педагогический поиск /Сост. И.Н. Баженова – М.: Педагогика, 1989
  4. Зюбин Л.М. Психология воспитания. - М.: Высшая школа, 1991
  5. Воспитательная система класса: Методическое пособие /Под ред. Е.Н. Степанова. – Псков, 1998
  6.  Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток.-  М.: Апрель Пресс, Эксмо – Пресс, 2000
  7. «Воспитание школьников». Научно – методический журнал № 1,6/2001
  8. Сборник классных часов и родительских собраний. Методика работы с учащимися. 5 класс/Серия «Книга для учителя». – Ростов н/Д: Феникс, 2002
  9. Пятьдесят сценариев классных часов / М.: Центр «Педагогический поиск», 2003
  10. «Воспитание школьников». Научно – методический журнал № 6,9/ 2003
  11. Родительский лекторий: 5 – 11 классы / сост. Л.В. Бударникова и др. – Волгоград: Учитель, 2005
  12. Алоева М.А., Бейсова Б.Е.  Настольная книга современного классного руководителя в 5-8 классах. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2006
  13. Родительские собрания. 5 – 7 классы: беседы, лекции, тесты, практикумы, анкеты для родителей./ Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г.- Волгоград: Учитель, 2006
  14.  Классные часы, нетрадиционные уроки и школьные праздники / Л.В. Боброва. – Ростов н/Д: Феникс, 2006
  15.  «Школьный психолог». Методическая газета для педагогов психологов №17/2007
  16.  «Учительская газета», № 5,7,17/2007
  17.  Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги.  – 2-е изд. – М.:  «5 за знания», 2007
  18.  Родительский лекторий. 5 – 11 классы. Материалы для подготовки родительских собраний. Вып. 2 / сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007
  19.  Лучшие классные часы в 5 – 9-х классах / Н.Ф.Дик.- Ростов н/Д: Феникс, 2007
  20. Современный справочник классного руководителя 5 – 9-х классов в вопросах и ответах / Н.Ф.Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2007
  21.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.
  22.  «Классный руководитель». Научно – методический журнал. № 4 /2006
  23.  «Классный руководитель». Научно – методический журнал № 1, №2/2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для педагогов-организаторов внеклассной работы "Развитие творческих способностей учащихся"

Материал по работе с учащимися среднего и старшего звена, принимающими участие в театрализованных внеклассных мероприятиях....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА

При анализе материалов актуального педагогического опыта педагогов-организаторов подчеркивается слабое владение теорией и методикой диагностики при оценке результативности представленных материалов.Пс...

Инструкторско-методические сборы с педагогами-организаторами: "Создание устойчивой учебной мотивации суворовцев - важнейшая цель воспитательной работы"

Материалы выступления в рамках инструкторско-методических сборов с педагогами -воспитателями - заместителями командиров рот по созданию устойчивой учебной мотивации суворовцев....

Система работы педагога- организатора ОБЖ

Тема: «Формирование практических умений и навыков безопасного поведения и успешного выживания в условиях природной среды через реализацию дидактических принципов обучения, применяемых в курсе ОБЖ»...

Методическая система эффективного учителя в условиях сельской школы на современном этапе развития образования

Разработка содержит актуальные материалы по преподаванию предмета в условиях прехода на Федеральные государственные стандарты 2010 года...

Методическая разработка для педагога-организатора

Раскрытие опыта проведения уроков по изучению программной темы «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее роль, задачи и организационная с...

Методическое пособие Деятельность педагога-организатора в детском коллективе.

В центре деятельности педагога-организатора – проведение воспитательно-развивающих мероприятий, разнообразных досуговых форм работы, взаимодействие с субъектами: детскими творческими коллективам...