Главные вкладки
«Мордовские композиторы - детям». Мероприятие.
план-конспект
Конспект музыкального мероприятия
«Мордовские композиторы - детям».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект музыкального мероприятия
«Мордовские композиторы -детям»
Конспект музыкального мероприятия подготовила учитель музыки Саушкина Ирина Анатольевна
Цель и задачи: Обобщить знания о композиторах Мордовии. Закрепить понятие «Мордовский композитор», мордовская песня, воспитание национального музыкального вкуса, развитие музыкальной памяти; прививать любовь к мордовским песням, желание их исполнять в повседневной жизни.
Предварительная подготовка: портреты композиторов, художников, иллюстрации, рисунки, библиотечная выставка.
(Музыкальная заставка за 15 минут до начала концерта)
( фольклорный ансамбль на сцене)
Мастор авась лужакадсь
(Слайд о Мордовской земле.)
Вед: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!
Здравствуйте, дорогие друзья !
Много есть на свете мест,
Где широкие луга,
Небо, синь и глубина,
Где высокие леса,
Для меня Мордовской
Краше нет земли.
И горжусь, что я зовусь
Эрзянкой из мордвы.
Ведущий: Как хорошо, что мы родились и живём в Мордовии!
Нам есть, чем гордиться, что показать, о чём и о ком рассказать.
(Ансамбль уходит)
(фильм о Мордовии)
Вед: В рамках юбилейных мероприятий в кануне года культуры, сегодняшнюю встречу мы посвящаем культуре мордовского народа.
( Мордовки заставка).
Фольклорный номер: Раужо баран - соло.
(слайды фото).
Вед: Мордовская земля богата великими именами : Федор Ушаков, Степан Разин, Емельян Пугачев. Среди этих людей замечательные художники, скульпторы и композиторы (Степан Эрьзя, Федот Сычков, Леонтий Петрович Кирюков, Георгий Иванович Сураев – Коралев, Гавриил Григорьевич Вдовин, Нина Кошелева…………)
Вед: Композитор Георгий Иванович Сураев-Королев (портрет на доске). собирал и обрабатывал народные песни, писал музыку для скрипки и фортепьяно, для хора, оркестра, для детей и взрослых.
Сураев- Королев «Мечта» Уколова.
(слайд портрета Л. П. Кирюкова).
Леонтий Петрович Кирюков с детства был влюблен в музыку. Пришлось уехать в Москву учиться и вернулся в Мордовию настоящим композитором. Сочинил оперы, концерты для скрипки с оркестром, пьесы для фортепиано, много песен, пьесы для баяна. Это он открыл в Саранске музыкальное училище, который до сих пор назван его именем.
Мордовский танец.
Слайд портрет Вдовин
Композитором Гавриилом Григорьевичем Вдовиным написано немало музыкальных произведений для голоса. «Песни родного края» и «Из эрзянской народной поэзии», обработки старинных народных песен и песни на стихи современных эрзянских поэтов
Номер. Тирень веле
( Слайд о селе)
(портрет). Слайд
Училась и жила она в детской музыкальной школе с интернатом в Саранске. Нина Кошалева пела в хоре играла на фортепьяно. Особенно любила сесть за пианино «просто так». Это означало, что она будет играть свою собственную музыку В своем музыкальном произведении она расскажет, как весело, интересно жить.
Однажды в интернат пришел настоящий композитор. Его звали Георгий Иванович Сураев-Королев. Он понял, что для Нины Кошелевой, маленькой девочки из мокшанского села, сочинять музыку – просто необходимость. И начал учить ее. А когда она выросла, то и сама стала настоящим композитором.
Номер «Лавсень моро» Корбова Ирина.
(текст на установку ансамбля) фоновая музыка
(слайды других композиторов).
Мордовские композиторы Леонид Иванович Войнов Сергей Терханов , Елена Кузина, Михаил Фомин, Николай Митин, Николай Бояркин.
Эряк , эряк тирень Мастором
Эряк ,эряк тон монь мельс паром
Увность виреть паксят кенярдотост
Леень ведьтнень кадок а юме ваньксост
Дорогие друзья, сегодня вашему вниманию предоставлена выставка художественных работ учащихся Горяйновской школы «Мордовия – Родина моя!». А так же вашему вниманию, библиотечная выставка нотных изданий музыкальных произведений мордовских композиторов.
Ведущий: Лауреаты городских конкурсов фольклорный ансамбль
« Лейне»
(после выступления все встают)
Вед: дорогие друзья1
На этом наш концерт окончен!
О следующих мероприятиях вы можете узнать на сайте школы и на доске объявлений
До встречи!
(музыкальная заставка и уход зрителей).
-
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30 г. Томска
Рабочая программа
дополнительного образования
для учащихся общеобразовательной школы
«Фольклор в школе»
Составила:
Педагог дополнительного образования
МАОУ СОШ №30
Антонен Ольга Александровна
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Содержание __________________________________________1
2.Пояснительная записка__________________________________2-8
3.Цели и задачи программы_______________________________9
4.Учебный план_________________________________________10-12
5.Учебно-тематический план_______________________________13-26
6.Содержание программы_________________________________27-40
7.Формы контроля и предполагаемые
Результаты реализации программы________________________40-43
8.Методическое обеспечение программы______________________43
9.Список литературы______________________________________44
10.Репертуарный план________________________________________45-50
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание.
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит идея школьного музыкально-эстетического образования на основе песенного фольклора и творческой деятельности. Под музыкально-фольклорным образованием понимается освоение песенного фольклора как искусство народного пения. Фольклорное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурное явление. Главное место в фольклоре, безусловно, принадлежит песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать учеников к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на жизнь.
У детей младшего школьного возраста освоение окружающего мира невозможно без народных сказок, песен, игр, пословиц, поговорок и других малых форм народного творчества. Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития их эмоциональной сферы, образного мышления. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции, артикуляции, благотворно влияет на самовыражение каждого ребёнка.
Программа «Фольклор в школе» делится на два раздела. Первый раздел «Фольклор» включает групповые занятия с классом. Второй раздел «Сольное пение» позволяет развить индивидуальные творческие способности детей. Данная программа рассчитана на шестилетнее обучение. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. Дети в фольклорную группу набираются из одного класса. Состав групп 8-20 человек, малого ансамбля 2-8 человек. Для успешной реализации программы необходима система занятий не менее 2 часов в неделю. В зависимости от нагрузки и количества классов, можно увеличить занятия до 3 часов в неделю на музыкальный фольклор. На каждого солиста или малый ансамбль отводится по 2 часа в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Возраст детей: первый год обучения 6-7 лет, второй год обучения 7-8 лет, третий год обучения 8-9 лет, четвертый год обучения 9-10 лет, пятый год обучения 10-11 лет, шестой год обучения 11-12 лет, солисты 7-16 лет.
Образовательная программа по разделу «Фольклор» включает в себя 7 подразделов:
- музыкальный фольклор,
- народный танец,
- работа с шумовыми инструментами,
- народоведение ( устное народное творчество), (первые 4 года обучения),
-игровой фольклор (первые 4 года обучения),
-индивидуальная работа (постановка голоса),
-постановка песни.
