Методическая разработка занятия на тему "Проблемы рационального питания"
методическая разработка (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Искра Ольга Юрьевна

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 %  детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Несомненно, что это отразится и на здоровье последующих поколений.

У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие /дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др./, что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.

Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей,  экологической обстановки в местах      проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

Поэтому, на мой взгляд, было целесообразно провести одно из заседаний кружка «Юный естествоиспытатель» на тему: «О проблемах рационального питания», которое  затрагивает проблемы здоровья школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проблемы рац питания78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                   

МКОУ Бутурлиновская СОШ №1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ: «ПРОБЛЕМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО  ПИТАНИЯ»

          Подготовила: Искра О.Ю. учитель химии и биологии.

г. Бутурлиновка

2012 г.

Методологическое обоснование.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Это тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 %  детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Несомненно, что это отразится и на здоровье последующих поколений.

У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие /дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др./, что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения.

Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей,  экологической обстановки в местах          проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

Поэтому, на мой взгляд, было целесообразно провести одно из заседаний кружка «Юный естествоиспытатель» на тему: «О проблемах рационального питания», которое  затрагивает проблемы здоровья школьников.

Говоря о проблемах рационального питания, необходимо подчеркнуть, что эти проблемы не только химии и биологии, но и других предметов: физики, экологии, математики, истории, эстетики, психологи.  Таким образом, мы затрагиваем межпредметные связи в ходе занятия и реализуем метапредметный подход в обучении.

Предварительная подготовка

За 1 неделю до занятия были розданы следующие задания:

1. Сообщения о химическом составе пищевых продуктов. (По 2 минуты – члены кружа).

2. Стихотворение «Теперь советуюсь с врачом». (Выучить – член кружка).

3. Члены кружка оформили схемы, таблицы. (Для объяснения нового материала).

4. Желающим – приготовить рецепт блюда отвечающего следующим критериям:

  • название и оригинальность,
  • содержание ккал,
  • полезность,
  • быстрота приготовления,
  • вкус.

Были приглашены, на кружок по 3 человека из каждого класса, ученики которых не посещают данный кружок. Цель этого: агитация обучающихся заниматься кружковой работой.

После сообщения нового о проблемах рационального питания, школьникам   было предложено заняться практической деятельностью по составлению своего рациона завтрака с учетом индивидуальных особенностей.

Для этого необходимо пользоваться таблицей «Суточная потребность в пищевых веществах  для взрослого человека» и номограммой.

Номограммой следует пользоваться так (прилагается): на рисунке изображены 3 шкалы:

I  - рост

II – вес тела

III – отклонения от идеального веса.

Если соединить  линейкой рост и точку «нуль» на шкале   III, тогда на шкале веса тела вы найдете цифру идеального веса, - процент отклонения от идеала.

После этих операций школьники должны сделать вывод о целесообразности употребления на завтрак выбранных ими продуктов на 875 ккал. (Из таблицы 1).

В результате таких негложных действий у студента вырабатывается умение подбирать себе сбалансированный рацион питания, который бы отвечал основным правилам рационального питания.

Пропагандируя здоровый образ жизни не только на кружковых занятиях, но и на уроках химии и биологии (возможно и на  других предметах), можно надеяться хоть на какой-то сдвиг в ситуации, сложившейся за недавнее время со здоровьем школьников.

Проблемы рационального питания.

План

1. Межпредметные связи для сообщаемой темы (5) – актуализация и мотивация.

2. О химическом составе пищи (ее калорийность).

3. Основные принципы питания.  

4. Режим питания подростка (составление пищевого рациона).

5. Рецепты блюд от школьников (с расчетом калорийности).

Оборудование:

  1. Таблица. «Энергетическая ценность некоторых пищевых продуктов».
  2. Таблица. «Суточная потребность  в пищевых веществах и энергии  взрослого человека».
  3. Таблица. «Вес реальный и вес идеальный (зависимость роста человека, типы сложения и веса)».
  4. Выпуск газеты: «Химия на столе».
  5. Сборник рецептов «Кухня раздельного питания».
  6. Заповедь Гиппократа (эпиграф к занятию).
  7. Стихотворения: «Теперь советуюсь с врачом».
  8. Рецепты блюд школьников.

