Ткачева Г.А. Проектирование программы социализации и воспитания учащихся в контексте реализации ФГОС основного общего образования с использованием сетевых проектов
статья на тему

Позитивный опыт работы школы №519 Московского района Санкт-Петербурга в течение десяти лет в статусе школы-лаборатории и экспериментальной площадки по направлению воспитательной работы позволили ей стать одной из шестидесяти базовых площадок в городе по разработке петербургской модели введения ФГОС ООО[1]. Направлением инновационной работы было выбрано проектирование программы социализации и воспитания учащихся в контексте реализации ФГОС основного общего образования.



 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ткачева Галина Александровна директор ГБОУ СОШ № 519

Московского района Санкт-Петербурга

Проектирование программы социализации и воспитания учащихся в контексте реализации ФГОС основного общего образования с использованием сетевых проектов

Позитивный опыт работы школы №519 Московского района Санкт-Петербурга в течение десяти лет в статусе школы-лаборатории и экспериментальной площадки по направлению воспитательной работы позволили ей стать одной из шестидесяти базовых площадок в городе по разработке петербургской модели введения ФГОС ООО[1]. Направлением инновационной работы было выбрано проектирование программы социализации и воспитания учащихся в контексте реализации ФГОС основного общего образования.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход - «...разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». В качестве продуктивного основания для организации эффективного процесса социализации была принята динамичная цель воспитательной работы школы по изменению позиции учащегося со статуса ребенка на статус взрослого человека. Инновационный опыт работы школы по воспитанию и социализации учащихся позволяет говорить о том, что нет прямой связи между возрастом индивида и понятием "взрослый", скорее оно зависит от того, какие роли он принимает на себя по мере взросления. Со взрослостью принято связывать такие новые личностные характеристики, как:

  1. умение брать на себя ответственность, принимать решения;
  2. стремление к власти и организаторские способности;
  3. способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
  4. уверенность в себе и целеустремленность;
  5. склонность к философским обобщениям;
  6. защита системы собственных принципов и жизненных ценностей; способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
  7. формирование индивидуального жизненного стиля;
  8. стремление оказывать влияние на мир;
  9. реализм, рационализм, трезвость в оценках и др.

Воспитание у учащегося качеств взрослого человека потребует изменения результатов и технологии взаимодействия педагога и учащегося в воспитательной работе. Вместо устоявшихся методов убеждения, приучения, примера и принуждения в воспитательном взаимодействии будут шире использоваться методы проектной деятельности учащихся во всех сферах их будущей жизнедеятельности. В этом случае воспитание качеств взрослого человека у учащегося будет происходить как процесс формирования определенных компетентностей человека. Исходя из того, что под компетентностью понимается способность человека выполнять свои социальные и профессиональные роли, в системе воспитательной работы школы №519 основной компетентностью выступает социокультурная компетентность старшеклассника как способность активно жить в социуме. Компетентность как обобщенная способность к решению жизненных и профессиональных задач в социальной жизнедеятельности человека формируется на основе компетенций - знаний, умений, опыта. Классификация необходимых для формирования социокультурной компетентности старшеклассника знаний, умений, опыта позволила выявить шесть ключевых компетентностей[2]

готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию,

- готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность.

«Понятие компетентности включает не только когнитивную и операциональнотехнологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.» (Стратегия модернизации содержания общего образования)[3]. В этом случае компетентности как результат общего образования означают готовность выпускников школы эффективно соорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

Компетентность - результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия. Его значение состоит в том, что:

а)        овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности, (говоря о «способе деятельности», а не о «способности совершать действия», мы имеем в виду, что должно происходить 1) присвоение цели учащимся, а значит, ситуация, позволяющая осознать процесс управления своей деятельностью; 2) интеграция различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей), поскольку освоить деятельность (в отличие от действия) через подражание невозможно.

