беседа о часах "Часики-часы". Презентация
методическая разработка по теме

Шукшина Светлана Тимофеевна

Беседа о часах и презентация"Часы" знакомят воспитанников младшего школьного возраста коррекционной школы 8 вида с  понятием времени,знакомят с историей часов, развивают временые представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         Беседа о часах:

                                         «Часики - часы»

                                                       

  Цель:       познакомить с историей часов, показать разнообразие часов,  стремиться к усвоению детьми понятия времени.  

Задачи:

  Обучающая - активизация словарного запаса по теме.

  Развивающая –  развитие мышления, памяти, временных представлений.

  Воспитательная –    формирование прилежания, умения правильно вести себя на занятиях.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, презентация, набор  раскрасок «часы», карандаши.

Ход беседы:

Весь век идёт Ерёмушка:

 Ни сна ему, ни дрёмушки,

 Шагам он точным счёт ведёт,

 И всё-же с места не сойдёт. (Часы)                                         (слайд1)

  А для чего человеку нужны часы? А для человеку нужно знать время? Как вы думаете: можно время пощупать, понюхать, потрогать?

     А что можно делать со временем? Ничего. Время может быть настоящим, прошедшим, будущим. Человек определяет время по часам.

     Уже и не верится, что в давние времена люди и не знали ничего о часах. Сначала древние люди распознавали день, ночь, утро, вечер. (слайд 2) Позже час стали измерять длиною стопы. Три ступни – вечер, а если ты собираешься прийти в гости «в 4 стопы», то не спеши, ещё рано. Потом пользоваться такими часами стало неудобно, потому, что длина стопы у всех людей разная и время давало сбой. Нашлись изобретатели, которые предложили на поляне вкопать столб и солнце, идя по кругу светило на столб, а от него тень падала на землю, на которой был очерчен круг. (слайд 3)  Но прошло время и определение время по тени себя изжило. Человек задумался над тем, как создать часы.

     Первые часы были солнечными. В Древнем Вавилоне на вершине самой высокой пирамиды был поставлен глиняный столб. Площадь возле столба расчертили линиями. Когда тень приближалась к линии, жрец кричал: «Знайте, вольные и рабы, всё население царства, волею бога прошёл ещё один час. Пять часов после восхода солнца!»      (слайд 4)

     Вторыми часами оказался:

   «В деревне есть часы такие

    Не мёртвые, а живые,

    Ходят без завода.

    Они птичьего рода».

     По крику петуха люди определяли время. Но и это вскоре стало неудобно, поскольку петух спал, сидя на жёрдочке, а если падал с неё, то и кукарекать начинал раньше. А как было определять время, если петуха не было?  (слайд 5)

      О цветах-часах:      В 20-х годах XVIII века, в городе Упсала, были "пущены в ход" цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея, мага-травника высшей категории. Этот выдающийся маг написал научный трактат     "Сон растений".

 Но первооткрывателем был все же не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Растения, цветы которых раскрываются в определенное время суток, высаживались на клумбах и использовались в качестве своеобразных часов.

Точность таких часов зависит от погоды - в дождливую и пасмурную погоду такие часы будут "врать". Так же известно, что в разной местности цветы открываются в разное время. (слайд 6)

 По какому же принципу работали подобные часы?

 Известно, что лепестки цветов закрываются и открываются в определенное время, в зависимости от изменения освещенности. Обычно в ночное время цветы закрыты, а с восходом солнца они открывают свои венчики.  

    Современному миру так понравилась идея цветочных часов, что они начали такие часы делать у себя в городах. Первыми, конечно же, были швейцарцы. И до сих пор самыми известными в мире считались швейцарские и японские цветочные часы, причем в Швейцарии были самые большие, пятиметрового диаметра. Теперь рекорд побит: на Поклонной горе в Москве устроили и запустили самый большой в мире цветочно-часовой механизм. В диаметре циферблат достигает 10 метров, а минутная стрелка весит более 30 килограммов.  