Музыкальный фольклор – занятие состоит из нескольких, традиционный для каждого занятия, этапов:
Речевая или дикционная разминка – специальный курс речевых, дикционных упражнений нацеленных на правильность в произношении гласных и согласных звуков, звуков – традиционных в народном пении, в диалектах и говорах.
Дыхательная гимнастика – формирует дыхание, необходимое при вокальной работе, укрепляет диафрагму. Организует разновидность дыхания: краткое, долгое, цепное.
Распевание – цикл упражнений для голосового аппарата. Способствует формированию правильного вокального звукоизвлечения, навыку вокально-хорового исполнения в народной манере, развитию внутреннего слуха, совершенствованию дикции, вырабатывает чистоту интонации. Вокально-хоровые навыки вырабатываются и закрепляются в ходе учебно-тренировочного распевания, время и технические задачи которого определяются в зависимости от учебно-творческих целей и конкретной ситуации. Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Одни упражнения расширяют диапазон голоса, другие укрепляют дыхание, третьи развивают гармонический слух, улучшают дикцию. Однако вне зависимости от сложности участие в общем распевании обязательно для всех начиная с первого занятия.
Изучение народных песен- показ и разучивание нового материала, закрепление пройденного, прослушивание музыки. Песенный репертуар очень разнообразен и включает в себя плясовые, шуточные, игровые, хороводные, колыбельные, лирические, свадебные песни, частушки.
Народный танец – тесно связан с народной песней, обычаями и традициями. Главной особенностью обучения танцам является принцип «от простого к сложному», с учётом всех необходимых музыкально – ритмических навыков и умений выразительного традиционного народного движения. Упражнения, направленные на освоение танцевальных навыков (правильно занять исходное положение, следить за осанкой, уделять внимание пластике рук, сочетать движения рук и ног) помогает ребенку не только научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, но и учат пространственной ориентировке, что очень важно в выступлениях на различных концертах. Систематические занятия по народному танцу дают возможность развить у ребёнка ритмичность и музыкальность, активизировать внимание «моторной памяти», укрепить мышечный аппарат, проявить внутреннюю собранность, привить учащимся аккуратность и точность при исполнении движений.
Работа с шумовыми инструментами – на занятиях дети знакомятся с названиями простейших народных шумовых инструментов и способами игры на них. Учатся свободно владеть инструментами и использовать их во время исполнения песен.
Народоведение - устное народное творчество является неотъемлемой частью фольклора, и, пожалуй, самой главной. С народным календарём, народными обычаями и обрядами, бытом и укладом жизни, жанрами фольклора, особенностями русского костюма разных областей России дети знакомятся на уроках народоведения. В программе затрагиваются все календарные праздники и обряды.
Игровой фольклор -большое значение придаётся на занятиях играм. Именно в игре требуется от детей умение быть взаимовежливыми, добрыми, честными, внимательными. Очень важна для младших школьников и другая функция игры – физическая, позволяющая совершенствовать двигательные навыки.
Индивидуальная работа- для полноценного включения детей в процесс ансамблевого пения необходимо использовать формы групповой и индивидуальной работы: сольное пение фрагментов или всей песни,
пение маленькими группами (по 2-3 человека), где каждый голос хорошо слышен, поможет участникам коллектива проявить свои индивидуальные вокальные возможности, почувствовать уверенность. Так же индивидуальные занятия необходимы для подготовки сольных запевов и выступлений в школьных программах, работы с текстом, а так же для работы над постановкой голоса.
Постановка песен - на занятиях дети разучивают разводки к песням, соединяют пение с движением, отрабатывают номера на сцене. Песни с хореографическими движениями должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцем. Пение с движением влияет на качество хорового звучания: дети уверенно интонируют, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция.
Работа с родителями (в течении года)
Дни открытых дверей.
Родительские собрания.
Индивидуальные собеседования педагога с родителями.
Открытые занятия для родителей.
Концерты для родителей (приуроченные к календарным праздникам)
Этапы реализации программы по раздел «Фольклор»
Первый год обучения - формируется интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных детям материалах народного творчества потешного фольклора. Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: слушание, восприятие, игры (музыкальные, словесные), пение. У детей развивается умение петь в унисон, так как детский народный хор – это унисонный ансамбль, при котором образуется полное динамическое, тембровое, темповое и метроритмичное слияние голосов. На уроках народного танца дети знакомятся с основными позициями и положениями рук и ног, положением головы и корпуса во время исполнения простейших элементов народного танца, осваивают жанры народного танца: плясовая (элементы) и хоровод (шаги).Знакомятся с жанрами потешного фольклора.
Второй год обучения - особое внимание уделяется речевой интонации. У детей развиваются навыки выразительного интонирования. Приобретается навыки «разыгрывания» простейших композиций из песен. Развивается коллективные и индивидуальные формы исполнения. У детей расширяется голосовой диапазон вверх и вниз. Кроме того, они впервые знакомятся с народным календарем (по временам года), видами народной песни.Основу урока народного танца составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, дробные выстукивания, основные ходы русского танца: простой, переменный, с каблука, с ударом каблука, ковырялочка, усложняются разводки песен.
Третий год обучения - расширяется круг знаний о календарных обрядах и песенных жанрах обрядового фольклора. Активизируется коллективные и индивидуальные формы исполнения песен. Развивается подвижность голоса. Третий год обучения народному танцу предлагает дальнейшее изучение более сложных элементов народной хореографии, усложняются разводки песен, осваиваются элементарные навыки сценического движения.
Четвертый год обучения - у детей закрепляются навыки цепного дыхания, совершенствуются коллективные и индивидуальные формы творческой и исполнительной деятельности. Яркий, ясный унисон, единая манера звукообразования. Уделяется внимание двухголосному пению. Углубленно изучаются виды хороводов, элементы плясовых движений.
Пятый год обучения - более глубоко осваиваются традиционные песни с привлечением технических средств обучения (магнитофон, видеоаппаратура, аудио- и видеозаписи). При этом совершенствуется работа над качеством интонирования и звукообразования народных песен. Учащиеся осваивают пение небольшими группами ( работа по голосам). Свободно владеют цепным дыханием, двухголосием.
Шестой год обучения - закрепляются навыки ансамблевого пения: умения петь вместе чисто, ритмично. На занятиях обучающиеся исполняют более сложные двух либо трёхголосные песни, при этом ведется работа над постановкой дыхания, верного звукообразования, основанного на говоре или диалекте. Учащиеся, достигшие качественных результатов в освоении народной манеры, осваивают исполнение протяжных, проголосных песен.
В процессе работы выявляются особо одаренные дети, а так же дети, имеющие скрытый музыкально-фольклорный потенциал – творческие склонности и интересы. Они занимаются по разделу «Сольное пение». Занятия могут проходить как с одним солистом, так и группой одаренных детей называемой «малым ансамблем», он может включать в себя от 2-8 человек. Данный раздел рассчитан на шестилетнее обучение и включает в себя 4подраздела:
- Вокально- хоровая работа,
- народный танец,
- работа с шумовыми инструментами,
-постановка песни.