Заповедь Гиппократа: «Человек рождается здоровым, а болезни приходят к нему через рот с продуктами питания».

  1. М.П. – связи для сообщаемой темы.

Проблема рационального питания – это проблема не только предметов химии и биологии, но и многих других:

1) Химия.  Изучает вещества,  которые поступают в организм человека с пищей.

2) Биология. Изучает биологические объекты, основа которых – клетка (энергетическое и пластическое обеспечение клетки и их закономерности).

Вопрос: Как называется основной процесс, протекающий в организме непрерывно? В чем он заключается? На какие два этапа делятся?

3) Физика. Как и химия изучает закон о сохранении и превращении энергии. О чем он?

4) Экология. Рациональное питание – экологически здоровья пища.

5) История. «Скажи твои любимые блюда, и я скажу,  где твоя Родина».

Например,  Японцы любят рис,  русские – щи и картошку, узбеки – плов, англичане – овсянку, украинцы – «?».

6) Математические дисциплины. Знание этих дисциплин позволяет с помощью несложных арифметических действий  рассчитать пищевой рацион для любого человека в зависимости от требований к его здоровью.

Составление пищевых рационов называется – калькулированием.

7) Эстетика. Блюдо должно быть  приготовлено не только вкусно, но и красиво. Красиво и эстетично должен сервироваться стол перед каждым приемом пищи. Например, известно, что красная посуда усиливает аппетит, а синяя – подавляет.

  1. О химическом составе пищи.

             (работа по таблице):

«Суточная потребность в пищевых веществах и энергии взрослого человека».

Белки:

Без белков нет жизни на земле. Белки служат основным строительным материалом клеток, источником энергии, и образования гормонов и ферментов. С ними связаны многие жизненные функции, как перенос кислорода, иммунные процессы, сокращение мышц. Некоторые белки ускоряют хим. реакции, т.е. выполняют роль катализаторов.

Суточная потребность в белках для человека составляет – 85 грамм. Белки содержаться в растительных и животных, таких как: мясо, рыба, яйцо, творог, сыр, молоко, фасоль, горох, соя, хлеб, рис. Достаточное содержание белка в пище способствует регуляции функций  коры головного мозга, повышает тонус центральной нервной системы.

Потребность в белках зависит от возраста. Пола, а также от характера трудовой деятельности и энергозатрат.

Чем больше энергозатрат, тем больше человеку требуется белков.

Жиры:

Жиры также относятся к основным пищевым веществам и являются важным компонентом в нашем питании. Они представляют источник энергии, превосходящей другие пищевые вещества: 1 г. жиров дает организму 9 ккал. 1 г. белка – 4 ккал, а 1 г. углеводов – около 4 ккал. Жиры входят в состав клеток  и тканей организма, участвуют во многих жизненно важных функциях.

Жиры требуются организму  разнообразные по составу. Особое внимание придается ненасыщенным жирным кислотам, оказывающим стимулирующее действие на защитные механизмы организма, повышающим его устойчивость к инфекционным заболеванием. Указанные жирные кислоты относятся к незаменимым, не  синтезируемым в организме компонентам. Потребность в них может быть удовлетворена только за счет пищи, прежде всего,  за счет растительных масел (подсолнечного, хлопкового, оливкового, кукурузного и др.).

Суточная потребность в жирах определена примерно в тех же количествах, что и белка, и зависит, в частности, от энергозатрат и возраста человека. Так, в суточный рацион пожилых следует включать не более 75-80 г. жиров. Из общего количества жиров примерно 30% должны составлять растительные масла. Необходимо иметь в виду. Что определенное количество жиров входит во многие пищевые продукты. Богаты жирами некоторые виды мяса и рыбы, сыр, кондитерские изделия.