б)        формируется персональный «ресурсный пакет», который составляет второй после самоуправления слой, необходимый для формирования компетенции,

в)        компетентности ценны как результат образования сами по себе - набор осваиваемых способов деятельности должен быть социально востребованным и позволять учащемуся оказываться адекватным типичным ситуациям.

г)        именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом запроса работодателей (и других заказчиков), который может быть актуален некоторое количество времени, а затем корректироваться в связи с изменением социально-экономической ситуации.

Такой подход к воспитанию и социализации учащихся позволил школе рассматривать социокультурную компетентность как готовность обучающихся к творческой жизнедеятельности в условиях активной воспитательной среды школы в форме социального проектирования.

Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно- ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора»[4].

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности решения проблем (поскольку обязательным условием реализации метода проектов в школе является решение учащимся собственных проблем средствами проекта) а также освоение способов деятельности, составляющих коммуникативную и информационную компетентности.

Особой разновидностью проектов является сетевой проект. Сетевой учебный проект - это совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на совместное достижение результата, ориентированная на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляющая часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Актуальность применения сетевых проектов обусловлена приоритетностью сетевых форм организации работы учреждений различного профиля, закрепленная в Ст. 15 Федерального закона об образовании в Российской Федерации. «Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой».

Существующий опыт инновационной работы школы по организации воспитания и социализации учащихся позволил ей профессионально приступить к проектированию программы социализации и воспитания учащихся в контексте реализации ФГОС основного общего образования. Отправной точкой работы стал приказ директора о создании рабочей группы педагогов и представителей администрации и утверждение программы ее деятельности на учебный год. В содержании программы предусматривалось создание необходимой локальной нормативной базы, разработка программ по направлениям воспитания и социализации, проведение методической работы с педагогами и общественно-профессиональная экспертиза результатов со стороны педагогической и родительской общественности.

Разработка программы социализации и воспитания учащихся изначально шла в русле требований ФГОС ООО. В соответствии со Ст. 11 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
  2. преемственность основных образовательных программ;
  3. вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
  4. государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Поэтому нормативно-правовая сторона деятельности рабочей группы школы строилась в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, целям, планируемым результатам, содержанию и организации воспитательного процесса на ступени основного общего образования и была направлена на формирование общей культуры, духовнонравственного, гражданского, социального, личностного и интеллектуального развития, саморазвития и самосовершенствования обучающихся, обеспечивающего их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

Каждый член рабочей группы был координатором разработки своей части программы социализации и воспитания учащихся по направлениям:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  3. Воспитание трудолюбия, сознательного творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
  4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
  5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному; формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание);
  6. Воспитание социальной ответственности и компетентности.

В функционал координатора входила организация работы по интеграции имеющегося опыта работы школы по направлению и требований со стороны ФГОС. В качестве примера содержания работы и возникающих трудностей хотелось бы привести разработку программы воспитания экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Экологическое направление является приоритетным направлением воспитательной деятельности школы. Целью программы стало:

  • повышение уровня компетентности учащихся в вопросах личной, социальной, экологической и здоровьесберегающей культуры;
  • формирование осознанной потребности в здоровом образе жизни.

Для реализации поставленных целей, по мнению членов рабочей группы, было необходимо решение следующих вопросов:

  1. Сохранение и дальнейшее развитие педагогического коллектива, систематическое повышение квалификации сотрудников путём проведения их современной аттестации.
  2. Использование педагогами школы современных технологий:        «Проблемное

обучение», «Учебный проект», «Социальное проектирование», «Развития критического мышления», «Самостоятельной деятельности школьников», «Исследовательской деятельности», «Диалогового взаимодействия», «Педагогическая мастерская», «Портфолио», « ИКТ».

  1. Совершенствование системы методической работы через деятельность методических объединений, творческих групп, школьного самоуправления, сетевого взаимодействия.
  2. Формирование стабильной психолого- педагогической службы, способствующей более быстрой социально- педагогической адаптации обучающихся, педагогов и родителей.
  3. Мониторинги психологической адаптации и состояния здоровья учащихся.
  4. Совершенствование системы воспитательной работы: организация совместных праздников, кружков, секций, спортивных соревнований, вовлечение учащихся в деятельность детских общественных организаций и школьных сообществ экологической направленности; использование современных технологий воспитания.
  5. Использование современных информационных технологий.