Вокально-хоровая работа – состоит из нескольких этапов:
Распевание - вокально-хоровые навыки вырабатываются и закрепляются во время распевания. Время для распевания определяется руководителем в зависимости от творческих целей и конкретной ситуации. Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Одни упражнения расширяют диапазон голоса, другие укрепляют дыхание, третьи развивают гармонический слух, улучшают дикцию. Во время распевки проводится дыхательная гимнастика и дикционная разминка.
Изучение народных песен – разучивание нового произведения: Рассказ о новых песнях (где, зачем, как они исполнялись). Прослушивание песни на аудио носителе или в исполнении учителя, разучивание, совместное пение с учителем, самостоятельное пение в удобном регистре. Повторение и закрепление пройденного материала. Песенный репертуар очень разнообразен и включает в себя плясовые, шуточные, игровые, хороводные, колыбельные, лирические, свадебные песни, частушки.
Народный танец - танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, плясках и хороводах обязательно их гармоническое соединение. Благодаря этому жанровому слиянию педагогам удается сформировать у детей интерес к народному искусству.На практических занятиях дети должны освоить элементы народного танца. Большое внимание должно быть уделено характеру, манере, танцевальности и музыкальности исполнения, как отдельных движений, так и танцевальных комбинаций. Необходимо из года в год совершенствовать технику исполнения, развивать эластичность и силу мышц, координацию движений в зависимости от физических возможностей и индивидуальных особенностей ребенка. Хореографические навыки осваиваются в фольклорных классах в процессе игры. По мере усложнения песенного материала изменяется и уровень хореографических постановок. Изучение элементов народного танца строится по принципу “от простого к сложному”.
Работа с шумовыми инструментами- на занятиях дети знакомятся с названиями простейших народных шумовых инструментов и способами игры на них. Учатся свободно владеть инструментами и использовать их во время исполнения песен.
Постановка песен - на занятиях дети разучивают разводки к песням, соединяют пение с движением, отрабатывают номера на сцене. Песни с хореографическими движениями должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцем и игрой на шумовых инструментах.
Этапы реализации программы по разделу «Сольное пение»
Первый год обучения- развитие музыкальных навыков и умений. Работа над дикцией, артикуляцией, дыханием. Разучивание небольших песен, потешек, закличек. Вырабатывается полуоткрытая народная манера пения, близкая позиция, умение петь в грудном регистре от до1-соль1 (ля1) при отсутствии зажатости. Освоение жанров народного танца: плясовая (элементы) и хоровод (шаги).
Второй год обучения - особое внимание уделяется речевой интонации. У детей развиваются навыки выразительного интонирования, тембра и диапазона, дыхания, артикуляции, интонационной чистоты, слуховых навыков. Формируются основные певческие умения – петь в «высокой позиции», обеспечивающей звонкость и полетность звука; ощущать его резонирование; пропевать, «проливать» длинные, опорные звуки мелодии песни; петь легко, без напряжения, выразительно.
Третий год обучения - пение в открытой народно-певческой манере в диапазоне до1-си1 (до2) . Умение исполнить выразительно, артистично, чисто интонационно несложную песню с музыкальным сопровождением, брать дыхание в характере произведения. Развивается подвижность голоса.
Четвертый год обучения – закрепляются навыки дыхания, слуховые навыки, основные свойства голоса: диапазон, тембр, дикция, осмысленность исполнения, речевая выразительность; Формируются актерские и эмоциональные возможности.
Пятый и шестой год обучения - приобретается опыт творческой деятельности. Ребенок владеет огласовкой согласных, фразировкой, певческим дыханием, свободным и непринуждённым исполнением песни с движением и игрой на шумовых инструментах.
Форма занятий может быть различной: беседы, лекции, концерты, конкурсы, фестивали, игровая форма, индивидуальная, малогрупповая, групповая. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Планом предусмотрены концертные выступления в школе, участие в районных, городских, областных конкурсах и фестивалях, отчётные концерты. При построении структуры урока обязательным является использование новых информационных технологий, аудио, видео записей, наглядного материала делающих урок разнообразным и интересным.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Год обучения | Возраст детей | Кол-во часов в неделю | Кол-во часов в год |
1 год обучения | 6-7 лет | 2 часа | 72 часа |
2 год обучения | 7-8 лет | 2 часа | 72 часа |
3 год обучения | 8-9 лет | 2 часа | 72часа |
4 год обучения | 9-10 лет | 2 часа | 72часа |
5 год обучения | 10-11 лет | 2 часа | 72 часа |
6 год обучения | 11-12 лет | 2 часа | 72 часа |
Солисты и малые ансамбли | 7-16 лет | 6 часов | 216часов |
Всего: | 18 часов | 648часов |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Приобщение детей к народному искусству посредством разных форм музыкального фольклора;
Воспитание учащихся в духе народной культуры; ориентация детей на национальные ценности.
Задачи:
образовательные:
-формирование представлений о фольклоре;
-развитие активного восприятия музыки посредством музыкального фольклора.
- обучение вокально-хоровой технике (певческое дыхание, опора, резонатор, дикционные навыки, художественная выразительность, фраза, нюансы);
- формирование представлений о разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально-фольклорных понятиях.
- обучение навыкам пения без сопровождения (пение «без заданного тона», умение выводить свой подголосок),
развивающие:
- развитие голоса и его регистров, диапазона, тембра,
- развитие слуха, музыкальной памяти и мышления,
-развитие самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей у детей;
-формирование эстетического вкуса, познавательного интереса;
воспитательные:
- формирование умения организовывать свой труд;
- формирование умения общаться, уступать и слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих образовательных целей;
-формирование интереса детей к миру традиционной русской культуры, воспитание у детей чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре.
