Фрегин И.Н. Организация исследовательской работы учащихся в рамках сетевых проектов.
статья на тему

Организация исследовательской работы учащихся в рамках сетевых проектов.

Перспективы развития науки на современном этапе непосредственно связаны с привлечением к научным исследованиям мотивированных, инициативных молодых граждан.

В связи с этим возникла необходимость в разработке и внедрении таких подходов в образовании, которые бы обеспечивали подрастающему поколению возможность учиться в индивидуальном режиме; реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации; расширение возможностей для развития инициативности, творческого мышления учащихся вне зависимости от места проживания.

Создание сетевых сообществ для эффективной социализации подростков является новшеством экспериментальной работы ГБОУ школы № 519, целью воспитательной работы которого является личностный рост каждого обучающегося через включение его в разнообразные виды деятельности, в том числе и сетевой, способствующих приобретению им социально значимых ценностей, накоплению опыта социально значимых действий.

Целью социальных сетевых проектов является разработка и апробация технологий взаимодействия и сотрудничества школы с сообществом города и микрорайона. 

Необходимыми организационно-педагогическими условиями эффективного функционирования сетевого исследовательского сообщества с целью развития исследовательской компетенции учащихся являются не только программно-техническое обеспечение сетевого взаимодействия, формирование перечня тем и планов исследований в контексте отдельных направлений с учетом уровня познавательных возможностей учащихся, но и личная заинтересованность в осуществлении сетевых социальных проектов, которые  нацелены на помощь  обучающимся в социализации путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация исследовательской работы учащихся в рамках сетевых проектов.

Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу,

 и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение

цели педагогической деятельности.

К.Д. Ушинский

Перспективы развития науки на современном этапе непосредственно связаны с привлечением к научным исследованиям мотивированных, инициативных молодых граждан.

В связи с этим возникла необходимость в разработке и внедрении таких подходов в образовании, которые бы обеспечивали подрастающему поколению возможность учиться в индивидуальном режиме; реализовать права человека на непрерывное образование и получение информации; расширение возможностей для развития инициативности, творческого мышления учащихся вне зависимости от места проживания.

Весомую роль в этом может сыграть усиление акцентов на развитие исследовательской компетенции учащихся и современных педагогических технологий.  

Одной из разновидностей учебной работы, направленной на удовлетворение познавательной потребности учащихся и связанной с освоением методов познания и выяснением той или иной закономерности развития научных представлений об окружающем мире является учебно-исследовательская деятельность школьников. Она тесным образом связана с проектной деятельностью и реализуется при помощи технологии социально-педагогического проектирования.

Под технология социально-педагогического проектирования понимается использование с одной стороны исследовательских, поисковых и проблемных методов, а с другой – интегрирование метапредметных знаний и умений.

Проектная же деятельность – последовательная совокупность учебно-познавательных приемов для решения той или иной проблемы в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. На современном этапе она не представляется возможной без развития сетевого взаимодействия различных субъектов образовательного процесса.

Создание сетевых сообществ для эффективной социализации подростков является новшеством экспериментальной работы ГБОУ школы № 519, целью воспитательной работы которого является личностный рост каждого обучающегося через включение его в разнообразные виды деятельности, в том числе и сетевой, способствующих приобретению им социально значимых ценностей, накоплению опыта социально значимых действий.

Данная цель в нашем образовательном учреждении достигается путем вовлечения обучающихся в работу системы сетевого ученического самоуправления на основе форм сетевого взаимодействия, организованного с использованием технологий социально-педагогического проектирования и сетевого взаимодействия.  

Сетевой учебный проект – это совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на совместное достижение результата.

 Как и любой учебный проект, сетевой предусматривает наличие основополагающего вопроса, ответ на который учащиеся находят посредством самостоятельной исследовательской деятельности и совместной с различными социальными партнерами посредством компьютерной телекоммуникации.

Целью социальных сетевых проектов является разработка и апробация технологий взаимодействия и сотрудничества школы с сообществом города и микрорайона.  

В рамках подпрограммы гражданско-патриотического аспекта общеинтеллектуального направления воспитания и социализации учащихся был реализован социальный сетевой проект «Я и закон». Его целью стало воспитание законопослушного юридически грамотного гражданина, имеющего активную гражданскую позицию и участвующего в развитии социума и становлении гражданского общества. Результатом работы по данному проекту стали социальные акции «Помни имя свое» для учащихся начальной школы и «Неделя правовых знаний».

В рамках последней названной акции были созданы сетевое сообщество «Я и закон», которое является одним из структурных подразделений страницы в ВК «Детского общественного объединения «звездное», и правовой сайт «100 вопросов взрослому» (/http:freginirina.wix.com/ 100 voprosovzroslomu/).  Первоначально туда вошли учащиеся 8А класса, их родители (законные представители), классный руководитель, завуч по УВР и несколько старшеклассников, выступавших в роли модераторов. Каждый участник сообщества получил возможность реализовать свои замыслы, проверить способности, научиться взаимодействовать с различными социальными партнерами.

