«Изучение некоторых особенностей национальной культуры народов Поволжья».
проект (5, 6 класс) на тему

Тема нашего проекта «Изучение некоторых особенностей национальной культуры народа Поволжья».Эту тему мы выбрали не случайно, так как в нашей школе учатся дети разных национальностей, но говорят все на одном языке, читают одни и те же книги, вместе играют ,похоже одеваются. И мы решили разобраться, всегда ли так было.

Изучение истории народов, живущих на территории Поволжья, познание их истоков и корней – такова цель нашего проекта.

 Свою работу мы разделили на несколько этапов:

1.     Изучение этапов расселение народов в Поволжье.

2.     Ознакомление с культурой, традициями казахского, русского,мордовского и татарского народов – основной категории учащихся в нашей школе  и жителей Поволжья

3.     Сравнительный анализ культур народов Поволжья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_polikult2.docx47.43 КБ

Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение

лицей – интернат№5 открытого акционерного

общества «Российские железные дороги»

Презентация по теме:

«Изучение некоторых особенностей национальной культуры народов Поволжья».

Выполнили:

обучающиеся  5 «Б» класса                                                              

Терёхина Алина

КлушевФархат

Кирякина Виолетта

6 «Б» класса

Муталиева Диана

Ташпакова Карина

Руководитель:

Горюнова

 Галина Сергеевна

г. Красный Кут

2015 г.

Рецензия

  Заявленная тема актуальна, так как воспитание младшего школьника осуществляется на основе освоения ими поликультурного образования. У ребенка формируются: нравственное ценностное отношение к жизни человека и ко всему живому, целенаправленная социализация школьников, межнационального общения межэтнической толерантности.

Интерес данной работы заключается в том, что тема работы носит познавательное, воспитательное и образовательное значение в повседневной жизни.

В ходе работы над проектной презентацией, обучающиеся провели большую подготовительную деятельность: поиск литературы, ее обработку, выделение самого главного, интересного, занимательного по данной теме. Работа отличается достаточным объемом, в ней много полезной информации для обучающихся.

Работа над презентацией способствовала развитию познавательной самостоятельности обучающихся, формированию у них умения исследовательской деятельности, а так же развитию организационных и коммуникативных умений.

  Я считаю, что работа была построена на доброжелательном взаимодействии ученика и педагога на основе сотрудничества, что способствовало успешному решению поставленных задач.

Руководитель: Горюнова Г.С.

Оглавление

Выбор и обоснование темы……………………………………………… стр. 4

Определение конкретной цели и задачи………………………………… стр. 5

Основная часть………………………………………………………… стр. 6-9

  1. Расселение народов в Поволжье.
  2. Культура, традиции мордовского, казахского, русского и татарского народов.
  3. Сравнительный анализ культур народов Поволжья. – Продукт презентации.

Выводы………………………………………………………………… стр. 10-11

Самооценка……………………………………………………………….  стр. 12

Список литературы………………………………………………………  стр. 14

Этапы работы над презентацией.

1. Выбор и обоснование темы.

2. Поиск необходимой информации в краеведческом музее, в библиотеке, в читальном зале.

3. Работа в сети интернет по поиску нужной информации.

4. Систематизация отобранного материала.

5. Использование собранного материала для подготовки презентации.

6. Оформление презентации.

7. Самооценка.

8. Подготовка презентации.

9. Подготовка к защите презентации.

Выбор и обоснование темы

Тема нашего проекта «Изучение некоторых особенностей национальной культуры народа Поволжья».Эту тему мы выбрали не случайно, так как в нашей школе учатся дети разных национальностей, но говорят все на одном языке, читают одни и те же книги, вместе играют ,похоже одеваются. И мы решили разобраться, всегда ли так было.

Изучение истории народов, живущих на территории Поволжья, познание их истоков и корней – такова цель нашего проекта.

 Свою работу мы разделили на несколько этапов:

  1. Изучение этапов расселение народов в Поволжье.
  2. Ознакомление с культурой, традициями казахского, русского,мордовского и татарского народов – основной категории учащихся в нашей школе  и жителей Поволжья
  3. Сравнительный анализ культур народов Поволжья.

Определение конкретной цели и задач.

Цель:

 Обобщить и углубить знания, полученные при ознакомлении с культурой народов Поволжья.