- воспитание толерантности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п\п | тема | Общее кол-во часов | теория | практика |
1. | Вводное занятие | 1 ч. | 1 ч. | |
2. | Музыкальный фольклор | 20 ч. | 20 ч. | |
3. | Народный танец | 13 ч. | 13 ч. | |
4. | Работа с шумовыми инструментами | 8 ч. | 8 ч. | |
5. | Постановка песен | 8 ч. | 8 ч. | |
6. | Народоведение: Жанры потешного фольклора | 4 ч. | 4 ч. | |
7. | Игровой фольклор | 8 ч. | 8 ч. | |
8. | Индивидуальная работа | 8 ч. | 8 ч. | |
9. | Работа с родителями | 2 ч. | 2 ч. | |
Всего: | 72 ч. | 7 ч. | 65 ч. |
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п\п | тема | Общее кол-во часов. | теория | практика |
1. | Вводное занятие | 1ч. | 1ч. | |
2. | Музыкальный фольклор | 20ч. | 20ч. | |
3. | Народный танец | 13ч. | 13ч. | |
4. | Работа с шумовыми инструментами | 8ч. | 8ч. | |
5. | Постановка песен | 8ч. | 8ч. | |
6. | Народоведение: Виды народной песни | 4ч. | 4ч. | |
7. | Игровой фольклор | 8ч. | 8ч. | |
8. | Индивидуальная работа | 8ч. | 8ч. | |
9. | Работа с родителями | 2ч. | 2ч. | |
Всего : | 72ч. | 7ч. | 65ч. |
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п\п | тема | Общее кол-во часов | теория | практика |
1. | Вводное занятие | 1 ч. | 1 ч. | |
2. | Музыкальный фольклор | 22 ч. | 22 ч. | |
3. | Народный танец | 12 ч. | 12 ч. | |
4. | Работа с шумовыми инструментами | 6 ч. | 6 ч. | |
5. | Постановка песен | 8 ч. | 8 ч. | |
6. | Народоведение: Календарные праздники и обряды | 6 ч. | 6 ч. | |
7. | Игровой фольклор | 5 ч. | 5 ч. | |
8. | Индивидуальная работа | 10 ч. | 10 ч. | |
9. | Работа с родителями | 2 ч. | 2 ч. | |
Всего: | 72 ч. | 9 ч. | 63 ч. |
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п\п | тема | Общее кол-во часов | теория | практика |
1. | Вводное занятие | 1 ч. | 1 ч. | |
2. | Музыкальный фольклор | 22 ч. | 22 ч. | |
3. | Народный танец | 12 ч. | 12 ч. | |
4. | Работа с шумовыми инструментами | 6 ч. | 6 ч. | |
5. | Постановка песен | 8 ч. | 8 ч. | |
6. | Народоведение: Народный фольклор | 6 ч. | 6 ч. | |
7. | Игровой фольклор | 5 ч. | 5 ч. | |
8. | Индивидуальная работа | 10 ч. | 10 ч. | |
9. | Работа с родителями | 2 ч. | 2 ч. | |
Всего: | 72 ч. | 9 ч. | 63 ч. |
5 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п\п | тема | Общее кол-во часов | теория | практика |
1. | Вводное занятие | 1 ч. | 1 ч. | |
2. | Музыкальный фольклор | 23 ч. | 23 ч. | |
3. | Народный танец | 16 ч. | 16 ч. | |
4. | Работа с шумовыми инструментами | 6 ч. | 6 ч. | |
5. | Постановка песен | 12 ч. | 12 ч. | |
6. | Индивидуальная работа | 12 ч. | 12 ч. | |
7. | Работа с родителями | 2 ч. | 2 ч. | |
Всего: | 72 ч. | 3 ч. | 69ч. |
6 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п\п | тема | Общее кол-во часов | теория | практика |
1. | Вводное занятие | 1 ч. | 1 ч. | |
2. | Музыкальный фольклор | 23 ч. | 23 ч. | |
3. | Народный танец | 16 ч. | 16 ч. | |
4. | Работа с шумовыми инструментами | 6 ч. | 6 ч. | |
5. | Постановка песен | 12 ч. | 12 ч. | |
6. | Индивидуальная работа | 12 ч. | 12 ч. | |
7. | Работа с родителями | 2 ч. | 2 ч. | |
Всего: | 72 ч. | 3 ч. | 69ч. |
СОЛИСТЫ И МАЛЫЕ АНСАМБЛИ
1-6 год обучения
Данные часы делятся на количество солистов (малых ансамблей)
№ п\п | тема | Общее кол-во часов | теория | практика |
1. | Вокально-хоровая работа | 112 ч. | 112 ч. | |
2. | Народный танец | 50 ч. | 50 ч. | |
3. | Работа с шумовыми инструментами | 20 ч. | 20 ч. | |
4. | Постановка песен | 34 ч. | 34 ч. | |
Всего: | 216 ч. | 216 ч. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие
1.Знакомство с предметом.
2.Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Музыкальный фольклор
1.Певческая установка.
2.Музыкальная азбука фольклора, народная лексика, соединение слова
с музыкой, движением.
3.Распевки: расширение диапазона песен до кварты, квинты.
4.Малообъёмные песни: песни-игры, веснянки, потешки – в 1-2 звука,
до кварты, квинты.
5.Знакомство с вокально-хоровыми приемами пения в народной
манере, близкой к разговорной речи.
6.Формирование звука, открытого, лёгкого, звонкого.
7. Разучивание простейших народных песен до кварты квинты.
8.Пение в унисон: а) умение сочетать пение с движением, игрой,
сохраняя качество звучания; б)формирование осознанной пульсации в
песне; в) работа над дыханием, артикуляцией, дикцией, осознанием
исполняемого произведения.
Тема 3. Народный танец
1.Освоение движений. Основные положения ног.
2.Основные положения рук.
3.Виды шага: простой с притопом, с проскальзыванием каблука,
притопы на сильную и слабую долю, приставной шаг, пружинка.
4.Русский поклон: поясной, грудной.
5.Соединение рук в хороводе. Фигуры хоровода: круг, круг в круге,
стенка, два круга, три круга, полукруг.
6.Развитие танцевальной координации.
7.Разучивание элементов русского народного танца.
Тема 4.Работа с шумовыми инструментами
1.Знакомство с простейшими шумовыми и ударными народными инструментами: ложки, бубен, хлопушки, рубель.
2.Соединение ритмического рисунка шумовых инструментов с
аккомпанементом.
3. Понятия форте и пиано.
Тема 5. Постановка песен
- Разучивание движений.
- Разучивание комбинаций танца.
- Разучивание рисунков танца.
- Соединение комбинаций в танец.
- Отработка танца.
- Работа над репертуаром на сцене.
Тема 6. Народоведение: Жанры потешного фольклора
1.Потешки, пестушки, прибаутки, дразнилки.
2.Считалки, жеребьёвки, скороговорки, чистоговорки.
3.Сказки, небылицы, загадки.
4.Молчанки, сечки, небылицы-перевертыши.
Тема 7. Игровой фольклор
- Знакомство с народными играми.
- Музыкальные игры.
- Игры с предметами.
- Игры с приговорками и припевками.
- Пальчиковые игры.
Тема8. Индивидуальная работа
1.Постановка голоса.
2.Развитие голосовых данных.
3.Учебно-тренировочные распевки.
4.Работа над запевом, сольным элементом в песне и танце.
Тема9. Работа с родителями
- Беседы с родителями о творческих достижениях детей.
- Объяснение целей и задач предлагаемого курса.
- Концерты для родителей (приуроченные к календарным праздникам)
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие
- Инструктаж по технике безопасности.
- Повтор пройденного материала.
Тема 2. Музыкальный фольклор
1.Распевки: в терцию, кварту, квинту.
2.Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка голосом.
3.Изучение песенного материала. Песни обрядовые, частушки,
хороводные, плясовые.
4.Расширение диапазона песенного материала до сексты.
5.Работа над артикуляцией, дыханием, ритмом.
6.Умение эмоционально исполнять репертуар.
7. Сценическая речь; работа над дикцией.
8. Разучивание народных песен.
Тема 3. Народный танец
1.Плавные переводы рук из подготовительного, во все основные
положения.
2.Платочек в русском народном танце.