Углеводы -  основной по потребляемому объему источник энергии. Некоторые компоненты углеводов являются составной частью клеток и тканей организма. При избыточном употреблении возможен переход углеводов в жиры.

Потребность в них зависит от характера работы и энергозатрат и в среднем составляет 400-450 г. в сутки. Предполагается, что в ближайшие 10 лет 30-50%  потребности в сахаристых веществах в мире будет удовлетворяться за счет производства глюкозо-фруктоз их спиртов.  Фруктоза – самый сладкий  природной сахар, поэтому может потребляться в меньшем количестве, чем сахароза, и ее могут употреблять не только здоровые люди, но и страдающие диабетом.

Витамины – биоактовные вещества, имеющие большое значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма, они повышают физическую и умственную  работоспособность человека, способствуют устойчивости организма к различным заболеваниям.

Большинство витаминов не синтезируется в организме, поэтому необходимо постоянное поступление их с пищевыми продуктами или в виде витаминных препаратов.

Витамин «С» - содержится в шиповнике, черной смородине, зеленый лук, капуста, лимон. Необходим для поддержания иммунитета.

«В1» - в дрожжах, орехах. Его недостаток вызывает мышечную слабость, раздражительность.

«В2» - в дрожжах, разных крупах,. Недостаток ухудшает  зрение, вызывает стематиты.

«В6» - в печени, яйцах, рыбе. Оказывает регулирующее влияние на нервную систему.

«В9» - в почках и печени.  Участвует в системе  аминокислот.

«В12» - в продуктах животного происхождения.(особенно в печени).

Недостаток его вызывает малокровие (низкий гемоглобин крови),

«РР» - в хлебе, крупах мясе. При недостатке – кожные заболевания («шершавая кожа»).

«А», «Д», «Е» - поступают в организм только с жирами.

 «А» - в продуктах животного происхождения. При его недостатке страдают все слизистые оболочки и кожа. А также снижается зрение.

«Д» - в печени трески, сливках. Он обеспечивает всасывание кальция и фосфора. Недостаток вызывает рахит у детей.

«Е» - в растительных маслах. Он связан с функцией желез внутренней секреции (это половые железы, щитовидная железа и гипофиза – «гормон роста»).

Минеральные вещества.

Минеральные вещества принимают участие в построении клеток и  тканей организма, в деятельности ферментных систем.

Существуют две группы минеральных веществ: макроэлементы  и микроэлементы. Суточная потребность человека в макроэлементах (натрий, кальций, фосфор, магний, калий, железо)  измеряется миллиграммами и граммами, а в микроэлементах (медь, цинк, марганец, кобальт, молибден, хром, никель, йод, фтор, кремний) - потребность в десятки и сотни раз меньше.

Много в организме человека солей кальция. Он играет важную роль в обмене веществ, способствует поддержанию нормальной  возбудимости нервной и мышечной ткани. При недостатке кальция наблюдается ломкость костей, плохо образуется костная мозоль после переломов.

Соли кальция находятся во многих пищевых продуктах, например в крупах, овощах. Однако наиболее хорошо усваивается кальций, содержащийся в молоке, молочнокислых продуктах, куриных яйцах.

Норма кальция для взрослого человека составляет 800 – 1000 мг в день. Практически 100 г сыра или пол-литра молока обеспечивают суточную потребность в кальции.

Железо.

Еще один макроэлемент – железо. Потребность в нем невелика и исчисляется примерно 15 мг в сутки, однако соединения железа являются необходимой составной частью многих тканей организма. Так. Красные кровяные тельца (эритроциты) содержат значительное количество железа. Оно входит также в состав некоторых ферментов. Недостаток его в пищи может вести к развитию малокровия. Железо есть в мясе, хлебе, во многих овощах, фруктах.

Йод.

Йод необходим для образования тироксина – гормона щитовидной железы. Отмечено влияние йода на снижение уровня холестерина в крови.

Неудивительно поэтому, что он издавна считается одним из эффективных средств, способствующих профилактике атеросклероза. Наибольшее количество его содержится в морских водорослях, морской рыбе. Есть он также в мясе, яйцах, молоке, в различных овощах и фруктах  - свекле, салате, моркови, картофеле, капусте, огурцах, яблоках, винограде, сливах.