Задачи:

  • Изучить самобытность, фольклор народов, проживающих на территории Поволжья.

  •  Уметьработать в команде, при работе с архивными документами, анализировать, обобщать и делать выводы.

  • Проявить свои умения в освоении навыков профессии гида, репортёра, способствующие повышению уверенности в себе, воспитывающие любовь к родной земле, уважение к традициям разных народов.

Основная часть

Начиная работу над проектом,мы задали себе следующие вопросы:

Почему территорию, на которой мы проживаем, называют Поволжьем?

Где  она расположена?

Люди каких национальностей здесь проживают?

Что есть общего у этих народов?

А кто является коренным народом Поволжья?

 Помочь ответить на эти вопросы нам помогли архивные документыкраеведческого музеяимени Германа Степановича Титова в городе Красный Кут, встречи с жителями мест нашего проживания, экскурсия в музей города Саратова «Национальная деревня народов Поволжья», встречи с краеведами нашего региона: Терещенко Анной Николаевной, учителем по краеведению Ивановой Ларисой Юрьевной, местными поэтами Панчуриной Татьяной Михайловной, Коняхиной Светланой Яковлевной ,с руководителем краеведческого кружка Горюновой Галиной Сергеевной.

Проанализировав всю собранную информацию, мы узнали, что Поволжьем называют территорию,расположенную вдоль реки Волги (показывает по карте), чтоПоволжье вошло в состав Московского государства в середине 14 века. Несколько веков проводилось заселение и освоение этих территорий.

Вначале сюда разрешили переселиться калмыкам (позже казахам), затем началась раздача земель  русским дворянам, состоявшим на военной службе. В XVIII-XIX вв. появились немецкие, польские и эстонские колонии.

В настоящее время в Поволжье проживаютразные народы - это русские, татары, казахи, мордва, чуваши, башкиры и т.д.,  более 15 национальностей.

Нам стало интересно узнать,в чём отличие данных народов.

Мы решили  ближе познакомимся снекоторыми особенностями национальной культуры народа Поволжья

На протяжении учебного года мы накапливали материал . На занятиях краеведческого кружка «Родные просторы»,творческого объединения «Диалог культур» слушали и читали сказки разных народов, знакомились и рисовали народные  орнаменты,изготавливали народные куклы. устраивали  «Дружеские вечера» с чаепитием и дегустацией национальных блюд;смотрели  художественные фильмы на разных языках, понимая их смысл. Активно участвовали в фестивале «Дружба народов» и в «Ярмарке мастеров», проходивших в рамках работы ресурсного поликультурного центра образования .

И сегодня мы представляем итоги нашей работы.

Расскажем вам о национальных костюмах,кухне и праздниках некоторых народов Поволжья

Выступление представителя казахского народа.

Я расскажу вам о национальных особенностях казахского народа.

Мужской казахский национальный костюм состоит из чапана (халата с поясом, сделанного из бархата), головного убора – мягкой тюбетейки, высокого колпака или шапки из меха лисы (малахай).

Женский национальный костюм состоит из  шелкового платья, бархатного

жилета с вышивкой, высокого колпака с шелковым шарфом.

Основу казахской кухни   издавна составляли продукты животноводства - мясо и молоко. Позже, с развитием земледелия, казахи стали употреблять мучные продукты. Национальные блюда- это бешбармак, боурсаки. Моя бабушка Давлетова Валентина Григорьевна научила меня печь баурсаки,рассказала мне о некоторых секретах вкусной выпечки.

Национальный праздник  Наурыз - это праздник весны и мусульманский Новый Год. Самое прекрасное в празднике – это его продолжительность. Начать праздник можно 1 марта, а закончить, 15-16 марта.

Выступление представителя русского народа

Я представительница русского народа.

Основой мужской одежды была сорочка или нижняя рубаха. Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные.

Основой женского русского костюма была длинная рубаха.

На Руси рубаху украшали вышивкой, иногда расшивали жемчугом.

Женский головной убор- кокошник.

Обувь. Сапоги шили из цветной кожи, бархата часто украшали вышивкой. Повседневной обувью были лапти, в зимнее время валенки.

Русская кухня. Каша - одно из наиболее распространённых и популярных блюд русской кухни. Пироги занимают на русском столе видное и притом всегда почетное место.