Поиск социальных партнеров осуществлялся путем свободной регистрации на сайте, что позволило со временем расширить список социальных партнеров. Среди них оказались не только учащиеся 8-11 классов и их родители (законные представители), но и представители Совета ветеранов МО «Звездное», а также ДДиЮТ Московского района, подростковых клубов «Юность» и «Октябрь» и «Библиотеки друзей».

Расширение партнерских отношений позволило дать старт сетевому проекту «Помни имя свое…», новые участники которого откликнулись на предложение Совета ветеранов МО «Звездное» принять участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Новый проект сетевого сообщества «Бессмертный полк 519» был запущен в сентябре 2014 года и посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В исследовательскую деятельность в рамках реализации данного проекта наряду с учащимися ГБОУ школы №519 включились родители и ближайшие родственники и стали активными помощниками своим детям: вместе искали сведения о родных военного поколения, вынимали из забвения старые фотоальбомы, разыскивали уцелевшие  военные документы, письма, обращались  за помощью в военные архивы, иногда выясняя что-то новое  и восстанавливая не только судьбу погибших, но и  информацию о  боевых подвигах, наградах, местах гибели и даже захоронения погибших предков. 

Так проект «Бессмертный полк 519» зажил своей жизнью. Активисты сетевых сообществ классов, члены ДОО «Звездное», выступили с предложением об организации силами учащихся ГБОУ школы № 519 праздничного концерта для ветеранов и «Уроков Мужества» для школьников, которые были посвящены Дню Победы.

Силами участников пресс-клуба и редколлегии школьной газеты было организовано изготовление поздравительных открыток, которые были вручены ветеранам войны 9 мая в центре Петербурга во время юбилейного Парада Победы и размещены на информационных стендах парадных жилых домов микрорайона МО «Звездное».

На внеочередном заседании ДОО было принято решение о личном участии представителей школьного сообщества в историко-патриотической акции, организованной Правительством Санкт-Петербурга: пройти в торжественном шествии Колонны Бессмертного полка по Невскому проспекту.

Члены сетевого сообщества «Я и закон» совместно с представителями Администрации Московского района и МО «Звездное» приняли участие в награждении ветеранов медалями «70 лет Победы в Великой Отечественной войне» и вручении им памятных подарков.  

           Так, изучая образы и дела своих предков, молодое поколение обретает корни, находит образцы ума, души и духа, примеры бескорыстия и созидания. Меняется отношение к своим пращурам, появляется понимание ценности истории своей страны и, как сказал Президент РФ В. В. Путин в ежегодном Послании Федеральному Собранию, таким образом обеспечивается неразрывная связь поколений [1]. Восстановление этой духовной связи есть одно из главнейших условий Возрождения России, Возрождения Великого народа, особенно в современной ситуации.

Таким образом, необходимыми организационно-педагогическими условиями эффективного функционирования сетевого исследовательского сообщества с целью развития исследовательской компетенции учащихся являются не только программно-техническое обеспечение сетевого взаимодействия, формирование перечня тем и планов исследований в контексте отдельных направлений с учетом уровня познавательных возможностей учащихся, но и личная заинтересованность в осуществлении сетевых социальных проектов, которые  нацелены на помощь  обучающимся в социализации путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта.

Список используемой литературы:

  1. Послание Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014г.
  2. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения». -  М., Просвещение, 1990г.
  3. Питюков В.Ю.  « Основы педагогической технологии». -  М. «Гном и Д», 2000г.
  4. Рожков М.И. «Развитие самоуправления в детских коллективах» М. Владос 2004г.
  5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157.
  6.  Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55                                    

Список литературы по организации проектной деятельности

Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационном образовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995. Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект (Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы) – М.: «5 за знания», 2006 Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова). Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995 Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996 Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998 Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 1926. . Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПБ., 1995. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005. Конышева Н.М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя начальных классов. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6 12 Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157 Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55 Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41- 45 Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. Пахомова Н.Ю. Метод проектов. /Информатика и образование. Международный специальный журнал: Технологическое образование. 1996. Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г. Полат Е.С. Типология телекомму6никационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. -С-Петербург, 1996. Раппопорт А.Г. Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991. Сидоренко В.Ф. Генезис проектной культуры //Вопросы философии. - 1985. - № 10 Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. - Петрозаводск, 1996. Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. - 1998. - №3,4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г. Лунд (Швеция)

Исследовательская работа учащихся в рамках программы дистанционного обучения “Young Masters Programme” по курсу экологии на английском языке в университете экономики и экологии г...

Организация самостоятельной работы учащихся в рамках пропедевтического курса естествознания

Пропедевтический курс естествознания для учащихся среднего звена включает первоначальные понятия, сведения о физических и химических явлениях и веществах на основе атомно-молекулярного учения. С учёто...

Организация исследовательской работы учащихся на уроках литературы через групповую форму организации ученической деятельности

В статье определены особенности организации групповой работы, изложены требования к учебному материалу, даны советы по комплектованию групп, обозначены функции учителя, предложен  план групповой ...

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хо...

Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП, 2019 год. Автор: Е. В. Саитов

Организация исследовательской работы учащихся  в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор: Е. В. Саитов...

Организация исследовательской работы учащихся в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор Е. В. Саитов, 2018 год.

Организация исследовательской работы учащихся  в предметной области «Биология» в рамках РИП. Автор Е. В. Саитов, 2018 год....