«Правила вежливости и гостеприимства. В гостях у Пелагеи».
классный час (8 класс) на тему

Карпович Надежда Геннадьевна

Цель : Познакомить с историей гостеприимства  на Руси, научить анализировать и оценивать общение,  поведение среди окружающих, закрепить знания правил поведения в гостях, прививать культуру  поведения за столом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.ch_._pravila_vezhlivosti_i_gostepriimstva.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 8 классе

«Правила вежливости     и гостеприимства.

В гостях у Пелагеи».

Цель : Познакомить с историей гостеприимства  на Руси, научить анализировать и оценивать общение,  поведение среди окружающих, закрепить знания правил поведения в гостях, прививать культуру  поведения за столом.

Оформление  : Пелагея и две девочки – помощницы в  народных  сарафанах, рушник, пирог, рисунок избы, иллюстрации, чайные сервизы,  скатерть, мешочек и игрушками для игры,  мультимедиапроектор, презентация, песня «Коляда»..

                                                              Ход занятия:                   ( Слайд 1)

 I.  Введение  в  тему. У входа в «русскую избу»  детей встречает хозяйка в русском народном сарафане – Пелагея.                                           

Пелагея: Здравствуйте, гости дорогие, гости званые и желанные.

Девочки: Дома ли хозяева?

П .: Дома, дома. Просим в избу: красному гостю - красное место.

                                Гость в дом - бог в дом.

Д. : Живи изба, здорово, богато!

Д.: Дай тебе Боже, что и нам тоже

      Мерку  жита, кусок сала,

      Корец яиц, да и этого мало,

      Жить  поживать, да добра наживать!

Д. : Без зла и без вихря, без всякого лиха,

       Чтоб было тепло

      Чтоб было светло

      Чтоб всё водилось, да и нам хватило

      Будьте как дома, присаживайтесь.

Звучит музыка « Здорово Коляда…»

II.   Основная часть.                                 (Слайд  2)

Уч.: Тема нашей встречи гостеприимство. Проверим,  умеем ли мы ходить в гости и принимать гостей.

Гостеприимство - радушие по отношению к гостям, любезный прием гостей.

- Гостеприимство всегда было характерной чертой русского   ( Слайд 3)

человека. Оценивалось оно, прежде всего, хлебосольством. Гостя в старину полагалось напоить и накормить досыта.                                       ( Слайд 4)

- На Руси дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, а приезжего человека было принято обогреть, накормить. Наши предки с радостью принимали гостя – не скупились, ставили на стол все, что имели. Потому и возникла поговорка: «Всё на стол мечи, что есть в печи».

- А сейчас как встречают гостей?

 Гостей встречаем  улыбкой приветствуя, говорим « здравствуйте.

 Следить, чтобы ни кто  из гостей не чувствовал   себя брошенным и одиноким.

Чем приятнее ты будешь слушать собеседника, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.

Если гость совершает какую–нибудь  неловкость, не подавай виду, что заметил это.

За стол хозяева садятся первыми, но не должны начинать есть раньше гостей.

Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь.

П.:- Гостей встречали шутками,  прибаутками , а усаживая за стол, гости произносили пословицы и поговорки в адрес дома и хозяев. Пели частушки.

ЧАЙНЫЕ ЧАСТУШКИ

В Запрудихе мы живём,
Вкусны пряники жуём,
Мы частушек много знаем
Их сейчас для вас споём.

На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споём же под чаёк
Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай.

Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар 
Наш красавец самовар.

Самовар блестит, кипя,
Чай в нём так и пенится!
Погляди-ка на себя-
Ну и отраженьице!

В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям
Если в чае есть чаинки,
Значит письма пишут вам!

Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!

Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.

Мы пропели вам частушки
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,

Уч.: – О гостеприимстве в народе сложено много пословиц. Соберите пословицы.                                                                                            (Слайд  5)

В гостях хорошо, а дома лучше.

Доброму гостю хозяин рад.

Любишь гостить, люби и к себе звать. 

Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!

Много гостей, много новостей.