Один из любимых праздников русского народа-это масленица. До наших дней сохранилась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце.На масленицу принято устраивать катания на конных упряжках и                                                                                                                                                      санях с ледяных гор, кулачные бои, сжигать соломенную куклу,тем самым, прощаться с зимой.

С давних времён проживает в Поволжье и мордва.

Национальный костюм.Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских. Основой являлась рубаха .Женский костюм был сложный и состоял из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов. Женский головной  убор-Панго. Головным убором мужчин были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. 

Мордва носила остроносые кожаные сапоги со сборками, повседневной обувью были лапти, в зимнее время валенки.

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия – кислый хлеб, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, толстые манные блины, пироги с различной начинкой.Традиционным праздником мордовского

народа являласьмасленица – проводы зимы, начало весны .Вовремя этого праздника молодежь каталась на лошадях, пела, плясала. Основное гуляние происходило на масленичной горе. Здесь катались с гор, играли, приносили сюда ячменные и пшенные блины, угощали друг друга.

Татары также являются почётными представителями народов Поволжья.

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Головной убор мужчин — тюбетейка, а поверх неё —шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин — вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь — кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Рабочей обувью служили лапти так называемого татарского образца, надевающиеся с суконными чулками.

Одно из оригинальных блюд —чак-чак является обязательным свадебным угощением. Своеобразную группу печеных изделий составляют перемяч.

В старые времена их делали с начинкойиз мелко нарезанного вареного мяса, пекли в духовой печи (как ватрушки) и подавали к завтраку с крепким бульоном.

Традиционный праздник татарского народа  Сабантуй - означает «Праздник Плуга» .Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй устраивают в июне – по окончании сева.

Работая над данным проектом мы сделали вывод, что у многих народов рубаха являлась  частью национальной одежды, повседневной обувью являлись лапти, а праздничной -  кожаные сапоги; основу национальных блюд у народов составляли  изделия из муки, круп и мяса.  Национальные праздники, например, весенние, сочетают в себе завершение периода зимы и открытие нового, весеннего периода. У всех народов Поволжья весенние ритуалы и обряды, способствуют получению богатого урожая.Мы отметили для себя, что смысл праздников одинаковый, только названия и обряды отличаются.

Изучив некоторые особенности  культуры, традиций,быта, художественного творчества и фольклоранародов, проживающих на территории Поволжья мы уверенно можем сказать, что у каждого народа,  конечно, есть свои национальные особенности,но и много общего у всех народов и делить нам нечего, и родина у нас одна.

Выводы

Вопросы

Муталиева Диана

1. Самым важным для меня было

Поделиться своими знаниями о семейных традициях моего казахского народа.

2. Я узнала

О семейных традициях других народов.

3. Мои выводы

Мне очень было интересно поделиться с друзьями секретами кулинарных рецептов моей бабушки Давлетовой Валентины Григорьевны.И узнать об особенностях приготовления боурсак и бешбармака от бабушки КлушеваФархатаУтибаевой Баян Слу

Вопросы

Ташпакова Карина

1. Самым важным для меня было

Изучить историю культуры  народов родного края с помощью архивных записей в музее имени Титова, поиск литературы в читальном зале Центральной библиотеки города Красный Кут.

2. Я научился

Выбирать самую  главную, интересную,  информацию по данной теме.

3. Моивыводы

Работая первый раз над проектом, я могу сделать вывод, что самостоятельный поиск информации способствует систематизации знаний, развивает мышление.

Вопросы

Клушеф Фархат

1. Самым интересным для меня было

Встречи с краеведами, поэтами нашего региона

2. Я научился

Свободному общению,как со сверсниками, так и со взрослыми

3. Моивыводы

Полученные мной знания способствовали расширению моего кругозора, развитию коммуникативных способностей

Вопросы

Кирякина Виолетта

1. Самым важным для меня было

Изучить историю культуры  народов родного края.

2. Я научилась

Анализировать и сравнивать национальные традиции своего и других народов

3. Моивыводы

Народы Поволжья объединяет любовь к своим истокам, традициям, к своей малой родине.