3.Освоение пространства: движения влево – вправо, вперед-назад,движения по кругу, движения линиями.
4.Изучение фигур орнаментных хороводов: два круга рядом, восьмерка,
корзиночка, воротики, колонна, вьюн, звездочка.
5.Изучение элементов: «шаг с носка», с каблука, шаркающий шаг,
дробовая дорожка, переменный шаг, переменный с притопом, тройной
притоп, ковырялочка, хлопушки (удары по голени и подошве), пружинка.
6. Положения рук в групповых танцах.
Тема 4.Работа с шумовыми инструментами
1.Знакомство с новыми шумовыми инструментами: курская трещотка,
парная трещотка, круговая трещотка.
2. Приемы игры на инструментах.
3.Изучение более сложных ритмических рисунков.
Тема 5.Постановка песен
- Разучивание движений.
- Разучивание рисунков и комбинаций танца.
- Постановка танца.
- Отработка танца.
Тема 6. Народоведение: Виды народной песни
1. Лирические, протяжные, величальные, колыбельные.
2.Военные, рекрутские, солдатские.
3.Хороводные, сюжетно-игровые.
4.Шуточные, плясовые, кадриль,песни-перегудки (диалоговые), частушки.
Тема 7. Игровой фольклор
1.Знакомство с новыми играми.
2.Игры с приговором или припевом.
3. Ролевые или сюжетные игры.
4.Подвижные, групповые, соревновательные игры.
Тема8. Индивидуальная работа
1.Постановка голоса.
2.Развитие голосовых данных.
3.Учебно-тренировочные распевки.
4.Работа над запевом, сольным элементом в песне и танце.
Тема 9. Работа с родителями
- Беседы с родителями о творческих достижениях детей.
- Индивидуальные собеседования педагога с родителями.
- Концерты для родителей (приуроченные к календарным праздникам)
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие
- Инструктаж по технике безопасности.
- Повтор пройденного материала.
Тема 2. Музыкальный фольклор
1. Расширение попевочного букваря до септимы, ходы на квинту, скочки
на сексту, септиму.
2.Освоение пентотоники, гаммообразные движения мелодии.
3. «Цепное дыхание» при исполнении лирических и хороводных песен.
4.Распевки: пение двухголосья в пределах секунды, терции.
5.Дальнейшая углубленная работа над репертуаром.
6. Разучивание народных песен.
7. Динамические оттенки при пении.
8.Развитие голосовых данных, развитие вокальных навыков.
9. Подготовка номеров к концертам.
Тема 3. Народный танец
1.Усложнение упражнений с некоторым ускорением исполнения
отдельных движений, фигур хоровода и плясок.
2.Понятие дробления сильной доли в русской пляске.
3. Соединение рук в парах для участия в плясках.
4.Фигуры хоровода: «Улитка», «Змейка», «Гребень», «Цепочка».
5.Плясовые – полуприсядка, присядка, хлопушки, припляс.
6.Исполнение движений в разном темпе: среднем, с переходом на
быстрый.
7.Приглашение к танцу.
8.Развитие танцевальной координации.
9.Притопы:с полуприседанием, с подскоком.
10. «Ковырялочка», «Веревочка», «Гармошка»,»Ключ», «Моталочка».
Тема 4. Работа с шумовыми интрументами
1.Точное воспроизведение более сложных ритмических рисунков на
шумовых инструментах.
2.Использование инструментов в песнях и танцах.
3.Игра в оркестре народных шумовых инструментов.
Тема 5. Постановка песен
1.Разучивание отдельных элементов танца.
2.Разучивание комбинаций танца.
3.Соединение комбинаций в танец.
5.Работа над разводкой песни.
6.Отработка репертуара на сцене.
7.Работа над сценической речью, дикцией.
8.Вокально-постановочная работа.
9.Подготовка к концертам.
Тема 6.Народоведение: Календарные праздники и обряды
1.Народный календарь. Происхождение праздников, связь их с природой.
2.Зимние праздники. Рождество.
3.Масленица.
4.Весенние календарные праздники.
5.Летние календарные праздники.
6.Праздники осеннего календаря.
Тема 7. Игровой фольклор
1.Знакомство с новыми более сложными народными играми.
2.Музыкальные игры.
3.Развитие импровизационно-творческих способностей.
4. Ролевые или сюжетные игры.
5.Подвижные, групповые, соревновательные игры
Тема 8. Индивидуальная работа
1.Постановка голоса.
2.Развитие голосовых данных.
3.Учебно-тренировочные распевки.
4.Работа над запевом, сольным элементом в песне и танце.
Тема 9. Работа с родителями
- Беседы с родителями о творческих достижениях детей.
- Индивидуальные собеседования педагога с родителями.
- Концерты для родителей (приуроченные к календарным праздникам)
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОЬУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие
1.Инструктаж по технике безопасности.
2.Повтор пройденого материала.
Тема 2. Музыкальный фольклор
1.Распевки в пределах октавы.
2.Пение двухголосья.
3.Расширение певческих навыков.
4.Дальнейшая углубленая работа над репертуаром.
5.Обыгрывание песен.
6. «Цепное дыхание» в пении.
7.Пение в хоре, ансамбле.
8.Подготовка номеров к концертам.
Тема 3. Народный танец
1.Соединение отдельных элементов-движений в танцевальную
композицию.
2.Согласование движений рук, ног, головы в пляске.
3.Тренировка пластики тела, моторики, эмоциональности исполнения.
4.Фигуры плясок: «Звездочка», «Карусель», «Качели», «Волна».
5.Исполнение отдельных элементов: веревочка, моталочка, вращение,
дроби «в две ноги», «в три ноги».
6.Движения: переборы, дробные ключи, бег, «шаркающий» шаг.
7.Выход – движение, окрашенное яркой индивидуальностью
исполнителя, как зачин, зазыв на пляску.
8.Проходка – индивидуальное движение-импровизация в различных
плясках.
9.Русская кадриль. Деление кадрилей по форме построения.
квадратная , линейная, круговая.
10. «Ключ», «Хлопушки», «Моталочка», «Молоточки»,Присядка.
Тема 4. Работа с шумовыми инструментами
1.Точное воспроизведение сложных ритмических рисунков.
2.Свободное использование инструментов в песнях и плясках.
3.Свободная импровизация.
4. Уметь держать заданный ритм и темп;
Тема 5. Постановка песен
1.Разучивание отдельных элементов танца.
2.Разучивание комбинаций танца.
3.Соединение комбинаций в танец.
4. Соединение танца с пением.
5.Работа над разводкой песни.
6.Отработка репертуара на сцене.
7.Работа над сценической речью, дикцией.
8. Вокально-постановочная работа.
Тема 6. Народоведение: Народный фольклор
1.Свадебный обряд: плачи, величания, веселье.
2.Девичьи гадания: рождественские, обрядовые, летние гадания на
Ивана Купалу.
3.Знакомство с христианскими праздниками земледельческого
календаря. Троица, Семик, Иван Купала.
4.Особенности русского костюма разных областей России, их отличия и сходства. Значение цвета, орнамента костюма. Составные части народного костюма.