Фтор.  

Фтор необходим для построения костной ткани, участвует  в процессах формирования зубной эмали. Достаточное количество фтора в рационе способствует профилактике кариеса зубов. Основной источник этого микроэлемента – питьевая вода. Однако фтор содержится и в продуктах питания, например в рыбе (особенно в треске и соме), печени, орехах мясе, различных овощах и фруктах, овсяной крупе, а также в чае.

  1. Основные правила рационального питания.

Заповедь Гиппократа гласит: «Человек рождается здоровым, а болезни приходят к нему через рот с продуктами питания».

Поэтому для того, чтобы оставаться здоровым, необходимо рационально питаться.

Чем же значит питаться рационально?

Рациональное питание – это соблюдение основных принципов питания.

1-й принцип:  равновесие между поступающей с пищей энергией и энергией, расходуемой человеком во время жизнедеятельности, т.е.  баланс энергии.

Зная химический состав пищи, легко подсчитать, сколько энергетического  материала получает человек в сутки. Закон сохранения энергии является абсолютным, он действует и в клетках организма. Поэтому нормальное питание – это баланс поступления энергии в соответствии с расходом на обеспечение жизнедеятельности.

При длительном недостатке энергетически ценной пищи организм не только расходует резервные углеводы и жиры, но и белки скелетных мышц, поэтому наблюдается общее ослабление организма, подает иммунитет, человек часто болеет.

При длительном избытке потребления калорийной пищи  образуется подкожный жир, т.е. происходит увеличение массы тела, чему также  сопутствуют разнообразные болезни.

Разберите этот принцип на простом примере:

Если хочется съесть к обычному завтраку пирожок массой 100 г.  и калорийностью 400 ккал и ни на грамм не поправиться, то достаточно пробежать «трусцой» 3 – 4 км. Или сделать несколько сот приседания, или – 1час плавать.

Информация: чтобы сбросить 0,5 кг. Жира необходимо:

  1. пройти со скоростью 3,2 км/ч  расстояние 232 км, или
  2. пробежать в темпе марафонского бега 69 км, или
  3. проскакать на лошади 9,5 ч,  или
  4. танцевать фокстрот в течение 16 часов, или
  5. исполнять произведения Бетховена в течении 30часов.

2-й принцип: удовлетворение потребности в основных пищевых веществах.

К настоящему времени выяснено, что оптимальным в рационе практически здорового человека является соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1, 2:4.

Это соотношение наиболее благоприятно для максимального удовлетворения как пластических, так и энергетических потребностей организма человека.

Итак, мы знаем, сколько белков, жиров, и углеводов человеку нужно и в каком соотношении. Однако сами по себе эти вещества имеют разный состав. Посмотрим, какие компоненты белков, жиров и углеводов нужны и в каком количестве.

1) Оптимальное соотношение животных и растительных белков находятся в пределах от 60:40 до 50:50.

2) Соотношение растительных и животных жиров составляет 3:7.

Повышенное содержание в пищевом рационе жиров животного происхождения способствует развитию атеросклероза и ишемической болезни сердца.

3) Углеводная часть пищевого рациона состоит (400 г.) из крахмала, целлюлозы, ди- и моносахаридов.

Для профилактики диабета рекомендуется, чтобы содержание моно- и ди сахаридов в суточном пищевом рационе не превышала 50-100 г., при чем важно, чтобы это количество равномерно распределялось по отдельным приемам пищи.

Установлена прямая зависимость между потреблением сахара и возникновения кариеса зубов.

4) В рацион здорового человека обязательно должны входить пищевые волокна – пектин и клетчатка (10-15 г. в сутки). Они стимулируют моторику ЖКТ.

5) В зимне-весенний период, когда содержание витаминов в продуктах снижено, необходимо применять поливитаминные препараты.

6) Целесообразно устраивать «рыбные», «молочные», «овощные» дни. Чем больше фантазии вы проявите при составлении меню, тем лучше.

