Досуг "Короб чудес"
план-конспект на тему

Титенкова Галина Анатольевна

Занятие направлено на знакомство детей с народными ремеслами России. Материал занятия может быть использован для работы с детьми старшего дошкольного  и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korob_chudes.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг

«Короб чудес»

Цель: знакомство с народными ремеслами России.

Задачи:

- развитие познавательной активности детей, артистических способностей, формирование выразительной речи;

- стимулирование памяти, внимания;

- расширение  кругозора детей;

- воспитание любви и уважения к народным мастерам.

Ход занятия.

Звучит мелодия «Коробейники», под которую в зал  вносят плетеный короб и торжественно ставят на стол, покрытый нарядным расшитым рушником.

Ведущий: Дети, сегодня наша встреча началась с русской народной песни «Коробейники», в которой поется о чудесном коробе полном всяческого товара. Вот он перед вами – этот старинный русский короб, и, конечно, располным он полон. А вот чем...? Давайте подумаем, чем же полон наш чудесный короб?

А полон он, вероятнее всего, русскими, старинными, крестьянскими вещами – товарами. Здесь могут быть и белоснежные кружева, и яркие домотканые полотнища, которые ткали и плели ваши пра-пра-прабабушки, когда были молодые и складывали все вот в такие короба.

А может быть он полон деревянными расписными ложками, да берестяными бурачками? А может быть глиняными плошками да крынками, которые ловко мастерили ваши пра-пра-прадедушки?

Так что же находиться в этом красивом чудесном коробе…?

Нуда ладно, открою вам тайну этого старинного короба. ОН НАПОЛНЕН ИГРУШКАМИ! Но игрушки  здесь необычные. Они сделаны руками русских народных мастеров. Которые их сами же и придумали. Очень талантлив наш русский народ, который отличается и своей добротой. Ведь создать и подарить  детям яркую, красочную игрушку может только очень добрый человек.

И ТАК, ОТКРОЕМ КОРОБ! (Открывает короб и заглядывает в него).

Дети, я вижу замечательную игрушку, которая вам хорошо знакома. Отгадайте какую?

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука.

В деревянные бока.

А внутри секреты есть!

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская… (матрешка).

(После возгласа « МАТРЕШКА!» ведущий достает и показывает всем матрешку).

Ведущий: Вот она, какая красивая. Расписная.

Откроем ее, что мы видим? Еще матрешку. А в ней еще одна матрешка. Откроем ее и …еще матрешка, а в этой? Тоже матрешка, и еще одна.… И расписана каждая по-своему. Одна краше другой. Вот сколько у нас получилось матрешек! (Раздает детям матрешки). Посмотрите, какие они красивые! В пестрых сарафанах, цветастых платках, расписных передниках, розовощекие, с лукавинкой в глазах. Ох! И хороши же наши матрешки! А сейчас мы с вами поиграем с ними.

ИГРА – АТРАКЦИОН «ХОРОВОД МАТРЕШЕК».

Ведущий: Послушайте стихотворение «Матрешки». Прочтут дети…

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе  у нас живут,

Всех матрешками зовут!

        Кукла первая толста, а внутри она пуста.

        Раскрывается она на две половинки.

       В ней живет еще одна кукла в серединке.

      Эту куколку открой, будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притертую,

 И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее, да посмотри, кто в ней прячется внутри?

Прячется в ней пятая – куколка пузатая.

          А внутри пустая, в ней живет шестая.

         А в шестой – седьмая, а в седьмой – восьмая.

        Эта кукла меньше всех,

       Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,

Сестры – куколки стоят.

- Сколько вас? – у них мы спросим,

 И ответят куклы – восемь!

Ведущий: Наши матрешки подготовили для вас веселые частушки!

(Девочки в костюмах матрешек, исполняют частушки).

  1. Эй! Девчонки – хохотушки!

Затевайте-ка частушки!

Затевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

  1. Мы – матрешки, мы – сестрички,

Мы  толстушки, невелички.

Как пойдем плясать и петь, Вам за нами не успеть.

  1. Чай пила,

          Самоварничала.

           Всю посуду перебила,

            Накухарничала!

  1. Маша ела, хохоча,

Гречневую кашу.

Отмывали целый час

Гречневую Машу!

  1. Саша – парень ничего,

Только он кусается.

Все собаки от него

Наутек  бросаются!

  1. Всю неделю не пилось,

Не пилось, не елось.

В этом зале поплясать

Очень захотелось!

Ведущий: Спасибо вам, матрешки, за озорные частушки!

А  теперь поиграем с нашими матрешками. (Дети встают в круг).

ИГРА «НЕ ВЫПУСТИМ»

Ведущий: Хорошо же повеселились с матрешками!

 Настало время снова заглянуть в наш короб чудес.

Отгадав загадку, вы узнаете следующую игрушку…

                Резво пляшут,

               Топором, метлою машут.

              Всех зовет плясать и петь.

              Музыкант лесной…(медведь).