5.Семейные обряды и песни.
6.Певческие стили и традиции России.
Тема 7.Игровой фольклор
1.Знакомство с новыми играми.
2.Музыкальные игры, игры-песни.
3.Развитие импровизационно-творческих способностей.
4. Ролевые или сюжетные игры.
5.Подвижные, групповые, соревновательные игры.
6.Игры с приговором или припевом.
Тема 8. Индивидуальная работа
1.Постановка голоса.
2.Развитие голосовых данных.
3.Работа над запевом, сольным исполнение песни и танца.
4. Учебно-тренировочные распевки.
Тема 9. Работа с родителями
- Беседы с родителями о творческих достижениях детей.
- Индивидуальные собеседования педагога с родителями.
- Концерты для родителей (приуроченные к календарным праздникам)
ПЯТЫЙ ГОД ОЬУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие
1.Инструктаж по технике безопасности.
2.Повтор пройденного материала.
Тема 2. Музыкальный фольклор
1.Распевки в пределах октавы.
2.Пение двухголосья.
3.Расширение певческих навыков.
4.Дальнейшая углубленная работа над репертуаром.
5.Обигрывание песен.
6.Пение в хоре, ансамбле.
7.Разучивание новых народных песен.
.
Тема 3. Народный танец
1.Соединение отдельных элементов-движений в танцевальную
композицию.
2.Согласование движений рук, ног, головы в пляске.
3.Тренировка пластики тела, моторики, эмоциональности исполнения.
4.Фигуры плясок: «Звездочка», «Карусель», «Качели», «Волна».
5.Исполнение отдельных элементов: веревочка, моталочка, вращение,
дроби «в две ноги», «в три ноги».
6.Движения: переборы, дробные ключи,бег, «шаркающий» шаг.
Тема 4. Работа с шумовыми инструментами
1.Точное воспроизведение сложных ритмических рисунков.
2.Свободное использование инструментов в песнях и плясках.
3.Свободная импровизация.
Тема 5. Постановка песен
1.Разучивание отдельных элементов танца.
2.Разучивание комбинаций танца.
3.Соединение комбинаций в танец.
4. Соединение танца с пением.
5.Отработка репертуара на сцене.
6.Работа над сценической речью, дикцией.
7. Вокально-постановочная работа.
Тема 6. Индивидуальная работа
1.Постановка голоса.
2.Развитие голосовых данных.
3.Работа над запевом, сольным исполнение песни и танца.
4.Углубленная работа над репертуаром.
Тема 7. Работа с родителями
- Беседы с родителями о творческих достижениях детей.
- Индивидуальные собеседования педагога с родителями.
- Открытые занятия для родителей.
- Концерты для родителей (приуроченные к календарным праздникам)
ШЕСТОЙ ГОД ОЬУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие
1.Инструктаж по технике безопасности.
2.Повтор пройденного материала.
Тема 2. Музыкальный фольклор
1.Расширение певческого диапазона.
2.Пение двухголосья, с элементами трехголосья.
3.Расширение певческих навыков.
4.Дальнейшая углубленная работа над репертуаром.
5.Пение в хоре, ансамбле.
6. Умение импровизировать во время пения.
7. Работа над сценической речью, дикцией
Тема 3. Народный танец
1.Соединение отдельных элементов-движений в танцевальную
композицию.
2.Согласование движений рук, ног, головы в пляске.
3.Тренировка пластики тела, моторики, эмоциональности исполнения.
4.Фигуры плясок: «Звездочка», «Карусель», «Воротца», «Змейка».
5.Исполнение отдельных элементов: веревочка, моталочка, вращение,
дроби «в две ноги», «в три ноги», ковырялочка в повороте, перескоки.
6.Движения: переборы, дробные ключи,бег, «шаркающий» шаг.
Тема 4. Работа с шумовыми инструментами
1.Точное воспроизведение сложных ритмических рисунков.
2.Свободное использование инструментов в песнях и плясках.
3.Свободная импровизация.
Тема 5. Постановка песен
1.Разучивание отдельных элементов танца.
2.Разучивание комбинаций танца.
3.Соединение комбинаций в танец.
4. Соединение танца с пением.
5.Отработка репертуара на сцене.
6. Вокально-постановочная работа.
Тема6. Индивидуальная работа
1.Постановка голоса.
2.Развитие голосовых данных, развитие вокальных навыков.
3.Работа над запевом, сольным исполнение песни и танца.
4.Углубленная работа над репертуаром.
Тема 7. Работа с родителями
- Беседы с родителями о творческих достижениях детей.
- Индивидуальные собеседования педагога с родителями.
- Открытые занятия для родителей.
- Концерты для родителей (приуроченные к календарным праздникам)
СОЛИСТЫ И МАЛЫЕ АНСАМБЛИ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вокально-хоровая работа
1.Певческая установка. Правильное положение корпуса, головы,
шеи.
2.Певческое дыхание.
3.Звукообразование.
4.Развитие индивидуальных голосовых данных.
5.Тренировочные упражнения, распевки.
6.Знакомство с вокально-хоровыми приемами пения в народной манере,
близкой к разговорной речи.
7.Формирование звука: открытого, легкого, звонкого.
8.Изучение песенного материала в пределах квинты, сексты.
9. Подготовка к конкурсам и концертам.
Тема 2. Народный танец
1.Освоение движений. Основные положения ног.
2.Основные положения рук.
3.Виды шага: простой с притопом, с проскальзыванием каблука,
притопы на сильную и слабую доли, приставной шаг.
4.Русский поклон: поясной, грудной.
5.Платочек в русском танце.
Тема 3.Работа с шумовыми инструментами
1.Знакомство с шумовыми инструментами: ложки, бубен.
2.Приемы игры на инструментах.
3.Выполнение простейших ритмических рисунков на шумовых
нструментах.
4.Использование навыков игры при пении.
Тема 4.Постановка песен
1.Разучивание отдельных элементов танца.
2.Разучивание комбинаций танца.
3.Соединение комбинаций в танец.
4. Соединение танца с пением.
5.Отработка репертуара на сцене.
6.Работа над сценической речью, дикцией.
7. Вокально-постановочная работа.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вокально-хоровая работа
1.Расширение диапазона с помощью вокальных упражнений и распевок.
2.Работа над дыханием, дикцией, артикуляцией, осознанием исполняемого
произведения.
3.Формирование осознанной пульсации в песне.
4.Умение сочетать пение с движением, игрой, сохраняя качество
исполнения.
5.Постепенное расширение диапазона песенного материала.
6.Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка голосом.
Тема 2. Народный танец
1.Изучение элементов: «шаг с носка», с каблука, шаркающий шаг,
дробовая дорожка, переменный шаг, тройной притоп, ковырялочка.
2.Плавные переводы рук из подготовительного во все основные
положения.
3. Соединение изученных элементов и движений с песней.
4.Эмоциональность исполнения танца.
5.Разучивание элементов: «ковырялочка», «моталочка», «молоточки», «ключ», «гармошка», «веревочка».