Проведенный анализ возможностей школы и педагогического коллектива, позволил выделить их сильные стороны, на которые можно опираться в реализации программы воспитания экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:

  1. В школе создана современная информационно насыщенная образовательная среда «Информационный центр» с широким применением новых, в том числе информационнокоммуникативных технологий, обеспечивающих качественные изменения в организации и содержании педагогического процесса, а также в характере результатов обучения на всех его ступенях.
  2. В школе сложились устойчивые модели предпрофильной и профильной подготовки учащихся на основе оптимального сочетания качественного уровня школьного образования с широким спектром дополнительного образования в эмоционально привлекательной воспитывающей среде.
  3. Разработана и успешно реализуется Программа развития школы по экологии, в рамках которой определены:
  • содержание и формы повышения квалификации педагогов (как внутришкольной профессиональной учебы, так и повышения квалификации, организуемого и проводимого совместно с Академией постдипломного педагогического образования, информационнометодическим центром Московского района);
  • комплекс необходимых мероприятий для расширения информационного пространства ученика и учителя;
  • развитие воспитательной системы школы;
  • расширение и развитие системы дополнительного образования;
  • реализация деятельности по укреплению и сохранению здоровья обучающихся;
  • создание условий для личностного роста каждого ребёнка.
  1. Разработана программа экологического воспитания в соответствии с ФГОС второго поколения «Человек и природа».
  2. Постоянно корректируются и внедряются в практику работы школы оптимальные формы эффективного управления образовательным учреждением, что позволяет успешно решать главную задачу: сохранение и развитие единого образовательного пространства школы, а также сохранение преемственности при переходе учащихся с одной ступени образования на другую.
  3. Регулярно проводится анкетирование родителей и учащихся, руководителей, педагогов и сотрудников школы, результаты исследований, проводимые педагогом - психологом, показывают высокую степень удовлетворенности школьников, родителей качеством оказываемых образовательных услуг, уровнем требований к учащимся, стилем взаимоотношений «учитель- ученик», перспективами развития образовательного учреждения, определенными руководителями школы.
  4. Дополнительными показателями развития школы являются аналитические материалы, ежегодно публикуемые на школьном сайте и в школьной печатной газете.
  5. К числу несомненных достижений школы стоит также отнести:
  • участие в реализации социально значимых проектов;
  • распространение практики представления учащимися интеллектуально-творческих портфолио личных достижений;
  • участие в школьных, районных и городских олимпиадах по различным предметам;
  • развитие ученического самоуправления, смысл которого заключается в обучении детей основам демократических отношений в обществе, в умении их управлять собой, своей жизнью в коллективе;
  • разработка и реализация школьных социальных проектов;
  • реализация деятельности по укреплению и сохранению здоровья обучающихся;
  • работа спортивных секций,
  • проведение традиционных школьных мероприятий: «День Здоровья», «Месячник экологических знаний», легкоатлетических кроссов, первенств школы по футболу и волейболу;
  • выпуск экологической газеты;
  • работа летного оздоровительного лагеря;
  • участие в конкурсах «Лыжня России» и «Кросс нации».

Все вышеперечисленные факты свидетельствуют о наличии в школе активной здоровьесберегающей среды, способствующей формированию благоприятных, психологически комфортных, педагогически оправданных условий получения обучающимися качественного полного среднего образования, соответствующего их личностному потенциалу, обеспечившее готовность к продолжению образования и способность к решению социально и личностно значимых проблем в различных сферах деятельности.