П.: - Молодцы! А знаете ли вы правила этикета?                          ( Слайд 6)

Дети вытаскивают листочки с вопросами.

Вопросы:

- Какими словами мы приветствуем людей?

(«Здравствуйте», «Добрый день», « Рада вас видеть», « Приветствую вас», «Привет».)

- Вы пришли в гости, в комнате несколько человек. С кем нужно поздороваться в первую очередь?

(  С хозяйкой дома.)

- Можно ли приходить в гости раньше времени?

(Нет. Лучше приходить в гости вовремя или опоздав на 5-10 минут.)

- Вы пришли в гости с опозданием, когда все приглашённые уже сидят за столом, нужно ли обходить всех за столом?

( Нет. Этого делать не надо.)

- Можно ли шептаться за столом с соседом?

( Нет, это не допустимо.)

- Время в гостях прошло быстро, вам пора прощаться. Что нужно не забыть перед уходом?

(Перед уходом не забудьте попрощаться. При прощании обязательно еще раз поблагодарите за приглашение, скажите о том, как приятно было провести это время, вечер в этом доме, договоритесь о следующей встрече- этого требует этикет.)

Уч.: -   После трапезы в обязанности хозяйки входило развлечение гостей.

А сейчас для вас ,ребятки, загадаю я загадки.

Знаю, знаю наперёд - вы смекалистый народ.

(отгадывают загадки и находят предметы)

Загадки.

*Новая посудина, а  вся в дырах.(сито, решето)

* Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали. (скатерть)

* Бычок рогат, в руках зажат. Еду не хватает, а сам не голодает. (ухват)

* Гибкий лес на плечи залез. (коромысло)

* Сяду на коня и поеду в огонь. ( горшок на ухвате)

* кривой конь лезет в огонь.( кочерга)

* Четыре ноги , два уха, один нос, да брюхо.(самовар)

* всех кормлю с охотой, а сама безротая.( ложка)

Игра « Бирюльки». Собери предметы и рассыпь на столе, вытащи любой предмет, не потревожив остальные.

 III.    Итог.

Ведущий: с самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умениями вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно , удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем, хорошим хозяином. Надеюсь, что наш классный час вам в этом поможет.

  IV.  Практическая часть.                                                      (слайд 7,8,9,10,11,12)

           Но главной чертой гостеприимства является  хлебосольный  стол.

На уроках и группе мы начали знакомство с различными профессиями

в рамках программы « Профессионально - трудовое обучение». Сегодня мы примерим роль официанта и пекаря. Вспомним правила при работе с продуктами.

Выпекать мы будем семейный оберег – булочку косичку из трёх элементов, которые  на Руси символизировали дружную семью: отца. мать, дитя. А пока наши обереги готовятся мы накроем стол для чаепития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на английском языке в 3 классе. "В гостях у Кенги" (правила этикета и приема гостей).

Тема: «В гостях у мамы Кенги» (правила этикета приема гостей).Актуальность: основы этикета, навыки общения.Тип мероприятия: Костюмированное представление.Цель: Формирование у детей основ этикета.Задач...

бинарный урок английский язык +окружающий мир по теме "Правила вежливости" 2 класс

Бинарный урок по теме "Правила вежливости" позволитРасширить знания учащихся о вежливости.Обогатить словарный запас формулами речевого этикета.Учить сравнивать, сопоставлять, делать выводы.З...

Презентация "Правила Этикета. Гостеприимство.

В современном мире не знать правил этикета — значит плевать против ветра, выставив себя при этом в неудобном положении. К сожалению, многие воспринимают соблюдение опред...

Открытый урок «Правила вежливости. Слова нужные и важные»

Открытый урок к празднику "День вежливости"...

Познавательная беседа с элементами тренинга " Основные правила вежливости"

Беседа проводится в рамках программы "Нравственные основы". Основная цель занятия: воспитание культурного вежливого чеовека....

Технологическа карта урока биологии 3. Коммуникативные — научится: принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания

Тема урока: Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человек. Класс: 10.Цель урока: Сформиров...

Беседа " Правила вежливости"

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну Вежливости...