Тема 3. Работа с шумовыми инструментами
1.Знакомство с новыми шумовыми инструментами: трещотка, хлопушки.
2.Приемы игры на шумовых инструментах.
3.Точное воспроизведение более сложных ритмических рисунков.
4. Использование шумовых инструментов в песнях.
Тема 4.Постановка песен
- Разучивание движений.
- Разучивание комбинаций танца.
- Соединение комбинаций в танец.
- Вокально-постановочная работа.
- Соединение песни, танца и игры на инструментах.
- Работа над сценической речью, дикцией, произношением текста.
- Подготовка к концертам.
- Отработка номеров на сцене.
.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вокально-хоровая работа
1.Расширение диапазона с помощью вокальных упражнений.
2.Распевки в терцию, кварту, квинту, сексту.
3.Пение без сопровождения инструментов.
4.Умение эмоционально исполнять репертуар.
5.Дальнейшая углубленная работа над репертуаром.
6.Развитие голосовых и вокальных навыков.
7. Подготовка номеров к конкурсам и концертам.
Тема 2. Народный танец
1.Понятие дробления сильной доли в русской пляске.
2.Усложнение упражнений с некоторым ускорением исполнения
отдельных движений и элементов пляски.
3.Исполнение движений в разном темпе: среднем, с переходом на
быстрый.
4.Согласование движений рук, ног, головы в пляске.
5.Использование платочка и « павловского» платка в танце.
Тема 3. Работа с шумовыми инструментами
1.Знакомство с новыми инструментами: ручная трещотка, рубель.
2.Новые приемы игры на шумовых инструментах.
3.Использование шумовых инструментов в песнях.
Тема 4. Постановка песен
- Разучивание движений.
- Разучивание комбинаций танца.
- Соединение комбинаций в танец.
- Вокально-постановочная работа.
- Соединение песни, танца и игры на инструментах.
- Работа над сценической речью, дикцией, произношением текста.
- Подготовка к концертам.
- Отработка номеров на сцене.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вокально-хоровая работа
1.Распевки в пределах октавы.
2.Развитие голосовых данных, развитие вокальных навыков.
3.Расширение певческих навыков.
4.Тренировочные упражнения, распевки.
5.Дальнейшая углубленная работа над репертуаром.
6.Обыгрывание песен.
7.Пение без сопровождения инструментов.
8. Подготовка номеров к конкурсам и концертам.
Тема 2. Народный танец
1.Исполнение отдельных элементов: веревочка, моталочка, елочка,
вращение, дроби в «две ноги», «в три ноги», шаг с переходом.
2.Движения: переборы, дробные ключи, бег, «шаркающий» шаг.
3.Проходка – Индивидуальное движение-импровизация.
4.Развитие танцевальной координации.
Тема 3. Работа с шумовыми инструментами
1.Навыки точного воспроизведения ритмических рисунков шумовыми
инструментами.
2.Использование в песнях всех видов инструментов.
3.Умение импровизировать.
Тема 4. Постановка песен
- Разучивание движений.
- Разучивание комбинаций танца.
- Соединение комбинаций в танец.
- Вокально-постановочная работа.
- Соединение песни, танца и игры на инструментах.
- Работа над сценической речью, дикцией, произношением текста.
- Подготовка к концертам.
- Отработка номеров на сцене.
5-6 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вокально-хоровая работа
1.Расширение диапазона с помощью вокальных упражнений.
2.Развитие голосовых данных, развитие вокальных навыков.
3.Расширение певческих навыков.
4.Тренировочные упражнения, распевки.
5.Дальнейшая углубленная работа над репертуаром.
6.Пение без сопровождения инструментов.
7. Подготовка номеров к концертам и конкурсам.
Тема 2. Народный танец
1.Исполнение отдельных элементов: веревочка, моталочка, елочка,
вращение, дроби в «две ноги», «в три ноги», шаг с переходом.
2.Движения: переборы, дробные ключи, бег, «шаркающий» шаг.
3.Развитие танцевальной координации.
4.Исполнение движений в разном темпе: среднем, с переходом на
быстрый.
5.Согласование движений рук, ног, головы в пляске.
6.Использование платочка и « павловского» платка в танце.
7. Изучение элементов: «шаг с носка», с каблука, шаркающий шаг,
дробовая дорожка, переменный шаг, тройной притоп, ковырялочка.
8.Плавные переводы рук из подготовительного во все основные
положения.
9.Эмоциональность исполнения танца.
Тема 3. Работа с шумовыми инструментами
1.Навыки точного воспроизведения ритмических рисунков шумовыми
инструментами.
2.Использование в песнях всех видов инструментов.
3.Умение импровизировать.
Тема 4. Постановка песен
- Разучивание движений.
- Разучивание комбинаций танца.
- Соединение комбинаций в танец.
- Вокально-постановочная работа.
- Соединение песни, танца и игры на инструментах.
- Работа над сценической речью, дикцией, произношением текста.
- Подготовка к концертам.
- Отработка номеров на сцене
Планируемые результаты образовательного процесса:
Результаты обучения по разделу «Фольклор»:
Первый год обучения - обучающиеся умеют правильно брать дыхание, петь спокойно, без выкриков. Владеют унисонным пением. К концу учебного года владеют разнообразным певческим, игровым и танцевальным материалом. Ориентируются в пространстве сцены, водят хороводы «по солнцу» и «против солнца»,легко исполняют хороводный шаг; обыгрывают образы героев в песнях и играх.
Второй год обучения - дети расширяют певческий диапазон до кварты и квинты в грудном звучании; поют ритмически более сложные песни – плясовые, хороводные. Умеют своевременно начинать и заканчивать мелодию, эмоционально передавать игровые образы, петь, прерываясь на разговорную речь. Исполняют чисто ансамблем любую из предложенных песен. У детей развилось чувство ответственности за коллектив они овладели навыками общения, быстро адаптируются, чувствуют себя комфортно в любой обстановке. Они свободно могут организовать игру, применить считалку, запеть в игре. Дети овладели способами вождения хороводов: «выворачивание рукава», «фасолька», «плетень», «улица», «ниточка с иголочкой»;
Третий год обучения - дети, освоившие азы народной манеры, развивают свой голос до диапазона сексты-септимы при грудном звучании голоса. Закрепляются навыки ансамблевого пения: умения петь вместе чисто, ритмично. При этом ведется работа над постановкой дыхания, верного звукообразования. Умеют играть в народные игры и водить хороводы; объяснить назначение праздников народного календаря; коллективно исполнять русские народные песни с хореографическим дополнением, выполнять элементарные плясовые движения (ходить по кругу, притоптывая, идти дробью);
Четвертый год обучения – Дети приобрели комплекс специальных знаний и навыков: в музыкальном фольклоре, приемах народного вокала(светлый, «полетный» звук; точное интонирование; мягкая атака звука; правильное дыхание; экономная артикуляция, поют уверенно с правильной тембровой и динамической окраской), в вокально-постановочной работе, они овладели навыками передачи эмоционально-образного содержания песни; умеют выполнять танцы с усложненной композицией.