(Достает богородские игрушки, демонстрирует их движение).

Ведущий: Дети, посмотрите на эти деревянные игрушки. Они как живые. Без пружины, без мотора они двигаются, благодаря ниточкам, да палочкам, которые приделали к ним хитроумные мастера из села БОГОРОДСКОЕ, что под Москвой. Они и придумали эти забавные игрушки. Посмотрите, как эти зверушки похожи на настоящих. Каждая шерстинка мастерски выточена. Умеют точить богородские резчики!

Медведь с мужиком – любимые герои богородских резчиков – то по очереди топорами машут, то пилой пилят, то молоточками по наковальне бьют. Интересно… Кто же ловчее окажется мужик или медведь? Давайте оживим игрушку и проверим.

(Вызывает двух мальчиков). Одному мальчику надевается шапка медведя, другому – шапка и борода мужика.

Каждому в руки дается молоток (из пенопласта), а вместо наковальни – воздушный шарик. Мальчики бьют молотком по шарику. ЧЕЙ УДАР ОКАЖЕТСЯ СИЛЬНЕЕ, тот и выиграл. Соревнование идет под  мелодию «Во ку, во кузнице».

Ведущий: А теперь новая игрушка. Что это?

Гордый, важный, пышный, статный,

В оперении нарядном.

Синий, желтый, красный круг –

Распустил свой хвост…(Индюк).

(Достает и показывает дымковскую игрушку индюка).

Ведущий: Вот какие игрушки, но уже их глины мастерят наши земляки умельцы из Кировской области в одном селе, ныне знаменитом на весь мир. Любимые игрушки вятских мастеров – индюки и барышни, козлы и петухи, лошадки и карусели, все ярко расписано цветами, кругами и точками.

- Так кого же лепят вятские мастера? (Фигурки животных и птиц).

- Назовите слободу, имя которой носи ВЯТСКАЯ глиняная игрушка. (ДЫМКОВО).

Послушайте стихотворение о селе Дымково.

Ели спят у большака, в инее седом.

Спят деревья, спит река скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом,

 Точно в дымке все кругом.

             Голубые дали

        И село большое ДЫМКОВО назвали.

       Там любили песни, пляски.

        В селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

         И пошла о Дымке слава,

        Заслужив на это право.

        Говорят о ней повсюду.

       Удивительному чуду мы поклонимся не раз.

Ведущий: (обращаясь к девочкам) Чтобы быть похожими на старинных русских красавиц, наденьте на голову эти расшитые кокошники и встаньте в круг. Вот вам платочек. Как  только заиграет музыка, за спиной начинайте передавать его своей соседке.  А мальчик, стоящий в кругу, по окончании музыки должен угадать, у кого в руке находится платочек, а девочки, по окончании музыки, должны просто замереть.

(Звучит мелодия «Барыня». Идет игра «НАЙДИ ПЛАТОЧЕК»).

Ведущий: А сейчас мы все поиграем в старинную русскую игру «Золотые ворота».

ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

Ведущий: Вот мы с вами и рассмотрели все игрушки, которые сегодня были в нашем коробе.

- Хотелось бы вам иметь такие игрушки?

- А мастерить самим?

- Попытайтесь! И тогда наш короб никогда не будет пустым, наш сказочный КОРОБ ЧУДЕС!

- Дети, наш сказочный  КОРОБ ЧУДЕС угощает вас очень  вкусными русскими пряниками.

Ведущий угощает детей пряниками. Под мелодию «Коробейники» дети покидают зал.

Материал к занятию:

МЕЛОДИИ: «Коробейники», «Светит месяц», «Во кузнице», «Барыня».

ШАПОЧКИ: медведя, мужика и борода для него. Кокошники для барышень.

КОСТЮМЫ для матрешек: кофта, русский сарафан, платок на голову, вышитый передник, платочек в руку.

КОСТЮМ ведущий: расшитая кофта, русский сарафан, кокошник.

АТРИБУТЫ для игр: молоток из пенопласта, воздушные шарики, платок.

КОРОБ: матрешка, игрушки богородских мастеров, игрушки села Дымково

Литература:

  1. «Напиток Карабаса – Барабаса», «Короб чудес» и другие… (школьные внеклассные мероприятия) под редакцией Л. И. Глизерина

г. Йошкар-Ола 1996г.

     2. «Народное искусство в воспитании детей» под  редакцией Т. С. Комаровой  г. Москва 1997г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из чудес" (Работа с природным материалом)

Вид деятельности, предусмотренный программой - работа с природным материалом, направленность - художественная, возраст детей - 7 - 12 лет, срок реализации - з года; цель  программы  - социал...

Методические разработки занятий по теме "Изготовление сувенира "Краб" (Программа "Чудеса из чудес", раздел "Работа с природным материалом морского происхождения")

Тема "Изготовление сувенира "Краб" расчитана на 10 часов. На первом занятии (2 часа) обучающиеся знакомятся с понятиями "моллюск", "двустворчатые", "брюхоногие...