7)  Питайтесь по возможности разнообразнее.

  3-й принцип: режим приема пищи.

Здесь имеется в виду регулярность и умеренность.

4-й принцип: раздельно-адекватное питание (схема).

По теории Шелтона все продукты делятся на 3 группы: белки, углеводы и живые продукты.

Суть Р. А. П.:

в ЖКТ белки расщепляются кислотными реагентами, а углеводы – щелочными. Живые продукты переваривают сами себя. Жиры сочетаются с белками и углеводами.

Несовместимы – белки и углеводы, т.к. они вызывают в организме усиленное выделение противоборствующих кислотного и щелочного секрета, которые в итоге пищу полностью не переваривают, и организму принесут вред (т.е. каловые массы в кишечнике  - их от 5 до 25 кг у человека).

Другими словами, перерыв между приемами белковой и углеводной пищей должен составлять 2 часа.

Важно знать, что

- дыня – «санитар» - вообще не совместимый продукт.

- существует  проблема «молока»  (оно содержит белок-козеин) расщепляется урелазой (и углевод – лактозу). Урилаза с возрастом перестает синтезироваться,  т.е. молоко и молочные продукты – вредны  для взрослого организма.

В заключении,  о рациональном питании послушайте стихотворение Санина  «Теперь советуюсь с врачом».

О, диетические бденья!

О, жизнь нелегкая моя!

На тучной ниве похуденья

Изрядно потрудился я.

Все расскажу вам по порядку,

Во всем признаюсь наповал…

Увы, не делал я зарядку,

Ходьбу и бег не признавал.

Однажды стало не до шуток-

Я свой костюм не смог надеть.

Поголодав 15 суток,

Я начал на глазах худеть.

Осталось мне совсем немного,

Чтоб в форму прежнюю войти…

Жена позвала «Неотложку» -

Успели все-таки спасти…

На голливудскую диету

Я перебрался поскорей,

Но помешали три банкета:

Два дня рожденья, юбилей.

Дни упоительно летели,

Однако же не буду врать:

За эту страдную неделю

Я, сбросив два, прибавил пять…

Я взял контроль над поведением

(В решеньях и скор, и смел)

И занялся сыроеденьем,

Не сыр, я, а сырое ел.

Сначала было очень грустно,

Но я, друзья, не унывал,

Сырое мясо и капусту

Водой сырою запивал.

Я в этом трудном поединке

НЕ отступил и не юлил

И начал таять, словно льдинка,

Но вдруг желудок зашалил.

И так прихватывал порою,

Так прижимал, что хоть кричи!

Тогда я плюнул на сырое

И снова перешел на щи.

И уксус дела не исправил,

МИ медью телу не помог…

Диеты модные оставил,

Когда не в шутку занемог.

Теперь советуюсь с врачами,

Разумно ем и сплю ночами.

С одышкой больше не знаком,

Купол эспандер и гантели -

Здоровый дух в здоровом теле.

4. Режим питания подростка.

На 1 день подростку необходимо 3500 ккал.

Задание: зная 4 правила рационального питания, составьте свой рацион завтрака.

На доске соотношение:

25% - завтрак

50% - обед

15% - полдник

10% - ужин

Составим пропорцию:

3500 ккал – 100%

х ккал – 25%

х = 875 ккал.

Пользуясь табл. «Энергетическая ценность пищевых продуктов», …. Продукты для завтрака на 875 ккал, учитывая условие, что 875 ккал – для подростка с идеальной массой тела.

Для того, чтобы определить свой идеальный  …. и  отклонение от него, воспользуйтесь табл. «ВЕС идеальный, вес реальный».

Зная свое отклонение от нормальной массы тела, сделайте вывод о целесообразности использования выбранного вами набора продуктов к завтраку.

5. Рецепты блюд, приготовленных школьниками.

Конкурс на самое быстрое приготовление, вкусное, эстетично оформленное блюдо.

6. Занимательное тестирование.

«Что вы за фрукт?»