Технологии и формы воспитания экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни стали результатом систематизации отработанных в школе форм занятий по заданным во ФГОС видам деятельности:

Виды деятельности

Формы занятий

Получение представлений о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях        человеческого

организма,        их        обусловленности

экологическим качеством окружающей

-тематические классные часы: «Твоё здоровье в твоих руках», Твоё здоровье- дело твоих рук», «Мир, в котором мы живём», «Экология родного города», «Здоровье- ценность человека» и др.;

-анкетирование;

среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья.

-мониторинг состояния здоровья;

  • мониторинг актуальных экологических проблем;
  • экологический субботник (на территории школы); -походы в рамках «Дня Здоровья».

-внеклассные мероприятия:

«День Здоровья», «Лыжня России», «Лёгкоатлетический кросс», «Кросс нации» и др.

Участие в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни

Месячник по профилактике табакокурения, наркомании и СПИДа:

  • тематические общешкольные классные часы: «Твоё здоровье в твоих руках», «Человек- созидатель или...», «Экология человека- это жизнь человека» и др.;

-конкурс рисунков и плакатов: «Скажем наркотикам НЕТ», «Среда обитания: береги ее».

Общешкольные мероприятия:

  • «День воды»;
  • «Человек и природа», и др.

-устные журналы для младших школьников «Природа- мой дом»;

  • флешмоб «Среда обитания»;
  • выпуск экологической газеты;
  • создание роликов социальной рекламы;
  • круглый стол в рамках сетевого сообщества «Химия. Школа 519».

Составление правильного режима занятий        физической        культурой,

спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом        экологических        факторов

окружающей среды и контролирование их выполнения в различных формах мониторинга.

-спортивные секции, кружки;

-классные часы: «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» «Правильное питание», «Здоровый образ жизни»,

«Наши друзья витамины», «В здоровом теле здоровый дух», «Личная гигиена», «Режим дня», «Осторожно на воде»;

-внеклассные мероприятия: «Веселые старты», «Меткий стрелок», «Лучший лыжник», «Весёлые старты» и др; -просмотр видиофильмов на экологическую тематику; -исследовательская работа и проектная деятельность: -мониторинг        состояния        окружающей        среды

микрорайона.

Получение представлений о возможном негативном влиянии различных экологических факторов на здоровье человека.

-беседы с педагогами, школьным психологом, медицинскими работниками, родителями.

Приобретение        навыка

противостояния негативному влиянию сверстников        и        взрослых        на

формирование вредных для здоровья

Тематические классные часы: «Скажем наркотикам НЕТ», «Мы против табака», и др.

Конкурс плакатов и рисунков: «НЕТ-табаку», «НЕТ- наркотикам» и др.

привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет»)

Разработка и реализация учебноисследовательских и просветительских проектов по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.

-проекты-миниатюры:

«Борьба        с        бытовыми        отходами»;

«Влияние промышленных предприятий на экологию родного города» и др.

Ключевым компонентом программы стали планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся по экологическому направлению на ступени основного общего образования. Прогнозируемая модель личности ученика была представлена в следующих результатах воспитательной работы:

  • осознает ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, роль экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья;
  • имеет опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения;
  • умеет демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
  • знает нормы и правила экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
  • умеет анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать их последствия для здоровья человека;
  • имеет негативное отношение к вредным привычкам, отрицательно относится к лицам, пропагандирующим их;
  • владеет умением сотрудничества, связанного с решением местных экологических проблем;
  • имеет опыт в разработке и реализации учебно-исследовательских проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья.

По мнению членов рабочей группы, эти результаты могут быть отслежены при формировании портфолио учащихся. На сегодняшний момент различные авторы характеризуют портфолио учащегося как:

  • коллекцию работ учащегося, всесторонне демонстрирующую не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами;
  • выставку учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
  • форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося;
  • антологию работ учащегося, предполагающую его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самоанализ и самооценку[5].

При этом все отмечают, что цель создания портфолио учащегося может сводиться к доказательству прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности и т.д. Таким образом, акцент смещается с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме,

данному предмету, в интеграции качественной оценки. И, наконец, акцент переносится с оценки обучения на самооценку.