  Раньше всех - в 4 часа раскрываются цветы цикория  и шиповника.  В 5 часов – мак,   в 6 часов - полевая гвоздика и одуванчик,  в 7 часов просыпаются картофель   и колокольчик,  в 8 часов вьюнок     и бархатцы,   9-10 часов - календула (ноготки),  В 20 часов развертывает цветки Душистый табак,  в 21 час ночи - ночная фиалка. Так же в определенное время и закрываются цветы: в 13-14 часов смыкает венчики картофель .  В 14-15 мак,   в 16-17 - календула (ноготки), 17-18 - мать-и-мачеха,   в 19 часов – лютик,   19-20 -шиповник . (слайд 7)

     Человек изобрёл водяные часы.   (слайд 8)  Они состояли из двух сосудов, в один из которых нужно было постоянно добавлять воду. И они также оказались неудобными.

 Стали люди думать и гадать, какие придумать часы, чтобы они показывали время и ночью, и днём, и в пасмурную погоду. И придумали песочные часы.  (слайд 9)  В них нет ни стрелок, ни цифр и сделаны они из стекла, а в середине находится песок. (Показать детям принцип работы песочных часов). Но со временем и эти часы стали неудобными.

     В 996 году в немецком городе Магдебург был изобретен первый механический будильник, который работает до сих пор.

Мастер Генлейн изобрёл карманные часы. А через 50 лет появилась на часах минутная стрелка. Секундная стрелка появилась через 200 лет. (слайд 10)

     Прогресс, наука ушли далеко вперёд: человек изобрёл электронные часы, кварцевые часы, часы, работающие на солнечных батарейках.    (слайд 11)

        Сказочные часы

  Но самое интересное, что существуют сказочные часы. Это взрослые позаботились о детях. Эти часы висят на стене центрального театра кукол в городе Москве. На вершине часов стоит петух, а вокруг него 12 домиков. Каждый час из одного из домиков появляется сказочный персонаж. А когда часы бьют 12 ночи из каждого домика выходят козёл, сова, ворона, заяц, лисица, обезьяна, кот, баран, поросёнок, коза и волк и все вместе начинают танцевать под музыку.  (слайд 12)

     Недаром говорится: «У каждого времени свои обычаи». Больше всего часы уважают тех людей, которые умеют планировать своё время. Недаром часам дано магическое слово «тик-так», что напоминает стук человеческого сердца. И это очень важно, потому что они именно как сердце, отвечают за ритмы нашей жизни.

     И коль мы с вами живём во времени, а народная пословица гласит «время – золото», потому нет ничего дороже времени. Время нужно использовать с толком. Так, чтобы изготовить мебель, нужно время, чтобы добыть уголь или сварить сталь – нужно время.

     Чтобы приготовить уроки – нужно время. А как вы думаете – одинаково ли времени нужно для этих трёх дел? Ваш урок длится 45 минут. За это время учитель вам объясняет новую тему, опрашивает вас, задаёт домашние задания, вы работаете ещё в классе. Но звенит звонок – вот она, перемена.

     Можно ли на перемене сделать то, что вы делали на уроке? Нет. А почему? Правильно. Время течёт очень быстро, а чтобы успеть сделать полезное дело, необходимо его беречь и правильно использовать. Для этого существует режим дня  

И недаром народная мудрость гласит: «время – деньги» - ведь на каждое дело нужно определённое время. «Кончил дело – гуляй смело».

              Физкультминутка

    А теперь, ребята, встать,

    Руки медленно поднять,

    Пальцы сжать и так стоять.

    Наклонитесь вправо, влево

    И беритесь вновь за дело.

 Вот вы сейчас и займётесь делом – разукрасите картинки с часами. Какого цвета вы возьмёте карандаши? Давайте, минутные и секундные стрелки покрасим жёлтым цветом, циферблат – голубым, а цифры  - каким вам нравится.

     А теперь послушайте  стихотворение Василия Сухомлинского «Потерянный день». (слайд 13)

 Ведут часы секундам счёт,

 Ведут минутам счёт.