Вопросы

Терёхина Алина

 1. Самым важным для меня было

Изучение культуры народов проживающих на территории Поволжья

2. Яузнала

Национальные особенности народов Поволжья

3. Мои выводы

У каждого народа есть свои особенности  национальной культуры, свои традиции, но так же есть общие черты, например, в устройстве  быта, в элементах одежды,  в национальных блюдах и во  многом другом.

Самооценка

Мне было очень интересно работать над данной темой. Нами было найдено  много информации  в интернете, в музее, в библиотеке, в читальном зале, на экскурсии в «Национальной деревне» в городе Саратове. Так же много о национальных особенностях народов Поволжья  мы узнали от краеведов, учителей, воспитателей, друг от друга  и от своих родителей, бабушек и дедушек..

С помощью проекта я  расширил знания,полученные на уроках краеведения,информатики,истории.

Работая над созданием презентации, я многое вспомнил из пройденного за год материала. Как интересно и познавательно было каждое занятие.встреча, экскурсия.Знания по данной теме помогли нам уважительнее относиться  к истории, традициям, культуре и языку других по национальности людей.

Я научилась  выступать публично и заинтересовывать своих слушателей, мы развили свои коммуникативные способности и научились свободному общению, как со сверстниками, так и со взрослыми.Полученные мной знания способствовали расширению моего кругозора.

Я научилась создавать народные куклы  ,и ещё мне очень было интересно поделиться с друзьями секретами кулинарных рецептов моей бабушки Давлетовой Валентины Григорьевны. И узнать об особенностях приготовления боурсак и бешбармака от бабушки Клушева Фархата Утибаевой  Баян  Слу

Я первый раз участвую в проекте. Теперь я  умею самостоятельно выбирать необходимую информацию и работать в команде. Мне  оченьпонравилось участвовать в проекте. На будущее мы планируем изучать национальные особенности культуры других народов  Поволжья.

У каждого народа принято приглашать гостя за богатый стол. Вот и мы от чистого сердца хотим угостить вас национальными блюдами, которые мы приготовили со своими родителями.

Список литературы

1.И.А.Мишина,Л.Н.Жарова  «Диалог культур».Учебное пособие для средней школы, Иркутск 2014 г.

2.     Народы мира. Историко-этнографический справочник, Москва, «Советская энциклопедия», 1988г.

3.     Самарская область (география и история, экономика и культура) Учебное пособие, Самара 1996г.

4.     В.В. Николаев «История предков чувашей. 30 в до н.э.-15в н.э., хроники событий». Чебоксары, 2005 год.

5.     В.П. Тимашев « Наша история» ООО « Офорт» 2005 г.

6.     «Этносы Самарского края». Самара 2003г.

7.     Артур Моро « Степан Эрьзя». Саранск 1997г.

8.  www.ssu.samara.ru

9. www.rusinf.ru/mordva

10. www.tatarlar/ru

11. www.volga-astrakhan.ru

12. ruwiki/com/artikle.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по краеведению "Культура народов Поволжья"

Пояснительная записка по краеведению "Культура народов Поволжья"...

"Пути повышения эффективности деятельности педагога дополнительного образования детей. Национально – региональный компонент в условиях взаимодействия культур народов Поволжья"

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о е...

Дистанционное обучение в рамках реализации образовательной программы "Культура народов Поволжья"

В 2012 году наша школа приступила к реализации образовательной программы "Культура народов Поволжья". Нами охвачены все пять подпрограмм : "Родник - песни народов Поволжья", "Младость" (танцы народов ...

ФЕСТИВАЛЬ «Диалог культур народов Поволжья»

Сколько нас, нерусских у России,              И татарских, и иных кровей.  Имена  носящих не простые,  Но простых  ...

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФК В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Теория и практика формирования самостоятельности личности, верификации самостоятельной работы как формы, метода, средства, ресурса, продукта педагогического и профессионально-педагогического генеза ун...

Рабочая программа "Культура народов Поволжья"

С детства ребёнка надо научить относиться с уважением не только к своему народу, но и к другим народам, к их истории, особенностям их национальной культуры, традициям. Национальная культура – это исто...

Исследовательский проект "Особенности культуры народов Поволжья"

Душа народа, жизнь и быт,Его культура и обряды, Его поэтика и песни, Его ремесла и наряды,В чем суть всего?Постичь придетсяПоколеньям нашим молодым.Все это отголоском отзоветсяИ близким стан...