Почти каждый человек имеет свой любимый плод, утверждает ан.уч. Канц – автор книг «1001 способ рождения своей личности». Ваша привязанность к тем или иным фруктам обнаруживает черты вашего характера.

Яблоки – человек усердный и немного старомодный. Начальство любит вас, т.к. вы готовы выполнить любое поручение. Вы себе на уме.

Персики – хороший компаньон и психически совместимы с большинством окружающих. Порой на вас «находит», и трудно понять шутите ли вы, или говорите серьезно.

Клубника – вы человек веселый, гостеприимный, умеете ладить с людьми. Вы любите красивые вещи и умеете их ценить. Ревнивы.

Арбуз – положительная личность! Всегда стараетесь «улучшить» жизнь. Дома – покладистая жена и мать.

Бананы – в душе вы мягкий и уступчивый человек, хотя ваша  внешность и манеры говорят будто бы о грубости и недоступности. Вы сентиментальны и легко ранимы.

Виноград – умеете хранить тайны. Но иногда чересчур скрытны. Это контрастирует с вашими организаторскими способностями и стремлением участвовать во всех коллективных акциях.

Черешня – вы нежны. Вежливы. Всегда готовы доставить удовольствие другим, даже в ущерб себе.

Сливы – вы не терпите критики в свой адрес, хотя сами нередко придирчивы.

Груши – с таким человеком лучше всего дружить. Они спокойные и дружелюбные, любят юмор.

Апельсины – в душе считают себя аристократками и это говорит о многом.

Если вы одинаково привязаны к нескольким фруктам, то вам присущи черты характера для этих плодов, и к этому надо добавить,  что вы противоречивы, непостоянны и капризны.

Литература

1. Н.М. Скурихин, А.П. Нечаев: «Все о пищи с точки зрения химика: М. – «Высшая школа», 1991 г.

2. Ред. – сост. Л.В.Прошина: «Семья: 500 вопросов и ответов», - М,: «Мысль», 1994 г.

3. Н. Семенова: «Кухня раздельного питания», Санкт-Петербург, 1998 г.

4. ДЖ. Нейрхард, М. Витнштейн: «Властелин эмоций», Санкт-Петербург, 1997 г.

5. Михаил Миллер: «Карта. Изменение будущего», Москва, 1996 г.

6. «Биология в школе» - научно-технический и методический журнал», №6. 1997 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка занятия "Оценка качества продуктов питания"

Методическая разработка ориентирована на детей в возрасте 11-15лет. Цель: научиться проводить первичную экологическую оценку качества продуктов питания, оценивать безопасность их использования. В...

Методическая разработка занятия "Каши в рационе питания"

Тема: «Каши в рационе питания.». Цель. Закрепить знания о крупах и злаковых культурах, представление детей о значимости каши в рационе питания, его пользе для здоровья. Задачи.  Образов...

Методическая разработка по теме "Рациональные числа"

Данная методическая разработка посвящена  изучению раздела «Рациональные числа»  образовательной программы математики в 6 классе. Автор ставит своей целью обобщить и систематизировать ...

Разработка занятия по правильному питанию "Хлеб да каша - пища наша"

Цель: расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;            сформировать представление детей о многообразии ассортимента...

Комплексное учебно-методическое обеспечение занятия "Классификация продуктов питания"

Уважаемые коллеги! Данное занятие является проектным. Представленный материал содержит как подробные рекоммендации так и свободное пространство для Ваших творческих решений. Желаю всем успешного сотру...

Методическая разработка занятия внеурочной деятельности «Формула здорового питания»

Тема: «Я и мое здоровье!».Цель: Формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образаЗадачи:- Развивать у учащихся представлений о здоровье как одной из важней...

Методическая разработка занятия в рамках работы «Точка Роста» « Определение кислотности продуктов питания ( фруктов)»

Данное занятие разработано в рамках работы «Точка Роста» и рассчитано на обучающихся 8-10 классов. В рамках занятия обучающиеся знакомятся со способами определения кислотности, методикой п...