Портфолио содержит краткие записи, связанные с ходом выполнения проекта; схемы, таблицы, графики, диаграммы; отчеты; наблюдения; планы и результаты исследований; аудио- и видеоматериалы, описания работ; справки; грамоты; сертификаты и т.д.

Каждый материал или группа материалов, помещенных в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чем свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать на основании, какие ошибки допущены и что с ними делать...). Комментарии не большие по объему, состоят из одного-двух предложений.

Материалы могут быть перемещены учащимся в пределах портфолио или изъяты из портфолио. (Например, учащийся в какой-то момент работы над портфолио рассматривает какие- либо собственные результаты как достижения, но впоследствии расценивает те же результаты как рабочий момент, то материал будет перемещен из раздела «Достижения» в «Рабочие материалы», если этот материал сделан учащимся самостоятельно.). Элементы портфолио датируются, чтобы можно было отследить динамику работы учащегося.

Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса в саморазвитии[6]. Работа с портфолио всегда ведется так, что ученик не просто проектирует свой портфолио, а определяет конкретное место (часть раздела, рубрики или специальный файл портфолио), в котором размещается результат его самооценки. При работе с портфолио учащийся организует самоконтроль; осознает, как происходит процесс учения, освоения определенной деятельности; делает выводы о том, насколько эффективны для него лично те или иные стратегии, насколько соответствуют его индивидуальности; оценивает свои достижения и возможности, собственное продвижение[7].

Таким образом, опыт работы школы №519 по проектированию программы социализации и воспитания учащихся в контексте реализации ФГОС основного общего образования показывает, что модель перехода системы образования на образовательные стандарты второго поколения, с одной стороны, опирается на положительный опыт работы образовательных организаций, а, с другой стороны, является мощным мотивационным фактором инновационного развития школ и педагогических коллективов.

Литература:

  1. Елизарова Г.В. О природе социокультурной компетенции / Сб. Слово, предложение и текст как интерпретирующие системы. СПб.: Тригон, 1999. С.250.
  2. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург. Изд-во Уральского гос. ун-та. 2005. С.74.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. -М.: Academia, 2000. -С.151.
  4. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. - М.: Сентябрь, 2001. С. 121.
  5. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся //Директор школы. - 1998. - № 3. - С.76.
  6. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: 2001. 43 с.
  7.  Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых - компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений. - Самара: Изд-во ЦПО, 2005. С.86.

[1]        Письмо Комитета по образованию 01-16-3842/12-0-0 от 19.11.2012об утверждении перечня ОУ - базовых площадок по отработке введения ФГОС ООО в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО, утверждённого распоряжением Комитета по образованию от 08.08.2012 № 2222-р

[2]        Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений. - Самара: Изд-во ЦПО, 2005. С.86.

[3]        Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001. С.43.

[4]        Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. -М.: Сентябрь, 2001. С. 121.

[5]        Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся //Директор школы. - 1998. -№ 3. -С.76.

[6]        Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. - М.: Academia, 2000.-С.151.

[7]        Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. - М.: Academia, 2000.-С. 156.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Проектирование урока в условиях реализации ФГОС основного общего образования...

"Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования"

Место исторических знаний и требования к уровню их освоения в контексте ФГОС. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения истории....

«Использование современных технологий обучения истории в контексте реализации ФГОС основного общего образования»

Данный проект является результатом моей работы по изучению программы использования современных технологий обучения истории  и применению УУД на уроках истории  в школе. Проект служит и...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования.

Обязательная коммуникативная направленность процесса обучения языку должна найти отражение в целях, содержании, структуре, методах и приемах работы на каждом отдельном уроке и в системе уроков в...

Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».

Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

Программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» (реализация ФГОС основного общего образования)

   Разработанная программа внеурочной деятельности «В мире иностранных языков» является актуальной, так как направлена на развитие коммуникативной компетенции   школьников, ...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...