Пятый и шестой год обучения - Дети свободно поют в народной манере, пользуясь цепным дыханием, поют уверенно с правильной тембровой и динамической окраской. Закрепились навыки ансамблевого пения: дети умеют петь вместе чисто, ритмично, выразительно, эмоционально. За шесть лет обучения, накопился большой список репертуара, который дети знают и свободно исполняют на концертах и конкурсах. Во время исполнения песен, дети легко используют шумовые инструменты и более сложные элементы народного танца: дроби, «веревочку», «моталочку»,»корзиночку», подскоки, притопы, проходки, поклоны, припадания. Знают большое количество различных хороводных орнаментов и используют их в разводках.
Результаты обучения по разделу «Сольное пение»:
Первый год обучения - к концу первого года вырабатываются: полуоткрытая народная манера пения, близкой позиции, умение петь в грудном регистре от до1-ля1 при отсутствии зажатости. Петь звонко, мягко, легко, без напряжения, правильно дышать (спокойно, не поднимая плечи); владеют основными позициями рук и ног, элементами русского танцевального шага, легко исполняют хороводный шаг,
Второй год обучения - дети умеют исполнять выразительно, артистично, чисто интонационно несложную песню без помощи музыкального инструмента ; своевременно начинать и заканчивать мелодию, эмоционально передавать игровые образы, петь, прерываясь на разговорную речь. К концу второго года обучения дети умеют петь в народной манере в диапазоне: сопрано - ми 1-до2, альты - ля (малой окт.) – ля1.Владеют элементами русского хоровода, техникой русской дроби, элементами импровизации в русском танце: выход, проходка;
Третий год обучения – Ученик умеет исполнять выразительно, чисто интонационно, артистично более сложные песни как с аккомпанементом, так и без него. Свободно использовать шумовые инструменты во время исполнения песни, уметь свободно двигаться по сцене, использовать различные элементы народного танца.
Четвертый год обучения – солист умеет эмоционально передавать игровые образы, петь, прерываясь на разговорную речь. Умеет двигаться по сцене, «играть» т.е. петь, двигаться как в народной пляске или хороводе. Репертуар становится более обширным и разнообразным
Пятый и шестой год обучения –дети умеют импровизировать по индивидуальному заданию в играх, сценках, песнях, на народных музыкальных инструментах, в танцах и играх; Самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал; выразительно петь более сложные песни. Петь песни «А капелла» и с музыкальным сопровождением, самостоятельно инсценировать песни, выразительно петь пройденные песни. Умеют варьировать и импровизировать музыкальный текст. Солисты к концу шестого года обучения имеют большой список разнообразного репертуара и могут свободно исполнять на концертах или конкурсах любое произведение.
Критериями успешности является результативность участия кружковцев в общешкольных, городских, окружных, региональных и всероссийских фестивалях, концертах, конкурсах.
Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному творчеству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности школы; сохранение интереса к фольклору во внеучебной жизни (посещение фольклорных фестивалей, конкурсов, концертов, праздников и др.).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для достижения цели данной программы необходимо создать такие условия, которые предоставят возможность педагогу и детям погрузится в мир русского быта, русской культуры в целом. На формирование определенной среды необходимо:
- Отдельный кабинет соответствующего интерьера.
- Создание фольклорных ансамблей.
- Музыкальные инструменты: фортепиано, баян, балалайка.
- Шумовые инструменты: ложки, бубны, трещотки, круговая трещотка, рубель, ладошки, косточки.
- Кабинет хореографии для уроков танца.
- Магнитофон для прослушивания и записи песен, а так же для урока хореографии.
- Аудио, видео диски.
- Фотоаппарат.
- Сценические костюмы, обувь (по возможности).
- Нотные сборники.
- Раздаточный материал.
- Методическая литература по народному творчеству, сценическим костюмам, обрядовым праздникам и т.д.
- Аудио, видео материалы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
1.В. Морохин « Малые жанры фольклора». М.1978г.
2.«Гармошечка-говорушечка». Вып. №4 М.1987г.
3.«Жаворонушки». Вып. № 1, 2, 3, 4. М. 1986г.
4.«Родничок». Русские народные песни, игры, сказки. М. 1980г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.М. Новицкая «Фольклорная школа». М. «Дошкольное воспитание
1994г.
2. Л.И.Мельникова, А.Н.Зимина «Детская музыка-фольклор».2000г.
3.В.В,Федонюк. «Детский голос. Задачи и метод работы с ним».2002г.
4.Е.А.Зайцева, «Уроки фольклора в детской музыкальной школе». Г. Красноярск 1994г.
5.«Музыкальный фольклор и дети». Научно методическое пособие. г. Москва 1992г.
6.«Народно- сценический танец». Методическая разработка. г. Москва. 1985г.
7.«Фольклор-музыка-театр». Программы и конспекты занятий для педагогов. Г. Москва. 1999г.
- С.И.Пушкина. «Мы играем и поем». «Школьная пресса». г. Москва. 2001г.
9.Калугина, Методика работы с русским народным хором.
М.,1977.
10.Л.В.Каршинова. Народная культура: Методическое пособие.
М.,2001.
11.Э.И.Медведь. Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного образования. – М.,2002.
12.М.Н.Мельников. Русский детский фольклор. – М., 1987.
13.Г.М.Науменко. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. – М., 1996.
14.Ф.М.Пармон.Русский народный костюм. – М.,1994.
15.Е.Н.Прыгунова., И.А.Разумова. Преподавание фольклора: Метод. Пособие. – С-Пб.,2001.
16. В.Попов.Русская народная песня в детском хоре. – М.,1985.
17.Т.А.Устинова. Русские танцы. – М.,1955.
18.В.Аникин. Русский фольклор. – М.,1986.
19.В.В.Окунева. Русские народные пляски для детей. – М.,1958
20. Народный дневник. Народные праздники и обычаи. М.:«Дружба
Народов»,1991
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков по слушанию музыки в ДШИ и ДМШ "Композиторы детям" - "С.С.Прокофьев детям», "Симфоническая сказка "Петя и волк".
В цикле уроков, посвященных творчеству С.С.Прокофьева дети вводятся в волшебный мир музыки. Знакомство с творчеством Прокофьева усит детей чувствовать и понимать классику, получать удовольствие от соп...

Лекция-концерт "Современные композиторы детям"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования«Сосновская детская музыкальная школа»Лекция – концерт: «СОВРЕМЕННЫЕ КОМПОЗИТОРЫ - ДЕТЯМ»...
Классный час «Инструментальная музыка современных композиторов детям»
laquo;Музыка – самое поэтическое, самое живое, самое могучее из всех искусств». П. И. Чайковский.Классный час посвящен творчеству современных русских и украинстких композиторов, которые п...
Внеклассное мероприятие "Образ матери в мордовской литературе, живописи, скульптуре и в произведениях мордовских композиторов"
Образ матери становится одним из вечных тем в искусстве. Многие писатели и поэты, художники и композиторы черпают вдохновения именно в воспоминаниях о детстве, о доме, о матери.&bull...