 Часы того не подведут,

Кто время бережёт.

 Кто жить умеет по часам

И ценит каждый час,

Того не надо по утрам

Будить по десять раз.

  И он не станет говорить,

Что лень ему вставать,

Зарядку делать, руки мыть

 И застилать кровать.

 Умеет он одеться в срок,

 Умыться и поесть,

Умеет встать он за станок,

За парту в школе сесть.

С часами дружба хороша!

Работай, отдыхай,

Уроки делай не спеша

 И книг не забывай!

 Чтоб вечером, ложась в кровать,

Когда наступит срок,

 Ты мог уверенно сказать:

 - Хороший был денёк!

   Я желаю, вам ребята, чтобы вы могли всегда уверенно сказать: «День у меня сегодня был хороший!»

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весь век идёт Ерёмушка : Ни сна ему, ни дрёмушки , Шагам он точным счёт ведёт, И всё-же с места не сойдёт . «Часики – часы»

Слайд 4

Египед

Слайд 5

«В деревне есть часы такие Не мёртвые, а живые, Ходят без завода. Они птичьего рода».

Слайд 8

Водяные часы В Канаке, около Фив, были найдены самые древние египетские водяные часы. Они изготовлены в 14 в. д о н.э. Водяные часы представляли собой чашу с небольшим отверстием, из которого понемногу вытекала или капала вода. На внутренней стороне чаши помещалась шкала, по которой можно было судить, сколько времени «утекло» Во 2-м и 1-м тысячелетии до н. э. в Египте, Китае, Индии и Греции строили водяные часы. Из одного сосуда в другой равномерно, по каплям переливалась вода. Поплавок со стрелкой опускался или поднимался

Слайд 9

Песочные часы

Слайд 10

В 996 году в немецком городе Магдебург был изобретен первый механический будильник . Мастер Генлейн изобрёл карманные часы. А через 50 лет появилась на часах минутная стрелка. Секундная стрелка появилась через 200 лет.

Слайд 12

Театр кукол Сказочные часы

Слайд 13

Ведут часы секундам счёт, Ведут минутам счёт. Часы того не подведут, Кто время бережёт. Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. И он не станет говорить, Что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть И застилать кровать. Умеет он одеться в срок, Умыться и поесть, Умеет встать он за станок, За парту в школе сесть. С часами дружба хороша! Работай, отдыхай, Уроки делай не спеша И книг не забывай! Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: - Хороший был денёк! Василий Сухомлинский «Потерянный день».

Слайд 14

ГБС (К) ОУ «Краснослободская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» Шукшина С. Т. Хорошего дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к беседе "Великие полководцы России"

Великие полководцы России прославлены своим умением управлять войсками. Биографии полководцев Великой Отечественной войны наполнены героизмом, преданностью родине, полной самоотдачей. Советские ...

Ломоносов М.В. Конспект беседы и презентация с интерактивными игровыми заданиями

Презентация и беседа с игровыми моментами для лучшего усвоения материала к 300- летию М. В. Ломоносова Для классного часа к 300- летию М. В. Ломоносова Данная презентация может быть использована к...

Презентация для беседы с детьми на тему:"Почему люди ругаются?"

Краткая презентация, без подробного текста для учащихся 7 класса на очень злободневную тему...

Профилактическая беседа о вреде алкоголизма + презентация

Профилактическая беседа о вреде алкоголизма (с презентацией) расчитана на учеников 8-9 классов. Можно данный материал использовать на уроках биологии....

Воспитательное мероприятие . Беседа с элементами слайд презентации «Блокада Ленинграда».

   Во время воспитательного мероприятия предлагается  вспомнить одну из самых страшных страниц истории  города Ленинград - годы войны 1941-1945, а именно годы блокады. Узнат...

Самоанализ к Беседе, с конкурсом рисунка, презентацией «Наша Армия родная

Самоанализ к Беседе, с конкурсом  рисунка,  презентацией «Наша Армия родная...